Научная статья на тему 'Александр Чупров. Многогранность характера, филигранность ума'

Александр Чупров. Многогранность характера, филигранность ума Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Чупров. Многогранность характера, филигранность ума»

Александр Чупров. Многогранность характера, филигранность ума

МЯСОЕДОВ Б. А.

канд. экон. наук, директор издательства «Русская энциклопедия» E-mail: myasoedov.ded@gmail.com

Alexander chuprov. Multifaceted character, reticulated mind

MYASOYEDOV B.A.

Candidate of Economics, Director of «Russian Encyclopedia» Publishing house.

В сегодняшней России происходит оживление исторической национальной памяти, возвращаются имена достойных людей прошлого. Русское мышление, основанное на родовой памяти, по крупицам собирает сведения о тех, кто создавал народное хозяйство в стране и русскую экономическую науку в Петербургском, Московском, Киевском университетах, кто формировал и ускорял реальную экономику в Петербурге, Москве, в поволжских городах Твери, Рыбинске, Ярославле; на Урале, в Сибири. Память о Коняевых в Твери, Первушиных — в Александрове, Привезенцевых — в Боровске возрождается ныне через статьи, брошюры, диссертации, музеи, мемориальные доски и закрепляется в сознании людей.

В русской науке немного династий, где яркой звездой сияют имена ученых. Среди них выделяются двое, оставившие заметный след своей научной, преподавательской и общественной деятельностью. Это члены-корреспонденты Петербургской (Российской) Академии наук Александр Иванович Чупров, самый знаменитый профессор-экономист Московского Императорского университета, и его не менее знаменитый сын Александр Александрович Чупров, профессор Петербургского политехнического института.

Очень ценно, что через судьбу Чупровых рисуется общая картина бытия и жизни русского дореволюционного ученого. В то время учеными университетов создавались новые науки: политическая экономия, статистика, теория статистики, математическая статистика, экономика железнодорожного транспорта. В кругу Чупрова

были известные московские финансисты того времени, а петербуржец Туган-Барановский защищал в Москве диссертацию у А. И. Чупрова. Чтобы понять, как складывался курс экономических наук, нужно увидеть то столетие, когда, с одной стороны, развивались политэкономия, экономика, статистика, социология, а с другой стороны — народное хозяйство. Как экономисты, статистики, социологи завоевывали авторитет в обществе и как влияли на жизнь общества личности Витте, Путилова, Морозовых, Рябу-шинских, Чупровых, Туган-Барановского? Это достойные имена, плеяда национально ориентированной элиты общества.

Александр Иванович Чупров (1842-1908)

Тем, кто не знал Александра Ивановича лично, почти невозможно вообразить себе благородную обаятельность этого удивительного человека, прожившего почти семидесятилетнюю жизнь — трудную, рабочую.

А.И. Чупров (6/18 февраля 1842-24 февраля /8 марта 1908 г.) родился в г. Мосальске Калужской губернии в семье священника — протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова. По окончании Калужской духовной семинарии поступил в Петербургскую духовную академию, но под влиянием произведений Н.А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева в 1862 г. ушел из академии и поступил на юридический факультет Московского Императорского университета. В университете А.И. Чупров сосредоточился на политической экономии. Ее преподавал крупный ученый, профессор Иван Кондратье-вич Бабст, который в то время переключился

с вопросов политэкономии на более прикладные темы и занялся изучением железнодорожного дела, совмещая это с практической работой в управлении Уральской горнозаводской железной дороги. Под влиянием И. К. Бабста у Чупрова появился научный интерес к актуальной в то время железнодорожной проблематике. Подающий надежды студент окончил факультет в 1866 г. и по рекомендации профессора был оставлен стипендиатом на кафедре политической экономии и статистики.

Магистерский экзамен с диссертационной темой «О железных дорогах» А.И. Чупров сдал летом 1872 г., получил от университета стипендию и выехал в двухлетнюю командировку в Лейпциг, где слушал лекции Рошера. За границей он жил также в Мюнхене, Гейдельберге и Вене, занимаясь написанием диссертации, посещая лекции немецких профессоров и изучая западноевропейскую хозяйственную деятельность. По возвращении из-за границы в 1874 г. был приглашен в столицу и утвержден преподавателем политической экономии и статистики Московского университета.

