Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ'

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / ИМАГОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПОЧТОВЫЕ МАРКИ / ОТКРЫТКИ / КОНВЕРТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарабрин С.Ю.

В статье на примере эволюции образа Александра Невского в филателии рассматривается проблема выявления механизмов конструирования и манипулирования массовым сознанием, путей конструирования национального самосознания, в том числе патриотизма. Александр Ярославич Невский давно уже стал самой значимой фигурой для российской истории. На протяжении столетий его образ проэволюционировал от образа русского православного святого и российского правителя к образу национального русского героя. Репрезентация новгородского князя на почтовой продукции соответствует его официальному восприятию в государственной идеологии. С 2013 г. почтовая продукция с Александром Ярославичем выходит практически каждый год. Ни один средневековый персонаж не пользуется подобной популярностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER YAROSLAVICH NEVSKY ON POSTAL STAMPS AND POSTCARDS

Using the example of the evolution of the image of Alexander Nevsky in philately, the article examines the problem of identifying mechanisms for constructing and manipulating mass consciousness, ways of constructing national identity, including patriotism. Alexander Yaroslavich Nevsky has long been the most significant figure in Russian history. Оver the centuries, his image has evolved from the image of a Russian Orthodox saint and Russian ruler to the image of a national Russian hero. The representation of the Novgorod Prince on postal products corresponds to his official perception in the state ideology. Since 2013, postal products with Alexander Yaroslavich have been published almost every year. No medieval character enjoys such popularity.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ»

УДК 769.5(470+571)| 09 | +929 Александр Невский

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ

С.Ю. Тарабрин1

СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра истории России и археологии e-mail: tarabrin.serzh@yandex.ru

В статье на примере эволюции образа Александра Невского в филателии рассматривается проблема выявления механизмов конструирования и манипулирования массовым сознанием, путей конструирования национального самосознания, в том числе патриотизма. Александр Ярославич Невский давно уже стал самой значимой фигурой для российской истории. На протяжении столетий его образ про-эволюционировал от образа русского православного святого и российского правителя к образу национального русского героя. Репрезентация новгородского князя на почтовой продукции соответствует его официальному восприятию в государственной идеологии. С 2013 г. почтовая продукция с Александром Ярославичем выходит практически каждый год. Ни один средневековый персонаж не пользуется подобной популярностью.

Ключевые слова: Александр Невский, имагология, историческая память, почтовые марки, открытки, конверты.

ALEXANDER YAROSLAVICH NEVSKY ON POSTAL STAMPS

AND POSTCARDS

S. Y. Tarabrin

(Saratov, Russia)

e-mail: tarabrin.serzh@yandex.ru

Using the example of the evolution of the image of Alexander Nevsky in philately, the article examines the problem of identifying mechanisms for constructing and manipulating mass consciousness, ways of constructing national identity, including patriotism. Alexander Yaroslavich Nevsky has long been the most significant figure in Russian history. Over the centuries, his image has evolved from the image of a Russian Orthodox saint and Russian ruler to the image of a national Russian hero. The representation of the Novgorod

1 Тарабрин Сергей Юрьевич (Саратов), аспирант кафедры истории России и археологии Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; археолог ГАУК «НПЦ» Саратов.

Prince on postal products corresponds to his official perception in the state ideology. Since 2013, postal products with Alexander Yaroslavich have been published almost every year. No medieval character enjoys such popularity.

Key words: Alexander Nevsky, imagology, historical memory, postage stamps, envelopes, postcards

