Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ТИПИЧНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ'

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ТИПИЧНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2001
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ГРАБЕЖИ И РАЗБОИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупкадиева С.Н.

В статье обозначены исходные типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования грабежей и разбоев, и объем действий следователя в каждой из типичных ситуаций, исходя из практики раскрытия и расследования грабежей и разбоев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ТИПИЧНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ»

УДК 343.982 С.Н. Юсупкадиева

Алгоритм действий следователя в типичных следственных ситуациях при расследовании грабежей и разбоев

Дагестанский государственный университет, akbara666@mail.ru

В статье обозначены исходные типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования грабежей и разбоев, и объем действий следователя в каждой из типичных ситуаций, исходя из практики раскрытия и расследования грабежей и разбоев.

Ключевые слова: следственные ситуации, следственные действия, грабежи и разбои.

The article gives typical investigatory situations, arising at the preliminary stage of inquiry of robberies and burglaries and the investigator's activities in each typical investigatory situations proceeding from the practice of solving and investigating robberies and burglaries.

Keywords: investigatory situations, investigatory activities, robberies and burglaries.

Криминалистическое учение о следственных ситуациях получило развитие в трудах отечественных криминалистов. Они отмечают, что следственные ситуации отражают состояние расследования любых уголовных дел в каждый момент их производства, и поэтому умение правильно проводить ситуационный анализ является одним из важнейших аспектов организации следственной деятельности [1].

Исходя из анализа теории криминалистики и практики расследования уголовных дел о грабежах и разбоях, можно дать следующее понятие следственной ситуации. Следственная ситуация - это комплекс информационно-доказательственной базы, постоянно пополняющейся и изменяющейся в процессе расследования, органически связанный с личностью и оперативностью следователя, а также условиями, обстановкой расследования. По следственной ситуации можно судить о состоянии расследования, по мере накопления и анализа информации изменяется следственная ситуация, происходит переход от неполного и неточного знания к установлению истины по делу. Следственные ситуации, складывающиеся к начальному этапу расследования разбоев и грабежей, обусловлены объемом, достоверностью исходных данных, которые служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

В следственную ситуацию включаются следующие группы компонентов:

1) компоненты психологического характера: результат конфликта между следователем и противостоящими ему лицами, проявление психологических свойств следователя, лиц, проходящих по делу, и т. п.;

2) компоненты информационного характера: осведомленность следователя и осведомленность противостоящих следователю и иных проходящих по делу лиц;

3) компоненты процессуального и тактического характера: состояние производства по делу, доказательства и их источники, возможность избрания меры пресечения, изоляция друг от друга проходящих по делу лиц, проведение конкретного следственного действия и т. п.;

4) компоненты материального и организационно-технического характера: наличие коммуникаций между дежурной частью и оперативно-следственной группой; наличие средств передачи информации из учетных аппаратов органов внутренних дел; возможность мобильного маневрирования наличествующими силами, средствами и др. [2, с. 94].

Типизировать следственные ситуации можно лишь по одному из их компонентов (вышеперечисленных), а если быть еще более точными, лишь по одному из образующих этот компонент элементов. Обычно в качестве такого объекта типизации избирается один из элементов компонентов информационного характера, а именно - наличие

информации о событии и его участниках. Поэтому, когда говорят о типичных следственных ситуациях, надо четко представить, что лежит в основе типизации [3, с. 73].

Основываясь на анализе изученных уголовных дел по Республике Дагестан, опроса следователей, оперативных работников и лиц, осужденных за совершение указанных преступлений, можно обозначить следующие исходные типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования грабежей и разбоев, исходя из наличия и характера информации о лицах, совершивших преступление:

1. Преступник задержан с поличным на месте преступления или сразу же после его совершения. В данной типичной следственной ситуации большой сложности в установлении истины по делу может и не возникнуть. Оптимальная система следственных и оперативно-розыскных мероприятий в данном случае возможна следующая: задержание, личный обыск и допрос подозреваемого, осмотр места происшествия, допрос потерпевшего и его освидетельствование, обыск по месту жительства и работы задержанного, осмотр и предъявление для опознания изъятых вещей и предметов, назначение экспертиз, установление возможных очевидцев и их допрос.

