Научная статья на тему 'Алгоритм обеспечения баланса между потребностями регионального рынка труда и подготовкой специалистов: теория и практика'

Алгоритм обеспечения баланса между потребностями регионального рынка труда и подготовкой специалистов: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ / АЛГОРИТМ / EMPLOYMENT OF HIGH SCHOOLS' GRADUATES / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / REGIONAL LABOUR MARKET / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова В. И.

Статья посвящена проблеме соответствия рынка высшего образования потребностям регионального рынка труда. Предлагается алгоритм создания баланса между потребностями рынка труда и подготовкой специалистов. Предпринимается попытка применения алгоритма на практике, для чего проводится сопоставление прогноза выпуска специалистов различных направлений с прогнозом количества вакантных мест на рынке труда Орловской области на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF MAINTENANCE OF BALANCE BETWEEN NEEDS OF A REGIONAL LABOUR MARKET AND SPECIALISTS PREPARATION: THEORY AND PRACTICE

The article is devoted to the problem of conformity of the market of higher education to the needs of a regional labour market. The algorithm of equation of needs of a labour market and preparation of specialists is offered. Attempt of application of algorithm in practice is made for what the comparison of the forecast of specialists release of various directions to the forecast of quantity of vacant places on a labour market of the Oryol area in the nearest years is led.

Текст научной работы на тему «Алгоритм обеспечения баланса между потребностями регионального рынка труда и подготовкой специалистов: теория и практика»

В.И. УВАРОВА

кандидат философских наук, доцент, директор Центра социологических исследований Госуниверситет-УНПК E-mail: [email protected] Тел. 8 903 883 58 20

АЛГОРИТМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Статья посвящена проблеме соответствия рынка высшего образования потребностям регионального рынка труда. Предлагается алгоритм создания баланса между потребностями рынка труда и подготовкой специалистов. Предпринимается попытка применения алгоритма на практике, для чего проводится сопоставление прогноза выпуска специалистов различных направлений с прогнозом количества вакантных мест на рынке труда Орловской области на ближайшие годы.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, региональный рынок труда, трудоустройство выпускников вузов, алгоритм.

Разработка научных основ современной кон -цепции управления образованием невозможна без всестороннего анализа рынка труда и рынка образовательных услуг не только на уровне страны в целом, но и отдельных регионов. Данный анализ для Орловского региона предпринят в рамках научного проекта № 11078 «Прогнозирование и анализ развития рынка образовательных услуг как основа разработки образовательной политики в сфере высшего профессионального образования», выполненного в 2011 году сотрудниками Центра социологических исследований Учебно-научно-исследовательского института

социологии и гуманитарных наук ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.

Согласно данным Управления труда и занятости Орловской области к сентябрю 2011 года безработица в регионе вернулась к докризисному уровню в 1,3%. Однако анализ соотношения спроса и предложения рабочей силы выявляет очевидный переизбыток специалистов высшего уровня квалификации. Специалисты с высшим образованием составляют 26,5% предложений рабочей силы, в то время как спрос на них почти вдвое ниже (рис. 1). Устойчивый спрос среди специалистов сохраняется только на врачей.

©В.И. Уварова

Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда является закономерным следствием диспропорции в соотношении количества обучаемых специалистов разных профессиональных уровней. В мировой практике считается, что для организации эффективного труда необходима пропорция 1:3:5, то есть на одного студента вуза должно приходиться три специалиста среднего и пять специалистов начального профессионального образования. Но в Орловской области на одного студента вуза в 2009/10 учебном году приходилось всего 0,25 учащихся ссузов и 0,2 учащихся ПТУ, таким образом, мы имеем обратную пропорцию.

Алгоритм создания баланса между потребностями рынка труда и подготовкой специалистов предполагает анализ соотношения спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда не менее чем за 3 года. Рассмотрение ситуации в динамике является условием создания более объективной картины, в меньшей степени подверженной случайным колебаниям. Трехлетний интервал предложен в качестве минимально необходимого, что, естественно, не противоречит возможности и даже желательности использования более продолжительного временного интервала при наличии такой возможности.

ФИЛОСОФИЯ

40

35

30

25

20

15

10

5

0

37,3 29,4 32

26,5

Ш специалисты высшего уровня квалификации

1111 специалисты среднего уровня квалификации

I рабочие квалифицированные

= рабочие неквалифицированные

& прочие

Рис. 1 Структура спроса и предложения рабочей силы, % [2]

В то же время на рисунке 2 не зафиксирован временной интервал при оценке предложения рабочей силы на рынке труда. Это обусловлено отсутствием соответствующих данных на сайте Управления труда и занятости и слишком высокой трудоемкостью одномоментного получения данных из других источников, с чем столкнулись исполнители проекта. Однако, при условии постоянно проводимой работы, основанной на мониторинге предложения рабочей силы, сбор соответствующей информации за 3 года не будет представлять сложности.

В качестве основных источников информации о динамике спроса и предложения рабочей силы предлагаются статистические данные Управления труда и занятости (http://orel.regiontrud.ru). Дополнительным источником информации могут служить объявления, размещаемые в соответствующих газетах и на сайтах в Интернете, методом обработки которых является контент-анализ.

