Научная статья на тему 'АЛЕКСИТИМИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ'

АЛЕКСИТИМИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
403
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / АЛЕКСИТИМИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савченко Татьяна Николаевна, Головина Галина Михайловна

Цель работы - выявление взаимосвязей между алекситимией субъективного качества жизни и жизнестойкостью военнослужащих, построение структурной модели алекситимии. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: существование взаимосвязей между алекситимией, жизнестойкостью и субъективным качеством жизни; присутствие различий в выраженности алекситимии, жизнестойкости и субъективного качества жизни между группами военнослужащих творческой и нетворческой профессий, а также между группами военнослужащих, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Использовались методики: Торонтская шкала алекситимии; опросник «Субъективное качество жизни»; Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева. На основании результатов корреляционного анализа установлено, что алекситимичную личность характеризует отсутствие вовлеченности и активного участия в происходящем; неспособность самостоятельно влиять на последствия происходящих вокруг событий, получать опыт и учиться; отсутствие устойчивости и возможности эффективно действовать в условиях, связанных с риском; низкое субъективное качество жизни. С помощью критерия Манна - Уитни выявлены различия в уровне алекситимии между группами военнослужащих творческих и нетворческих профессий. Более низкие показатели алекситимии соответствуют военнослужащим творческих профессий, несмотря на сложность и напряженность, сопутствующие их трудовой деятельности.The purpose of the work is to identify the relationships between alexithymia of subjective quality of life and the resilience of military personnel, to build a structural model of alexithymia. The empirical study tested hypotheses: the existence of relationships between alexithymia, resilience and subjective quality of life; the presence of differences in the severity of alexithymia, resilience and subjective quality of life between groups of military personnel of creative and non-creative professions, as well as between groups of military personnel raised in full and incomplete families. The following methods were used: the Toronto Scale of Alexithymia; the questionnaire “Subjective quality of life”; the Test of S. Muddy’s resilience in the adaptation of D. A. Leontiev. Based on the results of the correlation analysis, it was found that an alexithymic personality is characterized by a lack of involvement and active participation in what is happening; the inability to independently influence the consequences of events happening around, gain experience and learn; lack of stability and the ability to act effectively in conditions associated with risk; low subjective quality of life. Using the Mann-Whitney criterion, differences in the level of alexithymia between groups of military personnel of creative and non-creative professions were revealed. Lower rates of alexithymia correspond to military personnel of creative professions, despite the complexity and tension accompanying their work activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСИТИМИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ»

УДК 159.9:355

DOI 10.33463/2072-8336.2021.3(56).082-092

КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Т. Н. Савченко, Г. М. Головина

Для цитирования

Савченко, Т. Н. Алекситимия как эмоциональный фактор структуры субъективного качества жизни / Т. Н. Савченко, Г М. Головина // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 3(56). - С. 82-92. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.3(56).082-092.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Цель работы - выявление взаимосвязей между алекси-тимией субъективного качества жизни и жизнестойкостью военнослужащих, построение структурной модели алек-ситимии. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: существование взаимосвязей между алексити-мией, жизнестойкостью и субъективным качеством жизни; присутствие различий в выраженности алексити-мии, жизнестойкости и субъективного качества жизни между группами военнослужащих творческой и нетворческой профессий, а также между группами военнослужащих, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Использовались методики: Торонтская шкала

© Савченко Т. Н., Головина Г. М., 2021 *Работа выполнена в соответствии с государственным заданием № 0138-2021-0006.

алекситимии; опросник «Субъективное качество жизни»; Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева. На основании результатов корреляционного анализа установлено, что алекситимичную личность характеризует отсутствие вовлеченности и активного участия в происходящем; неспособность самостоятельно влиять на последствия происходящих вокруг событий, получать опыт и учиться; отсутствие устойчивости и возможности эффективно действовать в условиях, связанных с риском; низкое субъективное качество жизни. С помощью критерия Манна - Уитни выявлены различия в уровне алекситимии между группами военнослужащих творческих и нетворческих профессий. Более низкие показатели алекситимии соответствуют военнослужащим творческих профессий, несмотря на сложность и напря-

17821080

женность, сопутствующие их трудовой деятельности.

Ключевые слова: субъективное качество жизни, алекситимия, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, военнослужащие, творческие военные профессии.

