Научная статья на тему 'АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ: ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ И ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД. ЛОКАЛЬНОЕ VS ГЛОБАЛЬНОЕ'

АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ: ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ И ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД. ЛОКАЛЬНОЕ VS ГЛОБАЛЬНОЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

361
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ / БРЕНД ПИСАТЕЛЯ / «ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ» / УРАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подлубнова Юлия Сергеевна

Статья посвящена феномену писателя Алексея Сальникова и совмещает два подхода: исследование литературной репутации и изучение медийного образа писателя. В фокусе внимания оказывается трансформация образа писателя в процессе увеличения его читательской аудитории и получения им внимания со стороны самых разнообразных медиа. Исследование механизмов приращения символического и медийного капитала в российском культурном пространстве дает возможность увидеть, как известный в узких литературных кругах поэт нижнетагильской школы довольно быстро становится одним из самых раскрученных писателей поколения 40-летних. И одновременно оно проявляет процессы приобретения успешности, не всегда зависящие от воли писателя (тем более нестоличного), но строящиеся на коллективном договоре и коллективных действиях, мотивированных рецепциями творчества и феномена самого автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXEY SALNIKOV: LITERARY REPUTATION AND PERSONAL BRAND. LOCAL VS GLOBAL

The article find out the phenomenon of the writer Alexei Salnikov and combines two approaches: the study of literary reputation and the study of the media image of the writer. Our focus is on the transformation of the image of the writer in the process of increasing his readership and receiving attention from a wide variety of media. The study of the mechanisms of the increment of symbolic and media capital in the Russian cultural makes it possible to see how the poet from the Nizhny Tagil well-known in narrow literary circles quickly becomes one of the most popular writers of the generation of 40-year-olds. And at the same time the article manifests the processes of acquiring success not always depending on the will of the writer (especially not from the capital) but based on a collective agreement and collective actions motivated by the receptions of creativity and the phenomenon of the author.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ: ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ И ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД. ЛОКАЛЬНОЕ VS ГЛОБАЛЬНОЕ»

КУЛЬТ-ТОВАРЫ: ЛОКАЛЬНОЕ КАК РЕСУРС МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

CULTURAL COMMODITIES: LOCAL AS A RESOURCE OF MASS CULTURE

Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 69—78. Labyrinth: Theories and practices of culture. 2022. No. 3. P. 69—78.

Научная статья

УДК 821.161.1.09"1992/..."

DOI: 10.54347/Lab.2022.3.6

АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ: ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ И ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД. ЛОКАЛЬНОЕ VS ГЛОБАЛЬНОЕ

Юлия Сергеевна Подлубнова

Институт истории и археологии УрО РАН, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена феномену писателя Алексея Сальникова и совмещает два подхода: исследование литературной репутации и изучение медийного образа писателя. В фокусе внимания оказывается трансформация образа писателя в процессе увеличения его читательской аудитории и получения им внимания со стороны самых разнообразных медиа. Исследование механизмов приращения символического и медийного капитала в российском культурном пространстве дает возможность увидеть, как известный в узких литературных кругах поэт нижнетагильской школы довольно быстро становится одним из самых раскрученных писателей поколения 40-летних. И одновременно оно проявляет процессы приобретения успешности, не всегда зависящие от воли писателя (тем более нестоличного), но строящиеся на коллективном договоре и коллективных действиях, мотивированных рецепциями творчества и феномена самого автора.

Ключевые слова: Алексей Сальников, современная литература, литературная репутация, бренд писателя, «Петровы в гриппе», уральская литература

Для цитирования: Подлубнова Ю. С. Алексей Сальников: Литературная репутация и персональный бренд. Локальное vs Глобальное // Labyrinth: теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 69—78.

© Подлубнова Ю. С., 2022

Original article

ALEXEY SALNIKOV: LITERARY REPUTATION AND PERSONAL BRAND.

LOCAL VS GLOBAL

luliia S. Podlubnova

Institute of History and Archeology, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article find out the phenomenon of the writer Alexei Salnikov and combines two approaches: the study of literary reputation and the study of the media image of the writer. Our focus is on the transformation of the image of the writer in the process of increasing his readership and receiving attention from a wide variety of media. The study of the mechanisms of the increment of symbolic and media capital in the Russian cultural makes it possible to see how the poet from the Nizhny Tagil well-known in narrow literary circles quickly becomes one of the most popular writers of the generation of 40-year-olds. And at the same time the article manifests the processes of acquiring success not always depending on the will of the writer (especially not from the capital) but based on a collective agreement and collective actions motivated by the receptions of creativity and the phenomenon of the author.

