УДК 330.8
Александр Александрович Чупров. Продолжатель славной династии
МЯСОЕДОВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ
канд. экон. наук, директор издательства «Русская энциклопедия», Москва E-mail: myasoedov.ded@gmail.com
Аннотация. В своей статье автор продолжает серию публикаций о выдаю-щихся экономистах прошлого. В данном эссе речь идет об Александре Александровиче Чупрове (1874-1926) - знаменитом русском ученом-статистике, сыне другого великого экономиста Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), краткий биографический очерк о нем был представлен в прошлом номере журнала.
Автор рассказывает о жизненном пути Александра Александровича Чупрова, о его становлении как ученого; приводит слова его учеников как свидетельство преподавательского таланта великого экономиста. Также подчеркивается огромный вклад А.А. Чупрова в развитие статистики как науки в России.
Отдельная глава посвящена работе А.А. Чупрова в Санкт-Петербургском политехническом институте, а также его работе за границей.
В заключение статьи автор рассказывает о непростом «возвращении» на родину А.А. Чупрова, его «научной реабилитации».
ключевые слова: Чупров, экономика, статистика.
Alexander ALexandrovich chuprov. successor of the renowned dynasty
MYASOYEDOV BORIS ALEKSEEVICH
PhD in Economics, Director of «Russian Encyclopedia» Publishing house, Moscow E-mail: myasoedov.ded@gmail.com
abstract. In the paper the author continues his publication series devoted to distinguished economists of the past. This essay speaks of Alexander Alexandrovich Chuprov (1874-1926) - the famous Russian scientist of statistics, son of another great economist Alexander Ivanovich Chuprov (1842-1908), that the previous issue of the journal has given a brief biographical review on.
The author covers Alexander A. Chuprov's way of life, his scientific growth. Also cited are the words of his apprentices proving the teaching talent of this great economist. Underlined is the enormous input of A.A. Chuprov to the development of statistics as a science in Russia.
Special chapter is devoted to A.A. Chuprov's work in The Polytechnic Institute of Saint-Petersburg as well as to his work abroad.
In the conclusion the author speaks of Chuprov's uneasy "return" to his homeland and of his scientific «rehabilitation».
Key words: Chuprov, economics, statistics
«встреча»
с Александром Чупровым
С крупнейшим русским статистиком Александром Александровичем Чупровым, сыном Александра Ивановича, связана моя издательская деятельность. В 1968 г. я работал в Комитете по
печати СССР. Главный редактор издательства «Статистика», которое я курировал, Е.А. Маши-хин обратил мое внимание на книгу «О теории дисперсии» и сказал, что инициатор издания — Н. С. Четвериков — выразил желание прийти ко мне.
Для 1968 г., когда выходила эта книга, выпустить сборник четырех авторов, среди которых были эмигранты и иностранцы, было не так-то просто. Тем не менее специалист в области социально-экономической и математической статистики и ученик Чупрова Н.С. Четвериков убедил меня, что это необходимо для теории статистики. Он говорил: «Это нужно, это теория статистики, которая обязана Чупрову, наконец, это им выпестованная наука, это то, где у нас в науке пробел. Здесь тема, над которой работал мой учитель».
Заботясь о правильном истолковании проблемы устойчивости (или дисперсии) статистических рядов, Н.С. Четвериков перевел с немецкого языка статьи и составил сборник «О теории дисперсии», куда вошли основные работы известных экономистов-статистиков В. Лекси-са, В.И. Борткевича, Р. К. Бауера и А.А. Чупрова. В книге впервые собраны переведенные на русский язык и потому малоизвестные теоретические труды, посвященные методам сравнительного измерения дисперсий в целях определения стабильности рядов. Книга «О теории дисперсии» вышла в 1968 г. малым для того времени тиражом в 4300 экземпляров.
Александр Александрович, сын александра ивановича
Александр Александрович Чупров, сын Александра Ивановича Чупрова1, профессора политической экономии, создателя земской статистики, родился 5 февраля 1874 г. в Мосальске (ныне Калужская обл.).
Отец оказал большое влияние на выбор профессии сыном. Так появился русский математик и теоретик статистики, основатель и глава стохастической школы, основоположник современной системы преподавания статистики в России. С целью овладения математикой и логикой как аппаратом изучения социальных явлений Александр Александрович Чупров получил математическое образование в Московском университете на математическом отделении физико-математического факультета. Его кандидатское сочинение «Теория вероятностей как основа теоретической статистики» было посвящено вопросам, которые ученый развивал
1 Подробнее об А. И. Чупрове см. «Мир новой экономики»
N2/2014.