Введение

Во многих работах одной из составляющих субъективного качества жизни выступает эмоциональная составляющая, которая является условием психологического благополучия, роста субъективного качества жизни (далее - СКЖ) и жизнестойкости. Отмечается, что психогигиена эмоций и чувств сказывается на психическом и физическом здоровье, вообще на качестве жизни [5]. Выявлена взаимосвязь между эмоциональной направленностью, субъективным качеством жизни и удовлетворенностью жизнью [7, 18]. Исследователи считают, что человек в своей вполне благополучной жизни страдает от отсутствия положительной эмоциональной удовлетворенности [17, 15], поэтому делаются попытки найти возможности повышения эмоциональной удовлетворенности.

Нарушение эмоциональной сферы характерно для людей с высокими показателями алекситимии. Термин «алекситимия» обозначает комплекс аффективных и когнитивных нарушений, которые проявляются в трудности осознания и вербализации эмоций, дифференциации эмоциональных переживаний и телесных ощущений, бедности фантазий, сновидений и утилитарности мышления [9]. Последние годы ученые обращают внимание на связь психологического благополучия и удовлетворенности жизнью с алекси-тимией [8]. Алекситимия исследуется

как важная психологическая характеристика военнослужащих. Профессиональный выбор военнослужащего сопряжен с работой в условиях постоянной эмоциональной напряженности, что неблагоприятно влияет на его психологическое здоровье. Алекситимия рассматривается как фактор удовлетворенности военнослужащих своей жизнью, которая может проявляться в различных сферах: дружеские, близкие отношения, сексуальная жизнь [5].

Следует отметить также интерес к проблеме изучения жизнестойкости и ее связей с характерологическими особенностями военнослужащих, которые определены спецификой военной службы. Жизнестойкость влияет на адаптацию к условиям службы военнослужащих, снижению нервно-психического напряжения и увеличению психологического комфорта. К психологическим последствиям роста алекситимии и снижения жизнестойкости относятся: рост числа депрессий, более частое проявление конфликтного поведения, постоянное состояние неудовлетворенности собой и собственной жизнью, сложности в установлении комфортных эмоциональных связей с другими людьми и ограничение в возможностях получения социальной поддержки [11].

Теоретические предпосылки работы

Для более полного описания СКЖ военнослужащих необходим анализ работ, рассматривающих взаимосвязи с алекситимией и жизнестойкостью.

По результатам нашего исследования уровень субъективного качества жизни, удовлетворенности жизнью и счастья положительно связаны с выраженностью черт статуса достигнутой идентичности, особенно в сферах

принятия важных решений, автономности и эмоционального контроля. Таким образом, высокое субъективное качество жизни связано с такими личностными особенностями, как уверенность в себе, интернальность, активность, гибкость и реалистичность мышления, способность к осознанию и принятию тяжелых эмоциональных переживаний. Эти показатели отрицательно связаны со статусом диффузной идентичности, особенно в сфере самостоятельной деятельности, оценке жизненного пути и эмоционального контроля [18].

Оказывается, что неспособность осознавать и принимать тяжелые эмоциональные переживания и отсутствие эмоционального контроля характеризуют алекситимичную личность. Р. Г Есин и Е. А. Горобец считают, что алекситимией обладают люди, испытывающие затруднения в осознании, вербализации и распознавании собственных эмоциональных состояний и склонные ориентироваться на внешние факты и события при наличии трудностей фокусировки на своих внутренних душевных процессах [8].

А. К. Акименко показала взаимосвязь алекситимии, копинг-стратегий и стиля саморегуляции личности. Причиной развития алекситимичных черт у индивидуумов является сознательное подавление эмоционального реагирования, обусловленное длительными переживаниями постоянно действующей стрессовой ситуации, что связывается с родом занятий личности ввиду профессиональной деформации специалистов, включая военных. «Социально обусловленный вариант развития алекситимии личности, как правило, связан с рядом причин: либо с особенностями воспитания в семье,

где эмоционально холодные родители приучили ребенка подавлять свои эмоции и воспринимать их любые проявления как крайне нежелательные. В другом случае причиной развития алекси-тимичных черт является сознательное подавление эмоционального реагирования, обусловленное длительными переживаниями постоянно действующей стрессовой ситуации» [1, с. 312].