Александр Ярославич Невский является значимой фигурой для российской истории. Его образ активно использовался в годы Северной, Великой Отечественной войн. Попытка проследить эволюцию восприятия Александра Ярославича была предпринята немецким исследователем Ф.Б. Шенком. Он выделил несколько «ипостасей» князя. С XIII в. князь воспринимался как «классический святой»: на иконах Александр изображался в схиме, упор делался на его чудеса и жизнь праведного христианина. С XV в. начинает проступать светский интерес к фигуре князя. В это время за князя идёт «борьба» между Новгородом, изображавшим Александра защитником города, и Москвой, которая видела в нём святого прародителя московской династии Рюриковичей. Долгое время эти два подхода - сакральный и светский - уживались вместе. При Петре I произошёл значительный рост интереса к персоне князя. По замыслу императора он стал покровителем новой столицы и символом борьбы со шведами. Пётр I потребовал, чтобы впредь Александр изображался на иконах как правитель, а не как инок2, мощи князя были торжественно перенесены в 1724 г. в Санкт-Петербург в основанную императором Александро-Невскую лавру. В 1725 г. был основан Орден Александра Невского, князь стал святым покровителем трёх российских императоров Александров. В то же время, по замечанию Ф.Б. Шенка, главным святым покровителем России князь так и не стал - он оставался одним из многих русских святых. Однако в это время произошло «мутирование» образа Александра «в национальном дискурсе из

2 О воспрещении писать на иконах изображение Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в монашеских одеждах и о постановлении писать образ его в одеждах великокняжеских // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 4: 1724-1725 января 28. СПб., 1876. С. 148.

русского православного святого и российского правителя - в национального русского героя»3.

В XX в. образ князя претерпел большие трансформации. Важным источником по восприятию образа Александра Невского в XX и XXI вв. является филателистическая продукция: почтовые марки, карточки, конверты. Большие тиражи, постоянный интерес со стороны коллекционеров и простых обывателей позволяют государству использовать филателию в своих пропагандистских целях. Таким образом, филателия помогает проследить изменения образа Александра в государственной идеологии.

Первое использование образа Александра Невского в филателистической продукции относится ко времени Первой мировой войны. В 1914 г. была издана нарисованная В.М. Васнецовым карточка с изображением князя, ведущего свою дружину на бой с ли-вонцами. Любопытно, что на карточке нигде не указано, что это за князь. Понять о том, что на изображении представлен Александр можно лишь по развевающемуся над русским войском знаменем со словами «Не в силе Бог, а в правде». Следует отметить, что подобное пропагандистское использование образа князя не получило широкого распространения. Так на почтовых марках, связанных с войной, были изображены неперсонифицированные витязь, казак, боярыня с детьми, а также Георгий Победоносец. «Россия не была готова к Первой мировой войне в отношении символической интеграции населения. Отсутствовала система национальных фигур идентификации, принятая всеми слоями населения. И Александр Невский, мобилизованный «военной пропагандой» для повышения патриотического сознания, вероятно, не слишком мог способствовать усилению идентификации населения с импе-рией»4.

В первые годы советской власти Александр был врагом режима, а вновь о нём вспомнили перед Великой Отечественной войной, когда вышел фильм Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в роли Александра Невского. В годы войны образ князя вдохновлял бойцов с плакатов, в 1942 г. был учреждён Орден

3 Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М., 2007. С. 504.

4 Шенк Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

Александра Невского. Именно с началом Великой Отечественной войны связано следующее обращение отечественной филателии к фигуре новгородского князя. И.В. Сталин в своей речи 7 ноября 1941 г. назвал Александра Невского в числе тех исторических личностей, которые должны были послужить примером для советских воинов: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова»5. Именно изображения этих полководцев стали активно появляться на почтовых карточках и конвертах. В основном Александр Невский предстаёт на них как зрелый бородатый мужчина, облаченный в доспехи. В это же время начинает происходить сращивание образа летописного князя с Александром, сыгранного Н. Черкасовым. Уже в 1941 г. стали появляться карточки с кадрами из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», а некоторые изображения князя подписывались фразой из фильма: «Если кто с мечем к нам войдёт, - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Следует отметить, что на советских почтовых марках периода войны исторические персонажи в агитационных целях не изображались. На марках, которые должны были поднимать боевой дух солдат, были представлены герои войны: Зоя Космодемьянская, В.В. Талалихин, Н.Ф. Гастелло или же фронтовые сцены. На почтовой марке изображение Александра Невского появляется в 1944 г. в серии «Ордена СССР», где вышли 3 марки, посвящённые одноименному ордену.