Keywords: Aleksey Salnikov, modern literature, literary reputation, writer's brand, "Petrovs in the flu", Ural literature

For citation: Podlubnova, Iu. S. (2022) Aleksej Sal'nikov: Literaturnaya reputaciya i per-sonal'nyj brend. Lokal'noe vs Global'noe [Alexey Salnikov: literary reputation and personal brand. Local vs global], Labyrinth: Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth: Theories and practices of culture], no. 3, pp. 69—78.

От факта к бренду: методологические особенности исследования

Стоит начать с того, почему мы, рассматривая довольно популярного писателя, предлагаем совместить методологические подходы: литературоведческий, условно эйхенбаумовский, фокусирующийся на литературном быте и отдельных его явлениях, и социокультурный, оперирующий понятиями и терминами разного порядка, не исключая тех, что были позаимствованы из маркетинговой теории. Такое совмещение может быть оправдано самим материалом, объектом описания: перед нами как собственно литературный феномен, писатель, вокруг которого складывается персоналистический миф, так и фигура, чей медийный капитал так или иначе растет, а известность выходит за рамки круга любителей современной русскоязычной литературы. По факту, Алексей Сальников является писателем, который не сводим к авторской стратегии, не детерминирован ею, но, если говорить о культурном пространстве, то здесь он представляет собой специфическую совокупность рецепций и интерпретаций1, подкрепленных в некоторых случаях культуртрегерскими инициативами. Другими словами, при комбинированном подходе исследователь получает возможность увидеть, как происходит оформление культурного продукта, создаваемого усилиями разного рода акторов, непосредственно в процессе его коллективной сборки; зафиксировать момент качественного перехода от литературной репутации к авторскому бренду и в некоторых случаях даже понять, какую роль здесь сыграла локальная составляющая имиджа писателя.

1 Тех самых «голосов современников», обращение к которым, по мнению Л. Е. Бушка-нец, находится в основе методологии исследования литературной репутации [Бушканец 2013: 8].

В разговоре об Алексее Сальникове, с одной стороны, есть смысл исходить из «представления о писателе и его творчестве, которые сложились в рамках литературной системы и свойственны значительной части ее участников (критики, литераторы, издатели, книготорговцы, педагоги, читатели)» (рецептивный аспект), и учитывать, что «литературная репутация в свернутом виде содержит характеристику и оценку творчества и литературно-общественного поведения писателя» [Рейт-блат, 2001: 51] (содержательный аспект). С другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что современные писатели, попадая в пространство медиа, т. е. коммуникативной организации социума [Маклюэн, 2007], получают внимание — капитал современного информационного общества, неизбежно становятся узнаваемыми, их труд обретает возможность повышенной монетизации. Исследователи вполне закономерно говорят о медийном статусе литературы [Новиков, 2017], медиаимидже современных авторов [Зуева, 2020], писательском бренде [Капцев, 2009], «культовых писателях» и «литературе в контексте трендов и брендов», если вспомнить название одной из статей М. А. Черняк [Черняк, 2011].

При этом подключение самого широкого спектра медиаресурсов — активирует разнообразные практики культурных репрезентаций и интерпретаций, которые могут и вовсе конфликтовать с самопозиционированием автора (не говоря уже о посмертном вчитывании в авторов и их творчество идей интерпретаторов — история литературы к этому вполне привыкла). В случае Алексея Сальникова, возможно, очевиднее, чем во многих других, заметны зазоры между тем, что репрезен-тует сам автор, и тем, что репрезентуют за него, то есть между писательской стратегией и внешней ее рецепцией, к тому же претерпевающей изменения с течением времени. И здесь имеет смысл обратить внимание на то, какое место среди инструментов, которые работают на создание литературной репутации и затем авторского бренда, занимает локальная принадлежность автора или, что точнее, локальность — и как часть идентичности автора [Абашева, 2007], и как некоторая составляющая авторского мифа.

От факта к мифу:

формирование литературной репутации Алексея Сальникова

Стоит выделить несколько этапов становления литературной репутации и — с расширением присутствия в медиапространстве — бренда Алексея Сальникова. Можно условно говорить об уральском Сальникове (этап вхождения в литературу и формирования творческой манеры), Сальникове, обживающем столичное литературное поле (через вовлечение в разного рода инициативы), и Сальникове, который благодаря медиа дошел до самого широкого потребителя культуры (многажды опосредованном).

