© В.И. Галкин, 2014
УДК 622.52.01.09 В.И. Галкин
АЛЕКСАНДР ОНИСИМОВИЧ СПИВАКОВСКИЙ -ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ «ГОРНОГО ТРАНСПОРТА» МГГУ
Статья посвящена описанию деятельности основателя школы горного транспорта - Александра Онисимовича Спиваковского и его учеников. Ключевые слова: горное дело, транспорт, школа, деятельность, ученики.
Формирование научной школы «Горного транспорта» происходило в годы бурного развития народного хозяйства страны и потребности в наиболее эффективных средствах транспорта. В связи с этим основателю школы «Горного транспорта» проф., д.т.н. А.О. Спиваковскому уже в начале своей инженерной деятельности приходилось решать вопросы, связанные с конструированием и эксплуатацией различных видов транспорта для предприятий страны.
В 20-х годах прошлого века А.О. Спиваковский совместно с харьковским заводом «Свет шахтера» занимался исследованием и разработкой конструкций отечественного привода качающегося конвейера и усовершенствования отдельных его узлов, которые впоследствии были описаны в его книге «Конвейерные установки».
А.О. Спиваковский, как ведущий специалист по горношахтному оборудованию, участвовал в качестве консультанта в работах проектного отдела Донугля (1925 г.) и Гипрошахта в г. Харькове (1928 г.).
В 30-х годах по поручению наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе, А.О. Спиваковский занимался механизацией рудных дворов металлургических заводов юга России. За короткий срок были разработаны и внедрены необходимые проекты, и А.О. Спиваковскому было предложено возглавить научные исследования в институте «ВНИИПТМАШ» (научное руководство до 1941 г.) и организовать кафедру транспорта в Московском горном институте.
В январе 1933 г., в соответствии с приказом наркома тяжёлой промышленности С. Орджоникидзе, А.О. Спиваковский
переводится в Московский горный институт. Здесь он организует кафедру рудничного транспорта, которой бессменно руководил до 1978 года, и которая эффективно работает в настоящее время.
А.О. Спиваковский является разработчиком конструкции экскалаторов, работающих в настоящее время в Московском метро, а также добычных комбайнов, качающихся скребковых конвейеров для шахт и специальных механических устройств для поверхности шахт. В 1935 г. первые отечественные эскалаторы (наиболее длинные) были собраны на станциях «Красные ворота» и «Чистые пруды».
В 1935 г. А.О. Спиваковскому было присвоено ученое звание профессора, а в 1937 г.— степень доктора технических наук. В результате многолетней работы в Московском горном институте А.О. Спиваковскому удается написать, не только высокого качества учебники, монографии и учебные пособия по рудничному транспорту, которые были переведены на многие языки, но и подготовить большое число докторов и кандидатов наук, создать научную школу «Горного транспорта», известную по своим работам, как у нас в России, так и за рубежом.
В эти же годы, Александр Онисимович — организует и научно руководит Всесоюзным научно-исследовательским институтом подъемно- транспортного машиностроения, который позднее переходит в институт «Гипроуглемаш», в работе которого он принимал активное участие много лет.
С 1938 г. А.О. Спиваковский - член горной секции ВАКа, а с момента основания Комитета по Ленинским и Государственным премиям - член его горной секции. Кроме того он состоял в редколлегии ряда журналов и технических советов горных министерств.
В 1941 г. А.О. Спиваковский работал председателем секции внутришахтного транспорта при наркоме угольной промышленности, где занимался экспертизой проектов крупных угольных шахт.
В 1942 г. А.О. Спиваковский совместно с проф. А.С.Ильичевым был откомандирован в московский бассейн (г. Тула) для восстановления шахт. В короткие сроки эта работа была выполнена.
С лета 1942 г. по 1944 г. А.О. Спиваковский занимается восстановлением разрушенных войной шахт Донбасса Воро-шиловградской и Ростовской областей.
В 1947 г. А.О. Спиваковским с группой ученых (Н.Д. Са-мойлюк, С.Х. Клорикьян, Ф.Г. Савлуков) были созданы новые типы скребковых конвейеров, значительно повышающих производительность труда на шахтах Донбасса. За эту работу авторы были удостоены Сталинской премии.
