Научная статья на тему 'Альбомные рассказы'

Альбомные рассказы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альбомные рассказы»

Достоевского на с. 153 вместо слова "сопоставление" читаем "сопротивление", что совершенно искажает смысл фразы; на с. 18 вместо "теологи-иезуиты" - "телеологи-иезуиты". Автор членит три главы своей книги на параграфы, но почему-то не раз называет последние главами (см. с. 27, 30).

Все это, конечно, не так уж и существенно. Главное - мировая достоевскиана пополнилась новым ценным исследованием, искусно сочетающим точность и новаторскую глубину научного анализа с акцентированием настоятельной потребности пристального вчитывания в текст "Братьев Карамазовых", ибо "нравственная правда и нравственный суд - важнейшая потребность времени" (с. 178).

В. А. Михнюкевич

АЛЬБОМНЫЕ РАССКАЗЫ

Больной, несчастный мой друг Юрий Иванович Авдюшев всю жизнь снабжает меня текстами, альбомами, записками, стихами и песнями представителей той среды, которую мы, здоровые и счастливые, называем люмпенпролетарской, деклассированной, лагерной и тюремной. Сейчас ученые разбирают эти вековые завалы нашей культуры, но культурой все-таки не считают, это, якобы, субкультура... Вспоминаются субпродукты: рога, голова, уши, хвосты, осердье... Но эта аналогия с субкультурой неточна: альбомы, блокноты, дневники, личные записки, могут принадлежать, и такое было, высочайшим особам, то есть лицам великосветским, значит, альбомная культура это личностная, персональная, индивидуально-собственная культура: какова персона, таковы и вкусы, каковы сами, таковы и сани...

В любом случае — это факт, реальность, культура (антикультура?). Юрий Иванович Авдюшев собирал реликты этой культуры и тогда, когда, будучи здоровым, работал на заводе, вращался в среде самого прогрессивного класса, и тогда, когда, став больным, остался наедине с самим собой. И вот - новый блокнот. Его хозяйка -девушка Светлана - Света-Светлячок. Она родилась 13 сентября 1963 года, блокнот записан ею в январе-феврале 1983 г. в Ялуторовске, где она училась в техникуме мясо-молочной промышленности, Были подруги, был друг, была любовь, надежда, сомненье, была мечта: "Желаю век счастливой быть, С горем не встречаться. Кто сердцу мил, того любить И век не расставаться..." Но есть и грустный итог: "Прощай, мой друг, на век суровый, Теперь я больше не твоя. Шутил, смеялся надо мною, Ты думал, я еще дитя". В текстах - песни, цитаты, рисунки, аппликации, дневниковые записи. Часто встречается адрес: Шадринск-5, это, видимо, родина. На первых и последних страницах - детские росчерки... Неудивительно: хозяйке уже исполнилось 30 лет...

Шедевром текстов блокнота являются два альбомных рассказа, один девичий - "Тюльпаны", другой - парнишечий - "Гитара". Теорию таких рассказов разрабатывает шадринец Сергей Борисович Борисов в книге "Тридцать рукописных девичьих рассказов о любви" (Обвинск, 1992. -112 е.). Там есть рассказ "Желтый тюльпан", а среди его вариантов - почти полностью совпадающий с тем, что записан в блокноте Светланы. Альбомных мужских, парнишечьих, мальчишеских рассказов я не встречал. Только в глубоком детстве в чьем-то самодеятельном исполнении со сцены Мехонского районного Дома культуры я слышал рассказ "Галочка", который затем, позже, не раз встречал в девичьих альбомах и сам переписывал. Здесь привожу только рассказы из блокнота Светланы. Они, как и все альбомные рассказы, просты (примитивны?) по форме и смыслу и в лоб нравоучительны, но уж это таков жанр субкультуры - с него не взыскать... И если их кто-то сочиняет и кто-то переписывает, а кто-то собирает и издает, значит они кому-то нужны.. Сюжет альбомных рассказов прост: время, место встречи героев, влюбленность, появление внешнего фактора - рождение ребенка. измена, разлука, трагическое событие и - конец любви...

