Научная статья на тему 'Александр бэн и его философские воззрения. Предисловие к переводу'

Александр бэн и его философские воззрения. Предисловие к переводу Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
573
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр бэн и его философские воззрения. Предисловие к переводу»

9

EPISTEMOLOGY & PHILOSOPHY OF SCIENCE • 2015 • T. XLIV• № 2

А

ЛЕКСАНДР БЭН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ1

Андрей Анатольевич Веретенников - Andrey Veretennikov - Institute

кандидат философских наук, научный со- of Philosophy RAS. трудник сектора современной западной философии Института философии

РАН. Email: and-veret@gmail.com A

LEXANDER BAIN AND HIS PHILOSOPHICAL VIEWS

Один из самых известных мыслителей второй половины XIX в., Александр Бэн (1818-1903) является одним из столпов ассоциативной психологии - доминировавшего в то время метода в описании психических явлений. Наряду с В. Вундтом (1832-1920) он известен как лидер движения за отделение психологии как науки, «экспериментальной психологии», от философии. В то же время его деятельность выходила далеко за пределы того, что мы сегодня могли бы назвать собственно исследованиями по психологии. Начав свою карьеру как автор научно-популярных произведений и учебников по самым разнообразным предметам - от астрономии до английской грамматики, он занимает кафедру физики в Университете Глазго (1845-1848), а с 1860 г. - кафедру логики в только что созданном Абердинском университете. В 1881-1887 гг. он становится ректором этого учебного заведения, выведя его в ряд ведущих вузов Шотландии и всего Соединенного Королевства.

Деятельность Бэна в научной, образовательной и просветительской областях нашла отражение в его работах по теории образования. Знакомство с трудами основателя эволюционной теории Ч. Дарвина (1809-1882) и отца философского эволюционизма Г. Спенсера (1820-1903), перенесшего методы изучения естественного отбора в область психического, связав его тем самым с окружающей средой, также повлияло на мировоззрение Бэна.

Эволюционный принцип в объяснении генезиса психических явлений изменил представления о развитии человеческой психики в сторону натурализма Д. Юма и И. Бентама многих современников Бэна, но последний является одним из его наиболее убежденных сторонников. Будучи другом и соратником Дж. Ст. Милля (1806-1873), он во многом перенял и модифицировал методы индуктивной логики из знаменитого труда философа «Система логики силлогистической и индуктивной» (1843). У. Гамильтон (1788-1856), выдающийся представитель шотландской философии, сочетавший в своих работах идеи Т. Рида и И. Канта, был для Бэна одновременно и объектом критики,

1 Подготовлено при поддержке РГНФ, проект № 14-33-01043.

230 Archive

АЛЕКСАНДР БЭН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

и представителем того типа «трезвого» мышления, который характеризует шотландскую школу философии здравого смысла. В частности, это сказалось на представлениях Бэна о непосредственном, или «безусловном», в терминологии Гамильтона, само существование которого опровергает, с точки зрения ряда мыслителей, классические построения философского идеализма. Близость исследований в области логики XIX в., понимаемой во многом как теория познания, и психологии, постепенно переходящей от описательных, в том числе интроспективных, методов к методам экспериментальным, отразилась и на работах Бэна. В последней четверти XIX в. Бэн становится одним из самых известных психологов, одинаково популярных и среди читающей публики, и среди ученых всего мира. Стоит указать также и на влияние мыслителя в России XIX в.: многие из его работ, включая учебники и выдержки из различных произведений, переводились и печатались в течение буквально нескольких лет после издания на языке оригинала, что показывает их значение не только для научного сообщества, но и для содержания курсов по психологии в России2.

Для понимания воззрений Бэна на природу психофизической связи нужно указать на специфический метод познания, который психолог использовал для описания динамики и соотношения языка, психических и физических явлений. Этим методом он во многом обязан Миллю, фундаментальная «Система логики» которого изменила представления не только о методах познания в области «моральных», или социальных, наук, но и в науке о человеческой душе. Разделение Миллем психологии и философии по методу, а не по предмету оказало влияние на последующую психологию, в том числе и на поиск Бэ-ном нового метода в области исследования психики. Милль ввел причинность в методы индукции, например в пятом правиле «сопутствующих изменений» (concomitant variations): «Если за изменением одного явления наблюдается изменение другого, то мы можем заключить о причинной связи между ними», что модифицируется Бэном в описание психофизической связи.

Каждому психическому факту сопутствует (concomitance) факт физический, что показывает их неразрывную связь и опровергает выводы «философов» о независимом существовании духовных явлений, не сопровождаемых физическими3. Это положение ставит его в ряд с

2 Среди них можно назвать: Об изучении характера. СПб., 1866; Стилистика и теория устной и письменной речи. М., 1866; Психофизиологические этюды. СПб., 1869; Душа и тело. СПб., 1881; Психология. СПб., 1881; 1887; Наука о воспитании. СПб.,

1881. В постсоветскую эпоху работа Бэна «Психология», содержащая выдержки из ■

прочих его трудов по психологии, была переиздана в книге: Основные направления L_

психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. Г. Эббингауз. Очерк психологии. А. Бэн. Психология. М. : АСТ, 1998. 544 с. Дальнейшие цитаты даются по f этому изданию.

