Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТЕЙ'

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ / ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарабрин С. Ю.

Монгольское нашествие привело к изменению политической обстановки в русских землях. Русские княжества подчинились Золотой Орде. Изменения коснулись и Русской митрополии. По решению Константинопольского патриарха русскую Церковь возглавил выдвиженец галицкого князя - митрополит Кирилл. Митрополит принимал активное участие и в политической жизни Руси. Первоначально Кирилл поддерживал позицию галицкого князя Даниила о необходимости установления союза с католическим Западом. Однако нашествие Неврюевой рати и позиция Александра Ярославича Невского, по всей видимости, привели к пересмотру главой Русской митрополии взглядов: он фактически перенёс свою резиденцию в Северо-Восточную Русь и поддержал проордынскую политику Александра Невского. Результатом деятельности Кирилла стало изменение роли Церкви: отныне князьям приходилось считаться с мнением митрополита и епископов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER YAROSLAVICH NEVSKY AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: FORMATION OF A NEW MODEL OF INTERACTION OF THE SECULAR AND CHURCH AUTHORITIES

The Mongol invasion led to a change in the political situation in the Russian principalities. The Russian principalities submitted to the Golden Horde. The changes also affected the Russian Metropolia. By the decision of the Patriarch of Constantinople, the Russian Church was headed by a promoted candidate of the Galician prince - Metropolitan Kirill. The Metropolitan also took an active part in the political life of Rus. Initially, Cyril supported the position of the Galician prince Daniel on the need to establish an alliance with the Catholic West. However, the invasion of Nevryu and the position of Alexander Yaroslavich Nevsky, most likely, led to a revision of the views by the head of the Russian Metropolis: he actually moved his residence to North-Eastern Russia and supported the pro-Horde policy of Alexander Nevsky. The result of Cyril's activities was a change in the role of the Church: henceforth, the princes had to reckon with the opinion of the metropolitan and bishops.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТЕЙ»

УДК 322(470+571)| 121+929 Александр Невский

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТЕЙ

С.Ю. Тарабрин1

СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра истории России и археологии e-mail: tarabrin.serzh@yandex.ru

Монгольское нашествие привело к изменению политической обстановки в русских землях. Русские княжества подчинились Золотой Орде. Изменения коснулись и Русской митрополии. По решению Константинопольского патриарха русскую Церковь возглавил выдвиженец галицкого князя - митрополит Кирилл. Митрополит принимал активное участие и в политической жизни Руси. Первоначально Кирилл поддерживал позицию галицкого князя Даниила о необходимости установления союза с католическим Западом. Однако нашествие Неврюевой рати и позиция Александра Ярославича Невского, по всей видимости, привели к пересмотру главой Русской митрополии взглядов: он фактически перенёс свою резиденцию в Северо-Восточную Русь и поддержал проордынскую политику Александра Невского. Результатом деятельности Кирилла стало изменение роли Церкви: отныне князьям приходилось считаться с мнением митрополита и епископов.

Ключевые слова: Александр Невский, митрополит Кирилл, Даниил Галицкий

ALEXANDER YAROSLAVICH NEVSKY AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: FORMATION OF A NEW MODEL OF INTERACTION OF THE SECULAR AND CHURCH AUTHORITIES

S.Y. Tarabrin

(Saratov, Russia)

e-mail: tarabrin.serzh@yandex.ru

The Mongol invasion led to a change in the political situation in the Russian principalities. The Russian principalities submitted to the Golden Horde. The changes also

1 Тарабрин Сергей Юрьевич (Саратов), аспирант кафедры истории России и археологии Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; археолог ГАУК «НПЦ» Саратов.

affected the Russian Metropolia. By the decision of the Patriarch of Constantinople, the Russian Church was headed by a promoted candidate of the Galician prince - Metropolitan Kirill. The Metropolitan also took an active part in the political life of Rus. Initially, Cyril supported the position of the Galician prince Daniel on the need to establish an alliance with the Catholic West. However, the invasion of Nevryu and the position of Alexander Yaro-slavich Nevsky, most likely, led to a revision of the views by the head of the Russian Metropolis: he actually moved his residence to North-Eastern Russia and supported the proHorde policy of Alexander Nevsky. The result of Cyrils activities was a change in the role of the Church: henceforth, the princes had to reckon with the opinion of the metropolitan and bishops.