В Московском университете он читает курс лекций по теории и истории политической экономии, а также курс статистики. К этому прибавляются лекции по прикладной политической экономии.

В 1876 г., в свои 34 года молодой ученый начал читать лекции по статистике и продолжал чтение до выхода из университета. Вступление А.И. Чупрова в состав университетских преподавателей совпало с появлением в Московском университете новых сил и расцветом преподавания политической экономии, истории политической экономии, статистики и науки о финансах. Лекции А.И. Чупрова в университете продолжались четверть века, а сам он пользовался в России едва ли не наибольшей популярностью среди профессоров политической экономии. Они неоднократно издавались.

В 1881 и 1882 гг. А.И. Чупров работал в существовавшем тогда городском статистическом отделе, принимал деятельное участие в разработке и выполнении плана переписи Москвы в январе 1882 г. В 1885 г. Александр Иванович избирается членом международного статистического института. С 1887 г. он — член-корреспондент Императорской академии наук.

Как крупного специалиста А.И. Чупрова привлекали к участию в ряде правительственных

комиссий. В 1888 г. он участвует в правительственной комиссии по исследованию причин падения цен на сельскохозяйственные продукты (комиссия В. К. Плеве), комиссии графа Э. Т. Баранова по исследованию железнодорожного хозяйства в России. В 1896 г. председательствует на проходивших в Санкт-Петербурге при Министерстве финансов совещаниях по выработке программы исследования для выяснения влияния урожаев и цен на хлеб, на русское народное хозяйство.

С осени 1899 г. Александр Иванович прекращает преподавание в Московском университете и выезжает за границу для лечения, откуда уже при жизни не возвращается. Но и там он не оставляет своих занятий — в 1904 г. читает курс лекций в Париже в Русской Высшей школе общественных наук.

Скончался Александр Иванович Чупров в Мюнхене 24 февраля (8 марта по новому стилю) 1908 г. от сердечного приступа во время визита к мюнхенскому экономисту Вальтеру Лот-цу. Тело его было перевезено в Россию и предано земле в Москве, устроившей ему торжественные проводы на Ваганьковское кладбище.

А. И. Чупров остался в памяти современников не только как выдающийся ученый и пропагандист науки, но и как подлинный наставник молодежи. Академик И. И. Янжул и ректор Московского университета А.А. Мануйлов признавали его одним из лучших лекторов. Для многих поколений студентов России фундаментом экономического образования стали подготовленные им на базе лекций учебники. А. Ф. Фортунатов отмечал, что не только талант и знания, но и «выдающаяся черта его нравственного облика — любовь к людям» умножали силу его интеллектуального воздействия. Одним из лучших людей земли русской назвал А. И. Чупрова М.М. Ковалевский. С.Н. Булгаков считал, что А. И. Чупрову присущ изумительный дар человечности — «гениальность сердца». Бросая общий взгляд на историю отечественной экономической науки и на место в ней А. И. Чупрова, приходишь к выводу, что в его учении, пожалуй, как ни в каком другом проявились такие особенности русской экономической мысли, как глубокий гуманизм, сочетание подлинной научности с высокими нравственными критериями, неприятие такого положения, когда на алтарь абстрактной экономической эффективности

приносится благосостояние хотя бы части сограждан и социальный мир в стране. Эти особенности формировались еще в 50-е годы XIX в. до прихода А.И. Чупрова в науку, благодаря представителям славянофильства — К. Д. Кавелину и другим передовым мыслителям того времени. Сохранялись они и в трудах учеников А.И. Чуп-рова, в том числе тех, кто в развитии капитализма видел безусловный прогресс. Таким образом, не рискуя ошибиться, можно сказать, что в русской экономической мысли с самого начала и — что очень важно! — намного раньше, чем в странах Запада, стало преобладающим реформистское крыло, отстаивающее приоритет социальных ценностей.

Одним из известнейших учеников Александра Ивановича был художник В.В. Кандинский, который оценивал своего учителя как «высокоодаренного ученого и одного из редчайших людей, каких я встречал в жизни». На смерть А. И. Чупрова откликнулись Н. А. Каблуков, А.Ф. Кони, М. М. Ковалевский, К. А. Тимирязев, А. Ф. Фортунатов, Д.Н. Анучин, А. И. Каминка.