Фактически литератор Алексей Сальников начинается с нижнетагильской литературной студии «Ступени» и поэтической педагогики поэта и ведущего студии Евгения Туренко. «Я жил на его даче целую зиму. Туренко для меня стал смесью разочарования и поиска себя. А на даче у него я однажды воткнул куст розы в грядку, и тот зацвел. Туренко это поразило больше, чем все стихи, которые я написал» [Титова, 2014]. Как и другие ученики Туренко, Алексей Сальников уверенно вошел в уральскую поэтическую жизнь начала 2000-х. Появились его первые публикации (в журналах «Урал», «Уральская новь», альманахе «Вавилон» и проч.), в 2004 году вышел дебютный сборник «Стихотворения», а уже в 2005 году он получил премию «ЛитератуРРенген» в главной поэтической номинации. Поэтические тексты Алексея Сальникова были включены во второй и третий тома витринной для Урала антологии «Современная уральская поэзия». Наконец, в 2013 году в нью-йоркском издательстве Ailuros Publishing, основателем и редактором которого являлась еще одна ученица Туренко Елена Сунцова, увидел свет сборник «Дневник

снеговика», который подвел своеобразный итог поэтической работе Сальникова за несколько лет. «Поэзия Сальникова по нижнетагильской шкале колеблется около, так сказать, метафизического нуля — теплее у солнечной Сунцовой, холоднее у серебряной Симоновой, — с постоянными забеганиями за черту собственного понимания, как у Туренко» [Александров, 2013], — отмечал в рецензии на сборник А. Александров. Статус Сальникова как одного из ведущих поэтов «уральской поэтической школы» упрочил выпуск сборника в проекте «ГУЛ» (Галерея уральской литературы), который усилиями его составителя — поэта и литературтрегера Виталия Кальпиди — репрезентовал избранное из избранных региональной поэзии.

Иными словами, уральский Сальников — это в первую очередь поэт с нижнетагильским бэкграундом, прошедший определенного рода эволюцию. «При сопоставлении этой небольшой книги, вобравшей стихи за пять-шесть лет, с более ранними текстами трудно не заметить, что нарратив все больше уступает место созерцательности, что снег и холод, замораживающие эмоцию, усиливаются и наступают, что почти исчезли попытки говорить через другого» [Чепелев, 2013], — писал В. Чепелев. В своих поэтических практиках Алексей Сальников ушел от сочетания постакмеизма и метареализма, весьма характерного для нижнетагильской школы начала 2000-х гг., до послебродской манеры письма с ее предметностью, барочной метафорикой, интертекстуальностью и рядом узнаваемых интонаций.

Главный редактор сомалийского журнала «Африка литературы» Легко отличает силуэт торгового корабля от замаскированной под него военной бандуры,

Такова особенность его внелитературной халтуры.

Он не одевается пиратом, но является им на святки и к хеллоуину,

А также остальные сутки в году, когда не сутулит спину,

Правя тексты какому-нибудь местному поэту и гражданину,

У себя дома, на табурете, не вставая с дивана,

В окне видны очертанья портового крана,

В смежной комнате ооооо, кто проживает на дне океана.

При этом из головы не идет, как блестящие волны перекрещиваются

перед глазами,

Как лодка идет посредством мотора, но как бы под парусами К иноземным флагам, которые издали кажутся сушащимися трусами

[Сальников, 2013: 16].

Между тем, как в пространстве уральской литературы, так и за ее пределами, в контекстах условно говоря актуальной поэзии, складывается особая репутация Алексея Сальникова, своего рода «непрочитанного гения». В частности, «о непрочитанно-сти и незаслуженной малоизвестности» Сальникова писал тот же Василий Чепелев в журнале «Воздух», со ссылкой на слова системообразующего для современной поэзии критика Данилы Давыдова [Чепелев, 2013]. Подобное отношение некоторых литературных современников моделировало парадоксальную ситуацию: довольно успешный автор рассматривался как недополучивший символический капитал.

Именно с репутационным багажом «непрочитанного гения» Алексей Сальников приходит в прозу и поначалу подтверждает тезис Давыдова/Чепелева. Первый его роман «Нижний Тагил», который в незаконченном виде вышел в виде книги в 2011 году, остался незамеченным даже на Урале. Рукопись следующего романа, получившего название «Отдел», передала в редакцию журнала «Волга» Екатерина Симонова в 2015 году. Роман был в основном проигнорирован критикой и остался вне премиального процесса. «Петровы в гриппе и вокруг него», написанные через год, изначально повторили судьбу «Отдела»: роман вновь был передан в «Волгу» Екатериной Симоновой, и критика вновь большей частью его не заметила. Фактически о романе широко заговорили год спустя, когда он попал в листы премии

«Большая книга» и его выделили среди прочих книжные обозреватели Елена Маке-енко (на портале «Горький») и Галина Юзефович (написавшая рецензию для портала Meduza). Е. Макеенко оценила «Петровых» так: «в любом случае это без оговорок лучший текст среди номинантов» [Макеенко, 2017]. Г. Юзефович назвала книгу «редчайшим в отечественной практике случаем явления совершенно готового, не нуждающегося ни в каких скидках на молодость и нехватку опыта писателя» [Юзефович, 2017].

