Научная статья на тему 'Александр Онисимович спиваковский (к 125-летию со дня рождения)'

Александр Онисимович спиваковский (к 125-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Онисимович спиваковский (к 125-летию со дня рождения)»

К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ОНИСИМОВИЧА СПИВАКОВСКОГО

30 января 2013 г. исполняется 125 лет со дня рождения Александра Онисимовича Спиваковского - выдающегося ученого, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента АН СССР, профессора, доктора технических наук, почетного доктора Дрезденского Технического университета и Краковской Горнометаллургической академии.

А.О. Спиваковский свою научно-педагогическую деятельность начал в 1919 г. в Екатеринославском (Днепропетровском) горном институте, в котором проработал по 1933 г., занимая должности ассистента, доцента, профессора и заведующего кафедрой рудничного транспорта, впервые организованной им в системе горных вузов. В этот период он написал учебное пособие «Расчеты по транспортным устройствам» (1929 г.) и капитальную четырехтомную монографию «Конвейерные установки» (1932—1933 гг.), заявив о себе, как о крупном специалисте в области транспортной техники.

В 1933 г. по приглашению наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе он переезжает в Москву для работы в Московском горном институте, где создает кафедру рудничного транспорта, которой руководит в течение 35 лет. В общей сложности он проработал в МГИ 53 года.

С 1933 по 1944 гг. одновременно с преподаванием в вузе А.О. Спиваковский занимается проектно-конструкторской деятельностью, являясь научным руководителем ВНИИ подъемно-транспортного машиностроения (Институт «ВНИИПТМАШ). Позднее он переходит в «Гипроуглемаш», в котором продолжает научную и инженерную работу. Он участвовал в проектировании и создании первых эскалаторов для Московского метро, конвейеров, комбайнов и механизированных крепей для очистных забоев угольных шахт, транспортно-механического оборудования поверхности шахт.

1942—1943 гг. А.О. Спиваковский принимает участие в работах комиссий по восстановлению шахт Подмосковного и Донецкого бассейнов.

В 1935 г. А.О. Спиваковскому было присвоено звание профессора, а в 1937 г. — степень доктора технических наук. В 1946 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1947 г. за коренное усовершенствование забойных скребковых конвейеров ему была присуждена Государственная (Сталинская) премия, а в 1957 г. - присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Он был конструктом от бога. Совместно с институтом ВНИИПТмаш под его руководством были разработаны оригинальные конструкции скребковых и ленточных конвейеров. Им был создан принципиально новый тип конвейера на ходовых опорах для транспортирования крупнокусковых грузов, который известен в среде специалистов-транспортников, как «Конвейер Спиваковского». Область научных интересов А.О. Спиваковского чрезвычайно обширна. Он был основоположником основ теории крутонаклонных конвейеров, ленточных конвейеров для транспортирования крупнокусковых грузов, ленточно-канатных конвейеров.

А.О. Спиваковским созданы основополагающие методы расчёта непрерывного рудничного и карьерного транспорта, транспортно-механического оборудования поверх-

ности шахт, гидро- и пневмотранспортного оборудования, вибротранспортных машин, трубопроводного транспорта, карьерного железнодорожного транспорта, а также автоматизации конвейерный линий. Он является автором более 240 научнык работ.

В 1954 г. А.О. Спиваковский организовал в Институте горного дела им. А.А. Скочинского лабораторию по механизации горных работ, из которой в 1958 г. была выделена лаборатория рудничного транспорта, в работе которой, в течении многих лет участвовал как консультант.

Долгие годы на кафедре транспортных машин и комплексов МГИ с участием лаборатории рудничного транспорта ИГД им. A.A. Скочинского действовал научно-технический семинар по транспорту шахт и карьеров, организованный А.О. Спиваковским. Этот семинар объединял учебные, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, заводы, специализирующиеся по горным транспортным машинам и являлся школой передовой научно-технической мысли, хорошей традицией которой был также обмен научно-технической информацией с зарубежными учеными и специалистами. Доброжелательная, дружеская атмосфера проводимых семинаров способствовала появлению новых идей.

За годы многолетней работы в МГИ А.О. Спиваковским были созданы учебные пособия и учебники по рудничному транспорту, переведенные на многие языки, которые не утратили своей актуальности до настоящего времени. Учебники А.О. Спиваковского «Рудничный транспорт» и «Транспортные машины и комплексы от-крыпых горных разработок» (написанный в соавторстве с коллегами профессорами докторами технических наук А.В.Андреевым и М.Г.Потаповым) выдержали 4 издания, переизданы в ряде зарубежных стран, где получили высокую оценку и использовались, как базовые при подготовке горных инженеров. И в настоящее время они востребованы, поскольку являются образцом изложения учебного материала.

Начиная с 1967 года, А.О. Спиваковский организовал в издательстве «Недра» выпуск сборника «Транспорт шахт и карьеров», посвящённый проблемам транспорта горных предприятий. Было издано 12 томов сборника, и все они имели громадный успех, как в СССР, так и за рубежом, поскольку в представленных материалах отражались последние достижения научных разработок, конструктивных решений, а также актуальные вопросы эксплуатации транспортных машин.

А.О. Спиваковский подготовил большое число докторов и кандидатов наук, им создана известная как у нас в стране, так и за её пределами научная школа «Горного транспорта», которая и в наше время является ведущей.

А.О. Спиваковский вел большую общественную деятельность. С 1938 г. он был членом горной секции ВАКа, а с момента образования комитета по Ленинским и Государственным премиям — членом его горной секции. Он входил в состав редколлегий ряда специализированных журналов и технических советов министерств.

Трудовая деятельность А.О. Спиваковского получила большое признание. За свои выдающиеся заслуги он был награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного знамени, орденом «Дружбы народов», многочисленными медалями, знаками «Шахтерская слава» трех степеней.

А.О. Спиваковский ушёл из жизни на 99-м году жизни за письменным столом, так, как до последних своих дней работал над статьями и учебником.

Светлую память об Александре Онисимовиче Спиваковском, выдающемся ученом, необыкновенно доброжелательном человеке высокой культуры и неутомимом исследователе, хранят многочисленные ученые и горные инженеры, как у нас в стране, так и за рубежом, гттттз

В.И. Галкин, Е.Е.. Шешко, В.Г. Дмитриев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.