УДК 656.1
DOI 10.23672/SAE.2023.88.90.001
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет sofi008008@yandex.ru
Надирян София Левоновна
старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет Popov-25@mail.ru
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences,
Head of Department
Transport Processes
and Technological Complexes,
Kuban State University of Technology
sofi008008@yandex.ru
Sofia L. Nadiryan
Senior Lecturer of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State University of Technology Popov-25@mail.ru
Котенкова Ирина Николаевна
старший преподаватель
кафедры транспортных
процессов и технологических комплексов,
Кубанский государственный
технологический университет
Milena.555@mail.ru
Irina N. Kotenkova
Senior Teacher of the Department of Transport Processes and Technological Complexes, Kuban State University of Technology Milena.555@mail.ru
Алгоритм формирования
затрат на транспорте с учетом технологии перевозочного процесса
Algorithm for the formation
of costs in transport, taking into account the technology of the transportation process
Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены вопросы формирования затрат на транспорте с учетом технологии перевозочного процесса. В логистике экономический эффект возникает от уменьшения транспортных издержек. Для этого необходимо, по их мнению, усовершенствовать движение транспорта, сократить холостые пробеги, согласовать графики для конкретных направлений, улучшать другие показатели транспорта.
Ключевые слова: логистика, перевозочный процесс, затраты, транспорт.
Annotation. In this article, the authors consider the formation of costs in transport, taking into account the technology of the transportation process. In logistics, the economic effect arises from the reduction of transport costs. To do this, it is necessary to improve the movement of transport, reduce idle runs, coordinate schedules for specific directions, and improve other indicators of transport.
Keywords: logistics, transportation process, costs, transport.
В логистике экономический эффект возникает от уменьшения транспортных издержек. Для этого необходимо усовершенствовать движение транспорта, сократить холостые пробеги, согласовать графики для конкретных направлений, улучшать другие показатели транспорта. Необходимо применять однотипные средства механизации, одинаковую тару, применять единые логистические приемы, чтобы достичь нужного экономического эффекта. Действовать нужно так, чтобы все связующие компоненты образовали единую логистическую систему, при которой
расходы на действия с грузом и ручной труд будут минимализированы [1]. При анализе расходов можно выделить следующие факторы, которые имеют наибольшее влияние:
В логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта, которая определяется как тариф. Тариф - цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени. В компании «Х» цена за перевозку зависит от километража и тоннажа транспорта.
количество товарооборота средний маршрут перевозок изменение цен на транспортные услуги
организация транспортиров ки товара частота поставок товара на ТЦ структурность товарооборота
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на расходы
В «Х»тарифная ставка зависит от пробега и тон- ветствующие этим двум параметрам в таблице
нажности. Рассмотрим тарифы, соот- ниже.
Таблица 1
Транспортные расходы, руб.
Пробег/тоннаж 1,5 т 3,5 т 5 т
50 км 5321,05 6081,2 8185,7
100 км 5955,85 6865,5 9191,95
150 км 6591,8 7650,95 10198,2
200 км 7154,15 8435,25 10868,7
250 км 7784,35 9220,7 11834,9
300 км 8412,25 10005 12820,2
400 км 9670,35 11574,75 14772,9
500 км 10928,45 13144,5 16724,5
600 км 12186,55 14714,25 18677,2
700 км 13444,65 16284 20628,7
В данной таблице указаны уже итоговые транспортные расходы за рейс.
Так, например, наемный 1,5-тонник, проехавший 100 км обойдется компании в 5955,85 рублей, вы-считывается как тариф за 100км + 15 % надбавка за 12 часовой рабочий день, куда входит загрузка водителем товара в ТС, выгрузка товара у клиента и доставка товара «до двери», в общем, стопроцентное выполнение обязанностей, прописанных в договоре, 5179 - тариф за 100 км. Процент транспортных расходов , взятый за «идеальную норму», составляет 3 %.
Чтобы процент транспортных расходов не превышал 3 %, необходимо грамотно планировать километраж, проходимый транспортным средством и стоимость перевозимых в нем товаров. Так, например, для 100 км можно вычислить минимальную сумму, с которой %ТР не превысит норму. з этого исходит, что 5955,85/3% = 198528,3 рубля - это необходимая минимальная сумма заказов, перевозимых одним авто.
