Научная статья на тему 'Александр Михайлович Ногаллер'

Александр Михайлович Ногаллер Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Михайлович Ногаллер»

ЮБИЛЕИ

anniversaries

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ НОГАЛЛЕР

22 мая 2011 года исполнилось 91 год одному из известнейших отечественных гастроэнтерологов — профессору Александру Михайловичу Ногаллеру. В ряду профессоров Рязанского медицинского института/университета доктор медицинских наук, профессор А. М. Ногаллер занимает особое место. Он, как никто другой, долго (с 1967 по 1993 г.) заведовал кафедрой пропедевтики внутренних болезней, создал в Рязани школу гастроэнтерологов. Профессор А. М. Ногаллер — автор более 700 научных, учебных и публицистических работ, в том числе 25 монографий, 6 изобретений, десятков рационализаторских предложений преимущественно по гастроэнтерологии. Под его руководством выполнено 36 кандидатских и докторских диссертаций.

За спиной у Александра Михайловича большой жизненный путь, изобиловавший и радостями, и горестями. И первые тяготы, выпавшие на его долю, принесла война, названная впоследствии Великой Отечественной.

В октябре 1941 года студент пятого (тогда последнего) курса 1-го Московского медицинского

института досрочно получил диплом о получении высшего медицинского образования и был направлен в 703-й легкий артиллерийский полк, вскоре переименованный в истребительный противотанковый, на должность старшего врача полка (военврач 3-го ранга). Полк этот был придан 5-й армии, оборонявшей Москву с запада. Военврач А. М. Ногаллер и его коллеги сутками накладывали повязки, шины, вводили противостолбнячную сыворотку. Осень и зима 1941 года были необычно холодными, поэтому многие раненые были еще и обморожены. Во время одного из вражеских артобстрелов снаряд взорвался в непосредственной близости от санитарной землянки. Лишь чудо спасло медицинских работников, но Александр Михайлович был контужен, а шрам и небольшой дефект лобной кости остались у него на всю жизнь. Постоянный холод, колоссальные нагрузки привели к тому, что А. М. Ногаллер заболел экссудативным плевритом. После излечения Александр Михайлович был направлен в медсанбат 29-й армии на Калининский фронт под Ржев. И вновь начались кровавые фронтовые будни.

В январе 1943 года медсанбат, в котором служил Александр Михайлович, был превращен в 180-й хирургический полевой подвижной госпиталь и передан во 2-ю танковую армию, позднее ставшую гвардейской и Краснознаменной. В это время Красная армия уже теснила врага, освобождая родную землю. Поток раненых бойцов постоянно был очень высок. В обязанности А. М. Ногаллера входила сортировка поступающих, которых порой скапливалось до 600-800 человек, первичная обработка ран, ампутации конечностей, операции ранений грудной клетки и живота. В июне 1943 года 2-я танковая армия приняла участие в великой танковой битве на Курской дуге.

Затем на боевом пути А. М. Ногаллера был 2-й Украинский фронт, бои по освобождению Украины, а затем и Молдавии, Румынии.

Летом 1944 года 2-я танковая армия была переброшена на 1-й Украинский фронт. Начались ожесточенные бои по освобождению матери городов русских — Киева. Как рассказывал Александр Михайлович, никогда и нигде больше он не видел такого огромного количества погибших воинов. После освобождения Киева наши войска, в том

числе 180-й ХППГ, в котором служил Александр Михайлович, стали быстро продвигаться на запад и вошли в Польшу, зимой 1945 года освободив Варшаву. В это время поток раненых был относительно небольшой.

В конце зимы — начале весны 1945 года, когда наши армии вошли на территорию Германии, вновь усилились кровавые бои, уносившие много жизней. Раненые поступали в госпиталь непрерывно, медики трудились сутками напролет. 2-я танковая армия и 180-й ХППГ, в котором служил Александр Михайлович, приняли участие во взятии Берлина. Именно во двор 180-го хирургического полевого подвижного госпиталя привезли трупы Геббельса и членов его семьи. Вскоре их увезли для дальнейшей экспертизы. Осенью 1945 года Александр Михайлович был переведен в терапевтический госпиталь на должность заведующего отделением, а осенью 1946 года капитан медицинской службы А. М. Ногаллер был демобилизован.

За ратный труд на фронтах Великой Отечественной войны А. М. Ногаллер был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, многими медалями. Впрочем, в мирной жизни, в науке он добился еще больших успехов.