Т. А.Кононова говорит о том, что при поступлении на службу, увеличивается физическая нагрузка, бытовая жизнь претерпевает существенные изменения в питании, внешнем виде, интересах и т. д. Смена уклада жизни ведет к психоэмоциональному напряжению [11].

С. А. Богомаз, А. Л. Филоненко объясняют взаимосвязь между алексити-мией и сенситивной ригидностью: «Неудовлетворенность человека, имеющего признаки алекситимии, собственной жизнью, его низкая способность к целеполаганию, тотальное чувство неуверенности и ощущение себя «заложником» ситуации тесно связаны с проявлениями психической ригидности. Наличие у человека алекситимиче-ских особенностей может затруднять нахождение им смыслов в жизни, формирует чувство неуверенности в своих силах, бесцельности и бесперспективности собственной жизни, приводит к потере возможности занять активную позицию субъекта жизнедеятельности и к неудовлетворенности собственной самореализацией» [12, с. 125].

Результаты, полученные нами в исследованиях, свидетельствуют о том, что у неудовлетворенных жизнью респондентов более выражена мотивация избегания неудачи, а у респондентов с более высокими оценками удовлетворенности жизнь - мотивация достижения успеха [16].

Таким образом, можно предположить, что наличие у военнослужащих повышенного уровня алекситимии -фактора, препятствующего осознанному контакту человека со своей эмоциональной сферой,создает затруднения в коммуникативной сфере, отрицательно влияет на субъективное качество жизни. Ранее исследователями были выявлены взаимосвязи алекситимии с различными заболеваниями и зависимостями: алекситимные характеристики присущи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, соматическими заболеваниями, тревожными и депрессивными расстройствами. Предикторами возникновения алекситимии считают такие важные социально-психологические факторы периода раннего формирования психических процессов и личности, как вынужденное сдерживание эмоций, применяемое в воспитательном процессе, за нарушение которых может следовать наказание, а также сознательное подавление негативных эмоций в стрессовых состояниях, ведущее кустойчивому паттерну поведения по подавлению любых эмоциональных состояний, в том числе положительных.

Алекситимия может возникать при отсутствии опыта человека в обозначении чувств (в детском возрасте), что наиболее характерно для мальчиков, так как социумом одобряется подавление выражения чувств со стороны мальчиков. Кроме того, отвергающее поведение родителей, а особенно матери, или гиперопека в раннем детстве при нарушении постепенной сепарации и индивидуализации может также формировать алекситимию у ребенка (алекситимия у матери коррелирует с алекситимией у их детей). Алекситимия может быть стабильной характеристи-

кой личности и преходящим состоянием и возникать у человека в определенных жизненных ситуациях [10].

В работе «Концепция алекситимии» авторами Н. Г Гаранян и А. Б. Холмогоровой понятие алекситимии раскрывается через комплекс аффективных и когнитивных характеристик [6]. Преобладание неадаптивных и относительно адаптивных копинг-стратегий связано с конфликтными ситуациями и социальными затруднениями [14].

Метод определения выраженности алекситимии разработал Г. Д. Тейлор -автор Торонтской шкалы алекситимии, основанной на ответах испытуемого на вопросы об осознании эмоций, умении их различать, соотносить с ощущениями в теле, описывать эмоции словами, иметь воображение и уметь фантазировать. Авторы исследования алекси-тимии в воинских коллективах утверждают, что лица с высоким уровнем алекситимии хорошо адаптируются в условиях воинских коллективов, где демонстративное поведение и открытые эмоциональные проявления не только не приветствуются, но и осуждаются. Проявление эмоций, особенно отрицательных, в воинских коллективах рассматривается как признак слабости, невыдержанности и в конечном итоге -ненадежности. Вместе с тем в противовес данным выводам о положительном воздействии алекситимии на адаптацию военнослужащих представляется предпочтительней точка зрения Е. А. Никитина и С. М. Шкленник. Ими показано, что для военнослужащих с выраженной алекситимией «характерны достоверно более высокие показатели амбициозности, враждебности, дефицита времени, соревновательности и эмоциональной вовлеченности в работу. У лиц, занимающих проме-

жуточное положение по показателю «алекситимия», указанные значения находились в пределах средних значений» [12].