3 «Положение, что физические процессы неизменно сопутствуют психическим, ^у есть закон всего духа». Бэн А. Психология. М., 1998. С. 215.

А.А. ВЕРЕТЕННИКОВ

другими более ранними сторонниками психофизического параллелизма и некоторыми современными философами сознания, использующими понятие сопровождения (вирегуешепсе) для описания связи между психическими и физическими свойствами. Стандартной проблемой для такого подхода в наши дни является проблема эпифено-менальных качеств, заключающаяся в том, что если психическое всегда сопровождается физическим, а физическое выполняет всю известную нам каузальную работу, то на долю психического не остается ничего, оно будет каузально инертным. Бэн решает эту проблему при помощи описания причинности как сопутствия, а не необходимой связи. Это, учитывая все соответствующие такому пониманию проблемы вероятностности связи, позволяет обойти некоторые трудности, возникающие в области не только тезиса о психофизическом параллелизме, но и в современной теории сопровождения4.

Однако определение самого духа или ментального у Бэна не является вполне однозначным. В зрелый период мыслитель отождествлял определение и классификацию, утверждая, что «определение духа есть вместе с тем и его разделение, т.е. классификация его главных и основных свойств»5. Среди этих свойств он называл «чувство и хотение» в их связи с ощущениями и способностью различения, сам ум, эмоции и волю, параллелизм процессов в духе и теле. В то же время он указывал на то, что слово «сознание», если оно обозначает все, что чувствуется, не может иметь никакого определения: «Подобно слову "бытие", это искусственно выдуманный термин для объединения двух высших родов существующего - объекта и субъекта»6. Таким образом, «сознание» представляет для него в этот период наиболее общий, или бессодержательный, неанализируемый далее термин. Публикуемый перевод дает представление об изменении его взглядов в поздний период научной деятельности, а именно, о попытке дать недвусмысленное определение термина «сознание».

Помимо уже ставшего стандартным на тот период различения между центром осознания и его периферией - рефлексами и привычкой - в статье «Определение сознания» заметны как следы его разработок в области логики в духе Милля, так и нечто новое, а именно: попытка работать с терминами в новом для психологии и философии конца XIX в. ключе. Речь идет о проведении различия между терминологическим языком науки и обычным, разговорным языком. Тако-

4 «Сложность духовных явлений не позволяет нам устанавливать для них законы безусловно всеобщие; поэтому во многих случаях нам приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными обобщениями». «Это не основные законы природы,

^ вроде закона тяготения или закона сохранения энергии; однако они вполне доказаны

для всех проявлений духа и потому вполне приложимы в этих пределах». Указ. соч. у С. 231 и 229.

5 Там же. С. 212.

6 Там же. С. 219.

АЛЕКСАНДР БЭН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

го рода подход широко использовался еще Ридом и Гамильтоном, но в поздних работах Бэна он приобретает новую окраску. Бэн берет за основу семантику обычного языка, или языка «народной психологии», которым люди обычно описывают свои психические состояния. По его мнению, значения терминов в таком использовании достаточно ясны и недвусмысленны, а попытка затуманить их (или ввести дополнительные коннотации в неконнотативные имена, в терминах Милля) вредна для психологии как науки.

В этом контексте интересно жесткое различие, проводимое Бэ-ном между «научной» психологией и философией, доминировавшей в то время в университетах англоязычного мира, - философией абсолютного идеализма, представленной в Великобритании такими выдающимися мыслителями, как Ф. Брэдли (1846-1924) и его младший современник Дж. МакТаггарт (1866-1925), а в США - Дж. Ройсом (1855-1916). Эти философы, иногда также называемые английскими (американскими) неогегельянцами (например, Брэдли), отрицая эмпиризм, разделяли сферу познания на явления, в области которых возможно противоречие, и сферу реальности, или духа, где только и возможна абсолютная истина. Таким образом, любые исследования психического в духе британского эмпиризма, отталкивающиеся от наблюдения за областью осознания ощущений, оказывались исследованиями «второго сорта», результаты которых не могут претендовать на истинность в полном смысле слова. Бэн жестко отграничивает «научную» психологию от философии такого типа. Так как она в то время являлась основным типом философии, Бэн получает дополнительный аргумент в пользу разделения «науки психологии» и философии.

Заключительная часть публикуемой статьи, содержащая анализ термина «самосознание», дает представление о его взглядах и позволяет сравнить их с взглядами нового поколения философов, в частности Б. Рассела и Дж.Э. Мура. Метод анализа последнего во многом повторяет подход со стороны обыденного языка Бэна, но, пожалуй, главным здесь будет то, что у зачинателя «восстания против идеализма» был такой влиятельный предшественник, а значит, этот «переворот в философии» объясняется не только внутренними причинами в самой философии, но и научной психологией того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.