САФОНОВА Наталия Вячеславовна — аспирант Института востоковедения РАН, младший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН (107031, Россия, г. Москва, ул. Рождественка, 12, [email protected])
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ «ФИЗИОЛОГ» И РАННЯЯ БИБЛЕЙСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА
Аннотация. «Физиолог» - это литературный памятник, сложившийся в египетской Александрии к III в. н.э. в контексте современной и предшествующей ему богословской экзегетической традиции. Рассмотрение «Физиолога» в рамках данной традиции позволяет выявить как типичные для нее, так и отличительные черты и таким образом уточнить смысл этого произведения и подчеркнуть его уникальность. Ключевые слова: раннехристианский Египет, «Физиолог», александрийская богословская школа
✓ТЧизиолог» - это литературный памятник, имеющий символико-«^^толковательное значение. Он включает в себя 48 (реже 49) глав, каждая из которых делится на две части: первая представляет собой занимательную историю о животном, растении или минерале, а вторая истолковывает эту историю в христианском духе. Предположительно возникший в Александрии, «Физиолог» быстро распространился по всему Средиземноморью, пользуясь неизменной популярностью среди читателей. Ко II- III вв. в этом культурном центре на севере Египта сложилась богатая экзегетико-герменевтическая традиция толкования текстов. В нашей статье мы бы хотели рассказать, как «Физиолог» вписывается в эту традицию и что его отличает.
Начнем с определения экзегезы - это толкование неясных или спорных мест в древних (обычно религиозных) текстах1. В настоящее время экзегезу в основном связывают с толкованием текста Священного Писания, говоря о ней как о библейской экзегетике. Толкование может осуществляться по различным принципам. Они включают в себя аллегорический, типологический, анагогический, историко-литературный, тропологический и др. подходы, которые по существу играют взаимодополняющую роль. В основе «Физиолога» лежат такие методы экзегетического толкования, как аллегория и типология.
Аллегория применялась как древнегреческими, так и иудейскими авторами. Так, в античной литературе был широко распространен басенный жанр, основанный на этом методе, а философы использовали его при сопоставлении мифологических персонажей с абстрактными понятиями. В самом Ветхом Завете аллегории редки, широко применять их начали иудейские авторы, являющиеся носителями эллинистической культуры, такие как Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Методы толкования, применяемые этими авторами, стали традиционными и для александрийской богословской школы, яркими представителями которой были Ориген и Климент Александрийский.
В Новом Завете аллегорический характер придан практически всем притчам, в которых Христос излагал Свое учение. Притча как жанровая форма учительской литературы, и в т.ч. как форма устного назидания в синагогах, имела широкое распространение в раввинистической среде (притчи Соломона, позже - ага-дические сборники). «Христос, так же как и современные Ему раввины, часто обращается к образам царя, раба, виноградника и др.»2, но, в отличие от многих
1 Толковый словарь русского языка (под ред. Д.Н. Ушакова). М. 1935- 1940. С. 801. - Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». Доступ: http://www.pravenc.ru/text/114680.html (проверено 12.08.2016).
2 Православная Энциклопедия. Доступ: http://www.pravenc.ru/text/114680.html (проверено 12.08.2016).
178
ВЛАСТЬ
2 017'01
иудейских притч, новозаветные используют для своих сюжетов, как правило, примеры из повседневной жизни слушателей. Судя по стилю и структуре, наиболее вероятно, что «Физиолог» также апеллирует к простому народу. При толковании сюжета автор «Физиолога» использует обращение к читателю во втором лице, что обусловлено основной его задачей религиозного и нравственного воспитания. Этот мотив сближает «Физиолог» с притчами и баснями по цели и по форме, а также сближает с гомилией - проповедью, написанной простым, понятным для широкой аудитории языком. Этот жанр был очень распространен у богословов александрийской школы. Аллегорические методы, широко использующиеся в гомилиях и притчах, наиболее подходили для популяризации Библии.
Такой популярный автор, как Климент Александрийский, так же как и Филон Александрийский задолго до него, использует цитаты из языческих авторов и привлекает их методы к толкованию Писания. Это совмещение традиций характерно для александрийской культурной среды в целом; здесь «Физиолог» выступил ярким ее представителем. Действительно, автор трактата также находил вдохновение в языческой и иудейской традициях. Если целью произведения является нравственное и религиозное воспитание, то предполагается использование образов, понятных аудитории, через которые при этом возможно выразить божественную истину. По этой причине можно говорить об использовании автором связанных с животными ходовых сюжетов, которые скорее всего имели распространение во всем Восточном Средиземноморье. Много заимствований и из натуралистической и псевдогеографической античной литературы.
