Научная статья на тему 'Александр Назаренко человек эпохи'

Александр Назаренко человек эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПЕЙЗАЖ / ОФОРТ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖНИК А. НАЗАРЕНКО / VLADIVOSTOK ART SCHOOL / INDUSTRIAL LANDSCAPE / FAR EASTERN LANDSCAPE / ETCHING / FAR EASTERN ARTIST A. NAZARENKO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блинникова Е. А.

Статья посвящена творческому пути одного из ярких представителей дальневосточного искусства послевоенных лет Александра Лаврентьевича Назаренко. Исследуются влияние социокультурной атмосферы времени, особенности авторского стиля, взаимосвязь с природной средой Приморья, Камчатки, Курил. Впервые в оборот вводится обширный пласт биографических сведений о художнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER NAZARENKO. MAN OF THE EPOCH

The paper is devoted to the creative path of one of the brightest representatives of the Far Eastern art of the post-war years, Alexander Lavrentievich Nazarenko. The author studies the influence ofthesocio-cultural atmosphere of the time, the artists style features, and the relationship with the natural environment ofPrimorye, Kamchatka, and the Kuril Islands. For the first time, an extensive layer of biographical information about the artist is introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Александр Назаренко человек эпохи»

УДК 75.03

Е. А. Блинникова

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

АЛЕКСАНДР НАЗАРЕНКО

ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ

Статья посвящена творческому пути одного из ярких представителей дальневосточного искусства послевоенных лет Александра Лаврентьевича Назаренко. Исследуются влияние социокультурной атмосферы времени, особенности авторского стиля, взаимосвязь с природной средой Приморья, Камчатки, Курил. Впервые в оборот вводится обширный пласт биографических сведений о художнике.

Ключевые слова: Владивостокское художественное училище; индустриальный пейзаж; дальневосточный пейзаж; офорт; дальневосточный художник А. Назаренко.

Развитие современного культурного ландшафта невозможно без сохранения сложившихся художественных традиций, тем более ценным является открытие широкой аудитории творческого наследия художников, чье имя оказалось незаслуженно забытым. Одним из таких художников является Александр Лаврентьевич Назаренко, представитель дальневосточного искусства послевоенных лет и эпохи социализма, названный искусствоведом В. И. Кан-дыбой во время посещения персональной выставки в 2000 году «нашим национальным достоянием» [9]. Это имя было заново открыто для художественной среды региона художником старшего поколения Владимиром Ивановичем Олейниковым и приморским коллекционером Юрием Васильевичем Шпилёвым (проживают в г. Артеме Приморского края).

Трепетный собиратель жемчужин приморского изобразительного искусства, Ю. В. Шпилёв, основой коллекции которого

являются произведения местных художников, в 2017 году начал переговоры с родственниками А. Л. Назаренко (жил и работал в г. Артеме) с целью приобретения картин. Удивительным совпадением можно назвать то, что случилось это в год 90-летия художника.

Коллекцию из девяноста графических и живописных работ Александра Лаврентьевича хранила вдова художника Мария Ивановна. Но наследие Назарен-ко в тот момент ещё нельзя было назвать коллекцией: офорты и картоны лежали в папках, на многих был частично утрачен красочный слой, имелись тёмные пятна, застарелые следы скотча и даже сам скотч, которым листы картона с гуашью без оформления когда-то крепились на стены!

Заботы о восстановлении работ разделили с Юрием Шпилёвым художник Евгений Босак и известный приморский художник Владимир Иванович Олейников, отреставрировавший несколько десятков

живописных произведений Назаренко. Больше года продолжался кропотливый труд по восстановлению работ.

Результатом стала выставка «Эпоха и судьба» живописи и графики А. Л. Назаренко из частного собрания Ю.В. Шпилёва, открывшаяся 16 августа 2019 года в выставочном центре «Галерея»

А. Л. Назаренко. Историко-краеведческого музея г. Артёма.

Автопортрет. 194:9. Удивительно чисто и ярко прозвучали

Картон, мааю. произведения Назаренко в современном

художественном контексте. Художник, переживший военное детство, воспитанный в эпоху социализма, сумел сформировать и сохранить собственный неповторимый стиль, вписывая индустриальные мотивы в природный пейзаж, поэтизируя их и создавая общую картину, в которой природное и рукотворное оказывалось в гармоничном единстве. «Море, уссурийская тайга, окрестности Артёма - в каждой работе почти физическое единение автора с природой, целостность восприятия, неподдельная любовь к жизни» [5, с. 11]. Эта неподдельная любовь наполняла его на протяжении всей его жизни.