Key words: Alexander Nevsky, Metropolitan Kirill, Daniel of Galicia

Русская Церковь в домонгольской Руси находилась в подчинительном положении у светской власти. Хотя власть митрополитов и епископов с течением времени расширялась и усиливалась, в то же время она продолжала зависеть от светских правителей: князья влияли на поставление епископов, на открытие новых кафедр, не редкими были случаи, когда святители становились пленниками светских правителей и подвергались изгнанию. Особенно бесцеремонным отношением отличались владимирские «само-властцы» Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Епископат со временем начал усиливать свои позиции, и это сделало его активным участником политических процессов. Процесс обретения большей самостоятельности Церковью был вызван ослаблением княжеской власти, всё сильнее погрязавшей в усобицах, и получением кафедрами земельных владений, что обеспечивало их финансовую независимость от светских правителей. В результате некоторые архиереи позволяли себе вступать в пререкания со светской властью, как это, например, делал Кирилл Туровский, и даже участвовать в заговорах с целью посадить на княжеский стол своего кандидата, как черниговский епископ Антоний. Особое положение было у новгородского главы епархии, который занимал одно из главнейших мест в политической жизни города. Однако естественная эволюция отношений княжеской и церковной властей была прервана монгольским нашествием, поставившим Русь в совершенно новое для неё положение.

В результате похода Батыя церковная организация претерпела не только материальные потери, но и оказалась в сложном кадровом положении. После захвата Киева в 1240 г. исчез

митрополит Иосиф. Погибли епископы Владимирский Митро-фан2 и Переяславский Симеон3. Епископ Черниговский Порфи-рий был взят в плен4. В записи о разорении Владимиро-Суздаль-ского княжества содержится информация о гибели многих церковнослужителей: архимандрита, а также «игумени и черньци и чер-ници и попы и дьяконы»5. Разграблению подверглись храмы и монастыри.

Отсутствие митрополита не позволяло проводить поставле-ние епископов. Считается, что в результате нашествия исчезли Белгородская6, Юрьевская7 епархии. Переяславская епископия долгое время оставалась без главы. Известно, что в 1269 г. епископ Феогност был поставлен «Русскому Переяславлю и Сараю»8. Ещё дольше «овдовевшей» оставалась Владимирская епархия, епископ которой был поставлен лишь в 1273/4 г.9

В тяжёлом положении оказались южнорусские епархии, пострадавшие не только из-за действий монголов, но и из-за княжеских усобиц. В Южной Руси шла напряжённая борьба между Даниилом Романовичем Галицким и Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Активными участниками междоусобицы были и местные церковные иерархи. Епископ галицкий Артемий в 1241 /2 г. был вынужден бежать от войск Даниила Романовича Га-лицкого10. В 1242 г. галицким князем был разорён двор пере-мышльского иерарха11, и, вероятно, епископ был вынужден оставить кафедру. Епископ угровский Асаф был изгнан за попытку

2 Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьев-ская летопись. Л., 1927. Вып. 2. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку. Стб. 463.

3 ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. СПб., 1908. Стб. 782.

4 ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 469.

5 Там же. Стб. 464.

6 Щапов Я.Н., Беляев Л.А. Белгородская епархия // Православная энциклопедия (далее -ПЭ). М., 2002. Т. 4. С. 505.

7 Белоцерковская и Богуславская епархия // ПЭ. Т. 4. С. 564.

8 ПСРЛ. Т. 18. Симеоновская летопись. М., 2007. С. 73.

9 ПСРЛ. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. 152.

10 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 793.

11 Там же.

самочинно занять митрополичью кафедру12, в результате чего епархия из Угровска была перенесена в Холм. Таким образом, Даниил Романович к 1243 г. смог привести к покорности церковную иерархию. В то же время ввиду изгнания галицкого и угровского епископов, вероятного изгнания перемышльского иерарха нормально функционировать могли лишь две епархии: Луцкая, Вла-димиро-Волынская. Для поставления новых епископов был необходим митрополит. Однако из Никейской империи на Русь никого не отправляли. Новым главой Русской митрополии стал приближённый Даниила - Кирилл, в котором многие исследователи видят упоминаемого ранее в летописи печатника князя13. Первое именование Кирилла митрополитом относится к 1243 г.14 В 1250 г. он совершил поезду в Никейскую империю, где его признали Русским митрополитом15. После возвращения Кирилл в том же году отправляется в Северо-Восточную Русь, заодно посетив Чернигов и Рязань16. Следует отметить, что до Кирилла предстоятели Русской митрополии ни разу не посещали территории северной Руси17. Связанно это, по всей видимости, с двумя причинами: во-первых, необходимостью осмотреть и утвердить контроль над епархиями, а, во-вторых, установить дипломатические отношения между Даниилом Галицким и Ярославичами.