2. Преступник задержан при сбыте или перевозке похищенного имущества. Во второй типичной следственной ситуации важнейшими следственными действиями являются личный обыск и допрос задержанного, предъявление для опознания потерпевшему и свидетелям подозреваемого, а также изъятых похищенных вещей, обыск по месту жительства и работы подозреваемого. Наиболее эффективными оперативно-розыскными мероприятиями являются наблюдение за подозреваемыми и связанными с ними лицами, а также установление очевидцев в местах сбыта похищенного. Помимо этого должна быть разослана подробная информация, содержащаяся в поступающих ориентировках и разведывательных запросах, как это было сделано в приведенном выше примере. Необходимо сказать, что из-за скудности информации, передаваемой в ориентировках и запросах, многие грабежи и разбои остаются нераскрытыми. Опрос, проведенный среди работников ДПС и ППС МВД РД, показал, что 67 % ориентировок поступает без описания награбленного и грабителей; 31 % информации - только с описанием транспортного средства и внешности преступников, и только 2 % ориентировок содержат, помимо указания транспортного средства, описание внешности и примет преступника, еще и детальное описание предметов грабежей и разбойных нападений. Чем больше информации находится на вооружении у работников милиции, тем больше шансов раскрыть преступление, особенно «по горячим следам».

3. Задержан скупщик или сбытчик похищенного имущества, которому, известен преступник. В таких ситуациях после задержания скупщика или сбытчика необходимо провести личный обыск, осмотр места задержания и допрос. После этого производятся обыски по месту жительства и работы задержанного, следственным и оперативным путем устанавливаются его связи, которые тщательно исследуются в основном негласными методами, предъявляются для опознания изъятые вещи и ценности. В необходимых случаях по месту жительства задержанного или в других местах организуются засады. После установления личности преступника, передавшего или продавшего похищенные ценности, осуществляется его задержание, производятся обыски, допросы и другие первоначальные следственные действия.

4. Преступник известен, но скрылся, и место его нахождения неизвестно. Четвертая типичная следственная ситуация, когда преступник известен, но скрылся и место его нахождения неизвестно, довольно распространена. В рассматриваемой ситуации определяющим фактором является время, поэтому действия следователя и оперативного работника должны отличаться неотложностью и обеспечить сбор поисковой экспресс-информации путем краткого допроса потерпевшего и свидетелей-очевидцев о количестве нападавших, индивидуальных признаках личности (фамилиях, места жительства или работы, приметах внешности), направлении, в котором они скрылись, а также характере и отличительных приметах похищенного имущества. После этого незамедлительно осуществляется преследование преступников по горячим следам.

Для быстрого обнаружения скрывшихся преступников необходимо начинать с производства, как правило, не одного, а серии одновременных обысков, как по месту жительства, так и в других местах, обусловленных ситуацией. В связи с этим целесообразно сформировать несколько оперативных групп с привлечением сотрудников милиции, а также потерпевшего и свидетелей-очевидцев, обеспечив безопасность последних.

Во всех случаях о личности нападавших и приметах похищенного ими имущества ставятся в известность территориальные подразделения милиции, силами которых организуется наблюдение за местами вероятного появления преступников и перекрытием возможного сбыта похищенного. Далее, в случаях установления личности подозреваемого следует безотлагательно произвести его задержание, личный обыск, освидетельствование, обыск по месту жительства или работы, а затем допросить. Если же в результате обысков подозреваемое лицо не было установлено, то в дальнейшем производятся: осмотр места происшествия, допрос, а при необходимости и освидетельствование потерпевшего, а также допрос свидетелей, чьи показания имеют важное значение. Допрашивать их целесообразно сразу же на месте происшествия [4, с. 77].

Полученная при этом доказательственная и ориентирующая информация должна всесторонне оцениваться и использоваться для корректировки комплекса дальнейших следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, неотложность которых обусловлена результатами предшествующего расследования (например, выявление и допрос иных осведомленных лиц, назначение судебных экспертиз). Если и после этого местонахождение лица, совершившего грабеж, неизвестно, то первоначальный этап расследования заканчивается дачей поручения органам дознания о розыске скрывшегося преступника.