А. И. Чупров связал с Москвой и университетом свою преподавательскую, научную и общественную деятельность. Можно считать, что у Александра Ивановича одновременно было несколько направлений деятельности. По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX — начале XX в. возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический; музеи антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

Московский университет отметил память Александра Ивановича Чупрова, основав в 1911 г. общество его имени для изучения общественных наук с отделениями теоретической экономики, социальной истории, социальной политики и статистики. После 1917 г. сведений о работе общества нет [1].

В наши дни на родине Чупрова, в Мосальске, предпринята попытка воссоздать научное общество его имени.

Мировоззрение и научная деятельность

А. И. Чупров разделял взгляды исторической и этической школ политической экономии, ча-

стично научного социализма, что составляло основу его экономического мировоззрения. Миропонимание Чупрова было эклектичным сочетанием классической политэкономии Джона Стюарта Милля, который в его лекциях лидирует в списке цитат с огромным отрывом, некоторых методологических идей Карла Менгера, а также немецкой исторической школы. В своих лекциях он находит место ссылкам на Карла Маркса. Чаще всего и в отечественной, и в зарубежной литературе Чупрова классифицировали как «народника». Так, А.В. Аникин пишет: «Московский университет в конце XIX века служил оплотом либерально-народнических идей, а главой этого направления был Чупров». Аналогичную оценку взглядам Чупрова дает в своей книге «История экономической мысли в России» Й. Цвайнерт [2]: «главным выразителем взглядов народнического направления в академической среде был, бесспорно, Чупров, доминировавший в российской экономической науке 1870-1880-х гг.». При этом Чупров был сторонником трудовой теории стоимости. В научной литературе принято относить его к критической школе теоретической экономии, для которой было характерно использование положений классической политэкономии и некоторых идей экономической теории марксизма в качестве теоретического фундамента. Марксизм представители этой школы использовали как орудие критики крепостнических и феодальных порядков в России.

Чупров любил преподавание. Это легко почувствовать по началу курса «Политическая экономия»: «Мы приступаем к изучению науки, составляющей часть обществоведения. Человеческое общество может подлежать изучению с различных сторон, из которых каждая составляет предмет особой науки. Порядок нарождения и вымирания членов общежития, способы обеспечения независимости извне и безопасности внутри государственного союза, рост религиозных и научных идей, — все это отдельные проявления жизни общества, из которых каждое может служить и действительно служит предметом исследования и изучения отдельных ветвей общественной науки. Одной из таких отраслей обществоведения является и политическая экономия или наука о народном хозяйстве» [3].

Заметно стремление А. И. Чупрова внести в учебные курсы больше иллюстративного

материала из экономической истории России. После изложения «истории цен» он давал специальный раздел по истории российских бумажных денег. В разделе о кредите приводились российские данные, особое внимание при этом уделялось учреждению мелкого кредита в нашей стране, отечественный материал приводился и при разборе вопросов о земельной ренте.

В своем курсе политической экономии А.И. Чупров рассматривал основные проблемы системы политической экономии, которая делилась на четыре отдела: потребление, производство, обмен и распределение. Потребление и потребность оказывались на первом плане его курса. Анализ товара, изложение теории стоимости следовали после тем о рабочей силе, производительности труда и налоговой политики в отношении предметов потребления.

В учении о производстве у А. И. Чупрова нашли свое отражение некоторые новые явления рыночного хозяйства: возникновение синдикатов, консорциумов, акционерных компаний. В распределении изучались вопросы заработной платы, прибыли на капитал и земельной ренты.

Как лектор Александр Иванович привлекал в аудиторию массу слушателей. Крупной его заслугой является возбуждение интереса к научным занятиям среди студентов, работавших под его руководством. Многие из них возглавляли потом кафедры в университетах. Достигалось это не только научностью и изяществом изложения, но и доступностью и вниманием профессора к студентам. Он не только давал обращавшимся к нему советы и указания, но и предоставлял в их пользование книги из своей библиотеки. Университетские чтения Чупрова «Политическая экономия» и «История политической экономии» [4] изданы его слушателями, он только редактировал записанное студентами. Литографированные лекции до сих пор находятся в Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова. Нельзя не сожалеть, что автор сам не издал свои лекции — по ясности изложения, приемам исследования наиболее сложных вопросов политической экономии они заняли бы почетное место в литературе любой страны.