в своих дальнейших работах. Своим учителем А.А. Чупров считал Б. К. Млодзеевского2, большой интерес проявлял он к петербургской математической школе, основанной учеными П.Л. Чебышевым и А.А. Марковым.
А.А. Чупров принадлежал к поколению нашей интеллигенции, которое было буквально пропитано импульсом к экономическому, научному и культурному подъему страны в эпоху Александра III. Представители этого поколения — широко образованные, чувствующие себя как дома и на Западе, и в России, ощущали подлинное призвание к обустройству жизни только в России. Чупров был до мозга костей математик, но выкристаллизовал себя как теоретик статистики.
Экономическое образование ученый получил в Берлинском и Страсбургском университетах. Летом 1901 г. он сдал в Страсбурге докторские испытания, получил степень доктора государственных наук и стал готовиться к магистерским экзаменам при юридическом факультете Московского университета с целью получения доцентуры в высшем учебном заведении в России. К этому же времени относится его напряженная работа над вопросами теоретической экономии. Весной 1902 г. Чупров сдал магистерские экзамены.
санкт-Петербургский
политехнический
институт
Любимое детище С. Ю. Витте — политехнический институт, созданный полностью на государственные средства, имел все для подготовки высококлассных специалистов: просторные аудитории и чертежные комнаты, многочисленные кабинеты и лаборатории (некоторые были первыми и долго оставались единственными в российской высшей школе), самое современное лабораторное оборудование, комфортабельные общежития для студентов и квартиры для сотрудников. Немало непривычного было и в организации учебной жизни института: зачисление на первый курс без экзаменов, по результатам конкурса аттестатов, отсутствие оценок и экзаменационных сессий, обилие практических и лабораторных занятий,обязатель-ные летние практики, очень высокие требова-
2 Русский математик (28 июня/10 июля 1858-18 января 1923).
ш
ния к выпускным работам. В новый институт на экономическое отделение был приглашен А.А. Чупров. Молодой ученый принял деятельное участие в создании кабинета статистики и специальной библиотеки.
Институт интересен еще и как стройный архитектурный ансамбль, один из немногих, дошедших до нашего времени в относительно неизмененном виде. Он сложился в 1901-1904, 1907, 1914 гг. В начале XX в. Политехнический институт представлял собой один из первых в стране и первый в Петербурге институтский городок, построенный по типу Оксфорда и Кембриджа как автономный комплекс, где были тщательно продуманы и прекрасно выполнены все системы жизнеобеспечения. Институт отличался от годом ранее появившихся Киевского и Варшавского политехнических институтов нестандартным набором отделений. Там были по существу новые для России экономическое, электромеханическое, металлургическое и кораблестроительное отделения. Каждый второй профессор, работавший в институте в 1914 г., в разное время становился членом Российской академии наук.
Александр Александрович Чупров, в 19021917 гг. — доцент, затем профессор экономического факультета, руководитель кафедры статистики, организовал в Санкт-Петербургском-Петроградском политехническом институте семинар по статистике. Здесь он выработал образцовую систему преподавания и успешно ее осуществил. Научные достижения Чупрова отмечены избранием его в конце 1917 г. членом-корреспондентом Российской академии наук. С 1923 г. он — член Международного статистического института, с 1924 г. — почетный член Лондонского Королевского статистического общества.
В мае 1917 г. А. А. Чупров выехал на летние каникулы в Швецию, однако болезнь и революционные события в России заставили его отложить возвращение домой. До 1920 г. он жил в Стокгольме, в 1920-1925 гг. — в Дрездене. В 1925 г. принял приглашение занять кафедру на русском юридическом факультете в Праге. В конце 1925 г. Чупров выехал для лечения в Женеву, где и умер.
Наиболее известен его труд «Очерки по теории статистики» (1-е изд., СПб., 1909; 2-е изд., М., 1910). На основании теории устойчивости он
определил необходимые и достаточные условия применимости закона больших чисел.
Чупровцы
Организованный А. А. Чупровым в Петроградском политехническом институте семинар по статистике стал школой многих российских статистиков.
Незадолго до октября 1917 г. Чупров выехал на несколько месяцев из страны, но так и не вернулся. По крайней мере, трое из его бывших учеников (наряду с десятками, если не сотнями других статистиков) были репрессированы.