Г. Юзефович и Е. Макеенко запустили ту мощнейшую волну признания и почитания романа, которая ознаменовала следующий этап формирования репутации писателя — выход к столичной публике. Алексея Сальникова заметили книжные блогеры, литературные критики, редакторы. Елена Шубина занялась выпуском «Петровых» и следующего романа «Опосредованно», в издательстве «Лайвбук» вышел полноценной книгой «Отдел», здесь же была составлена книга стихотворений «Кот, лошадь, трамвай, медведь», рассчитанная на более широкую аудиторию, чем прежние поэтические сборники автора (тираж: 500 экз. + допечатка). Алексея Сальникова стали приглашать на встречи и фестивали, в литературные проекты, брать у него интервью (от журнала Elle до «Новой газеты»). «Петровы» продолжили шествие в премиальном процессе 2018 года, принесли автору победу в «Национальном бестселлере» и приз экспертного жюри премии «НОС». «Жизнь моя изменилась в сторону большего общения с журналистами» [Шипнигов, 2018], — признавался писатель на волне успеха.

Можно выделить два содержательных момента, которые стали формировать репутацию писателя, оказавшегося в столичном культурном пространстве. Во-первых, пишущие и говорящие об Алексее Сальникове, как правило, открывали для себя нового автора и, не зная его литературного бэкграунда, подчас отождествляли его и созданного им Петрова. Так, 5 ноября 2018 года на портале «Горький» вышел диалог популярного политолога Екатерины Шульман и психолога Ольги Прохоровой со знаковым заголовком «Автослесарь, антиписатель и очень хороший человек» [Шульман, 2018]. Речь здесь шла о Петрове и сюжете романа «Петровы в гриппе», но фактически была представлена новая формула, через которую репре-зентуется в культурном пространстве сам Алексей Сальников. Его поэтическая идентичность в критических нарративах зачастую отодвигается на второй план (о ней вспоминает только Евгений Ермолин в рецензии, опубликованной в «Знамени» [Ермолин, 2018], и Василий Чепелев на портале TextOnly [Чепелев, 2019]), ее вытесняет фигура писателя-автослесаря, не имеющего специального образования, живущего на окраине Екатеринбурга, допущенного в литературу Галиной Юзеф о-вич. «Для писателя, несущего бремя всероссийской славы, Алексей Сальников вызывающе негламурен: на интервью приехал прямо из аэропорта, ничуть не опоздав, бросил в сторону рюкзак, пригладил волосы пятерней — он готов, спрашивайте» [Порошина, 2018], — так начинает Марина Порошина интервью с Сальниковым на портале «Год литературы». И еще один показательный фрагмент интервью:

«— Давно ли вы стали мечтать о карьере писателя и кем работали до того, как мечта стала реальностью?

— Давно... С первого класса примерно. Учителям мои сочинения очень нравились. А потом я работал сторожем, разнорабочим в котельной — ну это всем писателям так положено, автослесарем, квартиры ремонтировал.

— То есть у вас и руки из нужного места растут?

— Когда как. Кран, конечно, починить смогу, но пишу я лучше» [Порошина,

2018].

Вторым моментом, определяющим репутацию писателя в 2018—2020 гг., становится его уральскость. Ее замечает большое количество пишущих о «Петровых»: от Бориса Куприянова и Натальи Бабинцевой, членов жюри «Национального

бестселлера» 2018 года, до Евгения Ермолина и Анны Жучковой, выступивших в знаменской рубрике «Дважды». Критики не просто упоминают Екатеринбург как место обитания автора и его героев, а в случае романа «Опосредованно» и Нижний Тагил, но уверенно встраивают образность Алексея Сальникова в уральские контексты. «Почему уральские писатели постоянно возвращаются к теме людей, теряющих свободу выбора, одержимых духами? Ладно бы только П. Бажов. Но ведь и А. Иванов («Сердце Пармы», «Тобол»), и О. Славникова («2017»). Кстати, в последнем романе О. Славниковой «Прыжок в длину» герои тоже одержимы, один «летучей паутиной» в животе, похожей на холодную спираль Петровой, другой — духом камня» [Жучкова, 2018]. Примечательно, что и сам Алексей Сальников моделирует свою уральскую идентичность не только через принадлежность к конкретному пространству, но через круг чтения, называя в интервью Егору Михайлову уральских писателей и их книги: «Солнышко в березах» Н. Никонова, «Пищеблок»

