УДК 94
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ КАК ЛИЧНОСТЬ
Смыслов Данила Сергеевич, студент, Стрельченко Евгений Григорьевич, студент, Научный руководитель: Пичужкин Николай Александрович,
кандидат исторических наук, доцент;
ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрена личность великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Авторы не ставили задачу изучения его полководческих талантов, ограничившись изучением самобытности его характера, что является особенностью данной работы. В статье уделено внимание жизненным принципам Суворова, позволившим ему стать известным полководцем. Работа показывает, с каким упорством Суворов занимался самообразованием, что позволило окончательно сформироваться ему как личности В статье выделены особенности личности Суворова, выделявшие его из череды приближенных императрицы Екатерины II. Характер полководца помогал ему быть примером для всего офицерского состава, сохранять высокий авторитет в солдатской среде. Авторами затронута проблема взаимоотношений Суворова с властью, которая из-за особенностей характера полководца сохраняла свою остроту до последних дней генералиссимуса. Авторы делают вывод о неординарности личности великого русского полководца.
Ключевые слова: армия; личность; личные качества; полководец; солдат.
ALEXANDER VASILYEVICH SUVOROV AS A PERSON
Smyslov Danila Sergeevich, student, Strelchenko Evgenij Grigorevich, student, Scientific supervisor: Pichuzhkin Nikolaj Aleksandrovich,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor;
Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia
Abstract: The article considers the personality of the great Russian commander Alexander Vasilyevich Suvorov. The authors did not set the task of studying his generalship talents, limiting themselves to studying the originality of his character, which is a feature of this work. The article pays attention to the life principles of Suvorov, which allowed him to become a famous commander The work shows with what perseverance Suvorov was engaged in self-education, which allowed him to finally form as a person. The article highlights the features of Suvorov's personality that distinguished him from the series of confidants of the Empress Catherine II. The character of the commander helped him to be an example for the entire officer staff, to maintain a high authority in the soldier's environment. The authors touched upon the problem of Suvorov's relationship with the authorities, which, due to the peculiarities of the commander's character, remained acute until the last days of the Generalissimo. The authors conclude that the personality of the great Russian commander is extraordinary.
Keywords: army; personality; personal qualities; commander; soldier
Для цитирования: Смыслов, Д. С. Александр Васильевич Суворов как личность / Д. С. Смыслов, Е. Г. Стрельченко. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 6 (58). - С. 16-21. - URL: https:// nauka-bez-granic.ru/№-6-58-2021/5-58-2021/
For citation: Smyslov D.S., Strelchenko E.G. Alexander Vasilyevich Suvorov as a person // Scince without borders, 2021, no. 6 (58), pp. 16-21.
Русская земля всегда была богата на таланты, в том числе и на таланты воинские. Вторая половина XVIII века стала для России временем постоянных войн, страна утвердилась на побережье Черного моря, которое в древности звалось Русским морем. В конце столетия император Павел I писал: «Россия с 1756 года, будучи в непрерывной войне есть... единственная в свете держава, которая находилась 40 лет в несчастном состоянии истощать свое население» [1, с. 178]. В многочисленных войнах прославил свое имя Александр Васильевич Суворов (1730-1800). В этой статье мы хотим обратиться не к множеству сражений, которые выигрывала русская армия под командованием этого великого полководца, а на Суворове как волевой личности, опередившей свое время. Это стало главной задачей данной работы.
24 ноября 1730 г. в Москве родился А.В. Суворов. Его отцом был В.А. Суворов, генерал-майор русской армии, автор первого русского военного словаря, крестный сын императора Петра I. И по установленным Петром порядкам Александра Суворова должны были уже с малых лет отдать на службу. Однако отец отказался это делать, так как армии нужны были сильные здоровые солдаты, а сын был «ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив» [2, с. 8]. Взросление А.В. Суворова ничем особенным не отличалось от детей небогатых дворян, оно проходило без особого присмотра, гувернеров и хороших учителей. Но у будущего полководца появились отличные наставники. Любимым предметом
Александра была военная история, при этом он владел семью языками. Александр имел возможность пользоваться хорошей библиотекой отца и читал труды Плутарха, Корнелия, знакомился с походами Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря и других выдающихся полководцев. Так же А.В. Суворов успевал получать и общее образование: историю изучал по Иоганну Гюбнеру и Шарлю Роллену, философию по Готфриду Лейбницу и Христиану фон Вольфу [2, с. 11].
А.В. Суворов не только изучал военное дело, но и усиленно работал над другими сферами образования, посещал лекции в кадетском корпусе. Однако любимым видом образования у него оставались самостоятельные научные занятия. Он брал книги там, где это только было возможно - в полку, книжной лавке, да и в любом месте, где была такая возможность. Суворов так любил учиться, что за все время пребывания в полку, он нигде не был кроме службы, а в свободное время предпочитал заниматься самообразованием. В результате такой упорной работы оказалось, что к достижению 20-летнего возраста Александр обладал настолько обширными и глубокими знаниями, что ни одно учебное заведение того времени не могло бы их дать. Александр Васильевич также хорошо знал Библию и другие церковные книги.