В 1954 г. в Институте горного дела АН СССР была организована лаборатория механизации горных работ, которой несколько десятилетий руководил А.О. Спиваковский. Эта лаборатория на протяжении нескольких десятилетий занималась вопросами внедрения новых технических решений и разработок в угольную промышленность СССР. Впоследствии, на базе этой лаборатории была организована лаборатория рудничного транспорта, которая функционирует и в настоящее время.
На кафедре рудничного транспорта МГИ, руководимой А.О. Спиваковским, выполняются научные работы теоретического и экспериментального характера. В этих работах принимают активное участие тогда ещё молодые учёные: доценты С.И. Лапатин и В.Г. Шорин - исследования в области локомотивного транспорта; доценты А.В. Андреев, Л.Г. Шахмейстер и кандидат технических наук Г.И. Солод - исследования в области конвейерного транспорта; доцент Н.В. Васильев занимается вопросами оборудования поверхности шахт и карьеров доцент А.В. Евневич - вопросами конструирования и проектирования в горно-транспортном машиностроении.
В 1959 г. А.О. Спиваковский был избран почетным доктором Фрайбергской горной академии, а в 1978 г. почетным доктором Краковской горной академии.
Перу А.О. Спиваковского принадлежат более 300 печатных работ, среди которых свыше 50 основополагающих монографий, учебников и атласов вузов. Он подготовил десятки докторов и сотни кандидатов наук среди которых наиболее известными являются: проф. д.т.н. Л.Г. Шахмейстер, проф. д.т.н. А.В. Евневич, проф. д.т.н. А.В. Андреев, проф. д.т.н. В.Г. Шорин, проф. д.т.н. Г.И. Солод, проф. д.т.н. И.Ф. Гончаре-вич, проф. д.т.н. Л.И. Чугреев, проф. к.т.н. Ю.С. Пухов, проф.М.Г. Потапов. Впоследствии все эти учёные стали ведущими профессорами горных ВУЗов СССР и развивали традиции рудничного транспорта заложенные А.О. Спиваковским.
Необходимо отметить, что его ученики и коллеги по работе, также внесли большой вклад в формирование научной школы «Горного транспорта».
Так, например, профессор, д.т.н. Лев Григорьевич Шах-мейстер (1908-1990 г.г.), в 1944 году, после освобождения Донбасса, был назначен директором института «Донгипроугле-маш», где возглавил проектно-конструкторские работы, связанные с восстановлением угольных шахт. За эти работы в 1948 году ему была присуждена Государственная премия и присвоено звание лауреата.
Проф. Л.Г. Шахмейстер был одним из первых, кто применил вычислительную технику при моделировании работы транспортных машин и систем, им впервые применены статистические методы к решению задач динамики и надежности транспортных машин, а также выбора их параметров, которые широко применяются и в настоящее время.
Особо необходимо отметить, проведенную проф. Л.Г. Шахмейстером в 60-х годах XX столетия работу по созданию типажного ряда шахтных ленточных конвейеров, что привело к разработке конструкций отечественных подземных ленточных конвейеров, используемых в настоящее время на угольных шахтах.
Профессор, д.т.н. Алексей Владимирович Андреев (19111988) - крупный учёный в области транспорта открытых горных разработок, внёсший значительный вклад в теорию транспортных машин. Им опубликовано более 100 печатных трудов и изобретений, среди них неоднократно переиздававшиеся учебники и монографии.
Проф. А.В. Андреев имел тесные связи с промышленностью: успешно занимался внедрением мощных ленточных конвейеров на Михайловском карьере КМА и Балаклавском карьере.
Научные интересы его были весьма разнообразны и широки. Им разработан новый метод расчета концентрации местных напряжений применительно к вопросам горно-транспортных машин, сделан вклад в основу теории фрикционного привода, разработана методика стендовых испытаний физико-механических свойств конвейерных лент.
Одновременно он занимался автоматизацией карьерного транспорта, усовершенствованием конструктивных схем тормозных устройств карьерного железнодорожного транспорта и
разработкой новых способов очистки карьерных железнодорожных путей.