При построении маршрутов по городу учитываются районы, в которых располагаются клиенты доставки. Это необходимо для того, чтобы транспорт проехал как можно меньше порожнего пробега и как можно больше клиентов развез в одной географической зоне. Так, например, при максимальном количестве заказов 1 авто может развезти клиентов в одном определенном районе, в конкретной зоне, каких в г. Краснодаре условно 5 - Юбилейный мкр, Пашковский, Московский, Центральный, который делится на две части улицей Северная. Если в определенном районе сумма заказов не набирается до минимальной, то транспортное средство можно отправить на второй рейс, тогда учитывается время приемки и на
второй рейс оставляются клиенты в определенном районе с вечерним временем приемки, а более ранние клиенты развозятся в первый рейс. Помимо городских клиентов Доставка «Х» занимается доставкой товара клиентам, находящимся в Краснодарском крае. На сегодняшний день логистом сформирован график отгрузок.
График отгрузок - один из важнейших инструментов в перемещении товара от грузоотправителя к грузополучателю. Он помогает синхронизировать работу склада и сбытовых подразделений. У грузоотправителя и грузополучателя общая цель - к определенному времени и с наименьшими затратами переместить груз из места отправления в место назначения
Необходимой исходной информацией для формирования рабочего графика отгрузок являются следующие данные:
- территориальное расположение грузоотправителя/грузополучателя;
- прогнозы (планы) продаж, бюджет закупок, продажи предыдущих периодов грузополучателя;
- пропускная способность склада грузоотправителя/грузополучателя;
- наличие транспортных средств у грузоотправителя (личный, наёмный транспорт).
Та кже , п ри формировании графика отгрузок необходимо учитывать и обстоятельства непреодолимой силы, такие как погодные условия, в определённые месяцы года, а также сезонное закрытие дорог, поскольку в соответствии с этим есть ограничения в объёмах перевозимого груза в транспортных средствах.
Таким образом:
1. Отправка груза грузополучателям происходит согласно утвержденному графику отгрузок.
2. График отгрузок составляется на месяц и может быть скорректирован в соответствии с учетом факта отгрузки предыдущего месяца.
3. График отгрузок формируется, как правило, транспортным отделом грузоотправителя, и согласуется с группой распределения запасов, складом и грузополучателем.
4. Формирование графика отгрузок происходит с учетом потребности и равномерного потока отгрузки и приемки товара на складах грузополучателя.
5. Согласно утвержденному графику отгрузок, веса и объема, сформированной поставки, транспортный отдел компании заказывает необходимый транспорт.
На момент планирования маршрутов логист имеет данные по сумме заказов, количеству клиентов, направлениям и тоннажу, но не всегда итоговая сборка совпадает с планом. Например, на момент поступления заказов мы имеем сумму заказов без НДС 1900000 рублей, но итоговая сумма, по завершению сборки всех заказов может быть гораздо меньше, например, 1600000 рублей, где 300000 рублей будет считаться упущенной выгодой. Соответственно, сумма заказов, перевозимых одним ТС, может быть гораздо
Литература:
1. Стратегический и инновационный менеджмент на автомобильном транспорте : учеб. пособие / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 324 с.
2. Оценка эффективности международных перевозок в транспортно-логистических системах региона : монография / Т.В. Коновалова [и др.]. Краснодар, 2021. 180 с.
меньше запланированной, и процент транспортных расходов будет превышен. Это происходит вследствие некачественной сборки, плохим срокам годности оставшейся на стоках продукции, отсутствия поставки свежего товара на ТЦ, отсутствия информации о местонахождении товара и некорректных стоках. Также, имеет место отсутствие предзаказа.
Предзаказы совершаются менеджером клиентского отдела. За каждым менеджером закреплена зона в городе, пул различных клиентов, которых он курирует. Он отвечает за корректность цен на продукцию, минимальную сумму заказа, контроль наличия заказанных товаров клиентом. Предзаказы, чаще всего, делаются на мясную, молочную и хлебную продукцию. Данные категории товаров имеют короткие сроки годности, и потому требуется отгрузка товара только с ближайших поставок. Клиент может совершить заказ на 50 кг мяса, так как видит их на стоке ТЦ, но не видит сроки годности данной позиции [2].
Если у данного продукта сроки будет превышать 1/3, то она не будет отгружена и, соответственно, компания потеряет часть прибыли. Каждый заказ необходимо прорабатывать, если нет возможности совершить предзаказ или поставка товара в ТЦ будет не в ближайшие дни, то с клиентом можно проработать список замен - альтернативных артикулов, схожих с основным заказом по цене и качеству.
Literature:
1. Strategic and innovative management in road transport / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 324 p.
2. Evaluation of the efficiency of international transportation in the transport and logistics systems of the region : monograph / T.V. Konovalova [et al.]. Krasnodar, 2021. 180 p.