А. Л. Назаренко родился 7 августа 1927 года в селе Кневичи Приморского края. Отец работал в сельсовете, мать была домохозяйкой. Саша взял в руки карандаш в раннем возрасте. Мать вспоминала, как он бесконечно рисовал и клеил рисунки на стену. Она снимала их, но Саша опять рисовал

и устраивал свои домашние выставки. Начальную школу Саша окончил в родном селе, затем продолжил учёбу в средней школе № 1 г. Артёма. Уже в средних классах в полной мере проявились его ответственность, волевые качества. В эти военные годы он был примером поведения и наставником для младших ребят, оставшихся без ушедших на фронт отцов. Многим его наставления помогли выбрать правильный путь [9].

В 1944 году было открыто Владивостокское художественное училище (ВХУ) - первое и до сих пор единственное среднее специальное учебное заведение данного профиля на Дальнем Востоке. Учиться во Владивосток ехали молодые таланты со всего Дальнего Востока - Сахалина, Чукотки, Камчатки, Амурской области, Хабаровского края и, конечно, из Приморья [7].

Александр поступил на театрально-декоративное отделение училища с первым набором. Вместе с ним на различных факультетах учились многие из первого послевоенного поколения приморских художников: Ф.Н. Бабанин, Р.Ф. Тесленко, А.В. Телешов, В.М. Медвецкий, Ю.С. Рачев и другие. Можно смело говорить, что ВХУ сформировало базу художественной культуры региона.

А. Назаренко окончил училище в 1949 году с присвоением квалификации декоратора-исполнителя [10]. Вступив на самостоятельный творческий путь, он сразу же ощутил недостаточность только местного образования и только приморских художественных впечатлений. Естественно было подумать о художественном вузе. Но во Владивостоке в тот период не существовало такой возможности (Дальневосточный государственный институт искусств был образован только в 1962 году), а мечта продолжить обучение в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова не осуществилась, так как в послевоенные годы у семьи не было средств на учёбу сына.

В 1949 году талантливого выпускника попросили остаться в училище преподавателем. В это же время Александр был принят в члены Приморского Союза советских ху-

дожников [10]. Вместе с женой-художником Любовью Порфирьевной Зиминой работал в 1950-1961 гг. в творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР. За образцовое отношение к труду, исполнительность и творческий подход к делу ему объявлялись благодарности [10]. В этот же период много работал творчески.

Талантливый, необыкновенно трудоспособный художник, он не признавал отдыха как такового, предпочитая менять характер труда. Коллеги помнят его коммуникабельность и готовность прийти на помощь, цельность его характера. Своими руками он построил дом, в цокольном этаже которого разместилась мастерская, где был поставлен печатный станок.

«Он одним из первых в Артёме освоил технику офорта, трудился над каждой работой, доводя её до совершенства. Ведь талант без труда - ничто. А у него были качества, чтобы талант развился в полную силу, - и трудолюбие, и настойчивость в достижении цели, и незаурядное дарование истинного художника. Равного Александру Назаренко в этой технике не было» [5]. Несмотря на то, что в этот период в Приморском крае художники работали в различных видах эстампа, Назаренко был одним из немногих, кто выбрал офорт, найдя свои мотивы.

Множество работ Александр посвятил родному городу. Его увлекали виды строящегося Артёма, угольные шахты, возведение Дворца культуры угольщиков и Артёмов-ская ГРЭС. Его индустриальные пейзажи, выполненные в технике офорта и масляной живописи, наполнены гордостью за расцветающий родной город и созидательный подвиг его жителей. Его работы очень гармоничны, что обусловлено ясной композицией, точно выражающей замысел художника, и отточенными художественными приёмами. В этом видна рука настоящего мастера. Он не останавливался на достигнутом художественном решении и вёл поиск наилучшего воплощения замысла в разных техниках: рисунок, офорт, смешанная техника, гуашь, масло. В разных вариантах выполнены «Ме-

теостанция», «Электростанция», работы серии «Курилы».

Его работы были замечены выставко-мом Выставки произведений художников РСФСР, проходившей в Москве в 1952 году. На ней Назаренко представил свою живописную работу «Строительство дома отдыха угольщиков» (1952) [2, с. 18].

За участие в этой выставке художник был награжден поездкой в Дом творчества «Челюскинская». Многое в творческом плане давали художникам такие поездки. «С каждым заездом на дачах образуется свежий, творчески активный и разнообразный коллектив. Этим-то они и привлекали приморцев.

Они впитывали концентрированную художественную информацию, в живительном общении расширяли кругозор. И, главное, постигали природу вещей, стоя бок о бок в мастерской, на этюдах с известными мастерами», - пишет о творческой и плодотворной атмосфере таких поездок искусствовед В.И. Кандыба [4, с. 55]. На «Челюскинской» Назаренко продолжал оттачивать технику офорта. Впоследствии делился знаниями с молодыми приморскими художниками. Так, именно в его мастерской совершенствовался в графическом мастерстве молодой Сергей Черкасов, сегодня известный дальневосточный живописец и график [9].