На советских почтовых марках в послевоенный период Александр Невский появляется в 1967, 1978, 1990 гг. В 1967 г. в серии «Государственная Третьяковская галерея» был напечатан портрет князя работы П.Д. Корина. В 1978 г. в серии «Туризм под знаком Олимпиады в СССР» вышла марка, посвящённая Переславлю За-лесскому. Центральное место в композиции занимал бюст князя, однако на самой марке не указано, что это Александр Ярославич.

5 Сталин И. Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве // Он же. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1948. С. 40.

Выпуск почтового блока 1990 г., посвящённого Невской битве, следует рассматривать совместно с российским выпуском 1992 г. в честь юбилея Ледового побоища. Как отмечает Ф.Б. Шенк, выпуском этих марок, по сути, и ограничился вклад правительств СССР и России в празднование годовщин битв6. Почтовые блоки 1990 и 1992 гг., вместе с конвертами первого дня и гашением, имеют много общего. На блоках представлены батальные сцены, на конвертах изображения оружия. По мнению Ф.Б. Шенка, это иллюстрирует факт, «что Российская Федерация в 1991 г. стала не только юридическим, но и символическим наследником СССР»7. Однако подобный вывод не бесспорен. Блоки выполнены в манере характерной для изображения битв, к тому же два года слишком малый срок, чтобы ожидать резкого изменения стилистики рисовки марок, ведь художники, нарисовавшие марки: Б.С. Илюхин - автор блока 1990 г., А.К. Яцкевич - 1992 г., - начинали свою деятельность в Советском Союзе, а затем продолжали создавать почтовые миниатюры в России. К тому же сами изображения не совсем характерны для советской филателии. Так на блоке 1990 г. сцена битвы представлена как средневековая миниатюра, напоминающая по стилю изображение воинов с иконы «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)» середины XV в., с добавлением портрета князя, взятого с советского ордена Александра Невского. На блоке 1992 г. русское воинство окрашено в красно-жёлтые цвета, в результате чего дружинники выглядят как сказочные богатыри, что отсылает зрителя к народным художественным промыслам и древним былинам.

В послевоенные годы помимо марок выходили почтовые карточки и конверты с изображением князя. Такие выпуски довольно часты. Автору известна подобная филателистическая продукция 1950, 1956, 1962, 1971, 1972, 1973, 1974, 1978, 1980, 1985, 1987, 1988, 1990 гг. На этих изображениях представлены репродукции работ П.Д. Корина, В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.С. Глазунова; памятники князю в Новгороде и Переславле-Залесском; кадры из фильма С. Эйзенштейна. Большое разнообразие изображений князя позволяет говорить об отсутствии единого «канонического» образа

6 Шенк Ф.Б. Указ. соч. С. 471

7 Там же.

князя в послевоенной советской филателии. Общим является лишь репрезентация князя в виде воина, что является продолжением традиции, установленной ещё Петром I.

Послевоенная филателистическая продукция, посвящённая Александру Ярославичу, носит скорее познавательный характер, чем агитационный. Она должна была познакомить людей с достопримечательностями городов или же с произведениями искусства. Из этого ряда выбивается карточка 1949 г. Она вышла в серии «Наши великие предки», посвящённой отечественным полководцам прошлого, где новгородский князь был представлен в компании Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Михаила Кутузова и Павла Нахимова. На оборотной стороне карточек находится лозунг: «За нашу Советскую Родину!».

Таким образом, после войны роль новгородского князя стала уменьшаться: он всё чаще выступал лишь в образе регионального символа.

В современной России образ князя вновь стал востребованным. «После распада СССР правительство Российской Федерации вновь стало заметным актором в дискурсе памяти о Невском. <.. .> В постсоветской России три дискурса памяти об Александре Невском, созданные под влиянием православной церкви, региональных властей и федерального правительства, изображали его в качестве святого и небесного покровителя, регионального правителя и полководца-патриота. Эти образы соотносятся с различными концептами коллективной идентичности: церковно-са-кральным, региональным и государственно-национальным. Три концепта, однако, находятся не в конкурентных отношениях, а скорее дополнят друг друга»8.