В 1240-1250-е годы Даниил Романович находился в сложных отношениях со своими соседями. В 1245 г. состоялась битва у г. Ярослава18, в результате которой Даниил смог разбить объединенное русско-польско-венгерское войско Ростислава, сына Михаила Всеволодовича Черниговского, и тем самым окончательно утвердил свою власть над Галицко-Волынским княжеством. В следующем году галицкий князь, долгое время не желавший посещать Орду, отправился к Батыю. Несмотря на опасения, Даниил

12 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 740.

13 Флоря Б.Н., Климкова А.А. Кирилл II // ПЭ. М., 2014. Т. 34. С. 547. Мака-рий (Веретенников П.И.). Митрополиты Древней Руси (X-XVI века). М., 2016. С.238-239.

14 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 794.

15 Там же Стб. 809.

16 ПСРЛ. Т. 10. С. 137.

17 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1. С. 291.

18 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 800-805.

был любезно встречен ханом, однако эта поездка тяжело далась князю. Как горько отметил галицкий летописец: «О злее зла честь Татарьская»: Даниил, обладатель Киева, Галича и Владимира, «ныне седит на колену и холопом называеться»19.

Важные внешнеполитические изменения происходили не только на Востоке, где возникла Золотая Орда, но и на Западе, где произошли изменения в отношениях между католическим и православным христианством. До XIII в. раскол христианских церквей был ограничен лишь церковной средой, практически никак не сказываясь на светской среде: создавались союзы, заключались браки. Изменения в отношениях между православными и католиками фиксируются с 30-х годов XIII в., когда папство начинает проводить активную экспансию на земли православных. Переход к такой политике, по мнению Б.Н. Флоря, был связан с ростом «унитаристских тенденций в политике папства, направленной не только на ограничение автономии местных церквей, но и на унификацию обрядов, что вело к усилению нетерпимости ко всем возможным отклонениям от желательного образца»20. Подобная политика нашла отклик у светских правителей, которые могли теперь претендовать на расширение своих владений на земли восточных христиан. Можно говорить, что среди православных светских правителей сложились две ответные модели поведения. Первая, проводившаяся в Болгарии и Сербии в первой трети XIII в., а также Даниилом Галицким, когда правители соглашались на церковную унию, но в итоге она носила формальный характер. И вторая модель, как в случае с Александром Невским - отказ от унии и готовность к открытой конфронтации.

После поездки в Орду Даниил начал проводить активную политику по отношению к своим западным соседям: вступил в переписку с папой Римским Иннокентием IV21, породнился с

19 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 808.

20 Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII век). СПб., 2017. С. 215, 216.

21 Большакова С.А. Папские послания галицкому князю как исторический источник // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975. М., 1976. С. 122-129.

венгерским королём Белой IV22, воевал с Литвой23, ятвягами24, вмешался в польские междоусобицы25, его войска дошли до Австрии26. В историографии утвердилась версия о стремлении Даниила организовать антиордынский союз27. Согласно этому предположению, Даниил пытался привлечь Ярославичей к этому союзу, для чего к ним и был отправлен митрополит Кирилл28, который и ранее выполнял дипломатические миссии Даниила29. С задачей по установлению союза с Ярославичами митрополит Кирилл частично справился. Зимой 1250/51 г. в присутствии митрополита Кирилла и ростовского епископа Кирилла состоялась свадьба Андрея Ярославича и дочери Даниила Галицкого30. Однако союз между Даниилом и Андреем вскоре был пресечен монголами. В 1252 г. состоялась так называемая «Неврюева рать», в результате которой Андрей Ярославич был вынужден бежать в Швецию31.