Экономика

железнодорожного хозяйства

Александр Иванович Чупров основал в России новую науку — «экономика железнодорожного

транспорта». Он своевременно почувствовал потребность нового направления в науке в период бума железнодорожного хозяйства. Магистерский экзамен с диссертационной темой «О железных дорогах» А.И. Чупров сдал летом 1872 г., через 21 год после открытия железной дороги Петербург- Москва. В апреле 1875 г. он защитил магистерскую диссертацию «Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны» (том 1). Первым официальным оппонентом на защите был один из крупнейших экономистов того времени академик И.И. Янжул. Через три года со вторым томом этой работы он защитил докторскую диссертацию по железнодорожному хозяйству: «Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов».

Благодаря практической важности железных дорог и неупорядоченности железнодорожного хозяйства и его отношений к государству железнодорожные вопросы привлекали всеобщее внимание. Сочинения А.И. Чупрова появились в то время, когда в экономической литературе по железнодорожному хозяйству был издан труд русского экономиста-статистика Григория Матвеевича Цехановецкого (1833-1898) «Железные дороги и государство»(1869). Цехано-вецкий защитил докторскую диссертацию на эту тему, выступил сторонником вмешательства государства в железнодорожное хозяйство, а в 1879 г. участвовал в Харьковской подкомиссии по исследованию железнодорожного дела в России. Г. М. Цехановецкий был ректором Харьковского университета и принадлежал к прогрессивной группе профессоров, в своих лекциях он излагал вопросы экономической теории К. Маркса.

В выборе темы своего труда А.И. Чупров пошел по пути Г.М. Цехановецкого, но двухтомник Чупрова выигрывал на фоне труда Цехановец-кого ясностью изложения, искусным анализом сложных явлений экономической жизни, умением иллюстрировать выведенные положения цифровыми данными, а также указанием способа урегулирования отношений путем выкупа в казну железных дорог по их строительной стоимости. Публикация двухтомника сразу выдвинула Чупрова в число авторитетных экспертов, и он был приглашен к участию в комиссии графа Э. Т. Баранова по исследованию

железнодорожного дела в России и в разработке «Общего устава российских железных дорог». Упомянутым двухтомником не исчерпывается вклад Чупрова в экономику железнодорожного транспорта. Его перу принадлежат написанная в соавторстве с М.И. Мусницким книга «Упорядочение железнодорожных тарифов по перевозке хлебных грузов» [5] (1890 г.) и большое количество экономической публицистики, собранной впоследствии в сборник статей «Из прошлого русских железных дорог: статьи 1874-1895 гг.» [6]. Александр Иванович был сторонником выкупа частных дорог в казну и их дальнейшей государственной эксплуатации.

До исследований Чупрова в сфере железнодорожного хозяйства научно-исследовательская деятельность была сконцентрирована на вопросах проектирования и строительства дорог, а также организации эксплуатационной работы. В железнодорожном хозяйстве специальной экономической дисциплины и отраслевой науки не существовало. А.И. Чупров первым занялся тем, что его современники называли «экономической наукой по железнодорожному транспорту».

Анализируя издержки железнодорожных обществ, Чупров первым же описал эффект масштаба: «по особым условиям, в которые поставлен труд и капитал в этой отрасли, меновая стоимость их услуг имеет постоянную тенденцию к понижению при всяком увеличении спроса. Чем больше возрастает потребность общества в дешевом провозе, тем дешевле он в действительности становится», а «увеличение спроса ведет здесь не к возрастанию издержек (как в земледелии), а к их уменьшению».

А. И. Чупров, исследовал эластичность спроса на железнодорожные перевозки по цене и сделал революционный вывод, что в сфере железнодорожных перевозок спрос гораздо менее эластичен, т.е. меньше зависит от цены, чем в других отраслях. Он писал, что «понижение цен, производимое уменьшением провозной платы, не всегда сопровождается приращением спроса на товар, но если бы даже и произошла прибавка спроса, перевозка на железной дороге может возрасти лишь в том случае, если за этой прибавкой последует расширение производства».

