Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСЕНИЯ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ'

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСЕНИЯ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА / КОЛЛЕКТИВ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДБОР ЛИЧНОГО СОСТАВА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров А.Ф.

В статье рассматривается морально-психологическое обеспечение караульной службы. Показано, что морально-психологическое сопровождение формирует и развивает морально-боевые и психологические качества у военнослужащих, обеспечивает их готовность к решительным действиям по пресечению любых попыток нападения на охраняемые объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фёдоров А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF ORGANIZATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CARAUL SERVICE

The article deals with the moral and psychological support of the guard service. It is shown that the moral and psychological support forms and develops the moral, combat and psychological qualities of servicemen, ensures their readiness for decisive actions to suppress any attempts to attack the protected objects.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСЕНИЯ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»

важных принципов экспериментального обучения, позволяющий заинтересовать курсанта, привлечь его к научной работе, показать, как конкретную дисциплину можно применить к решению интересных прикладных задач.

Современный этап развития поиска и применения информационных ресурсов в любых областях позволяет варьировать методы и технологии обучения в процессе активизации познавательной деятельности. Внедрение современных технологий обучения включает систему методов, форм и средств обучения. Например, при дистанционном обучении, может быть выстроена мультимедийная система изучения курса информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебный процесс, выстроенный на основах системного подхода, использовании интерактивных форм и методов, изменяет деятельность педагога, повышая его профессиональное мастерство, а учащиеся, в свою очередь углубляет знания в области информационных технологий и усиливает их прикладную направленность.

Список литературы

1. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного мышления Современные проблемы психологии мышления - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994.

2. Кукушин В. С. Общие основы педагогики: Учеб. Пособ. для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». - Ростов-н/Д: Издательский дом «МарТ», 2002.

3. Миллер Н.В. К вопросу о влиянии тенденций современного информационного общества на математическое образование в вузе // Образование как единство обучения и воспитания. Мат-лы международной науч.-метод. конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016. С. 116-119.

4. Проблемы развития и воспитания человека. Под. ред. А. В. Брущлинского и В. А. Кольцевой. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

5. Рубенштейн С. А. Основы общей психологии - СПб.: Питер Кон, 1998.

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НЕСЕНИЯ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Фёдоров А.Ф.

кандидат психологических наук, доцент старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва

ALGORITHM OF ORGANIZATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CARAUL

SERVICE

Fedorov A.

candidate of psychological sciences, associate professor senior researcher, department for the development of methodology of social, psychological, educational

and pedagogical work with convicts center for the study ofproblems of the execution of criminal sentences and the psychological support of the professional activities of the employees of the criminal executive system Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

Аннотация

В статье рассматривается морально-психологическое обеспечение караульной службы. Показано, что морально-психологическое сопровождение формирует и развивает морально-боевые и психологические качества у военнослужащих, обеспечивает их готовность к решительным действиям по пресечению любых попыток нападения на охраняемые объекты.

Abstract

The article deals with the moral and psychological support of the guard service. It is shown that the moral and psychological support forms and develops the moral, combat and psychological qualities of servicemen, ensures their readiness for decisive actions to suppress any attempts to attack the protected objects.

Ключевые слова: караульная служба, коллектив, морально-психологического сопровождение, подбор личного состава, военнослужащий.

Keywords: guard service, collective, moral and psychological support, personnel selection, serviceman.

Общение людей в воинских коллективах специфично и требует конкретных исследований, а организованная армия заинтересована в высоком эмоциональном состоянии своих воинов[1].

Процесс воспитания воинов в духе бдительности связан с психологическим обеспечением караульной службы. Психологическая работа является составной частью морально-психологического со-

провождения воинского коллектива, которая проводится психологами и командирами. Формирование у них психологических качеств происходит постепенно. Изучение качественных характеристик военнослужащего - это процесс изучения его лич-ности[3].