По всей видимости, к 1255 г. митрополит Кирилл отказался от сотрудничества с Даниилом. В 1255 г. при коронации Даниила венцом, присланным папой Римским, присутствовали епископы, но митрополит Кирилл не назван32. Отсутствие митрополита, вероятно, было вызвано несовпадением позиций князя и церковнослужителя в вопросе отношений католическим Западом. Отказ митрополита от союза с Даниилом Галицким, по всей видимости, был связан с установившимися контактами между главой Русской

22 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 809.

23 Там же. Стб. 815-820.

24 Там же. Стб. 810-813.

25 Там же. Стб. 809-811.

26 Там же. Стб. 820-826.

27 Более подробная историография антиордынской политики Даниила см.: Иванова Е.Е. К вопросу об ордынской политике князя Даниила Романовича Галицкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2(52). С. 3748.

28 Насонов А.Н. «Русская земля» и образование Древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2006. С. 240.

29 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 809.

30 ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 472.

31 Там же. Стб. 473; Полное собрание русских летописей. Т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. С. 159, 160.

32 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 826.

церкви и Александром Невским, а также епископом Кириллом Ростовским.

После нашествия в Северо-Восточной Руси по причине гибели многих князей епископ Кирилл Ростовский принялся за активное восстановление порядка в разорённых княжествах33. Его деятельность была направлена на нормализацию отношений между Русью и Ордой. По всей видимости, Кирилл Ростовский стал первым церковным иерархом, который отправился в Золотую Орду. Согласно «Повести о Петре, царевиче ордынском»34, епископ Кирилл, как минимум, дважды ездил в ханскую ставку. Позиция епископа получила поддержку со стороны ростовских князей. Они активно посещали ханскую ставку, а в 1257 г. ростовский князь Глеб Василькович женился в Орде35, вероятно, на ханской родствен-

нице36.

Контакты между Александром Ярославичем и ростовским иерархом прослеживаются с 1246 г., когда епископ благословил князя перед поездкой в Орду37. О тесных контактах между Александром и ростовском епископом сообщает летописное известие 1259 г. о приезде в Ростов владимирского князя, благодарившего священнослужителя за молитвы38.

Именно Александр Невский и епископ Кирилл Ростовский стали проводниками проордынской политики на Руси в противовес западному католичеству. В 1248 г. папа римский Иннокентий IV предпринял шаги по обращению в католичество Руси, вступив в переписку с Александром Ярославичем39. Если первоначально новгородский князь не стал отказываться от перспективы сотрудничества с Западом, дав к ничему не обязывающее согласие

33 ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465, 466.

34 Повесть о Петре, царевиче Ордынском // Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М., 1982. С. 142-160.

35 ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 474.

36 Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в Татарский период с 1238 по 1505: в 2 т. СПб., 1891. Т. 2. С. 168.

37 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 304.

38 ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475.

39 Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. - 1270. Тексты, перевод, комментарии. М., 2002. С. 262-272.

на постройку в Пскове католического храма40, то после поездки в Орду он отказался от дальнейшего сотрудничества с латинским миром41.

Под влиянием Невского и Кирилла Ростовского, а также, вероятно, под впечатлениями от погромов, учинённых Неврюевой ратью, митрополит Кирилл мог пересмотреть свои взгляды по отношению к Орде. Хотя о его поездках в Орду неизвестно, но именно при митрополите Кирилле была открыта Сарайская епархия. В 1261 г. «постави митрополитъ епископа Митрофана еписко-помъ Сараю»42. В открытии епархии в столице Золотой Орды были заинтересованы как митрополит, получивший официального представителя в Орде, так и хан, который был заинтересован в «советнике по вопросам христианской веры, <...> знающим греческий язык и готовым к использованию для связей и с византийским императором, и с константинопольским патриархом»43.

В дальнейшем деятельность митрополита Кирилла связана в основном с восстановлением церковной жизни. В 1273 г. во Владимире44 состоялся первый церковный собор после нашествия. Его созыв был приурочен к поставлению нового епископа Владимирского Серапиона. Помимо хиротонии епископа на соборе была принята Сербская кормчая45, а также были рассмотрены вопросы, касавшиеся церковной жизни и, в первую очередь, вопрос о симо-

нии46.

40 Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь... С. 269.