Г Н. Пилипенко, О. А. Шамшикова, К. А. Харина отмечают роль алексити-мии в процессах психической адаптации в случае преобладания черт личности, направленных на реализацию социальной роли, а не личностного совершенства [13]. Н. С. Зубарева, Я. А. Мазуренко подтверждают, что блокирование положительных чувств приводит к потере или снижению интереса к жизни, в результате чего может возникнуть депрессия или тревога. Блокирование отрицательных чувств ведет к потере чувствительности [9]. Таким образом, алекситимия снижает ощущение реальности и, как следствие, формирует искаженную картину мира.

Е. Ю. Брель предполагает, что на фоне тревожности (неуверенность в своем поведении, беспокойство, внутреннее напряжение и т. д.) блокируются остальные эмоциональные ощущения, а также объясняет причины возникновения агрессивности в деструктивном отцовском воспитании ребенка по типу «маленький неудачник» [3]. К факторам, способствующим формированию алекситимии у военнослужащих, можно отнести особое воспитание мальчиков в детстве. Профессиональный выбор в пользу службы в армии, очевидно, делают именно мужчины. Нередко сильный пол воспитывают в ежовых рукавицах, что «в основном связано с социокультурными факторами, в частности с гендерны-ми педагогическими стереотипами, во-первых, ограничивающими вербальную коммуникацию родителей с мальчиками в эмоционально значимых ситуациях, а во-вторых, окрашиваю-

щими эту коммуникацию в негативные тона. Другими словами, с мальчиками либо не говорят об их чувствах, либо воспринимают их переживания негативно. В результате мы имеем «настоящих мужчин», то есть мужчин, которые «не распускают нюни», «не жалуются», «не плачут» и т. д.» [19].

Выражение своей точки зрения, несогласия не представляется возможным. Военнослужащие подавляют, вытесняют эмоции, и этот тип поведения становится обычным, вырабатывается паттерн безэмоциональности и, как следствие, дальнейшей алекситимно-сти военнослужащего. Таким образом, происхождение алекситимии может быть обусловлено генетическими механизмами и особенностями развития головного мозга, как следствие полученной психологической травмы ввиду включения защитных механизмов психики на психотравмирующее событие и под влиянием социальных и культурных факторов, таких как воспитание алекситимной матерью, воспитание подавления выражения чувств в семье или нахождение в социальном окружении, в культуре, где характерно подавление эмоциональной жизни. Военнослужащим могут быть свойственны все три причины возникновения алексити-мии. Высокий уровень алекситимии и свойственной ей сенситивной ригидности способствует фиксации тревоги и страха перед будущим, что приводит к уходу от активной жизненной позиции и к неудовлетворенности, низким оценкам субъективного качества жизни, снижению жизнестойкости.

Жизнестойкость является еще одной характеристикой, связанной с СКЖ. Этот термин введен в начале 80-х годов XX в. в научное сообщество как психологический феномен

американскими психологами Сьюзен Кобейса и Сальватором Мадди. C. Мадди предложил три составляющие жизнестойкости: вовлеченность -вовлеченность человека в действительность позволяет ему проживать эту действительность с интересом; контроль - результат происходящего зависит от человека, от его стратегии в конкретной ситуации; принятие риска -все происходящее человека развивает и вне зависимости от результата (положительного или отрицательного) позволяет получить ему опыт, поэтому человек готов действовать даже на свой страх и риск. С. Мадди считал жизнестойкость важным внутренним ресурсом. Понятие жизнестойкости в отечественную психологию ввел Д. А. Леонтьев, который рассматривал феномен жизнестойкости в контексте концепции личностного потенциала и определял жизнестойкость как инте-гративную характеристику личности, ответственную за успех в преодолении личностью различных жизненных трудностей.

Постоянное психологическое напряжение, связанное с деятельностью военнослужащих, влияет на показатели жизнестойкости. С. А. Богомаз считает, что жизнестойкость укрепляется за счет возникающих новых смыслов и ценностей, которые создают базу устойчивости в мире. Алекситимия снижает ощущение реального положения дел и, как следствие, устанавливает искаженную картину мира, затрудняет нахождение смысла жизни, формирует чувство неуверенности в своих силах [2]. Жизнестойкость позволяет находить способы реагировать на раздражители, наиболее успешно взаимодействовать со средой и эффективно действовать в соответствии с

условиями обстановки. В исследованиях жизнестойкости военнослужащих контрактников выявлен «следовой эффект» после пребывания в экстремальной ситуации, который выражался в страхе, снижении уровня нервно-психической устойчивости и личностного адаптивного потенциала, повышении агрессивности и враждебности военнослужащих, снижении коммуникативных навыков, что определяло негативную оценку качества жизни [4].