Актуальность исследования заключалось в поддержании боевой готовности воинов. Цель исследования: обеспечить морально-психологическое сопровождение. Задачи исследования: организовать психологическое сопровождение в период несения караульной службы. Объект исследования: военнослужащие, несущие службу в карауле. Предмет исследования: организация психологического сопровождения военнослужащих при несении службы с оружием.

Для формирования и развития психологических и морально-боевых качеств воинов, обеспечивающих готовность к решительным действиям по пресечению нападения на охраняемые объекты проводилось исследование в воинской части г. Коврова. Были учтены взгляды специалистов по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и прикладному [2].

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап - предварительный подбор личного состава для несения службы с оружием. Второй этап - Теоретическая подготовка караула к несению службы с оружием. Третий этап - Практическая подготовка караула к несению службы с оружием.

На первом этапе: командир подразделения согласовывает с психологом батальона список военнослужащих, заступающих в караул, а так же резерв, состоящий из двух военнослужащих. Резерв способен заменить в случае заболевания или плохого морально-психологического состояния военнослужащих из личного состава. Подбор состава караула осуществляется заранее. При недостаточном количестве солдат разводящими назначаются воины в звании не ниже звания караульных. Запрещается назначать военнослужащих, которые не приняли присягу, больных и с низкой морально-психологической устойчивостью.

Второй этап связан с теоретической подготовкой. Со всеми военнослужащими проводится беседа, где выявляются лица, которые не могут заступать в караул по тем или иным морально-психологическим качествам. На этом этапе самым эффективным является метод наблюдения. Психолог оценивает, как теоретически грамотно отвечают военнослужащие на поставленные вопросы командира роты и начальника караула. Большое внимание уделяется следующим проявлениям: несобранность, заторможенность, робость, растерянность, тревожность.

В заключение данного этапа заполняется «Акт подбора личного состав караула». На третьем этапе проводилась практическая подготовка.

Психологическая подготовка караула, включающую в себя: тестирование; индивидуальная бе-

седа (метод наблюдения за военнослужащим); проведение аутогенной тренировки, дыхательных упражнений.

Выборка составила 100 человек. На первом этапе при помощи бесед, изучения личных дел военнослужащих, характеристик для несения караульной службы были отобраны 37 человек.

Подбор лиц рекомендуемых для несения службы с оружием по методике «Адаптивность» (МЛО-АМ).В результате изучения из 37 курсантов было рекомендовано 13 человек с которыми в дальнейшем проводили исследование (сопровождать их при несении службы с оружием). По результатам двух этапов психологом был составлен акт подбора личного состава для несения караульной службы. В день заступления личного состава в караул в распорядке дня части были предусматрены мероприятия психологической подготовки. В день заступления в караул при проведении медицинского осмотра личного состава караула у каждого военнослужащего измерялось давление, температура тела, проводился телесный осмотр.

Согласно распорядка дня части в течение одного часа до обеда проводилась психологическая подготовка личного состава караула. Психологом части проводилось углубленное психологическое обследование (методика Ханина - Спилбергера) и психологическое тестирование личного состава по методикам: «САН», «Шкала тревоги Тейлора», «Шкала депрессии», «Шкала астении», «Опросник Рейзаса», «Опросник Айзенка», «Опросник Смирнова» для оценки психологической готовности.

Психологом для психологической помощи и реабилитации проводились с личным составом караула аутогенные тренировки, комплексы дыхательных упражнений.

Военнослужащие, заступающие в основной состав караула (11 человек) и резерв (2 человека), рассаживались в специально отведённом помещении. С внешней стороны двери вывешивалась табличка «Тихо! Идёт тестирование». Психолог проводил краткий инструктаж: Тест САН - (тест оценки самочувствия, активности, настроения). Предлагалось оценить свое типичное психологическое состояние.

Применяемые методики: беседа, МЛО-АМ (адаптивность);САН (самочувствие, активность, настроение);Шкала «Депрессия» показали, что каких либо отклонений не было обнаружено.

Следующим этапом сопровождения военнослужащих заступающих в караул была «Идеомо-торная тренировка».