Возвратившись в Москву весной 1946 года, Александр Михайлович был принят на работу в клинику Института питания АМН СССР, работая в которой, в 1947 году с успехом защитил кандидатскую диссертацию по проникающим ранениям грудной клетки, написанную на основе своих фронтовых будней. Работая в клинике, Александр Михайлович имел счастье учиться у таких известных клиницистов, как М. И. Певзнер, Л. Б. Берлин, О. Л. Гордон. Однако московский этап научной и практической деятельности А. М. Ногаллера прервался в 1951 году, когда в преддверии политического «дела врачей» ему как человеку, имевшему «проблемы» с 5-й графой в личном деле, было предложено уехать жить и работать из Москвы на периферию — в ессен-тукскую клинику Бальнеологического института на Кавминводах.

Именно на этом этапе жизни началось увлечение Александра Михайловича патологией органов пищеварения. В Бальнеологическом институте велась активная научная и лечебная работа, что позволило А. М. Ногаллеру успешно реализовывать свой талант исследователя-клинициста, постоянно поддерживая контакт со своими московскими коллегами — Е. М. Тареевым, Н. А. Мухиным, В. А. Насоновой и многими другими. Весной 1959 года Александр Михайлович представил к защите в alma mater — 1-м Московском мединституте — докторскую диссертацию, посвященную лечению больных хроническим холециститом на ессентукском курорте. В том же году он был принят на работу в Астраханский мединститут на должность заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней, а затем — кафедрой факультетской терапии. В эти годы научная деятельность профессора А. М. Ногаллера

продолжала бурно развиваться. Он активно сотрудничал с учеными многих городов страны — Ю. С. Татариновым, И. С. Савощенко и другими. Научный и практический авторитет Александра Михайловича в Астрахани в те годы был так высок, что его приглашали для консультаций государственных и партийных деятелей, пребывавших на базах отдыха в дельте Волги, даже тогдашнего президента Финляндии У. К. Кекконена. Научная деятельность Александра Михайловича была высоко оценена, и ему стали разрешать выезды на международные конгрессы в составе советских научных делегаций.

В 1967 году А. М. Ногаллер был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой пропедевтики внутренних болезней Рязанского мединститута. Рязанский этап его деятельности (30 лет!) был самым длинным и плодотворным. Близость ведущих клиник страны, большой штат молодых, творческих сотрудников позволили Александру Михайловичу проводить широкие исследования по иммунологии и патологии органов пищеварения, пищевой аллергии. Особое внимание профессор А. М. Ногаллер уделял отбору молодежи для работы в клинике. Он организовывал выезды студентов, интернов, ординаторов и научных сотрудников в клиники, возглавляемых академиками Е. М. Тареевым, В. Х. Василенко, А. Г. Чучалиным, А. С. Логиновым (Москва), А. Б. Зборовским (Волгоград). Для обеспечения научной деятельности Александру Михайловичу удалось создать в составе ЦНИЛ института гастроэнтерологическую группу, обеспечивавшую иммунологические исследования на современном уровне. Продолжались научные контакты с НИИ питания АМН. Несколько лет проводились научные исследования на хоздоговорной основе с Научно-исследовательским технологическим институтом.

Александр Михайлович всегда отличался кипучей энергией. На возглавляемой им кафедре наукой занимались отнюдь не «очкастые ботаники». Все сотрудники были увлечены физкультурой. Регулярно организовывались велосипедные прогулки, катания на лодках, лыжные прогулки, выходы на каток, выезды на природу. Кафедра курировала работу модных тогда городских физкультурно-оздоровительных групп и проводила в этом направлении серьезные научные исследования.

Именно благодаря известности гастроэнтерологической школы, созданной А. М. Ногаллером, в Рязани был открыт городской гастроэнтерологический центр.

Уже пожилым человеком А. М. Ногаллер уехал на жительство в Германию, в страну, из которой он изгонял фашизм. Жизнь в другой стране позволила

6

ш S

LO

Œ>

Александру Михайловичу всецело отдаться увлечению молодости — занятию историей. Им написаны две автобиографические книги и книги на немецком и русском языках по истории города Бамберга. Надо сказать, что на его исторические издания обратили внимание местные СМИ, отметившие, что человек, приехавший в Германию, знает историю немецкого города лучше, чем его коренные жители. Сейчас Александр Михайлович планирует в соавторстве со своим преемником по кафедре написать учебное пособие для нынешних российских студентов.

А. М. Ногаллер ежегодно бывает в Рязани, всегда интересуется жизнью родных для него

кафедры и вуза. Каждый приезд А. М. Ногаллера в Рязань является событием для медицинской общественности, сотрудников университета и студентов. Несмотря на достойный возраст, Александр Михайлович продолжает заниматься физкультурой, уже проживая в Германии, освоил компьютер и Интернет, что дает ему возможность находиться в постоянном общении с друзьями по всему миру.

Коллеги, друзья, ученики всегда помнят своего Учителя и Друга, поздравляют его с приближающимся днем рождения, желают оставаться по-прежнему активным, бодрым и творческим человеком!

Сотрудники кафедры пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.