Таким образом, алекситимия способствует снижению субъективного качества жизни и жизнестойкости. Военнослужащие, ввиду профессиональных особенностей, могут обладать повышенной алекситимией и низкой оценкой субъективного качества жизни и жизнестойкостью. Настоящее исследование позволит найти наиболее эффективные подходы к восстановлению и поддержанию оптимального психического здоровья военнослужащих. Его практическая значимость заключается в возможности разработки мер психологической коррекции, что будет способствовать повышению эмоциональной составляющей, формированию смыслов и целей собственной жизни и снижению уровня алексити-мии, повышению субъективного качества жизни и жизнестойкости.

В настоящем исследовании проверялась гипотезы: существуют ли взаимосвязи между алекситимией, жизнестойкостью и субъективным качеством жизни; существуют ли различия в выраженности алекситимии, жизнестойкости и субъективного качества жизни между группами военнослужащих творческой и нетворческой профессий, а также между группами военнослужащих, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами решались задачи: измерить уровень выраженности характеристик и выявить взаимосвязи характеристик, а также различия в выраженности характеристик между группами, во-первых, творческой и нетворческой профессий и, во-вторых, между группами респондентов, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Методики

1. Торонтская шкала алекситимии (TAS). Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых оценивается по 5-балльной шкале. Переменной является алекситимия. К алекситими-ческому типу личности относятся респонденты с высокими показателями, к неалекситимическому типу - респонденты с низкими показателями.

2. Опросник «Субъективное качество жизни» Т. Н. Савченко и Г М. Головиной, позволяющий определить степень соответствия субъективных оценок реального и желаемого качества жизни. В данном исследовании переменной опросника является общий показатель СКЖ, высоким значениям соответствует высокое субъективное качество жизни.

3. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева. Переменными являются шкалы опросника: вовлеченность, контроль, принятие риска, жизнестойкость. Высоким значениям переменных соответствует высокая выраженность данных характеристик.

Выборка состоит из 370 военнослужащих мужского пола в возрасте от 18 до 46 лет творческих (музыканты, певцы, танцоры, актеры) и нетворческих специальностей (сухопутные войска, военно-морской флот, сотрудники ФСИН России).

Методы

Для выявления взаимосвязей между переменными алекситимии, субъективного качества жизни и жизнестойкости использовался корреляционный анализ; для установления различий между подгруппами - критерий Манна -Уитни. Обработка данных проводилась на базе статистического пакета IBM SPSS, Statistics.

Этапы эмпирического исследования

Исследование проходило в три этапа: на первом - на общей выборке выявлялись взаимосвязи между алексити-мией, субъективным качеством жизни и жизнестойкостью: на втором - различия в этих характеристиках между группами военнослужащих творческой (40 чел.) и нетворческой специальностей (50 чел. разных военных специальностей); на третьем - различия в характеристиках между группами военнослужащих из полных и неполных семей (57 чел. в каждой группе).

Результаты исследования С помощью корреляционного анализа установлены взаимосвязи между алекситимией, субъективным качеством жизни и жизнестойкостью. Значимые взаимосвязи представлены на рисунке 1 в виде корреляционной плеяды.

Между алекситимией и СКЖ выявлена обратная взаимосвязь (г = -0,18; p = 0,001): чем выше уровень алекси-тимии, тем ниже показатель субъективного качества жизни. Между алек-ситимией и жизнестойкостью, а также составляющими жизнестойкости -вовлеченностью, контролем и принятием риска - также выявлена обратная взаимосвязь:

алекситимия и жизнестойкость: г = -0,48; p = 0,000;

Г^Л Г '

Контроль Вовлеченность

Рис. 1. Структурная корреляционная модель алекситимии

алекситимия и вовлеченность: г = -0,42; р = 0,005;

алекситимия и контроль: г = -0,45; р = 0,000;

алекситимия и принятие риска: г = -0,33; р = 0,000.

Таким образом, между показателями алекситимии, жизнестойкости, вовлеченности, контроля, принятия риска наблюдается обратная взаимосвязь: чем выше уровень алекситимии, тем ниже значения переменных жизнестойкости.