A. Иванова, «Повесть, которая сама себя описывает» А. Ильенкова и др.

Наконец, репутационное значение имеет и ответное внимание к Алексею Сальникову писателей с имиджем уральских. Так, на встрече Алексея Сальникова с Анной Наринской в Библиотеке Некрасова в апреле 2018 года — видеозапись выложена на Youtube [https://www.youtube.com/watch?time_continue=1669&v= Bjx07CzrzGo&feature=emb_logo] — среди присутствующих в зале оказывается Алексей Иванов. Он вступает в беседу, искренне благодарит автора за роман и рассуждает о перекличках с «Изображая жертву» — как пьесы бр. Пресняковых, так и фильма Кирилла Серебренникова.

От мифа к бренду. Алексей Сальников для всех

С творчеством К. Серебренникова, точнее в первую очередь с ним, связывается следующий этап становления репутации писателя и превращения его в своего рода литературный бренд. «Петровы в гриппе», ставшие не просто фактом литературы, но бестселлером (то есть «формой, гарантирующей, что в душе публики обособился какой-то массивный новый гештальт» [Маклюэн, 2007: 66]), были по-своему интерпретированы режиссером, превратившись в авторский/режиссерский продукт. Продукт, в то же время добавляющий символический капитал и Алексею Сальникову, вышедшему в 2021 г. (на фоне премьеры и кинопроката «Петровых в гриппе») к самому широкому потребителю культуры, что, в свою очередь, не могло не скорректировать его имидж.

К примеру, важно отметить, что в фильме К. Серебренникова за редкими исключениями нет Екатеринбурга (особенно, если сравнить его со «Страной ОЗ»

B. Сигарева, где реалистично и детально воспроизведены городские локусы). Режиссер изображает узнаваемый в своей универсальности провинциальный город, застрявший в безвременье. Перед нами типическая со времен Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина модель российской действительности, не имеющей конкретной географической привязки. Фильм про русскую хтонь (далеко не первый в творчестве К. Серебренникова, снявшего жуткий, наполненный архетипами «Юрьев день»), чей выход на экраны стал настоящим культурным событием (подогретым в том числе биографическими обстоятельствами, политически мотивированным уголовным преследованием режиссера), обозначил новый виток интереса к автору «Петровых в гриппе». Алексей Сальников появляется фактически во всех СМИ, которые пишут о фильме, от ТАСС до «Афиши», от «Российской газеты» до «Коммерсанта», дает интервью и комментарии, можно сказать, становится лицом фильма.

Именно в 2020—2021 гг. происходит пересборка литературного и медийного образа Алексея Сальникова. «Я провинциальный писатель» [Кожевникова, 2020], — говорит он в интервью для «Амурской правды», не столько отказываясь от уральской идентичности, сколько встраиваясь в парадигму «центр/периферия»,

весьма характерную для российской культуры. Он уже не «автослесарь, написавший бестселлер», но популярный и профессиональный писатель, автор нескольких романов, пишущий о современной провинции. Это более привычное для потребителя отечественной культуры литературное амплуа, не ограниченное рамками локальности и в некоторой степени не занятое в пространстве современной культуры (к примеру, Роман Сенчин, написавший немало произведений про провинцию и ныне тоже живущий в Екатеринбурге, не столь востребован в медиапространстве, как Дмитрий Глуховский, написавший сценарий сериала «Топи», писатель с явной московской биографией, больше писавший именно про московские реалии и фантазмы). Такое амплуа срастается с успехом писателя, уже не сводимого только к пространству литературы, фактически превратившегося в персональный культурный бренд.

Элементами сложившегося, в том числе благодаря фильму К. Серебренникова, бренда Алексея Сальникова стали: акцентированная провинциальность; бру-тальность, которой наделяется провинциальная жизнь; абсурд и гротеск как ее сущностное наполнение. «Россия больная и воскресающая», — формулирует заголовок Антон Долин, пишущий о фильме. «Фильм будто чем-то инфицирован и, кажется, неизлечим, что делает его сложнее, невыносимее и одновременно интереснее. Чем же он болен? Имя этому вирусу — Россия» [Долин, 2021]. «Россия везде: в убивающей маньяков жене Петрова (выдающаяся Хаматова, чье присутствие хотелось отчаянно продлить), в литературном клубе гнусавых голосов (поэты играют поэтов, в роли знатокессы — органично вписавшаяся Анна Наринская, дебют покруче дорновского), в минутной гей-сцене и, разумеется, в гробу, откуда приходят и уходят» [Козкин, 2021], — рассуждает рецензент портала Film.ru. Все эти рассуждения о фильме так или иначе распространяются на роман и на другие романы Алексея Сальникова, заставляют читать их теперь в первую очередь через оптику «россиеведения». Хотя очевидно, что она, годящаяся для широкого читателя, вызывает вопросы и даже отторжение у тех, кто вовлечен в литературный процесс и не считает, что Алексея Сальникова можно воспринимать через рецепции, представленные в отечественной популярной культуре, т. е. знаком с литературной репутацией автора.