Н. С. Четвериков провел четыре года в заключении, а затем был репрессирован. Б.И. Карпенко арестовали в 1938 г., и он пробыл в ссылке до 1943 г. А вот свидетельство Оскара Андерсона, также ученика Чупрова, эмигрировавшего в 1920 г.: «я мог бы перечислить целый ряд ранее весьма ценимых в России статистиков и многих подававших надежды более молодых учеников Чупрова, чьи имена после 1930 г. внезапно полностью исчезли из советско-российской научной литературы».
Высоко ценил А.А. Чупрова Николай Дмитриевич Кондратьев, российский и советский экономист, теоретически обосновавший «новую экономическую политику» в СССР, основоположник теории экономических циклов, известных как «Циклы Кондратьева». Отношения Н.Д. Кондратьева к А. А. Чупрову мы находим в его письмах жене из суздальского полит-изолятора [1], где содержался в заключении экономист. Так, уже в письме 2 июня 1932 г. Кондратьев просит прислать ему книгу А.А. Чупро-ва «Теория корреляции» из своей библиотеки [2] и добавляет: «если при этом попадет оттиск его работы «Задачи стохастической теории» [3], то присоедини и эту статью». Позже, 27 октября 1932 года, Кондратьев пишет о недошедших до него «Очерках» Чупрова [4]: «Особенно жалею я Чупрова. Эта книга является настольной и, если я когда-либо буду иметь возможность работать, она мне будет всегда необходима».
Отдавали должное Чупрову и большевики. Так, В.И. Хотимский, «математически очень талантливый и политически весьма левый»3, учившийся в Петербургском политехническом институте и участвовавший в семинаре Чупрова,
3 Такую характеристику Хотимскому дал Оскар Андерсон.
считал себя его учеником. В.М. Молотов вспоминал о годах своей учебы в политехническом институте: «Чупров — крупный статистик, курс которого я прослушал полностью... Это был очень хороший, квалифицированный лектор».
вклад в науку
Научные труды А. А. Чупрова посвящены выяснению логических и математических основ статистического метода, теориям корреляции и дисперсии, конкретным исследованиям в области экономики и демографии. Разработка Чупровым проблем и методов стохастической (вероятностной) теории статистики имела мировое значение. В 1897 г. в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона вышла первая печатная работа А.А Чупрова «Нравственная статистика». Статья обратила на себя внимание названием и тем, что в ней была поставлена задача разработки простых и гибких математических методов для изучения социальных проблем.
С 1911 г. ученый взялся за исследования и разработку математических методов статистики, которые закончил к 1916 г.
Научные идеи отца Чупрова в земской статистике и сына Чупрова в теории статистики оказали большое влияние на развитие статистики на родине. Труды Александра Александровича переводились на иностранные языки, а написанные на иностранных — на русский4.
Чупров внес существенный вклад в становление математической статистики как самостоятельной науки. Вот почему грядет эпоха широкого использования творческого наследия ученого.
вклад
в преподавание
Педагогические идеи А.А. Чупрова были заложены при жизни его отца, А.И. Чупрова, и шлифовались в период преподавательской работы в течение 15 лет (1903-1917) на экономическом отделении Петербургского политехнического института. В глазах Александра Александровича Политехнический институт был не только учебной, но и научной организацией, одна из задач которой — создание и сохранение научной
4 А.А.Чупров к концу жизни владел семью языками, не считая двух древних.
культуры. Постановка преподавания статистики у Чупрова заслуживает и поныне пристального изучения, ибо формирует статистическое мышление. В чупровской системе преподавания намечены многие принципы и методы, которые стали характерными для «русского типа» преподавания статистики и до сих пор считаются непревзойденными.
А.А. Чупров стремился пробудить у студентов интерес к статистике, занятия со студентами были у него продолжением и развитием собственной научной работы. На занятиях он делился результатами размышлений над условиями использования новых статистических приемов. С пропагандой выборочного метода, применения коэффициента корреляции А.А. Чупров выступил только после того, как участники руководимых им занятий по статистике провели соответствующую разработку большого фактического материала.