Анализ динамики спроса и предложения рабочей силы за прошедшие годы, опосредованный анализом экономического развития региона. становится основой для построения прогноза дополнительной потребности в кадрах предприятий на 3 года. Данный прогноз составляется Управлением труда и занятости и размещается на указанном сайте.

Количественные данные о подготовке специалистов вузами г. Орла и Орловской области фиксируются органами областной статистики, выступающими основным источником информации по данному вопросу.

Оценка соответствия подготовки специалистов по конкретным специальностям потребностям рынка труда

Прогноз дополнительной потребности в кадрах предприятий (организаций) на 3 года

Состояние экономики региона

Прогноз подготовки специалистов на 3 года

Спрос на рабочую силу за 3 года

Предложение рабочей силы на рынке труда

Стандартные управления труда и занятости

Объявления в газетах и на сайтах

Стандартные управления труда и занятости

Количество выпускников вузов по специальностям

Источник информации

Данные областной статистики

Рис. 2. Алгоритм создания баланса между потребностями рынка труда и подготовкой специалистов

Временной интервал при анализе количества выпускников вузов по специальностям должен быть не менее 3 лет, что позволит получить сопоставимые данные с рынком труда. Прогноз выпуска специалистов на 3 года, рассчитываемый из количества принятых на обучение по специальностям и направлениям с учетом отсева студентов в процессе обучения, позволяет получить представление о количестве молодых специалистов, которые будут претендовать на рабочие места в ближайшие годы.

Оценить степень соответствия количества подготавливаемых вузами специалистов по различным специальностям и направлениям потребностям современного рынка труда позволяет сопоставление прогноза дополнительной потребности в кадрах предприятий и организаций области с прогнозом выпуска вузами специалистов на 3 года. Эта оценка должна быть положена в основу определения численности приема студентов в вузы на различные специальности и направления.

Далее попытаемся применить предложенный алгоритм на практике, используя имеющиеся статистические данные.

Прогноз дополнительной потребности в кадрах предприятий и организаций Орловской области на 2011-2013 годы, представленный Управлением труда и занятости Орловской области [1], позволяет оценить перспективы трудоустройства специалистов в ближайшие годы (таблица 1).

Таблица 1

Прогноз дополнительной потребности в кадрах предприятий и организаций Орловской области на 2011-2013 годы, человек

№ Наименование должности или профессии (специальности) Всего В том числе:

2011 г. 2012 г 2013 г

Дополнительная потребность в кадрах, всего 31 042 11 092 10 434 9516

1. Инженерно-технические работники, специалисты, служащие 4265 1574 1409 1282

1.1 Руководителя, всего 206 73 69 64

в том числе по должностям:

генеральный директор (директор, управляющий) 7 3 2 2

начальник отдела (подразделения, группы) 137 50 46 41

главный бухгалтер 33 11 11 11

главный инженер 29 9 10 10

1.2. Специалисты с высшим или средним профессиональным образованием, всего 3065 1121 1006 938

1.2.1. Специалисты в области экономики, коммерции, маркетинга, всего 778 280 261 237

в том числе по профессиям, специальностям:

бухгалтер 282 102 98 82

экономист 171 52 57 62

менеджер 224 87 74 63

товаровед 101 39 32 30

1.3. Специалисты по праву, всего 113 41 39 33

1.4. Контрольно-инспекторский персонал (инспектор, ревизор, аудитор и другие) 139 47 46 46

1.5. Специалисты, занятые обслуживанием и ремонтом оргтехники, всего 468 167 157 144

в том числе по профессиям, специальностям:

инженер 228 85 77 66

программист 240 82 80 78

1.6. Специалисты отраслей (профильные специальности), всего 1567 586 503 478

в том числе по профессиям, специальностям:

инженер (различная специализация) 306 112 97 97

ветеринарный врач 69 25 24 20

агроном 120 50 37 33

врач (различная специализация) 288 114 89 85

учитель 210 73 69 68

бухгалтер 67 32 22 13

1.7. Служащие, всего 994 380 334 280

2. Рабочие, всего 26777 9518 9025 8234

ФИЛОСОФИЯ

Согласно данному прогнозу, потребность в рабочих специальностях более чем в 6 раз превысит потребность в специалистах. Наибольший спрос среди специалистов ожидается на инженеров и работников экономической сферы деятельности. Сохранится потребность во врачах и учителях. При этом число вакантных мест в 2013 году предположительно сократится по сравнению с предыдущим годом по большинству специальностей.

Получив представление о положении дел на региональном рынке труда, проанализируем объем и структуру подготовки специалистов вузами Орловской области. Для наглядности ограничим задачу прогнозом выпуска специалистов по отдельным наиболее массовым и популярным специальностям (таблица 2). Расчеты сделаны на основе данных, предоставленных по запросу исследователей территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Орловской области [2].

Из приведенных в таблице 2 данных следует, что выпуск специалистов в прогнозный период поступательно сократится по всем специальностям, кроме юриспруденции, которую характеризует обратная тенденция.