Исследование механизмов приращения символического и медийного капитала в российском культурном пространстве дает возможность увидеть, как известный в узких литературных кругах поэт нижнетагильской школы довольно быстро становится одним из самых раскрученных писателей поколения 40-летних. И одновременно оно проявляет процессы приобретения успешности, не всегда зависящие от воли писателя (тем более нестоличного), но строящиеся на коллективном договоре и коллективных действиях, мотивированных рецепциями творчества и феномена самого автора. В случае Алексея Сальникова, чья литературная репутация имеет довольно очевидную локальную составляющую, особенно явна ее трансформация на следующем уровне авторской популярности. Это обнажает процессы, формирующие современную культуру с ее остаточной литературоцентричностью и одновременно зависимостью от медиа.

Список источников

Абашева М. П. Дискурс региональной идентичности в современной русской прозе // Русская и белорусская литературы на рубеже XX—XXI вв.: в 2 ч. Ч. 1. Минск: РИВШ, 2007. С. 56—63.

Александров А. Желтый после красного // Волга. 2013. № 7. URL: https://magazines.gorky.media/volga/2013/7/zheltyj-posle-krasnogo.html (дата обращения: 14.06.2022).

Бушканец Л. Е. А. П. Чехов и русское общество 1880—1917 гг. Формирование литературной репутации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2013.

Долин А. «Петровы в гриппе»: Россия больная и воскресающая // Meduza. 2021. 12 июля. URL: https://meduza.io/feature/2021/07/12/petrovy-v-grippe-rossiya-bolnaya-i-voskresayuschaya (дата обращения: 14.06.2022).

Ермолин Е. Петров где-то рядом // Знамя. 2018. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2018/4/petrov-gde-to-ryadom.html (дата обращения: 14.06.2022).

ЖучковаА. Спасти Сальникова. Петровы вокруг него // Знамя. 2018. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2018/4/spasti-salnikova-petrovy-vokrug-nego.html (дата обращения: 14.06.2022).

Зуева Г. С. Медиаобраз современного писателя в аспекте интерпретации его произведений (на примере интервью Дины Рубиной) // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9, № 1. С. 192—203.

Капцев В. Образ современного русского писателя: бренд, проект, медийное лицо // Жур-налктыка-2009: стан, праблемы i перспектывы. Мшск, 2009. С. 496—499.

Кожевникова Н. Алексей Сальников: «Я провинциальный писатель» // Амурская правда. 2020. 23 окт. URL: https://ampravda.ru/2020/10/23/099703.html (дата обращения: 14.06.2022).

Козкин Е. У вас стены желтые. Рецензия на фильм «Петровы в гриппе» // Film.ru. 2021. 2 сент. URL: https://www.film.ru/articles/u-vas-steny-zheltye-recenziya-na-film-petrovy-v-grippe (дата обращения: 14.06.2022).

Макеенко Е. Брежнев против Ленина. Кто получит «Большую книгу»? // Горький. 2017. 12 дек. URL: https://gorky.media/context/brezhnev-protiv-lenina (дата обращения: 14.06.2022).

Маклюэн Г. М. Понимание медиа. Внешнее расширение человека / пер. с англ. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

Новиков В. Литературные медиаперсоны ХХ века: Личность писателя в литературном процессе и в медийном пространстве. М.: Аспект Пресс, 2017.

Порошина М. «Теперь выплачу ипотеку.» Интервью с Алексеем Сальниковым // Год Литературы. 2018.14 дек. URL: https://godliteratury.ru/articles/2018/12/14/teper-vyplachu-ipoteku-intervyu-s-ale (дата обращения: 14.06.2022).

Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: НЛО, 2001.

Сальников А. Дневник снеговика. Нью-Йорк: Ailuros Publishing, 2013.

Титова Т., Симонова Е., Баянгулова Е. [и др.]. «Каждый из нас — его отдельная книга». Вспоминая Евгения Туренко (1950—2014) // Урал. 2014. № 10. URL: https ://magazines.gorky. media/ural/2014/10/kazhdyj -iz-nas-8212-ego-otdelnaya-kniga.html (дата обращения: 14.06.2022).

