Научная статья на тему 'Александровский сад как символ возрождения Москвы'

Александровский сад как символ возрождения Москвы Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
72
129
Поделиться

Текст научной работы на тему «Александровский сад как символ возрождения Москвы»

Александровский сад как символ возрождения Москвы

Джанджугазова Е.А.

Александровский сад — одно из замечательных мест столицы. Расположенный в самом центре у стен Кремля, он протянулся от Красной площади до Кремлевской набережной. Сад был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная, а через нее от Троицкой башни до Кутафьей был раскинут мост, по которому можно было перейти из Верхнего сада в Средний. В 1856 году сады были названы Александровскими и состояли из трех частей. Верхние сады длиной 350 м идут от Угловой Арсенальной башни Кремля до Троицкого моста у Кутафьей башни. Средние, длиной 382 м, расположены от Троицкой до Боровицкой башни. Нижние имеют длину 132 м и выходят на Кремлевскую набережную. Очень многое в Александровском саду напоминает события 1812 года и, если, совершая прогулку, направиться в Александровский сад со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея, то мы пройдем через величественные чугунные ворота Главного входа и попадем в Верхний сад, открывшийся в 1823 году.

Чертеж чугунной решетки ворот с изображением символов победы в Отечественной войне выполнил архитектор Е. Паскаль.

Чугунная решетка ворот Александровского сада

Сад имеет три аллеи, идущие вдоль Кремля. Среди его украшений — голубые ели и сирень, акация и жасмин, удивитель-

Старые деревья Александровского сада

Калейдоскоп

117

КАЛЕЙДОСКОП

Прогулка по осеннему саду

ной красоты цветники и сохранившийся двухсотлетний дуб.

Как символ возрождения Москвы из пепла у подножия Кремлевского холма под Средней Арсенальной башней Кремля по проекту архитектора О.И. Бове в 1841 г. был сооружен живописный грот «Руины», в котором играл оркестр, а вокруг проходили народные гуляния. Под плоской аркой грота стоят глубоко ушедшие в землю каменные колонны, которые делают всю эту замечательную конструкцию устойчивой и как бы монолитно сливающейся с кирпичной стеной кремля. Над гротом горделиво возвышаются две каменные

львиные фигуры, придавая памятнику величественность и гармонию. Ни для кого не секрет, что яркие, запоминающиеся образы рождаются там, где возрождается романтическая обстановка.

Грот «Руины» в Александровском саду представляет собой мемориал погибшему городу, выложенный обломками зданий, сгоревших в пожаре 1812 года, он притягивает внимание множества людей, которые хотят прикоснуться к живой истории столицы, и именно в таких местах осуществляется неразрывная связь времен и человеческих судеб, объединяя прошлое, настоящее и будущее народа.

Пройдя вперед по аллее сада, мы открываем для себя чудесный вид на ажурную «подкову» Кутафьей башни, сыгравшей драматическую роль в цепи событий, развернувшихся у стен Кремля во время наполеоновского нашествия.

Башня была сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для войск, осаждавших крепость, о чем сохранились многочисленные свидетельства и в том числе на страницах Романа Л.Н. Толстого.

Москва и Кремль не раз становились свидетелями торжеств и бед народных. Нашествие французов стало настоящим испытанием для древней столицы. После Бородинского сражения русские войска согласно приказу

Грот «Руины»

118

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Александровский сад как символ возрождения Москвы

I

Кутафья башня Кремля

М.И. Кутузова покинули Москву.

Армия Наполеона вошла в город без боя. Однако Кремль сопротивлялся. Это описывает в своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой. Вместе с героями романа мы можем проследить за тем, как войска неприятеля входят в город. Движутся по Дорогомиловской дороге, Арбату, Воздвиженке по направлению к Кремлю.

Подходят к Кутафьей башне, находящейся у западной стены Кремля и соединенной с проездной Троицкой башней мостом, под которым некогда протекала речка Неглинка. Кутафья башня издавна предназначалась для обороны Троицкого моста. Французы узнали, что в опустевшей Москве «ворота в крепость» заделаны и, вероятно, их ожидает засада.

И действительно, в Кутафьей башне находилось девять безымянных героев, семеро из которых были убиты французами.

Яркий и драматический момент боя изображен в романе «Война и мир»: «... Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался

человеческий одинокий крик в воротах, и из-за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье он целился в французов.

Feu! — произнес артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались два ружейных и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота». Так погибли защитники Кремля.

Реконструируя в памяти события, происходившие 200 лет назад, отчетливо понимаешь, какую высокую цену мы заплатили за свободу и независимость своей страны, и через какие тяжелые испытания прошла наша столица Москва, любовь и вера в которую есть характернейшая особенность народного исторического миросозерцания: «Москва — сердце России». «Москва — матушка», «Москва не город, а целый мир».

Литература.

1. Осетров Е. Моя Москва // Куранты. Историко-краеведческий альманах. М.: Московский рабочий, 1983. С. 10-20.

2. Стародуб К., Емельянов В., Краусова И. «Я люблю этот город вязевый». М.: Московский рабочий, 1990.

3. http://www.gardenhistory.ru/ page. php? paaeid=22 (дата обращения: 14.11.2011).

Калейдоскоп

119