Сопоставляя данные прогнозов выпуска специалистов по указанным специальностям с прогнозом дополнительной потребности в кадрах предприятий и организаций Орловской области на 2011-2013 годы, получаем многократное превышение выпуска над потребностью. Если число выпускников медицинских факультетов превысит потребность региона в 2 раза, бухгалтеров - в 2,5 раза, инженеров - почти в 4 раза, а учителей - в 13 раз, то специалистов в области права будет подготовлено в 25 раз больше, чем заявленных вакантных мест, экономистов - почти в 40 раз. Таким образом, лидерами «перепроизводства» специалистов с высшим образованием выступают направления «Экономика и управление», «Гуманитарные науки», «Образование и педагогика».

Таблица 2

Прогноз выпуска вузами специалистов по отдельным специальностям, человек

№ Группы специальностей Всего в том числе:

2011 г. 2012 г. 2013 г.

1. Инженерное дело 4120 1360 1520 1240

2. Экономика и управление в том числе по специальностям: 8880 3150 3000 2730

2.1. бухгалтер 1330 490 460 380

2.2. экономист 6740 2340 2270 2130

3. Юриспруденция 2900 820 940 1140

4. Педагогика и образование 2750 1020 950 780

5. Здравоохранение 640 240 210 190

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, данный прогноз носит достаточно условный характер. Следует учитывать, что, с одной стороны, не все предприятия и организации объявляют об имеющихся вакансиях через Службу труда и занятости, могут возникнуть новые небольшие предприятия и, следовательно, реальное число вакантных мест окажется больше прогнозного. С другой стороны, не все выпускники вузов нуждаются в трудоустройстве, поскольку обучающиеся на очно-заочном и заочном отделениях, скорее всего, уже присутствуют на рынке труда в качестве работников и, возможно,

уже занимают рабочие места для специалистов с высшим образованием. То же самое относится к определенной части студентов дневной формы обучения, начавших совмещать учебу с работой, заранее обеспечив себе рабочее место. Кого-то из выпускников ожидает рабочее место в семейном бизнесе, часть молодежи уедет трудоустраиваться в мегаполисы или соседние регионы, а кто-то заведомо не хочет работать по специальности или будет вынужден отказаться от нее из-за слишком низкого уровня оплаты труда. Кроме того, часть выпускников получит дипломы о втором высшем

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

образовании, что сокращает реальное количество молодых специалистов. Чаще всего в качестве второго образования студенты выбирают экономическую или юридическую специальности.

Однако даже с учетом этого допущения приходится констатировать, что количество ежегодно выпускаемых вузами специалистов существенно превышает реальную потребность региона. Аналогичная ситуация характерна для страны в целом: перепроизводство специалистов происходит на фоне растущего дефицита квалифицированных рабочих. Рынок высшего образования и рынок труда развиваются, почти не пересекаясь. Ориентируясь на спрос абитуриентов, вузы открывают новые факультеты, увеличивая набор на ту или иную востребованную сегодня специальность. Настоящая и тем более перспективная потребность регионального рынка труда во внимание не принимается. Но за пять лет обучения в вузе ситуация на рынке труда может радикально измениться, и востребованные еще недавно специалисты останутся не у дел. Так, например, происходит сегодня с юристами и финансистами.

При этом сложилась парадоксальная ситуация: при очевидном перепроизводстве специали-

стов предприятиям и организациям сложно найти хорошего юриста, экономиста или бухгалтера. Объяснение этому кроется в снижении качества образования, проявившегося после того, как образовательная система приобрела черты рыночной. Стремясь удовлетворить растущий спрос абитуриентов, вузы торопятся открывать новые специальности, но чтобы укомплектовать штат профессиональных педагогов по новым специальностям, требуется время. Кроме того, на коммерческой основе вузы принимают всех, кто готов оплатить свое обучение. Вырастить хорошего специалиста из слабого студента - задача не из легких. В результате общий уровень образования падает.

Сегодня назрела необходимость приведения процесса подготовки специалистов вузами в соответствие с потребностями рынка труда. И первым шагом на этом пути должна стать разработка долгосрочной программы развития экономики региона, на которую могли бы ориентироваться как вузы, так и абитуриенты.

Библиографический список

1. Сайт Управления труда и занятости Орловской области [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://orel.regiontrud.ru свободный.

2. Распределение численности студентов высших учебных заведений по специальностям в 20062010 годах. // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2011г.

V.I. UVAROVA

THE ALGORITHM OF MAINTENANCE OF BALANCE BETWEEN NEEDS OF A REGIONAL LABOUR MARKET AND SPECIALISTS’ PREPARATION: THEORY AND PRACTICE

The article is devoted to the problem of conformity of the market of higher education to the needs of a regional labour market. The algorithm of equation of needs of a labour market and preparation of specialists is offered. Attempt of application of algorithm in practice is made for what the comparison of the forecast of specialists’ release of various directions to the forecast of quantity of vacant places on a labour market of the Oryol area in the nearest years is led.

Key words: market of educational services, regional labour market, employment of high schools’ graduates, algorithm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.