Между СКЖ и жизнестойкостью, а также между СКЖ и вовлеченностью выявлена положительная взаимосвязь:

СКЖ и жизнестойкость: г = 0,19; р = 0,013;

СКЖ и вовлеченность: г = 0,42; р = 0,005.

Высоким показателям СКЖ с большой вероятностью соответствуют вы-

сокие показатели жизнестойкости и вовлеченности.

Взаимосвязь между СКЖ, контролем и принятием риска не установлена.

С помощью критерия Манна - Уитни выявлены различия в уровне алексити-мии между группами военнослужащих творческих и нетворческих профессий: z = 2,34; р = 0,032. Более низкие показатели алекситимии соответствуют военнослужащим творческих профессий, несмотря на сложность и напряженность, сопутствующие их трудовой деятельности.

С помощью критерия Манна - Уит-ни выявлялись различия в уровне алек-ситимии военнослужащих из неполных и полных семей. Значимые различия не были обнаружены.

Обсуждение результатов

Результаты корреляционного анализа показали, что между алексити-мией и СКЖ выявлена обратная вза-

имосвязь. Между алекситимией и жизнестойкостью, а также составляющими жизнестойкости - вовлеченностью, контролем и принятием риска также выявлена обратная взаимосвязь.

Таким образом, между показателями алекситимии, жизнестойкости, вовлеченности, контроля, принятия риска наблюдается обратная взаимосвязь. Между СКЖ и жизнестойкостью, а также между СКЖ и вовлеченностью выявлена положительная взаимосвязь: высоким показателям СКЖ с большой вероятностью соответствуют высокие показатели жизнестойкости и вовлеченности.

Взаимосвязь между СКЖ, контролем и принятием риска не обнаружена.

Обобщая результаты корреляционного анализа, можно сказать, что алекситимичную личность характеризует отсутствие вовлеченности и активного участия в происходящем; неспособность самостоятельно влиять на последствия происходящих вокруг него событий, получать опыт и учиться; отсутствие устойчивости в условиях стресса и возможности эффективно действовать в соответствии с условиями обстановки; низкое субъективное качество жизни.

Наше исследование подтвердило результаты исследований, в которых отмечается, что для алекситимической личности характерны наличие ограниченной фантазии, неспособности откликнуться на чувства других людей, снижение ощущения радости и стремление к чему-то новому, плохое самовыражение, что не соответствует творческим личностям [2].

С помощью Торонтской шкалы алекситимии выявлено, что суммарное количество респондентов в группе риска и ближайшей к ней группе состав-

ляет 42,7 %, что указывает на предпосылки к формированию алекситимии. Полученные результаты подтверждают гипотезу о возможно высокой выраженности алекситимии у военнослужащих, находящихся на военной службе по контракту. Подтверждена также гипотеза о том, что для военнослужащих творческих профессий, несмотря на сложность и напряженность, сопутствующие их трудовой деятельности, характерны более низкие показатели алекситимии, чем для военнослужащих нетворческих профессий. Можно предположить, что творчество помогает справиться с алекситимией.

Вместе с тем гипотеза о более высокой выраженности алекситимии у военнослужащих, воспитывающихся в неполных семьях, не подтвердилась. Исследование показало отсутствие значимых различий в уровне алекситимии. Это можно объяснить тем, что мужчины, воспитывающиеся в неполных семьях и выбирающие профессию военного, несмотря на особенности воспитания, обладают такими качествами, как жизнестойкость и отсутствие алекситимии. Между тем, возможно, юноши, воспитывающиеся в полных семьях, не обладают выраженной алекситимией, но они выбирают другие профессии. Исследование показало и отсутствие различий между уровнями жизнестойкости, вовлеченности, контроля и принятия риска военнослужащих, воспитывающихся в полных и неполных семьях; это можно объяснить причинами, аналогичными отсутствию различий алекситимии в этих выборках.

Таким образом, гипотезы, сформулированные на основании анализа теоретических подходов к изучению алек-ситимии, субъективного качества жиз-

ни и жизнестойкости и наличию их взаимосвязи с учетом профессиональной деятельности военнослужащих, получили частичное подтверждение. Для доказательства причинно-следственных связей в дальнейшем необходимо построение регрессионных моделей.