41 Горский А.А. Два неудобных факта из биографии Александра Невского // Александр Невский и история России. Новгород, 1996. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.bibliotekar.ru/rusNevskiy/4.htm (Дата обращения: 27.11.2017.)

42 ПСРЛ. Т. 7. С. 162.

43 Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. СПб., 2004. С. 14.

44 О дате и месте проведения Собора см: Шапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 183, 184; Печников М.В. К изучению соборных правил 1273 г. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2009. № 4. С. 98-100.

45 Печников М.В. Указ. соч. С. 101.

46 Определение владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла II // РИБ. Т. 6. Стб. 86-93.

С именем митрополита Кирилла традиционно связывают начало церковного прославления Александра Невского, которого митрополит назвал «солнцем земли Суздальской»47. Кирилл лично возглавил церемонию встречи и захоронения князя. В то же время о контактах митрополита и Даниила Галицкого летописи не сообщают.

После смерти Александра Невского митрополит Кирилл смог наладить отношения и с его братом Ярославом - была открыта Тверская епархия. Вероятно, что Ярослав Ярославич, будучи великим князем Владимирским, обратился к митрополиту Кириллу с просьбой об основании Тверской епархии. Подобное предложение не могло встретить возражений со стороны главы Русской митрополии, так как на тот момент Тверь становилась крупным городским центром. К тому же в это время происходит падение роли Ростовского княжества, вызванное постоянными набегами ордынцев, поэтому «Ростовская епископия не могла уже более, очевидно, удовлетворять в качестве церковно-административного центра»48, что в купе с отсутствием епископа во Владимире могло подтолкнуть Кирилла к созданию новой епархии, которая занимала бы ведущую роль в Северо-Восточной Руси.

Таким образом, на Руси после нашествия формируются две модели взаимоотношения светской и церковной властей. Одна модель соответствует Галицкой Руси, где иерархи находились в полном подчинении у светских правителей. После подавления бунтов епископов, Даниил добился поставления угодных ему иерархов, которые находились в полной его воле. По свидетельству Плано Карпини, епископы, подвластных Даниилу земель, по приказу Василька Романовича явились для общения с представителями папы Римского, а окончательное решение по вопросу унии иерархи отложили до возвращения из Орды Даниила, который и должен был дать окончательный ответ49. В то же время показательно, что в

47 Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 5. С. 368, 369.

48 Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940. С. 68.

49 Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 67.

столь важном религиозном вопросе епископы ориентировались на позицию князя, а не главы митрополии. В дальнейшем при сыновьях Даниила политическая деятельность южных епископов ограничивалась выполнением дипломатических поручений княжеской власти50.

Для Северной Руси характерна другая модель. Здесь церковные деятели стали активными участниками политической жизни княжеств. Так епископ Кирилл Ростовский участвовал в восстановлении княжеств, пострадавших от нашествия; Кирилл и епископ Игнатий Ростовские совершали поездки в Золотую Орду, где представляли интересы Церкви и Ростовского княжества. Игнатий и Тарасий Ростовские были активными участниками княжеских междоусобиц. Иерархи выполняли дипломатические поручения своих князей, входили в княжеские советы. Новгородские иерархи практически управляли Новгородским княжеством.

Хотя местные правители продолжали вмешиваться в церковную жизнь, однако зачастую подобное вмешательство носило более мягкий характер, чем в Южной Руси. Так в 1261 г. ввиду преклонного возраста епископа Кирилла ему на смену был назначен Игнатий, архимандрит Авраамиева Ростовского в честь Богоявления монастыря. Преемник епископу был назначен коллективным решением великого князя Александра Ярославича, ростовских князей Бориса и Глеба Васильковичей, митрополита Кирилла, а также самого епископа Кирилла51.

Естественно, что подобная обстановка привлекала и митрополитов, которые стремились перенести центр митрополии из Киева в Северо-Восточную Русь. Там глава Русской церкви мог принимать активное участие в политической жизни: хотя основной функцией митрополитов было мирить князей, но зачастую их вмешательство определяло успех одного князя в борьбе с другим. Митрополиты имели своего постоянного представителя в Золотой Орде в лице сарайского епископа, подобного не было ни у одного из князей. В итоге эта модель стала одним из факторов победы Московского княжества в деле объединения Руси.

50 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 901, 912, 929.

51 ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475, 476.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.