В современной отечественной филателии Александр Яросла-вич также часто появляется на почтовых карточках и конвертах, но гораздо чаще на марках.

В 1995 г. в серии «История Российского государства» были выпущены пять марок со средневековыми русскими князьями: Юрием Долгоруким, Александром Невским, Михаилом Тверским, Дмитрием Донским и Иваном III. Как отмечено в описании

8 Шенк Ф.Б. Указ. соч. С. 508-509.

сувенирного набора в художественной обложке, изданного в том же году: «важной особенностью сюжетного подбора марок стало условие объективного подхода к историческому процессу и стремление отразить не только "московскую" линию становления и развития Русского государства, но и роль других русских центров». Сама же марка с Александром Ярославичем описана следующим образом: «Александр Невский (ок. 1220 - 1263) - русский государственный деятель и полководец, князь новгородский (12361251 гг.), великий князь владимирский (с 1252 г.). На марке иллюстрированы его победа над ливонскими рыцарями на льду Чудского озера (1242 г.) и государственная деятельность в период великого княжения во Владимире»9.

В 1998, 2003, 2004, 2013, 2014, 2016, 2018 гг. были выпущены марки, связанные с Александром Ярославичем опосредованно. Почтовые миниатюры 1998, 2013, 2016 гг. были посвящены Ордену Александра Невского. Марка 1998 г. изображала имперский Орден, а миниатюры 2013, 2016 г. - современный российский. В 2003 г. была выпущена марка, посвящённая 1100-летию Пскова. Одним из символов Пскова, помимо Крома и собора Мирожского монастыря, на марке был изображён памятник Александру Невскому на горе Соколиха. В 2004 г. в серии «"Славим Отечество!" - патриотическая тема в современной живописи» вышла марка с картиной С.Н. Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!», изображающая сцену из Ледового побоища. В этой же серии были представлены Куликовское побоище, Бородинская битва, Парад Победы 1945 г. В 2014 г. в серии «Современное искусство России» была напечатана миниатюра с памятником Александру Невскому в Санкт-Петербурге работы скульптора А.И. Игнатова. Важно отметить, что в целом для этой серии марок характерен уклон в военно-историческую тематику. В 2018 г. в серии «Монументальное искусство Московского метрополитена» была представлена фреска «Александр Невский» со станции метро «Комсомольская» работы П.Д. Корина.

В 2017 г. вышел почтовый блок, посвящённый 775-летию Ледового побоища. На марку помещена репродукция картины

9 Сувенирный набор в художественной обложке «История государства Российского». Художник Х. Бетрединова. Издатцентр «Марка», 1995.

В.А. Серова «Ледовое побоище». В сувенирном наборе особо подчёркивалась уникальность сражения: «впервые в истории пешее войско смогло одержать победу над тяжеловооружённой конни-цей»10. Следует отметить, что подобный юбилей битвы на Неве был удостоен только выпуска конверта 2013 г., на котором была изображена картина Н.К. Рериха «Александр Невский поражает ярла Биргера».

Помимо марок, Александр Невский активно изображался на конвертах. На конверте 1998 г. представлен бюст князя на фоне собора в Переславле-Залесском. Конверт 2000 г. посвящён 780-летию Александра. На конверте князь изображён на фоне Золотых ворот во Владимире. Любопытно, что на 775-летие князя было сделано только спецгашение, но ни конверта, ни марки выпущено не было. В 2001 г. на конверт было помещено изображение псковского памятника Ледовому побоищу на горе Соколиха. В 2002 г. вышел конверт, посвящённый 850-летию Городца. На миниатюре изображён памятник Александру Невскому, установленный в 1993 г. на волжской набережной города. На конверте 2007 г. представлен новгородский памятник князю на фоне железнодорожного вокзала. Особый интерес вызывает конверт 2010 г. Он выпущен при поддержке Александро-Невской Лавры и входит в серию «Святая Русь». На конверте князь изображён совместно с императором Петром I. Александр Ярославич представлен в боевом облачении, а не в монашеской рясе. Тем самым князь, несмотря на религиозную направленность серии, изображён в соответствии со светским каноном репрезентации средневекового правителя.