А. Л. Назаренко. Артём ГРЭС (вид со стороны реки).Около 1969. Офорт. 35x49,5

Назаренко выезжал на пленэр на Кам- жей не остаётся без следов присутствия че-чатку, Курилы, Кунашир, Арму, по Примор- ловека: антенны метеостанции, лесовоз, до-скому краю. Результатом его поездок стали мики горнодобывающей партии, патрульные

А. Л. Назаренко. В порту.

Предположительно 1960-е.

Бумага, цветной офорт. 33x33

А. Л. Назаренко. Вид на Артемов-скую ГРЭС. Конец 1960-х. Офорт. 62x7,5

графические и живописные работы: «У горняков», «Прибой», «Дом у моря», серия офортов «Курилы», «В порту», «Северный аэропорт», «Метеостанция».

В этих работах используется панорамный подход, который отражает специфику дальневосточного пейзажа. Художник самозабвенно раскрывает тему суровой и возвышенной природы, осваиваемой

катера, сейнеры у причала, портовые краны - за всем этим стоит человек, пришедший в эти края всерьёз и навсегда.

Как художник А.Л. Назаренко «суров к самому себе»: «Суров в пейзаже, но за некоторой жесткостью письма, определенной самой дальневосточной природой, - душа лирика, полная восторга перед богатством природы. Живописные работы "Распадок", "Осенняя

человеком. В графических работах серии тайга", "Уходящая осень" полны умиротво-«Курилы» большую часть пространства ли- рения, раздумья о вечности. Его знали боль-ста всегда занимает стихия: неспокойное ше как графика, считая не столь сильным в небо с летящими облаками, ледяные воды заливов, неприступные скалы, к подножьям которых жмутся деревянные одноэтажные строения. В этом его работы сродни северным пейзажам американского художника Рокуэлла Кента. На фоне стихии «особенно остро воспринимается жизнестойкость, цепкость и выдержка человека» [4, с. 37]. Деятельность человека Назаренко часто предъявляет нам через производственный мотив, связанный с рыбо-

цвете. Однако работы, выполненные гуашью, темперой, маслом, опровергают это мнение. Они отличаются тонким колоритом и свежестью красок. В лирический строй его живописи врывается мастихиновый крепкий мазок, наполненный ликованием», - говорит о творчестве своего коллеги В.И. Олейников [6].

В 1967 году А. Назаренко стал кандидатом в члены Союза художников СССР, но, разочаровавшись в творческих союзах, в Союз так и не вступил, что не помеша-

добычей, которая всегда требовала от чело- ло ему активно заниматься творчеством и

века особых качеств. принимать участие в краевых и зональных

Именно человеком восхищается худож- выставках. ник в своих полотнах. И, хотя он совсем не В 1961-1984 гг. Александр Назаренко ра-

пишет портретов и редко включает фигуры ботал в художественных мастерских г. Артё-

людей в композицию, ни один из его пейза- ма и оформлял предприятия, дома отдыха,

пионерские лагеря, заводские и сельские клубы. Это он написал декоративное панно «Первомайский праздник» для Дворца культуры угольщиков, сделал макет знаменитого крутящегося «Глобуса» на остановке Берзарина в поселке Угловое. Эти его знаковые работы надолго определили облик города и полюбились его жителям. Вместе с художниками Виктором Шевчуком и Николаем По-номаренко оформлял совхоз «Новый мир». Ему объявляли благодарности, награждали Почетной грамотой [10].

В январе-марте 1972 года он вместе с другими графиками страны участвовал в поездке на творческую дачу «Сенеж». На память об этой поездке остались работы и серия дружеских шаржей на коллег-художников.

С 1984 года до ухода из жизни в 1990 году А. Л. Назаренко работал художником-оформителем шахты им. Артёма ПО «Приморску-голь» [10].

Несмотря на прозаические условия, развитие творческой натуры художника было определено временем и местом. Город шахтеров Артем во второй половине ХХ века дал Приморскому краю ряд талантливых авторов, сформировавших феномен особого отношения к малой Родине, самым ярким образом воплотившийся в конце ХХ века в деятельности творческого объединения «Дом Пришвина». Творчество А. Назаренко можно считать предтечей этой деятельности.

Если говорить о его вкладе в область графического искусства, в тематику, связанную с Курильскими островами, он предвосхитил творчество одного из членов прославленной в советском искусстве Шикотанской группы И. Кузнецова.

Работы А. Л. Назаренко хранятся в Приморской государственной картинной галерее, Историко-краеведческом музее г. Артёма, в частном собрании Ю. В. Шпилёва.