Профессор, д.т.н. Антон Владиславович Евневич (19061976 г.г.) в течение многих лет являлся одним из ведущих преподавателей и ученых кафедры «Транспортные машины и комплексы». В 1967-1969 гг. был деканом Горно-механического факультета.
А.В. Евневич - автор учебника «Горные транспортные машины» (1956,1967) для студентов специальности «Горные машины». Другой его учебник «Грузоподъемные и транспортирующие машины» трижды переиздавался (1951, 1956 и 1962 г.г.), который был переведен и издан в странах Восточной Европы.
Перед тем как стать в 1947 г. доцентом МГИ Антон Владиславович прошел путь от инженера - конструктора до главного инженера Государственного Союзного машиностроительного завода им. Пархоменко и начальника технического отдела Главуглемаша Минугля.
Талант Антона Владиславовича как методиста высшей школы характеризовался необычайной ясностью изложения материала, умением органически связать теоретические вопросы с практическими разделами читаемых курсов и конструкторской подготовкой студентов-механиков
В последние годы своей жизни А.В. Евневич, также работал в качестве эксперта и члена Научно - технического совета Министерства тяжелого и транспортного машиностроения, где оказывал большую помощь предприятиям горного машиностроения.
Профессор, д. т. н. Григорий Иванович Солод (1922-1997 гг.), после демобилизации из армии, в августе 1946 г., поступил в Московский горный институт им. И. В. Сталина. В 1951 г. он закончил институт, получив квалификацию «Горный инженер-машиностроитель».
По решению Ученого совета, Григория Ивановича рекомендовали в аспирантуру. Научным руководителем у него был ученый с мировым именем в области рудничного транспорта член-корреспондент Академии наук СССР А.О. Спиваковский, в то время заведующий кафедрой «Рудничного транспорта».
В 1954 г. Г.И. Солод успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В его
диссертации были намечены мероприятия конструктивного, технологического и эксплуатационного характера по повышению долговечности и эксплуатационной надежности редукторов скребковых конвейеров.
После успешной защиты кандидатской диссертации Григория Ивановича оставляют на педагогической работе, на кафедре «Рудничный транспорт», где он работает сначала в качестве ассистента, а с июня 1958 г. - доцентом.
Работая на кафедре «Рудничного транспорта», Григорий Иванович становится известным специалистом в области горного транспорта, налаживает связи с конструкторскими и проектными организациями, выполняет многочисленные научные исследования.
За время работы на кафедре с его участием было опубликовано несколько монографий, посвященных усовершенствованию работы подземного конвейерного транспорта
Бывший доцент кафедры «Транспортные машины и комплексы», проф., д.т.н. Г.И. Солод, в 1977 году был избран Советом МГИ на должность заведующего кафедрой «Технологии машиностроения и ремонта», которую он организовал, руководил и подобрал коллектив преподавателей. В настоящее время кафедрой руководит проф., д.т.н. А.П. Вержанский.
Профессор, д.т.н. Игорь Фомич Гончаревич был аспирантом кафедры «Транспортные машины и комплексы» занимался теоретическими исследованиями вибро-транспортных машин. После защиты кандидатской диссертации долгое время руководил лабораторией «Вибро-транспортных машин» в ИГД им. А.А. Скочинского, а затем перешел работать деканом факультета в Вечерний металлургический институт. Является вице-президент Академии естественных наук РФ.
Профессор, д.т.н. Лев Иванович Чугреев работал доцентом на кафедре «Транспортные машины и комплексы», затем профессором на кафедре «Горная механика и транспорт». Занимался разработкой теории скребковых конвейеров, теорией привода скребковых и ленточных конвейеров, вопросами надежности конвейерных лент, последние 12 лет жизни был деканом вечерне-заочного факультета МГГУ.
Профессор, к. т. н. Владимир Алексеевич Дьяков работал на кафедре «Транспортных машин» с декабря 1967 года в должности доцента, а с 1978 по 1988 года был заведующим
кафедрой «Горная механика и транспорт». Его научные работы связаны с теорией привода и эксплуатацией ленточных конвейеров. Им подготовлено большое количество кандидатов технических наук. С 1995 года работал ученым секретарем ОАО «Стройкарьермаш».