Задачу университетского преподавания статистики А.А. Чупров видел не в передаче учащимся определенного объема знаний и навыков, а в привитии того, что он называл «статистической культурой», в воспитании статистического духа, мы бы сегодня сказали — «статистического мышления». Статистиком в его глазах был не тот, кто знает рецепты работы и формулы, нужные для этого, а тот, кто умеет оперировать этими рецептами и формулами, умеет на деле совершенствовать их, находить новые, приспособляться в технике работы к преследуемым целям и имеющимся возможностям. Только усвоение учащимися духа и стиля статистики как своеобразного метода мышления и исследования явлений, выработка в них умения разбираться в цифрах и научно ими оперировать поможет им впоследствии встать на свои ноги в исследовательской работе и выбраться на дорогу познания явлений, которые представляют предмет изучения.
Чупров перед студентами не скрывал сложность и трудность поставленной задачи. Сделать статистику скучной нетрудно. Привлечь к ней любовь, и в особенности в рамках начального курса, — задача нелегкая. Ее решение требовало применения ряда приемов, предназначаемых для определенных целей, но вместе образующих продуманную систему педагогического воздействия на учащегося. Поучительны его предпосылки преподавания статистики. В основе
г
чупровской системы лежала забота о том, чтобы передать студенту знания в наиболее целесообразных формах, оградить от излишних затрат времени и труда, от опасностей дикого беспризорного роста и сопровождающих его двух специфических болезней: слепой веры в цифры или порожденного разочарованиями огульного скептицизма. Требовалось оказать учащемуся максимальную помощь и поддержку, пробудить в нем интерес к занятиям, которые необходимы. Только в такой атмосфере обучение будет идти нормальным ходом; ею поддерживается в учащемся то чувство радости обучения, без которой нет живой педагогической работы.
Организацию новой системы преподавания А.А. Чупров замыслил и выполнил один. Сначала он сосредоточил в своих руках все преподавание статистики в институте. Только когда количество студентов, принятых на первый курс экономического отделения, достигло 500-600 человек, для ведения практических занятий по статистике и экономической географии были привлечены еще три преподавателя.
Лекции А. А. Чупрова были лишены непосредственного, утилитарного значения. Они читались не для того, чтобы изложить определенную сумму установленных знаний в соответствии с программой, не заменяли книг и учебников, не служили для подготовки к экзаменам. Экзамен сдавался по книгам. Минимальным требованием было владение учебником Чупрова; условием получения повышенной оценки было чтение дополнительной литературы, в том числе «Очерков по теории статистики» А.А. Чуп-рова [4].
Свои лекции Александр Александрович всегда готовил тщательно, в первые годы преподавания конспектировал. Лекции были насыщены жизненными, хорошо подобранными примерами; излагались ясным, точным и красочным языком, были блестящими по форме. Главный секрет успеха и влияния чупровских лекций заключался в глубине и серьезности их содержания, в логической стройности и строгости выводов, в том, что они отражали результаты живой и неустанной творческой работы, были всегда проникнуты духом настойчивого искания.
Лекции А.А. Чупрова были новы по содержанию. В них, в отличие от установившихся традиций, не только излагались «техника» статистики и некоторые приемы статистической обработки,
но и широко рассматривались общие вопросы теории статистики, давалось логическое обоснование методов и приемов статистического исследования, в том числе и математических методов. Лекции вбирали все новое, что появлялось в статистической литературе — русской и зарубежной. Каждая лекция, державшая внимание аудитории в неослабевающем напряжении, требовала и от лектора сильного нервного напряжения. Содержание лекций постоянно обновлялось, в круг чтения вводились новые вопросы.
Требования А.А. Чупрова к содержанию и характеру лекций по статистике вытекали из его взгляда на то, каким должен быть «элементарный» учебник статистики. По его мнению, учебник должен сообщить учащемуся твердые теоретические принципы, продуманно и систематично изложить исходные положения и представления, на основе которых можно в дальнейшем развивать приемы исследования, отвечающие определенной потребности. Тесное взаимопроникновение общелогического и специфически статистического Чупров считал традицией русского преподавания, соответствующей и общему характеру духовного склада, и научным интересам русского читателя. Важное значение имеют в учебнике тщательно подобранные примеры. Задача их отнюдь не ограничивается простой иллюстрацией: примеры должны представлять интерес по существу, пробуждать и воспитывать в учащемся «критическое чутье». Не менее поучительна постановка ученым обязательных практических занятий, впервые введенных им в систему преподавания статистики. Это не были числовые упражнения, служившие задаче облегчить усвоение техники приемов, излагавшихся на лекциях. Это была попытка «дать хоть некоторое статистическое воспитание проходящим через экономическое отделение сотням студентов», показать «работу статистики на деле», заставив самого студента провести статистическое исследование в миниатюре и разрешить самостоятельно пусть небольшую, но представляющую действительный интерес задачу. Конкретный материал для практических занятий черпался преимущественно из земских статистических изданий, которые были широко представлены в статистическом кабинете. Тема работы была особой для каждого студента.