Весь состав караула рассаживается по местам, принимая при этом для себя максимально удобное положение. Психолог объясняет дальнейшие действия. «Сейчас вам необходимо представить, то место, где происходит заряжание и разряжание оружия. Дальнейшие перечисленные действия тренировки необходимо будет мысленно представить и проговорить.

При обработке результатов тестирования психолог написал заключение на бланке теста. После

обработки результатов тестирования психолог проводил индивидуальную беседу с каждым военнослужащим караула, заполняя при этом лист беседы собственноручно.

До развода суточного наряда психолог части составил акт о готовности личного состава к заступлению в караул. Акт утвердил заместитель командира части по воспитательной работе.

Акт доводился до командира и начальника штаба подразделения, которые расписались в ознакомлении. Акт оформили в специальном «Журнале углубленного изучения личного состава караула», который хранится у психолога части. В карауле на разводе суточного наряда психолог убедился, что изменений в составе караула не произошло.

Ещё раз была проверена готовность личного состава к заступлению в караул. Была произведена запись в постовой ведомости о готовности личного

состава к заступлению в караул. Морально-психологическое сопровождение личного состава к заступлению в караул было обеспечено благодаря проведению психологических тренировок, упражнений и практических занятий.

Литература

1. Анцупов А.Л. Методические проблемы военно-психологических исследований. М., 1999.

2. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований. Учебное пособие. - М: Военный университет, - 1999. - 104 с.

3. ГУВР ВС РФ - отдел психологической работы. Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения. - М., 1997.

IMPORTANCE AND CONTENT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL

SPECIALISTS

Shuper V.,

PhD, Associate professor, Bucovinian State Medical university, Chernivtsi, Ukraine, https://orcid.org/0000-0001-9881-1757

Shuper S.,

PhD, Associate professor, Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University, Chernivtsi, Ukraine, https://or-

cid. org/0000-0002-4883-9273 Reva T.,

PhD, Associate professor, Bucovinian State Medical university, Chernivtsi, Ukraine, https://orcid.org/0000-0003-0035-1655

Trefanenko I.,

PhD, Associate professor, Bucovinian State Medical university, Chernivtsi, Ukraine, https://orcid.org/0000-0002-7751-9412

Shumko H.

PhD, Associate professor, Bucovinian State Medical university, Chernivtsi, Ukraine, https://orcid.org/0000-0002-2087-9396

Abstract

In this paper, we have described the importance of the continuing professional education of medical specialists throughout their professional lives. We also informed about the main motivational moments of continuing professional development and typical models of this process. The paper presents the obligate goals and conditions of efficiency and success of life-long studying of doctors based on the experience of developed countries.

Keywords: Continuing Medical Education, CPD models, learning activities.

Introduction. All over the world, after graduating from medical universities, all medical specialists need to undertake some training activities lifelong to maintain, update or develop their knowledge, skills and attitudes towards their professional practice, because medicine is a very rapidly evolving subject. Ukrainian specialists have got different possibilities to realize the need of continuing professional development inside of the country and also everywhere of the world by using of on-line Internet studying activities.

According to the general definition, Continuing Professional Development (CPD) is the systematic maintenance, improvement and continuous acquisition and/or reinforcement of the lifelong knowledge, skills and competences of health professionals. It is pivotal to meeting patient, health service delivery and individual professional learning needs. The term acknowledges

not only the wide-ranging competences needed to practice high quality care delivery but also the multi-disciplinary context of patient care [1].

Aim of the work was to study and analyze the main content, principles and strategies of continuing professional education of medical specialists.

The main material. Continuing medical education (CME) is defined as any activity that serves to maintain, develop or increase the knowledge, skills and professional performance and relationships that a physician uses to provide services for patients, the public or the profession. The term CME has been largely replaced by CPD. While CME describes activities relating to medical knowledge and skills, CPD is a broader concept and has a wider context. CPD extends throughout the continuum of medical education and refers to continuing development of a large number of medical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.