На кафедре «Транспортные машины и комплексы» большое внимание уделялось рассмотрению новых технических решений и разработок в области рудничного транспорта.
С этой целью под руководством А.О. Спиваковского был организован семинар «Проблемы рудничного транспорта», на который ежемесячно приглашались с докладом из НИИ, КБ и учебных вузов ученые, конструкторы, исследователи, аспиранты. В процессе работы обсуждались наиболее важные проблемы теории и эксплуатации горно-транспортных машин.
Начиная с 1967 по 1990 гг., под редакцией проф. А.О. Спиваковского, а в последствии проф., к.т.н. Ю.С.Пухова, выпускался сборник научных трудов «Транспорт горных предприятий», в котором представляли свои работы ученые в области горно-транспортных машин из СССР, Германии, Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии и других стран. За время издания было выпущено 15 сборников, общим объемом 321,5 печатных листов, список которых представлен ниже:
С 1968 года профессорско-преподавательский состав кафедры под руководством проф. А.О. Спиваковского принимал активное участие в разработке проблемы «Шахты будущего». Были произведены расчеты и осуществлен выбор высокопроизводительного транспортного оборудования от забоев до поверхности шахт, как для транспортирования угля, так и для доставки людей и материалов.
В это время были предложены оригинальные конструкции транспортных машин (забойный ленточный конвейер, магистральный ленточный конвейер, монорельсовый дизелевоз и т. д.), были защищенные многими авторскими свидетельствами и реализованные в промышленности.
В 60-70 годы, учеными и производственниками была выдвинута идея осуществления поточного производства открытых горных работ в условиях скальных пород и руд на основе применения конвейерного транспорта. Положительное решение этой проблемы, с одной стороны, повысит технико-экономические показатели производства и масштаб работ, с другой —
упростит схему горных работ, особенно в глубоких карьерах. Эта важнейшая научно-техническая проблема увлекла А. О. Спиваковского. Последние годы, совместно академиком В.В. Ржевским, он усиленно занимается этой проблемой, как руководитель секции Научного совета по новым процессам и способам производства работ в горном деле Комитета по науке и технике.
В сентябре 1970 года при кафедре «Транспортные машины и комплексы», по согласованию с Минуглепромом СССР, была организована отраслевая лаборатория «Конвейерного и вспомогательного транспорта», которая в течение 10 лет успешно занимались проблемами транспорта угольных шахт. Лабораторией руководил к.т.н. Н.Д. Самолюк, а впоследствии эту работу возглавил доц., к.т.н. К.Ф. Вороновский. В активе лаборатории - большое количество разработок по усовершенствованию узлов транспортных машин для горной промышленности.
Кроме того, научная школа кафедры «Транспортные машины и комплексы», через аспирантуру и докторантуру готовила и формировала научно-педагогические кадры для многих регионов и союзных республик СССР, список которых приводится ниже:
• ИГЛ им. А.А. Скочинского - зав. лаб. «Рудничного транспорта», к.т.н. М.А. Котов, с.н.с., к.т.н. Г.Н. Кост, с.н.с. П.К. Коляров, с.н.с., к.т.н. Ю.И. Григорьев и многие другие;
• Брянский институт транспортного машиностроения кафедра «Подъемно-транспортного машиностроения», - зав. кафедрой, к.т.н. В.П. Лунаев, проф., д.т.н. А. А. Реутов, доц., к.т.н. Н.П. Прыгов, доц., к.т.н. Г.Н. Перминов, к.т.н. В.Ю. Жиркевич, зав. кафедрой «Автомобильного транспорта» проф., к.т.н. С.В. Сазонов;
• Могилевский политехнический институт - доц., к.т.н. Л.В. Бажков, доц., к.т.н. А.И. Протасеня, доц., к.т.н. А.В. Се-лютин;
• Ташкентский политехнический институт - доц., к.т.н. А.М. Шаходжаев, доц., к.т.н. У.Х. Умарбеков;
• Карагандинский политехнический институт - проф., д.т.н. Р.Л. Мерцалов, зав. каф., проф., д.т.н. А.И. Ланияров, доц., к.т.н. М.Г. Жантурин;
• Северокавказский политехнический университет - зав. каф., проф., д.т.н. Б.В. Климов, проф., д.т.н. К.К. Мулухов, проф. д.т.н. Х.К. Хасаев, проф., к.т.н С.Т. Урумов;
• Киевский институт «УКРНИИпроект» -.проф. В.С. Бондарев, к.т.н. В.Я. Барабанов, к.т.н. В.Г. Коваленко, к.т.н. Л.И. Неменман, к.т.н. Е.К. Апоневич;
• института НИИКМА - к.т.н М.П. Покушалов, к.т.н. В.Н. Паршин. к.т.н. И.П. Хечуев, к.т.н. П.М .Покушалов;
• Алма-Атинский политехнический институт - проф. каф. «Детали машин» д.т.н. Х.Г. Аканов;
• Донецкого института «Донгипроуглемаш» - к.т.н. В.В. Шконда, к.т.н. И.П. Песков;
• ОАО «ВНИИПТМАШ», г. Москва - к.т.н. Егоров П.Н., магистр А.Н. Патрашов, к.т.н Г.Г. Миссбах
• Кузбасский политехнический институт - зав. кафедрой «Шахтного подъёма и транспорта», проф. д.т.н. А.Ю. Захаров
Многие из перечисленных учёных работают в указанных учреждениях по настоящее время.