А.В. Суворов внешне отличался от других однополчан изящным, молодцеватым видом, чем и обращал на себя внимание. Показательным стал случай с участием императрицы Елизаветы
Петровны. Проходя мимо Суворова, стоявшего на часах у Монплезира (дворца в Петергофе), императрица обратила на него внимание и спросила имя. Услышав, что это сын Василия Ивановича Суворова, императрица протянула Александру рубль. Однако тот не взял его, ссылаясь на устав, по которому караульный не имеет права этого сделать. Оценив данный поступок, императрица похвалила солдата за знание службы, положила рубль на землю и сказала: «как сменишься, так возьми». Суворов хранил монету всю жизнь [2, с. 22].
Одним из главных принципов Суворова была его бескорыстность. Этим качеством он сильно отличался от большинства вельмож императрицы Екатерины, любивших роскошь, лесть, во всем искавших собственную выгоду. В тот период везде господствовали казнокрадство и воровство. Не была исключением и армия, и не только российская. Французы мародерствовали в Италии, австрийские солдаты грабили польские земли. Суворов же никогда и ничего не брал на завоеванных им землях. Хорошим примером является взятие Турина в мае 1799 г. После захвата города Суворову вынесли драгоценности бывшего короля Сардинии, которые оставили французы при отступлении, но Суворов не признал их своими и отказался от подношения.
Александр Васильевич Суворов действительно отличался своей скромностью. «Я солдат, не знаю ни племени, ни роду», - сказал однажды полководец. Суворов не принимал предметы роскоши и даже часто отказывал себе в обычных вещах, создающих комфорт. Передвигался прославленный полководец всегда на простой повозке, одевался в удобную простую оде-
жду. В доме Суворова не было избытка роскоши, имелась простая мебель. Все это служило резким контрастом с правилами екатерининской эпохи. «Не льстись на блистание, но на пространство. Загребающий жар чужими руками после их пережжет», - писал Суворов в 1781 г. П.П. Турчанинову, и эти слова могут служить его девизом. Больше всего Суворов боялся изнеженности, которая, по его мнению, подобно ржавчине, разъедает волю и здоровье. «Чем больше удобств, тем меньше храбрости», - говаривал он. Для полководца было необходимым оставаться физически сильным, активным, готовым к любым поворотам службы и судьбы. Эти привычки были укреплены солдатским бытом и помогали достижению двух главных целей: быть примером офицерам, от которых требовались предельная собранность и напряжение даже в мирное время, а также это помогало сохранять заслуженный авторитет у солдат.
А.В. Суворов очень тщательно следил за иностранной прессой. Французский эмигрант Маркиз Марсильяк свидетельствует: «Суворов обладал глубокими сведениями в науках и литературе. Суворов показывал свою начитанность только тем, кто мог в полной мере оценить его умения. Его отличием от других было то, что Суворов в точности знал все европейские крепости от их расположения до подробности их сооружений» [3].
Сохранилось известие, что А.В. Суворов питал огромный интерес к поэзии, пытался сам заниматься стихосложением. Эти стихотворные опыты не были столь интересными и не переступали порог среднего уровня поэзии той эпохи. Но Суворов и сам это понимал. Однако тяга к сочинению стихов
не покидала его. Когда один из современников однажды назвал его поэтом, он решительно отклонил это звание: «Истинная поэзия рождается вдохновением, - произнес он, - я же просто складываю рифмы» [2, с. 317].
Помимо черт, сделавших Суворова замечательной личностью, имелись и обратные черты, не соответствующие этому понятию. Случались неприятные выходки, проявлялась эксцентричность с его стороны, ставшая особенно заметной в последние годы жизни великого полководца. Наиболее проницательные из современников понимали характер Суворова: «Все странности его были придуманные, с различными расчетами, может быть, собственно для него полезными, но ни для кого не вредными».
В книге Роберта Вильсона, английского агента при русской армии в 1812 г., говорится: «Даже эксцентрические манеры Суворова свидетельствовали о превосходстве его ума. Они вредили ему в глазах поверхностных наблюдателей, но он презрительно игнорировал усмешки людей, менее просвещенных, и упорно шел по той дороге, которую мудрость предначертала ему для достижения высокой патриотической цели».
Таким образом, Александра Васильевича некоторые считали чудаком, ссылаясь на некоторые его привычки, появившиеся из-за долгого пребывания среди солдат. Его поступки были непонятны окружающим, но Суворов не имел желания изменять свое поведение.
Помимо всего вышеперечисленного, Суворов так же был очень хозяйственным, домовитым. В своих поместьях он отлично справлялся с ведением многочисленных дел, заботил-
ся об умножении скота, об очистке покосов от кустарников, об улучшении и облегчении жизни людей, задавленных бедностью, о выборе толковых старост. У крестьян в имениях Суворова всегда имелось достаточно хлеба, имелся домашний скот. Суворов очень благородно относился ко всем своим крепостным, частенько угощал их вином, хотя не любил пьяных людей.