ЧепелевВ. Алексей Сальников. Дневник снеговика // Воздух. 2013. № 3—4. URL: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2013-3-4/hronika (дата обращения: 14.06.2022).

Чепелев В. Непосредственно. О поэтическом генезисе успеха романов Алексея Сальникова // TextOnly. 2019. № 1 (48). URL: http://textonly.ru/case/?issue=48&artide=39112 (дата обращения: 14.06.2022).

ЧернякМ. А. Модная литература в контексте трендов и брендов // Библиотечное дело. 2011. № 24 (162). С. 2—5.

Шипнигов И. «Я не гипножаба, чтобы всем нравится». Алексей Сальников в славе и вокруг нее // Нож. 2018. 19 июня. URL: https://knife.media/salnikov-interview (дата обращения: 14.06.2022).

Шульман Е., Прохорова О. Автослесарь, антиписатель и очень хороший человек // Горький. 2018. 5 нояб. URL: https://gorky.media/context/avtoslesar-antipisatel-i-ochen-horoshij-chelovek (дата обращения: 14.06.2022).

Юзефович Г. Безумие и норма, реальность и бред. В трех русских (отличных!) романах «Петровы в гриппе и вокруг него», «Учитель Дымов» и «Принц Инкогнито» // Medu-za. 2017. 9 сент. URL: https://meduza.io/feature/2017/09/09/bezumie-i-norma-realnost-i-bred-v-treh-russkih-otlichnyh-romanah (дата обращения: 14.06.2022).

References

Abasheva, M. P. (2007) Diskurs regionaTnoj identichnosti v sovremennoj russkoj proze [Discourse of regional identity in modern Russian prose], Russkaya i belorusskaya literaturys na rubezhe XX—XXI vv. Minsk: RIVSh, vol. 1, pp. 56—63.

Aleksandrov, A. (2013) Zheltyj posle krasnogo [Yellow after red], Volga, no. 7, available from https://magazines.gorky.media/volga/2013/7/zheltyj-posle-krasnogo.html (accessed

14.06.2022).

Bushkanecz, L. E. (2013) A. P. Chehov i russkoe obshhestvo 1880—1917 gg. Formirovanie litera-turnoj reputacii [Chekhov and Russian Society 1880—1917. Formation of literary reputation], Moscow: MGU.

Chepelev, V. (2013) Aleksej SaFnikov. Dnevnik snegovika [Alexey Salnikov. Diary of a Snowman], Vozduh, no. 3—4, available from http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/ issues/2013-3 -4/hronika (accessed 14.06.2022).

Chepelev, V. (2019) Neposredstvenno. O poe'ticheskom genezise uspeha romanov Alekseya SaFnikova [Directly. On the poetic genesis of the success of Alexei Salnikov's novels], TextOnly, no. 1 (48), available from http://textonly.ru/case/?issue=48&article=39112 (accessed 14.06.2022).

Chernyak, M. A. (2011) Modnaya literatura v kontekste trendov i brendov [Fashion literature in the context of trends and brands], Bibliotechnoe delo, no. 24 (162), pp. 2—5.

Dolin, A. (2021) «Petrovy' v grippe»: Rossiya boFnaya i voskresayushhaya ["Petrovs in the flu": Russia is sick and resurrecting], Meduza, 12 July, available from https://meduza.io/feature/2021/07/12/petrovy-v-grippe-rossiya-bolnaya-i-voskresayuschaya (accessed 14.06.2022).

Ermolin, E. (2018) Petrov gde-to ryadom [Petrov is somewhere nearby], Znamya, no. 4, available from https://magazines.gorky.media/znamia/2018/4/petrov-gde-to-ryadom.html (accessed 14.06.2022).

Kapcev, V. (2009) Obraz sovremennogo russkogo pisatelya: brend, proekt, medijnoe liczo [The Image of a Modern Russian Writer: Brand, Project, Media Face], Zhurnalistyska-2009: stan, prablemys i perspektyvy\ Minsk, pp. 496—499.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kozhevnikova, N. (2020) Aleksej SaFnikov: «Ya provinciaFny'j pisateF» [Alexei Salnikov: "I am a provincial writer"], Amurskaya Pravda, 23 October, available from https://ampravda.ru/2020/10/23/099703.html (accessed 14.06.2022).

Kozkin, E. (2021) U vas steny' zhelty'e. Recenziya na film «Petrovy' v grippe» [Your walls are yellow. Review of the film "Petrovs in the Flu"], Film.ru, 2 September, available from https://www.film.ru/articles/u-vas-steny-zheltye-recenziya-na-film-petrovy-v-grippe (accessed 14.06.2022).