Практические работы по статистике на первом курсе должны были «отбить у студента
ш
Мир новой экономики
страх перед цифрой»; научить его читать статистические таблицы, пользоваться приемами сравнения и сопоставления рядов. Продолжением этих занятий были практические занятия по экономической географии (на втором курсе), задуманные вместе с профессором В. Э. Деном, но под руководством тех же преподавателей статистики, и заключавшиеся в связном исследовании студентом более обширной темы описательного характера. Существенной особенностью постановки обязательных практических занятий была широко развитая система «индивидуальных бесед». Ведение практических занятий по статистике, построенных на указанных основаниях, А.А. Чупров позже целиком передал другим преподавателям, оставив за собой лишь лекции на первом курсе и необязательный семинар для студентов старших курсов. Чупров — один из тех профессоров, чье преподавательское искусство выдвинуло его в славный ряд педагогов, оставшихся в памяти страны [5].
возвращение Чупрова
На примере отношения к А.А. Чупрову становится ясно, как советский образ жизни ограничивал научное творчество.
Для работы в библиотеках ученый регулярно выезжал за границу. В мае 1917 г. он уехал на летние каникулы в Швецию, но обратно в Россию вернуться не смог. Чупров не считался белоэмигрантом. В октябре 1918 г. он писал, что готов вернуться, но денег на переезд у него нет, а из Петербурга он ничего не получил. По-видимому, Гражданская война и рассказы эмигрантов о жизни в России убедили ученого, что условий для научной деятельности у него не будет. Он остался в Европе. Но и в середине 1920-х гг. Н.Д. Кондратьев через Н.С. Четверикова вел переговоры о возвращении А.А Чупрова в СССР [6]. Ученый интересовался жизнью на Родине и вел активную переписку с учеными-экономистами.
После смерти выдающегося ученого в Советском Союзе был опубликован только один некролог. Ему были посвящены две анонимные статьи в Большой советской энциклопедии (БСЭ). В первом издании его назвали столпом современной буржуазной статистической (чисто математической) теории, методологически основанной на идеалистической философии, во втором он, однако, оценивался вполне
положительно как опровергнувший пресловутую теорию устойчивости Лексиса.
В конце 1950-х гг., благодаря усилиям Н. С. Четверикова, Александр Александрович Чупров был «научно» реабилитирован. В 1957 г. опубликована содержательная статья Н.М. Виноградовой «Постановка преподавания статистики у А. А. Чупрова» [5]. В 1959 г. вышло третье издание его «Очерков теории статистики», в 1960 г. появился сборник статей, частично переведенных, а частично перепечатанных. В 1960 г. — второе издание руководства по теории корреляции. В третьем, последнем издании БСЭ доброжелательную статью о Чупрове написал один из его учеников Б.И. Карпенко. В XXI в. О. Шейнин, исследователь истории теории вероятности и статистики, систематически помещает в Интернете материалы о А.А. Чупрове. Среди них выделяются «В.И. Борткевич, А.А. Чупров. Статьи авторов. Некрологи и воспоминания о них» [7] и «Архивные материалы, газетные и журнальные публикации» [8].
Так произошло возращение на Родину Александра Александровича Чупрова, человека большого благородства и интеллигентности, всего себя посвятившего науке.
Литература
1. Кондратьев Н.Д. Суздальские письма. М.: Экономика, 2004. С. 153-154.
2. Чупров А.А. Основные проблемы теории корреляции. О статистическом исследовании связи между явлениями. М., 1926.
3. Чупров А. А. Основные задачи стохастической теории статистики //Вестник статистики. 1924. Кн. XIX. № 10-12.
4. Чупров А.А. Очерки по теории статистики. 1-е изд. СПб., 1909; 2-е изд. М., 1910.
5. Ученые записки по статистике, т. Ш/под ред. Ф. Д. Лившиц. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
6. Четвериков Н.С. Письмо Чупрову//Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ.
7. В. И. Борткевич, А.А. Чупров. Статьи авторов. Некрологи и воспоминания о них/ составитель и переводчик О. Б. Шейнин. Берлин, 2007.
8. Архивные материалы, газетные и журнальные публикации/ составитель и переводчик О.Б. Шейнин. Берлин, 2009.
г