Наиболее значительные выставки с участием А. Л. Назаренко:

1952 - выставка произведений художников РСФСР, г. Москва

1964 - зональная выставка «Советский Дальний Восток», г. Хабаровск

1967 - 2-я зональная выставка «Советский Дальний Восток», г. Москва

1967 - краевая выставка «50 лет Советской власти», г. Владивосток

1968 - краевая выставка «50 лет Вооруженных сил СССР» г. Владивосток

1969 - 3-я зональная выставка «Советский Дальний Восток», г. Улан-Удэ

1989 - персональная выставка А. Л. Наза-ренко (живопись, графика) в Выставочном зале г. Артёма

2000 - персональная выставка, посвященная 10-летию памяти А. Л. Назаренко, Исто-рико-краеведческий музей г. Артема

2019 - «Эпоха и судьба». Выставка живописи и графики А. Л. Назаренко из частного собрания Ю. В. Шпилёва, выставочный центр «Галерея» Историко-краеведческого музея г. Артёма

Примечания

1. Произведения, репродукции которых использованы в статье, хранятся в коллекции Ю. В. Шпи-лева

Литература

1. 3-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток», ноябрь 1969 год : живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, монументально-декоративное искусство, театрально-декорационное искусство : каталог / М-во культуры РСФСР, Союз художников РСФСР ; [сост. С. Н. Мунгалова, И. И. Соктое-ва]. -Улан-Удэ, 1969. - 72 с., илл.

А. Л. Назаренко.

Из серии Курилы.

Предположительно

1960-е.

Офорт.

33x49

► А. Л. Назаренко. Северный аэропорт. 1970. Картон, масло. 12,5x32

2. Выставка произведений художников РСФСР : каталог. - Москва : Изд-во Академии художеств СССР, 1952. - 78 с.

3. Зональная выставка «Советский Дальний Восток» : каталог. - Хабаровск, 1964. - 48 с.

4. Кандыба, В.И. Художники Приморья / В.И. Кандыба. - Ленинград : Художник РСФСР, 1990. -128 с., илл.

5. Нестеренко, З.И. Скажи, скажи, художник...// Слад. - Артем, 2000. - №12 (106). - 17 марта. - С. 11.

6. Олейников, В.И. Одна лишь жизни грань // Выбор. - Артем, 1992. - 22 июля. - С. 7.

7. Павленко, И. 75-летие празднует Владивостокское художественное училище // Deita: ин-форм. агентство. -7 ноября 2019. - URL: https:// deita.ru/ru/news/75-letie-prazdnuet-vladivostokskoe-hudozhestvennoe-uchilishe (дата обращения 20. 12. 2019).

8. Три выставки произведений приморских художников : каталог. - Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1970. - 138 с.

9. Из архива автора: воспоминания Котова Валерия Георгиевича, военного пенсионера, майора запаса; воспоминания Назаренко Марии Ивановны, вдовы художника; воспоминания Олейникова Владимира Ивановича, заслуженного работника культуры РФ; воспоминания Шпилёва Юрия Васильевича, частного коллекционера, члена Российского географического общества.

10. Из архива семьи А. Л. Назаренко: диплом № 801330 Владивостокского художественного училища; кандидатский билет № 4718 Союза художников СССР; Почетная грамота Артемовского горисполкома за разработку эскиза и исполнение художественных панно для Доски почета г. Артема, 1971; Почетная грамота секретариата правления Союза художников РСФСР за участие в юбилейной художественной выставке «Советский Дальний Восток», 1967; трудовая книжка Назаренко А.Л.; членский билет Приморского Союза советских художников.

Об авторе

Блинникова Екатерина Александровна - магистрант Дальневосточного федерального университета, Школы искусств и гуманитарных наук, Департамента искусств и дизайна

Научный руководитель - Федоровская Наталья Александровна, доктор искусствоведения, доцент

E-mail: kozerogi2@mail.ru

ALEXANDER NAZARENKO.

MAN OF THE EPOCH

Ekaterina Alexandrovna Blinnikova

Master's degree student of the Far Eastern Federal University, School of art Arts and Humanities of the Department of arts and design

Fedorovskaya Natalia Alexandrovna

Scientific supervisor; Doctor of arts history, Associate Professor

Abstract: The paper is devoted to the creative path of one of the brightest representatives of the Far Eastern art of the post-war years, Alexander Lavrentievich Nazarenko. The author studies the influence of the socio-cultural atmosphere of the time, the artist's style features, and the relationship with the natural environment of Primorye, Kamchatka, and the Kuril Islands. For the first time, an extensive layer of biographical information about the artist is introduced into scientific circulation.

Keywords: Vladivostok art school; industrial landscape; Far Eastern landscape; etching; Far Eastern artist A. Nazarenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.