Изучая влияние тарифа на объем перевозок, Чупров использовал фактический материал из отчетов крупнейших железных дорог и Главного общества Российских железных дорог. Он

констатировал, что строгой пропорциональности между размерами провозной платы и размерами движения не существует: есть такие предметы, на движение которых провозная плата не имеет заметного влияния (такова область товаров, в цену которых провозная плата входит лишь как незначительная составная часть). Из вышеперечисленного ученый делает вывод о том, что железные дороги, несмотря на все техническое могущество, «несмотря на полную власть над провозными ценами, не в силах переделать данных им условий движения». Никакое «искусство железнодорожных управлений не создаст грузов там, где не дает их страна».

В современные учебники «Экономика железнодорожного транспорта» вошла формула А. И. Чупрова, сформулированная им в книге «Железнодорожное хозяйство», о том, что особенностью транспортной услуги является нера-зделенность оказания услуги и ее потребления: «в перевозочной промышленности услуги железной дороги потребляются в тот же момент, как они производятся (производство и потребление сливаются в один процесс)».

Капитальный труд А. И. Чупрова о железнодорожном хозяйстве привлек внимание Карла Маркса, который законспектировал для себя оба тома «Железнодорожного хозяйства» [7]. К. Маркс использовал идеи А.И. Чупрова о транспорте как о еще одной отрасли народного хозяйства во втором томе «Капитала» [8]. Особый интерес у К. Маркса вызвали главы книги, посвященные сравнительному анализу железнодорожного транспорта с другими его видами, а также глава «Меновая стоимость железнодорожного провоза», которые были им законспектированы с замечаниями и выводами1.

крестьянское хозяйство

Александра Ивановича Чупрова называют также одним из выдающихся русских специалистов-аграрников, коим он не мог стать, если бы не был экономистом в широком смысле слова, а в частности экономистом-теоретиком, политиком и статистиком. А.И. Фортунатов пишет, что именно Александр Иванович в 1870 г. объ-

1 Чупров был один из немногих русских экономистов, откликнувшихся некрологом в университетском издании на смерть Карла Маркса.

единил в своем лице ненадолго разъединявшееся в Московском университете преподавание статистики и политической экономии. По своему содержанию курсы А.И. Чупрова «обнимают так называемую историю и теорию статистики и демографии». Автор статьи замечает, что безусловным является повсеместное использование различных статистических данных, умело вкрапленных в основной материал каждой работы.

Чупров высказывался за политику властей, направленную на привлечение к управлению государством интеллигентных сил страны, и сокрушался, когда видел, что власти, наоборот, содействуют их разобщению. И это делается в стране, где интеллигентных сил так мало сравнительно с громадным населением.

Вместе с А. С. Посниковым Чупров редактировал известное двухтомное исследование группы либеральных и народнических экономистов — издание Министерства финансов «Влияние урожаев и хлебных цен на некоторые стороны русского народного хозяйства», в котором ему принадлежит раздел «Влияние хлебных цен и урожаев на движение земельной собственности». В.И. Ленин тоже отмечал ценность и важность работы Чупрова. Так, в сборнике «Письма к родным» Ленин неоднократно упоминает об этой книге, вышедшей под редакцией А.И. Чупрова, как первоочередной, самой «нужной для занятий», а именно для его работы над «Развитием капитализма в России». В.И. Ленин с большим вниманием наблюдал за заседаниями III отделения Вольного экономического общества, где обсуждалась книга, но, тем не менее, подверг резкой критике аграрную программу А.И. Чупрова.

Основные научные взгляды, которых придерживался А.И. Чупров, наиболее четко проявились в его отношении к аграрной реформе П.А. Столыпина, которая имела весьма важное значение для России в начале XX в., поскольку затрагивала коренные интересы крестьянства, составлявшего основную массу населения страны и в значительной степени определявшего ее экономическое развитие, социальный и духовный облик. Оценка степени результативности столыпинских аграрных преобразований важна тем, что именно путем проведения этой реформы монархическая власть предприняла одну из последних серьезных попыток стабилизировать ситуацию в обществе методами хозяйственного реформирования

и тем самым продлить свое собственное существование, дав ему несколько обновленную экономическую и политическую опору.