Однако есть и существенные отличия «Физиолога» от других современных ему работ. Так, в отличие от александрийских теологов, которые применяют экзегезу к библейскому отрывку, автор «Физиолога» ставит в центре своего повествования свойства природы и животных и именно их пытается интерпретировать. Но почему автор «Физиолога» выбрал именно мир природы для иллюстрации божественных истин и богословских догм? Здесь будет уместно вспомнить цитату из Амвросия Медиоланского о том, что «Физиолог» - это произведение о «природе и повадках животных, и их введения в мистически-духовный контекст, и как они свидетельствуют о Порядке Господа Бога нашего» [Амвросий Медиоланский].
Действительно, и животный, и растительный мир могут отражать мир духовный. Вспомним о том, что животные также участвуют в деле Спасения, как они участвовали и в грехопадении. Особо оговаривается в Библии тот факт, что одним из показателей Спасения и грядущего рая для праведников будет такое явление, как прекращение вечной вражды между добычей и хищником, охотником и жертвой.
Кроме того, для всей эллинистической культуры, столкнувшейся с восточным мистицизмом, было характерно изучение природного мира с приданием ему магических и оккультных свойств. Мы видим, что установка на то, чтобы видеть в физических явлениях явления другого, высшего уровня, воспринимать природу как шифр, существовала на протяжении нескольких веков, особенно ярко проявившись в трудах Псевдо-Демокрита и впоследствии воплотившись уже в герменевтической традиции [Evans 1896: 35].
Но для ранних отцов Церкви, для представителей александрийской богословской школы истинное знание заключается в Священном Писании, потому и весь универсум трактуется ими на его основании. Так, все процессы, происходящие в мире, вписываются в христианскую доктрину, но, чтобы это понять, необходимо познать и расшифровать категории физического мира, и тогда они смогут стать иллюстрацией к Писанию. Так, Ориген пишет: «...видимый
мир учит нас в отношении невидимого; земля содержит образы божественных вещей, так, чтобы при помощи предметов низшего порядка мы достигли того, что наверху.... И Бог сделал человека по своему образу и подобию. Так, Он создал и низших животных по образу их божественных прототипов» [Ориген]. Невидимое проникает через видимое, все творение повествует о своем создателе - Боге, и «Физиолог» является как бы манифестом присутствия Бога в своих творениях. Поскольку речь идет уже о новозаветной традиции, то «Физиолог» показывает нам основные события и темы ее Священной истории: искупительной жертвы, борьбы Иисуса Христа и дьявола, которые также находят свое подтверждение и отражение в мировом процессе, в событиях природного и животного миров [Evans 1896: 41].
Таким образом, принадлежность «Физиолога» к александрийской экзегетической традиции обусловила то особое отношение к природному миру, который воспринимался как отражение божественных, духовных идей в материальном физическом мире и чьи образы стали теперь использоваться для иллюстрирования христианских богословских истин.
Список литературы
Амвросий Медиоланский. Творения. - Православный портал Предание.ру. Доступ: http://predanie.ru/amvrosiy-mediolanskiy-svyatitel/book/67702-amvrosiy-mediolanskiy-tvoreniya/ (проверено 20.06.2016).
Ориген. Комментарий на Евангелие от Иоанна. - Православная энциклопедия «Азбука веры». Доступ: http://azbyka.ru/otechnik/Origen/kommentarii-na-evangelie-ot-ioanna/ (проверено 20.06.2016).
Evans E.P. 1896. Animal symbolism in Ecclesiastical architecture. London: W. Heinemann. 173 р.
SAFONOVA Nataliya Vyacheslavovna, postgraduate student, Research Fellow of the Department of Oriental History, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences (12 Rozhdestvenka St, Moscow, Russia, 107031; safon ovan at@gm ail. com)
«PHYSIOLOGUS» OF ALEXANDRIA AND THE EARLY BIBLICAL EXEGESIS
Abstract. «Physiologus» appeared in Alexandria, Egypt by 3rd century A.C. in the context of its modern and preceding theological exegetical tradition established in Catechetical School of Alexandria. Studying «Physiologus» in this tradition reveals its similar and distinctive features, what complements and clarifies the meaning and destination of the work and emphasizes the uniqueness of the studied treatise.
Keywords: early Christian Egypt, biblical exegesis, «Physiologus», Catechetical School of Alexandria