800-летие Александра Ярославича было широко отмечено в филателии. Были выпущены каше для Псковского и Городецкого отделений салонов «Коллекционер» издательства «Марка». В мае 2021 г. вышло волгоградское гашение, посвященное Александру Невскому. В июне было выпущено спецгашение для Переславля-Залесского - «Родина Александра Невского». Также были выпущены конверт с волгоградским собором Александра Невского и карточки с бюстом князя на фоне Спасо-Преображенского собора

10 Сувенирный набор в художественной обложке «775 лет Ледовому побоищу». Художник-дизайнер М. Бодрова. АО «Марка», 2017.

Переславля-Залесского и с храмом Александра Невского при МГИМО.

12 сентября 2021 г. вышел почтовый блок, посвященный 800-летию князя. На нём центральное место занимает известный портрет Александра Ярославича кисти П.Д. Корина. Картина обрамлена по бокам оружием, штандартами и иконой Бориса и Глеба. Под портретом князя нарисована Александро-Невская лавра. На конверте первого дня изображён современный российский Орден Александра Невского. Дополнительно к выпуску почтового блока были изготовлены штемпеля специального гашения для 14 городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Пензы, Калининграда, Волгограда, Челябинска, Тамбова, Курска, Липецка, Воронежа, Пскова, Великого Новгорода и Переславля-Залесского. Примечательно количество штемпелей: обычно выпуск марки сопровождает выход гашений для 2-4 городов. Часть городов из этого списка не имеет отношения к жизни средневекового князя, но, вероятно, были выбраны для гашения из-за наличия в них церквей, посвящённых Александру Ярославичу. Также вышел сувенирный набор, который помимо блока включал виньетку с местами, связанными с князем: Спасо-Преображенский собор в Переславле-За-лесском, где князь был крещён; Городецкий Феодоровский монастырь, где он скончался, и Владимирский Богородице-Рождествен-ский монастырь, где было первоначальное погребение Александра. По сравнению с сувенирным набором 1995 г. описание князя стало более развёрнутым и помпезным: «Александр Яросла-вич Невский (ок. 1121 - 1263) - князь новгородский, великий князь владимирский, государственный деятель, полководец, святой Русской православной церкви, небесный покровитель Сухопутных войск и морской пехоты Военно-Морского Флота Российской Федерации. Был великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим не единого сражения. 15 июля 1240 г. одержана крупная победа над сильным и коварным врагом в знаменитой Невской битве. Русское войско сумело разбить лагерь шведов, расположившийся у устья реки Ижоры, а князь Александр в бою один на один сразил могучим ударом копья их предводителя. Следующее великое сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на Чудском озере. Неповоротливых рыцарей Ливонского ордена, облачённых в тяжёлые

доспехи, русские воины заманили на тонкий лёд, с флангов их атаковала конница, которая и завершила разгром неприятеля. Проявив себя опытным дипломатом, Александр Невский обезопасил Русь от татарских погромов, наладил взаимоотношения с Ордой и создал предпосылки освобождения от монголо-татарского ига. Князь Александр Ярославич сыграл исключительную роль в отечественной истории, заложил основы духовной и государственной самостоятельности Руси»11.

Также Александр Ярославич Невский появляется и в зарубежной филателии. Можно упомянуть болгарские марки 1925, 1969, 1985 гг., посвященные софийскому Александро-Невскому собору; французскую 2018 г. с таллиннским собором Александра Невского. Подобные выпуски скорее посвящены конкретным зданиям, чем средневековому князю. К таким выпускам можно отнести и болгарскую открытку 1981 г., вышедшую в серии, посвященной софийскому собору Александра Невского. Серия открыток изображала интерьеры и росписи храма. На карточке представлена фреска с изображением князя работы В. Савинского.

