Александровский сад как символ возрождения Москвы
Джанджугазова Е.А.
Александровский сад — одно из замечательных мест столицы. Расположенный в самом центре у стен Кремля, он протянулся от Красной площади до Кремлевской набережной. Сад был разбит по указу Александра II при восстановлении города после войны 1812 года. Назывался он в то время Кремлевским и строился с 1819 по 1822 гг. Раньше здесь протекала река Неглинная, а через нее от Троицкой башни до Кутафьей был раскинут мост, по которому можно было перейти из Верхнего сада в Средний. В 1856 году сады были названы Александровскими и состояли из трех частей. Верхние сады длиной 350 м идут от Угловой Арсенальной башни Кремля до Троицкого моста у Кутафьей башни. Средние, длиной 382 м, расположены от Троицкой до Боровицкой башни. Нижние имеют длину 132 м и выходят на Кремлевскую набережную. Очень многое в Александровском саду напоминает события 1812 года и, если, совершая прогулку, направиться в Александровский сад со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея, то мы пройдем через величественные чугунные ворота Главного входа и попадем в Верхний сад, открывшийся в 1823 году.
Чертеж чугунной решетки ворот с изображением символов победы в Отечественной войне выполнил архитектор Е. Паскаль.
Чугунная решетка ворот Александровского сада
Сад имеет три аллеи, идущие вдоль Кремля. Среди его украшений — голубые ели и сирень, акация и жасмин, удивитель-
Старые деревья Александровского сада
Калейдоскоп
117
КАЛЕЙДОСКОП
Прогулка по осеннему саду
ной красоты цветники и сохранившийся двухсотлетний дуб.
Как символ возрождения Москвы из пепла у подножия Кремлевского холма под Средней Арсенальной башней Кремля по проекту архитектора О.И. Бове в 1841 г. был сооружен живописный грот «Руины», в котором играл оркестр, а вокруг проходили народные гуляния. Под плоской аркой грота стоят глубоко ушедшие в землю каменные колонны, которые делают всю эту замечательную конструкцию устойчивой и как бы монолитно сливающейся с кирпичной стеной кремля. Над гротом горделиво возвышаются две каменные
львиные фигуры, придавая памятнику величественность и гармонию. Ни для кого не секрет, что яркие, запоминающиеся образы рождаются там, где возрождается романтическая обстановка.
Грот «Руины» в Александровском саду представляет собой мемориал погибшему городу, выложенный обломками зданий, сгоревших в пожаре 1812 года, он притягивает внимание множества людей, которые хотят прикоснуться к живой истории столицы, и именно в таких местах осуществляется неразрывная связь времен и человеческих судеб, объединяя прошлое, настоящее и будущее народа.
Пройдя вперед по аллее сада, мы открываем для себя чудесный вид на ажурную «подкову» Кутафьей башни, сыгравшей драматическую роль в цепи событий, развернувшихся у стен Кремля во время наполеоновского нашествия.
Башня была сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для войск, осаждавших крепость, о чем сохранились многочисленные свидетельства и в том числе на страницах Романа Л.Н. Толстого.
Москва и Кремль не раз становились свидетелями торжеств и бед народных. Нашествие французов стало настоящим испытанием для древней столицы. После Бородинского сражения русские войска согласно приказу
Грот «Руины»
118
№ 4/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Александровский сад как символ возрождения Москвы
I
Кутафья башня Кремля
М.И. Кутузова покинули Москву.
Армия Наполеона вошла в город без боя. Однако Кремль сопротивлялся. Это описывает в своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой. Вместе с героями романа мы можем проследить за тем, как войска неприятеля входят в город. Движутся по Дорогомиловской дороге, Арбату, Воздвиженке по направлению к Кремлю.
Подходят к Кутафьей башне, находящейся у западной стены Кремля и соединенной с проездной Троицкой башней мостом, под которым некогда протекала речка Неглинка. Кутафья башня издавна предназначалась для обороны Троицкого моста. Французы узнали, что в опустевшей Москве «ворота в крепость» заделаны и, вероятно, их ожидает засада.
И действительно, в Кутафьей башне находилось девять безымянных героев, семеро из которых были убиты французами.
Яркий и драматический момент боя изображен в романе «Война и мир»: «... Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался
человеческий одинокий крик в воротах, и из-за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье он целился в французов.
Feu! — произнес артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались два ружейных и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота». Так погибли защитники Кремля.
Реконструируя в памяти события, происходившие 200 лет назад, отчетливо понимаешь, какую высокую цену мы заплатили за свободу и независимость своей страны, и через какие тяжелые испытания прошла наша столица Москва, любовь и вера в которую есть характернейшая особенность народного исторического миросозерцания: «Москва — сердце России». «Москва — матушка», «Москва не город, а целый мир».
Литература.
1. Осетров Е. Моя Москва // Куранты. Историко-краеведческий альманах. М.: Московский рабочий, 1983. С. 10-20.
2. Стародуб К., Емельянов В., Краусова И. «Я люблю этот город вязевый». М.: Московский рабочий, 1990.
3. http://www.gardenhistory.ru/ page. php? paaeid=22 (дата обращения: 14.11.2011).
Калейдоскоп
119