Анализ состояния взаимодействия между органами предварительного следствия и службой уголовного розыска в условиях Дагестана показывает, что работа по отдельным поручениям, направляемым следователями, вообще не ведется. Ответы носят формальный характер либо вообще не поступают, не отрабатываются все версии, изложенные в совместном плане по уголовному делу, информация часто утаивается, что также отрицательно сказывается на качестве расследования.

Мероприятия оперативно-розыскного характера, проводимые параллельно с названными следственными действиями, должны быть подчинены быстрому установлению местонахождения скрывшегося преступника, его задержанию, а также розыску похищенного имущества. Отсутствие взаимодействия между службами ведет к нездоровой обстановке, подчас кому-нибудь из родственников подозреваемого, обвиняемого, либо соучастникам становится известно о предстоящих следственных действиях или оперативно-розыскных мероприятиях (например, обыске, изъятию предметов и др.), проводимых по делу, что приводит к организации противодействия следствию.

5. Преступник неизвестен, но о нем имеются неполные данные (признаки внешности, одежды, имя, кличка, места, где он может появиться). В пятой следственной ситуации оптимальный комплекс следственных и оперативно-розыскных действий значительно расширяется. Расследование данной группы преступлений целесообразно начать с осмотра места происшествия, допроса потерпевших и свидетелей. Параллельно со следственными действиями проводятся оперативно-розыскные мероприятия: преследование «по горячим следам», перекрытие возможных путей отхода преступника, подворно-поквартальный обход, постановка на контроль возможных мест сбыта награбленного.

При расследовании грабежей и разбойных нападений обязательно должны использоваться данные о признаках внешности нападавших (если они имеются). Для этого распространяются ориентировки о приметах преступников, применяются фотоальбомы (фото- и видеотеки), используются средства массовой информации.

В плане расследования необходимо предусматривать возможности криминалистических, оперативно-розыскных и оперативно-справочных учетов. Так, если имеются следы рук, то следует запланировать их немедленную проверку по картотеке. Это позволяет выявить другие нераскрытые преступления, совершенные этими преступника-

ми. С той же целью должны проверяться пули, гильзы, изъятые при расследовании разбойных нападений. В случае похищения так называемых «номерных вещей», чаще всего сотовых телефонов, надлежит предусмотреть их проверку и постановку на соответствующие местные учеты и ГИЦ МВД РД. Это значительно облегчает раскрытие и расследование грабежей и разбоев.

Следователи и лица, производящие дознание, не во всех случаях используют имеющиеся в их распоряжении средства для разрешения возникающих в ходе расследования следственных ситуаций. Так, установлено, что некоторые следственные действия, организационные и оперативно-розыскные мероприятия вообще не проводились, хотя необходимость их проведения вытекала из анализа исходной следственной ситуации. Очень слабо используются возможности такого организационного мероприятия, как проверка данных криминалистической регистрации. В результате интервьюирования следователей и лиц, производящих дознание, нами установлено, что 53 % опрошенных не знают системы криминалистических учетов и их возможностей или относятся к ним с недоверием. И чем отдаленнее район Дагестана, тем больший процент следователей и лиц, производящих дознание, не обращаются к этим данным.

6. Преступник неизвестен, и о нем нет никаких данных. В шестой ситуации содержание комплекса следственных и оперативно-розыскных действий аналогично предыдущему, за исключением мероприятий, основанных на использовании признаков внешности преступника. В этой ситуации необходимо выработать четкие направления раскрытия преступлений. Основными направлениями могут быть: поиск преступника «по горячим следам», проведение подворно-поквартальных обходов с целью выявления данных о преступниках и поиска очевидцев (свидетелей), поиск похищенного имущества, поиск преступников по аналогичному способу совершения преступления, использование иных учетов, а также максимальная активизация негласной оперативной работы и проверка подучетного контингента.

Большое внимание должно уделяться проверке мест возможного сбыта похищенного: скупочных и комиссионных магазинов, ломбардов, рынков, вокзалов, автостоянок «дальнобойщиков» и других объектов. В местах сбыта похищенного обычно знают о происшедшем преступлении, однако люди неохотно идут на контакт, считая свои действия предательством. Так как Дагестан является самой бедной республикой в сфере бюджетного обеспечения и многие живут за пределами бедности, можно сказать, в нищете, сбыт похищенного зачастую является единственным способом прокормить себя и свою семью.