Makeenko, E. (2017) Brezhnev protiv Lenina. Kto poluchit «Bol'shuyu knigu»? [Brezhnev against Lenin. Who will get the Big Book?], Gorkij, 12 December, available from https ://gorky. media/context/brezhnev-protiv-lenina (accessed 14.06.2022).

McLuhan, M. (2007) Ponimanie media. Vneshnee rasshirenie cheloveka [Understanding Media. The Extensions of Man], Moscow: Giperboreya; Kuchkovo pole.

Novikov, V. (2017,) Literaturny^e mediapersony"XXveka: Lichnosf pisatelya v literaturnompro-cesse i v medijnom prostranstve [Literary media personas of the 20th century: The personality of the writer in the literary process and in the media space], Moscow: Aspekt Press.

Poroshina, M. (2018) «Teper' vy'plachu ipoteku...» Interv'yu s Alekseem Sal'nikovy'm ["Now I will pay off the mortgage ..." Interview with Alexei Salnikov], God Literatury, 14 December, available from https://godliteratury.ru/articles/2018/12/14/teper-vyplachu-ipoteku-intervyu-s-ale (accessed 14.06.2022).

Rejtblat, A. I. (2001) Kak Pushkin vy'shel v genii: Istoriko-sociologicheskie ocherki o knizhnoj kuVture Pushkinskoj epohi [How Pushkin became a genius: Historical and sociological essays on the book culture of the Pushkin era], Moscow: NLO.

SaFnikov, A. (2013) Dnevnik snegovika [Diary of a Snowman], New York: Ailuros Publishing.

Shipnigov, I. (2018) «Ya ne gipnozhaba, chtoby' vsem nravitsya». Aleksej Sal'nikov v slave i vokrug nee ["I'm not a hypnotoad so that everyone likes it". Alexey Salnikov in glory and around her], Nozh, 19 June, available from https://knife.media/salnikov-interview (accessed 14.06.2022).

ShuTman, E., Prohorova, O. (2018) Avtoslesar', antipisateF i ochen' horoshij chelovek [Car mechanic, anti-writer and a very good person], Gorkij, 5 November, available from https://gorky.media/context/avtoslesar-antipisatel-i-ochen-horoshij-chelovek (accessed 14.06.2022).

Titova, T., Simonova, E., Bayangulova, E. [etc] (2014) «Kazhdy'j iz nas — ego otdel'naya kniga». Vspominaya Evgeniya Turenko (1950—2014) ["Each of us is his own book". Remembering Evgeny Turenko (1950—2014)], Ural, no. 10, available from https ://magazines.gorky. media/ural/2014/10/kazhdyj -iz-nas-8212-ego-otdelnaya-kniga.html (accessed 14.06.2022).

Yuzefovich, G. (2017) Bezumie i norma, real'nost' i bred. V treh russkih (otlichny'h!) romanah «Petrovy' v grippe i vokrug nego», «UchiteF Dy'mov» i «Princz Inkognito» [Madness and the norm, reality and delirium. In three Russian (excellent!) novels "Petrovs in the flu and around him", "Teacher Dymov" and "Prince Incognito"], Meduza, 9 September, available from https://meduza.io/feature/2017/09/09/bezumie-i-norma-realnost-i-bred-v-treh-russkih-otlichnyh-romanah (accessed 14.06.2022).

Zhuchkova, A. (2018) Spasti SaFnikova. Petrovy' vokrug nego [Save Salnikov. Petrovs around him], Znamya, no. 4, available from https://magazines.gorky.media/znamia/2018/4/spasti-salnikova-petrovy-vokrug-nego.html (accessed 14.06.2022).

Zueva, G. S. (2020) Mediaobraz sovremennogo pisatelya v aspekte interpretacii ego proizvedenij (na primere interv'yu Diny' Rubinoj) [The media image of a modern writer in the aspect of interpreting his works (on the example of an interview with Dina Rubina)], Voprosys teorii i praktiki zhurnalistiki, vol. 9, no. 1, pp. 192—203.

Статья поступила в редакцию 16.06.2022; одобрена после рецензирования 09.08.2022; принята к публикации 28.08.2022.

The article was submitted 16.06.2022; approved after reviewing 09.08.2022; accepted for publication 28.08.2022.

Информация об авторе / Information about the author

Юлия Сергеевна Подлубнова — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института истории и археологи УрО РАН, доцент Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected].

Juliia Podlubnova — Cand. Sc. (Philogy), researcher of Institute of History and Archeology, docent of Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.