А. И. Чупров не только не поддержал аграрную реформу П. А. Столыпина, но и оказался в числе его активных оппонентов. По мнению А.И. Чупрова, Указ от 9 ноября 1906 г. о выделе крестьян из общины был «резким вызовом русскому народу». При этом А.И. Чупров возражал против скороспелости решений со стороны кучки чиновников, всю жизнь проведших в петербургских канцеляриях и обладавших лишь смутными понятиями о народной жизни. Он оценил Указ как скороспелый продукт бюрократического творчества.

Сейчас исследователи переосмысливают оценки реформы Столыпина, аграрные взгляды Ленина и экономические рецепты Чупрова. Недалекое настоящее покажет, во что в современных реалиях выльются дебаты начала ХХ в. в области сельского хозяйства.

общественная и публицистическая деятельность

В дореволюционной России профессора Московского университета много сделали для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые издавали книги, писали учебники для школ, публиковали статьи в журналах и газетах. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

Сотрудничество Чупрова с газетой «Русские Ведомости» следует считать его второй кафедрой. Он принимал большое участие в газете, поместив в ней немало статей по экономическим вопросам, и в особенности по железнодорожному хозяйству

Работы А. И. Чупрова многочисленны, но между ними нет ни одной избранной, начатой по личному капризу, ради щегольства своим талантом, знанием, блестящей диалектикой, ради красивой науки для науки, обращенной, так сказать, внутрь себя самой. Все труды Чупрова — прикладные отклики на прямые экономические запросы. Экономика железнодорожного транспорта, промышленности, сельскохозяйственная конъюнктура — все это практические кирпичи созидаемой цивилизации, вклады в культуру текущего века.

Но ведь при этом очень многое зависит от просветительства. Александр Иванович Чупров призывал российское государство беречь интеллигентные силы страны, желал им взаимного доверия, сотрудничества и дружной работы во благо Отечества. В сельском хозяйстве народное образование он связывал с необходимостью повышения агрокультуры.

«Страны бывают богаты в меру свободы, которою они обладают», — таков был девиз ученого. Положение в России начала ХХ в. он оценивал как состояние полного бесправия и подчинения личности каждого русского человека бесконтрольному произволу административных властей. По мнению А.И. Чупрова, для человека естественным образом свойственно стремление к свободе, особенно в условиях усиления административного произвола. Он обращал внимание на психические метаморфозы общества в условиях появления и укрепления «героев и поклонников крепкой руки». В сборниках «Статьи и речи» он объединял публикуемые статьи, многие из которых были передовицами в газете.

А. И. Чупров был в числе инициаторов создания в 1908 г. в Москве Народного (согласно первоначальному замыслу — Вольного) университета Альфонса Леоновича Шанявского. В идею создания в России вольного университета Ша-нявские вложили попытку противостоять глухой «реакции» и «стремление дать России как можно больше умных, образованных людей». Университет А. Л. Шанявского отличался прогрессивностью, имел самый демократический устав в России.

С 1883 г. Александр Иванович Чупров вместе с профессором Московского университета Иваном Ивановичем Янжулом и заведующим делами статистического отдела Московской городской думы М. Е. Богдановым вошел в состав Комиссии по подготовке устава первой общедоступной бесплатной городской Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. Председательствовала в Комиссии известная благотворительница и московская потомственная Почетная гражданка Варвара Алексеевна Морозова, пожертвовавшая на учреждение библиотеки 10 тыс. рублей. Разработанный Комиссией устав был рассмотрен и утвержден на заседании Московской городской думы в мае 1884 г. Согласно приговору Думы № 47, было принято решение об устройстве в Москве Библиотеки-читальни им.

И. С. Тургенева, дабы «доставить возможность пользоваться книгами тем слоям городского населения, которым, по состоянию их средств, существующие библиотеки недоступны». Новшеством библиотеки стало то, что «за пользование книгами, газетами и журналами» в ней «никакой платы» не взималось.