При расследовании нераскрытых уголовных дел о грабежах (разбойных нападениях) следует провести комплексный анализ оперативной обстановки с расширением границ и объема исследования и тщательно изучить совокупность следственной, оперативной и учетно-регистрационной информации. Главной задачей подобного анализа должно стать выявление повторяемости способов совершения преступлений на различных территориях.

Следуя наставлениям традиционных методических рекомендаций, практические работники зачастую свертывали следствие и стремились закрепить обстоятельства, «лежащие на поверхности», путем производства одних лишь следственных действий, отказываясь от проведения комплекса оперативных мероприятий разведывательного характера.

С учетом специфики рассматриваемого вида преступлений и роли в их расследовании потерпевших возможно обозначить ряд типовых ситуаций применительно к этой категории участников уголовного процесса:

1. Имеется потерпевший, который может дать исчерпывающие показания о преступнике. В данной ситуации важное значение имеет изучение свойств личности потерпевшего для объективной оценки его показаний, поскольку в них могут проясниться следующие дефекты: а) преувеличенное представление о некоторых моментах пережитого; б) обобщенность представлений о происшедшем событии, что характерно для его первоначальных показаний; в) пробелы и пропуски в отношении важных элементов,

относящихся к личности преступника и другим фактам; г) отсутствие последовательности в изложении фактических обстоятельств преступления и т. п.

2. Потерпевший умышленно дает неправдивые показания о преступнике или отказывается давать их. Чаще всего это обусловлено следующими обстоятельствами: а) факт преступления носит позорящий потерпевшего характер, раскрывает интимные стороны его жизни, отрицательные качества личности потерпевшего (пьянство, употребление наркотиков, аморальный образ жизни и др.); б) расследование преступления может привести к уголовной ответственности потерпевшего; в) расследование преступления не входит в интересы потерпевшего (он не заинтересован в том, чтобы совершенное преступление стало достоянием гласности в связи с охраной групповых преступных интересов, сведения личных счетов, кровной мести и т. д.). Изучение свойств личности потерпевшего в этих случаях помогает эффективности применения тактических приемов допроса.

3. Потерпевший не может быть допрошен (находится в больнице, в командировке и т. д.). В этом случае возможный характер взаимосвязей между данными о личности потерпевшего и преступника устанавливается ориентировочно, на основе изучения материалов по аналогичным уже раскрытым преступлениям [5, с. 7].

Проанализировав практику расследования уголовных дел о грабежах и разбоях, хотелось бы подчеркнуть, что следственная ситуация - это совокупность исходных данных об обстоятельствах преступления и лице, его совершившем, имеющихся на вооружении у следователя в тот или иной период расследования, на основании которых возможно выдвижение и проверка версий. Достоверность исходной информации зависит от источника ее получения и квалифицированности и оперативности действий следователя по ее получению и обработке. Таким образом, информация по делу, полученная как процессуальным так и не процессуальным путем, является основной составляющей следственной ситуации, на которой строится предварительное расследование.

Результаты анализа возникающих следственных ситуаций должны формулироваться следователем в виде тактического решения-вывода, состоящего в установлении цели воздействия на ход расследования и определении средств, методов и способов ее достижения. Основным методом разрешения исходных следственных ситуаций по делам о грабежах и разбоях является выдвижение на основе имеющейся информации по делу частных версий, касающихся личности преступника, соучастников, местонахождения похищенного. И чем меньше информации имеется на вооружении у следователя, тем важнее знание и использование системы типичных версий, построенных на криминалистической характеристике грабежей и разбоев.

Литература

1. Следственная ситуация: Сб. науч. тр. - М., 1984.

2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. - М., 1988.

3. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. проф. Т.В. Аверьяновой и проф. Р.С. Белкина. - М., 1997.

4. Соловьев Л.А. Расследование разбойных нападений, совершаемых на водителей автотранспортных средств: Дис. ... канд. юр. наук. - М., 1996.

5. Лавров В.П. Исходные следственные ситуации как объект кафедрального научного исследования // Исходные следственные ситуации и криминалистические методы их разрешения. - М., 1981.

Поступила в редакцию 31 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.