Также Александр появляется на монгольском блоке 2013 г., посвященном хану Батыю. Одной из фигур, на фоне которых изображён хан, является немного переработанный портрет Александра Ярославича кисти Ю.П. Пантюхина. На самом блоке не содержится информации о том, что это изображение русского князя.

Однако ряд почтовых марок был посвящён именно Александру Ярославичу. В 1945 г. он был изображён на румынской марке вместе с руководителем Валашского восстания 1821 г. Тудором Владимиреску. Марка была посвящена румынско-советскому конгрессу. Таким образом, средневековый князь в 1945 г. предстаёт символом советского оружия.

Следующее появление Александра Ярославича в зарубежной филателии связано с выпусками марок в непризнанных Приднестровской и Луганской республиках, а также Беларуси. В 2019 г. князь появился на марке Приднестровья, посвящённой Году экологии и благоустройства. Однако оформление конверта первого

11 Сувенирный набор в художественной обложке «800 лет со дня рождения князя Александра Невского». Художник-дизайнер М. Корнеева. АО «Марка», 2021.

дня и почтовой марки скорее связано с Александром Ярославичем, чем с экологией. В ноябре 2020 г. Луганская Народная Республика выпустила почтовые марки и блок, посвящённые 800-летию Александра. Почтовая марка в целом повторяет дизайн блока. На них изображён портрет князя работы Ю.П. Пантюхина, кадр из фильма С. Эйзенштейна. На марке добавлено изображение советского Ордена Александра Невского, на блоке же написаны слова: «Кто с мечем к нам придёт, от меча и погибнет». Также на блоке содержится информация об истории Ордена Александра Невского. В декабре 2020 г. 800-летие князя отметила и почта Приднестровья, выпустившая почтовый блок и конверт первого дня с изображениями Невской битвы.

В 2021 г. Приднестровье выпустило конверт с картиной В.А. Серова «Въезд Александра Невского во Псков» и штемпель с портретом князя. В этом же году в серии «Архитектура Беларуси. Православные храмы» вышел почтовый блок, в который вошли три марки: Александро-Невский храм в Минске и две марки с иконами Александра Невского. Блок вышел в двух видах: зубцовый и беззубцовый. На конверте первого изображён памятник Александру Невскому и его жене витебской княжне.

Таким образом, образ Александра Ярославича широко представлен в филателии. Репрезентация новгородского князя на почтовой продукции соответствует его официальному восприятию в государственной идеологии. Чаще К образу Александра часто обращались в годы военных угроз, но если в период Первой мировой войны изображения князя носили единичный характер, то во Вторую мировую Александр активно использовался советской пропагандой для поднятия боевого духа солдат.

В послевоенном СССР и России до 2013 г. выпуски филателистической продукции с изображением князя носили «юбилейный» и «мемориальный» характер - знаки оплаты, посвящённые годовщинам Невской битвы и Ледового побоища, а также изображение памятников Александру в качестве местных достопримечательностей. С 2013 г. почтовая продукция с Александром Ярославичем выходит практически каждый год. Ни один средневековый персонаж не пользуется подобной популярностью.

Современный филателистический материал позволяет говорить о нескольких уровнях идентификации Александра Невского. На конвертах князь чаще всего представлен как региональный символ, с которым себя соотносят, в первую очередь, жители Новгорода, Пскова, Владимира, Переславля-Залесского, Городца. На почтовых марках Александр представлен как фигура государственного масштаба, олицетворяющего собой Россию. Это подтверждается большим числом филателистической продукции и масштабным празднованием 800-летия князя. Выпуски Приднестровья, Луганской республики и Беларуси свидетельствуют о том, что Александр Ярославич выступает символом единения русской нации. В этой связи показателен почтовый блок Беларуси, тема которого была озвучена как архитектура, но в действительности он посвящён юбилею князя. По всей видимости, подобный казус связан со сложной идеологической обстановкой в Беларуси, пытающейся найти собственную идентичность, но в то же время пребывающей под сильным российским влиянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.