В период с 90 по 2005 годы, ещё 5 учеников школы «Горного транспорта», основанной А.О. Спиваковским защитили докторские диссертации - проф. д.т.н. В.Г. Дмитриев, проф. д.т.н. А.А. Реутов, проф. д.т.н. В.И. Галкин, проф. д.т.н. Ю.А. Яхонтов, проф. д.т.н. А.Ю. Захаров.
В настоящее время, область научных интересов сотрудников кафедры «Горная механика и транспорт», являющихся учениками проф. д.т.н. А.О. Спиваковского достаточно широка и разнообразна, и включает в себя следующие научные направления:
проф., д.т.н. В.И. Галкин - общие вопросы теории надежности ленточных конвейеров и конвейерных линий, а также карьерного автомобильного транспорта; теория расчета основных параметров и конструктивных элементов ленточных конвейеров для транспортирования крупнокусковых грузов, трубчатых ленточных и скребковых конвейеров, а также конвейеров с пространственной криволинейной трассой, инженерная логистика транспортных систем;
проф., д.т.н. В.Г. Дмитриев - проблемы расчета и конструирования ленточных конвейеров горных предприятий включающие в себя: исследование реальных грузопотоков горных предприятий; разработку теории тягового расчета ленточных конвейеров, в том числе и трубчатых; разработку статистических методов расчета элементов ленточных конвейеров;
проф., к.т.н. Е.Е. Шешко - научное обоснование области применения циклично-поточной технологии в добыче полезных ископаемых открытым способом; научные основы создания различных типов крутонаклонных ленточных конвейеров; основы теории и расчет основных конструктивных и силовых параметров крутонаклонных ленточных конвейеров с прижимной лентой; расчет эксплуатационных параметров карьерного автотранспорта, инженерная логистика транспортных систем;
проф. д. т. н. Ю.А. Яхонтов - теория устойчивости поперечного движения конвейерной ленты; теория расчета основных параметров и конструктивных элементов ленточных конвейеров, в том числе для транспортирования крупнокусковых грузов
проф., к.т.н. В.П. Дьяченко - расчет и оптимизация параметров ленточных конвейеров горных предприятий при случайных грузопотоках; структурный метод исследования эксплуатационных режимов работы ленточных конвейеров; оценка показателей надежности разветвленных и неразветвленных конвейерных систем; оценка эффективности работы и оптимизация параметров конвейерной системы; инженерная логистика транспортных систем;
Все перечисленные сотрудники кафедры "Горная механика и транспорт" МГГУ продолжают готовить научные кадры через аспирантуру и докторантуру для горной промышленности России, ггтт
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Галкин Владимир Иванович - профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой «Горная механика и транспорт», e-mail: [email protected] МГИ НИТУ МИСиС.
Galkin Vladimir Ivanovich, professor, dr. hab. Head of department "Mining mechanics and Transport", Phone: (495) 963-54-39. E-mail: [email protected] Moscow mining Institute National University of Science and Technology "MISIS"
A