Общеизвестно, что Суворова очень почитали солдаты. Это можно объяснить уважением к ним со стороны самого полководца. Он часто расспрашивал солдат об их быте, жизни, часто принимал с ними пищу, никогда не наказывал солдат, применяя физическую силу [4, с. 25]. Советский историк К. Осипов отмечал: «.специфические личные качества Суворова заключались не только в его исключительном военном таланте. Но и в том, что он был чужд дворянской спесивости по отношению к русскому солдату» [2, с. 5]. Суворов не отделял образование от воспитания, «он обучал, воспитывая, и в то же время воспитывал, обучая» [5]. Воспитательной «.идеей у Суворова являлась совокупность следующих понятий: вера на основах православия, что отвечало религиозности русского народа; монарх, как олицетворение единства Отечества и управления им по милости и благословению Божьему, и Родина, как нечто от идеи материнства, и любовь к ней» [5].
Александр Васильевич Суворов не боялся критиковать власть. Военная реформа Павла I вызвала критику со стороны полководца, так как она подразумевала отказ от русских воинских традиций. На первое место ставилось немецкое учение о ведении войны. Прусская военная школа требовала от солдат муштры, была сложна и запу-
тана, ничем не могла усилить боеспособность армии. Система немецкой подготовки противоречила духу и характеру русского солдата, ведь известно, «что русскому хорошо, то немцу смерть». Немецкий устав требовал от солдата беспрекословного подчинения, места для инициативы не было. Солдат должен был стать механизмом. Новая форма была неудобной и не практичной: солдат должен был ходить в напудренном парике с металлической косичкой, мундир был тесным и не позволял свободно двигаться. По поводу новой формы Александр Васильевич высказывался следующим образом: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак: я не немец, а природный русак!» Согласимся с мнением современных исследователей: «Суворов знал, что солдата петровской закалки нет необходимости держать
под постоянным надзором, подобно немецким наемникам. Они проявляли в бою инициативу, чувство товарищеской поддержки, готовность к самопожертвованию. Именно на развитии этих лучших черт национального характера русского солдата и строилась система подготовки суворовского чудо-богатыря» [6, с. 142].
Таким образом, можно сделать вывод о неординарности личности великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Но авторы считают, что именно неординарность личности позволила Суворову прославить свое имя, вписать его в русскую историю золотыми буквами. Потомки судят о Суворове не по его вполне невинным «причудам», а по военным подвигам, позволившим одержать множество побед.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пичужкин, Н. А. История России. Учебник для вузов / Н. А. Пичужкин. - М. : Мегаполис, 2019. - 437 с. - Текст : непосредственный.
2. Осипов, К. Суворов / К. Осипов. - М. : Журнально-газетное объединение, 1938. -388 с. - Текст : непосредственный.
3. Александр Васильевич Суворов: Слово Суворова; Слово современников; Материалы для биографии / сост. и авт. вступ. ст. С. Н. Семанов. - М. : Русский мир, 2000. -557 с. - Текст : непосредственный.
4. Ростунов, И. И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: жизнь и полководческая деятельность / И. И. Ростунов. - М. : Воениздат, 1989. - 494 с. - Текст : непосредственный.
5. Баиов, А. К. Суворов и будущая война / А.К. Баиов. - Текст : электронный // Русское воскресение. Православное обозрение : [сайт]. - URL: http://www.voskres.ru/army/ spirit/baiow1.htm (дата обращения: 16.06.2021).
6. Пичужкин, Н. А., Васильев, В. П. Русская армия в XVIII веке. Организация и строение / Н.А. Пичужкин, В. П. Васильев. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2014. - 180 с. -Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Pichuzhkin N.A. Istoriya Rossii. Uchebnik dlya vuzov [The history of Russia. Textbook for universities]. Moscow, Megapolis, 2019, 437 p.
2. Osipov K. Suvorov [Suvorov]. Moscow, Zhurnal'no-gazetnoe ob"edinenie, 1938, 388 p.
3. Aleksandr Vasil'evich Suvorov: Slovo Suvorova; Slovo sovremennikov; Materialy dlya biografii [Alexander Vasilyevich Suvorov: The word of Suvorov; The word of
contemporaries; Materials for biography]. Sost. i avt. vstup. st. S.N. Semanov. Moscow, Russkij mir, 2000, 557 p.
4. Rostunov I.I. Generalissimus Aleksandr Vasil'evich Suvorov: zhizn' i polkovodcheskaya deyatel'nost' [Generalissimo Alexander Vasilyevich Suvorov: life and military activity]. Moscow, Voenizdat, 1989, 494 p.
5. Baiov A.K. Suvorov i budushchaya vojna [Suvorov and the future war]. Available at: http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow1.htm (accessed to 16 June 2021)
6. Pichuzhkin N.A., Vasil'ev V.P. Russkaya armiya v XVIII veke. Organizaciya i stroenie [The Russian army in the XVIII century. Organization and structure]. Moscow, OOO «UMC «Triada», 2014, 180 p.
Материал поступил в редакцию 08.06.2021 © Смыслов Д.С., Стрельченко Е.Г., 2021