Заключение

Будущий военнослужащий, выбирая профессию, стремится проверить свои волевые и физические качества, видит возможность управлять людьми, добиваться карьерного роста, пользоваться льготами и гарантиями, в том числе решать жилищный вопрос, получать стабильный заработок и т. д. Вместе с тем характер военной службы обусловлен рядом особенностей, о которых претенденты могут не иметь представления. Военная служба связана с психологической нагрузкой, опасностью выполнения поставленных задач, включая риск для здоровья и жизни, частое изменение обстановки, ненор-мированность рабочего времени, что требует наличия удовлетворительного психического и физического здоровья. В процессе работы у военнослужащих с высокими показателями алексити-мии могут возникнуть трудности, о которых говорилось выше. В силу этого необходима профилактика. Возможно, занятия творчеством в свободное время повысят способность военнослужащих открыто проявлять эмоции, помогут снять стресс, избежать конфликтных ситуаций.

Библиографический список

1. Акименко А. К. Взаимосвязь алекситимии, копинг-стратегий и стиля саморегуляции личности // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 311-316.

2. Богомаз С. А., Филоненко А. Л. Взаимосвязь алекситимии как фактора, препятствующего развитию личности, с параметрами смысловой сферы и проявлениями ригидности // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 124-128.

3. Брель Е. Ю. Клиническая психология и психология здоровья // Сибирский психологический журнал. 2018. № 67. С. 89-101.

4. Бычков А. В. Конфликт в среде военнослужащих контрактной службы // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. № 54. С. 316-324.

5. Васильева О. С., Гаус Э. В. Взаимосвязь уровня алекситимии с уровнем психологических защит и составляющими психологического благополучия //Северо-Кавказский психологический вестник. 2017. № 15/1. С. 5-16.

6. Гаранян Н. Г, Холмогорова А. Б. Концепция алекситимии (обзор зарубежных исследований) // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. Т. 13, № 21. С. 128-145.

7. Головина Г. М., Савченко Т. Н. Экономический и эмоциональный факторы в структуре субъективного качества жизни // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии.Результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М., 2017. С. 468-475.

8. Есин Р. Г, Горобец Е. А., Галиул-лин Е. А., Есин О. Р. Алекситимия -основные направления изучения // Журнал неврологии и психиатрии. 2014. № 12. С. 148-151.

9. Зубарева Н. С., Мазуренко Я. А. Психологические защиты алекситими-ческой личности // Психология и психотехника. 2018. № 1. С. 59-66.

10. Искусных А. Ю. Алекситимия как психофизиологическая, педагогическая, медицинская проблема // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3, № 17. С. 11-12.

11. Кононова Т. А., Чихачев М. В. Специфика процесса адаптации в воинских коллективах // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России. Новосибирск, 2014. С. 219-222.

12. Никитин Е. А., Шкленник С. М., Цой В. С. Соотношение агрессивности, алекситимии и типа поведения у военнослужащих // Вестник психотерапии. 2006. № 17(22). С. 73-78.

13. Пилипенко П Н., Шамшикова О. А., Харина К. А. Алекситимия в структуре личности и ее роль в процессах психической адаптации // Социокультурные проблемы современного человека : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О. А. Шамшиковой, Н. Я. Большуновой. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2009. С. 137-145.

14. Плотников Д. В., Северьянова Л. А., Плотников В. В. Акцентуация интегральных параметров индивидуальности как основа феномена алекситимии // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. Т. 27, № 2. С. 17-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Рябов В. Б. Субъективное качество жизни и психологическая жизнеспособность человека // Человек в условиях неопределенности : сб. науч. тр. : в 2 т. / под общ. и науч. ред. Е. В. Бакшу-товой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. Самара, 2018. С. 159-164.

16. Савченко Т. Н., Головина Г М., Со-чивко Д. В. Моделирование субъективного качества жизни различных «замкнутых» социосистем // Психологические проблемы современного российского общества / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2012. С. 248-271.

17. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Факторы успешной деятельности и субъективное качество жизни комсостава судов // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. М., 2015. С. 254-267.

18. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Взаимосвязь идентичности личности субъективного качества жизни и удовлетворенности ею // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 99-111.

19. Трунов Д. Г. Виды и механизмы функциональной алекситимии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. № 2. С. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.