В 1872 г. по инициативе профессоров Московского университета Г.Е. Шуровского, А.П. Богданова, А. И. Чупрова и других был создан Политехнический музей — один из старейших в мире. Московской городской думой из казны было выделено 500 тыс. рублей. Изначально музей был назван Музеем прикладных знаний. Открытие музея, основу фондов которого составили материалы Политехнической выставки 1872 г., состоялось в том же году во временном помещении на Пречистенке,7.

Политехнический музей стал первым московским народным университетом. Чтобы создать такой центр полезного знания, требовались видение перспектив, серьезное планирование, организаторские способности и привлечение частных лиц. Музей был примером зарождающегося гражданского общества в действии.

Александр Иванович — организатор Московского Общества распространения технических знаний (1868), активный участник съездов по техническому и профессиональному образованию, деятель земского движения, сторонник развития земских профессиональных школ. Он был председателем статистического отделения Московского юридического общества, сотрудничал много лет с газетой «Русские Ведомости».

Чупров также сыграл важную роль в формировании отечественной концепции профессионально-технического образования, провел исследования в области экономической эффективности профессионального обучения и грамотности и их влияния на производительность труда.

А.П. Богданов высказал мысль о том, что музей может быть особенно полезным для «тех, кто, в силу своего образования, отделил себя от масс... Сегодня в науке недостаточно иметь глубокое образование в одной отрасли знания; также необходимо быть широко образованным. Повсюду прилагаются усилия к дополнению образования, полученного в школах» [9].

А. И. Чупров указал на то, что аудитория музея представляла собой квалифицированных

ремесленников, которые, «найдя [в музее] ворох новых идей, могут использовать нововведения в производстве, улучшить качество своего труда и, таким образом, улучшить свое материальное благосостояние» [10].

При участии А. И. Чупрова Русским Императорским обществом акклиматизации животных и растений в 1864 г. был организован Московский зоосад (зоопарк). Возглавил группу инициаторов профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Он называл зоосад «живым музеем на открытом воздухе». Финансирование зоосада осуществлялось за счет выручки от входной платы, а также благодаря пожертвованиям Императорской семьи.

(продолжение следует)

Литература

1. Почетные члены Московского университета и Научные общества при нем. 18042004. Библиографический словарь. Издательство Московского университета, 2005.

2. Цвайнерт Й. История экономической мысли в России, 1805-1905/ Пер. с нем. под науч. ред. В.С. Автономова. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007.

3. Политическая экономия. Лекции ординарного профессора Императорского Московского университета А.И. Чупрова. Студенческое издание под редакцией профессора. М., 1892. С. 1.

4. История политической экономии. Лекции проф. А.И. Чупрова. М., 1892.

5. Упорядочение железнодорожных тарифов по перевозке хлебных грузов (в соавт. с М. Мусницким). М.,1890.

6. Чупров А. И. Из прошлого русских железных дорог: статьи 1874-1895 гг. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1909.

7. Архив Маркса и Энгельса, т. 12. М., 1952.

8. Маркс К.и Энгельс Ф. Собр. соч., т. 24. М.: Политиздат, 1974.

9. Богданов А. П. Общеобразовательный политехнический музей в Москве // Материалы 1.С.16.

10. Чупров А.И. Доклад по поводу политехнического музея в Совете Общества распространения технических знаний //Материалы I. С.24-27. Доклад был изначально представлен правлению новообразованного Московского общества распространения технических знаний.

книжная полка

новинки издательства финуниверситета

Качалов P.M. Феномен экономического риска в институциональном пространстве: системный анализ. М.: Финансовый университет, 2014.152 с. ISBN 978-5-7942-1162-7.

Исследован с позиций новой системной парадигмы феномен экономического риска в институциональном пространстве современной экономики. Обоснован методический подход к разграничению в экономических исследованиях категорий «неопределенность» и «риск». С теоретической и прикладной точек зрения рассмотрены вопросы системного анализа и регулирования экономического риска в сфере институционального строительства и в задачах предотвращения риска нежелательных изменений действующих экономических институтов. Проанализирована специфика институциональной среды, существенная для постановки и решения задач управления риском в процессах инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.