Тюльпаны

Их было двое - Аня и Таня. Они стояли у кинотеатра "Заря". Напротив стояли еще две девушки лет семнадцати. Вдруг девочки заметались начали поправлять узкие, едва прикрывающие колени юбки. Навстречу шли два парня. Они были так прекрасны, - как принцы из сказки. Оба кудрявые, только один шатен, другой - блондин. Девушки залюбовались ими. В руках у них были тюльпаны, такие, какие любила Аня. Парни, оглядев девушек, направились к Ане и Тане. Девушки провожали их ревнивыми глазами. "Будем знакомы!" - небрежно произнес один. Так они и познакомились. Шатена звали Альбертом4, а блондина -Валерием Все вместе сидели в кино.

Во время сеанса Валерий невзначай положил руку на плечо Ане Она вздрогнула, по телу прошла какая-то дрожь, но вскоре успокоилась. А когда они стояли у калитки, Валерий взял и поцеловал ее. С тех пор они встречались каждый день.

Через две недели Валерий предложил Ане поехать в деревенскую рощу за тюльпанами. И вот они на даче. "Ой, сколько здесь тюльпанов, Валерка!" - говорила Аня, собирая цветы. Валерий следил за ней, такой нежный, красивый, стройный, как береза. Потом он не выдержал и бросился к ней, схватил ее на руки, как ребенка, крепко и нежно поцеловал ее губы, лицо, шею. Она смеялась, старалась вырваться Черная вьющаяся коса распустилась, волосы локонами упали на землю. Он положил ее и продолжал целовать. Вдруг пуговка расстегнулась на самой гр>ди, обнажив молодую грудь в кружевном лифчике. В порыве он целовал ее глаза, лоб, щеки, груди. "Анечка, я для тебя, я... я люблю тебя! Анечка, золотая моя, милая..." Он еще долга что-то шептал, но от боли и какого-то треска она ничего не понимала.

Опущенная, но какая-то гордая, она вошла в дом. А дома ее ждал умирающий отец, у нее никого больше не было.

Валерка, так Аня стала звать друга, не покидал ее после смерти отца и даже несколько раз ночевал у нее дома. Постепенно она стала забывать отца и все время уделяла Валерке. Через три месяца она сообщила, что будет матерью ребенка Валерия. Он промолчал.

Прошло еще три месяца. Аня заметно побурела лицом, сквозь нежную кожу лица выступали желтые пятна, нос заострился. Как-то раз Валерий сказал ей, что поедет к бабушке в деревню, а после рождения ребенка пойдут в загс. Аня верила каждому его слову. Он еще раз поцеловал ее и ушел.

Аня родила девочку. Леночке (так назвала она свою дочь) было уже три месяца, а Валерия все еще не было. Но Аня верила и ждала его. Однажды, придя с работы, Аня увидела на столе желтые тюльпаны. Сердце радостно забилось. "Вернулся! Доченька, вернулся твой папа!" -целуя Лену, говорила Аня. Она снова была красивой, стройной, нежной.

Но шли дни, а папы все не было. "Вернулся мой красивый", - говорила она своей крохотной дочурке, а на глазах все чаще появлялись слезы.

Неся однажды Лену из садика, она увидела соседку, которая стояла с листом бумаги в руках. Соседка отдала ей письмо. "Аннушка, дорогая, прости меня за все, но я совершил ошибку. Воспитывай дочурку так, чтобы с ней не получилось того, что случилось с тобой. Научи ее по-настоящему любить. Да, я год любил тебя очень, но любовь не вернется. У меня есть уже сын. Целую тебя и Леночку так, как на даче. Валерий".

Листок выпал из рук Ани, а на столе ярко блестели, словно глаза змей, желтые тюльпаны.

Гитара

Гитара... Играет гитара при луне. Звуки ее, нежные, волнующие, куда-то зовут. Я не знаю, кому поет эта гитара. В ней столько любви и вместе с тем есть что-то такое, отчего разрывается сердце. Может быть, она играет о прошедшей любви, о любви, которую нельзя вернуть. О той любви, которая ушла навеки, от которой сжимается сердце и останавливается дыхание, хочется бежать, бежать к звукам. Хочется упасть и заплакать; да, да, заплакать...

Хотите, я расскажу вам о своей любви?

Это было два с половиной года назад. Мне нравилась одна девчонка. ей было 13 лет, а мне 17. Я не думал, что она все может понять и простить, а иногда даже и научить. Год промчался незаметно, исполнилось мне 18 лет, а ей, вслед за мной, 14 лет. Вскоре мне пришла повестка (в армию). На проводы я ее не пригласил. Почему-то стало стыдно признаться перед друзьями, что ей 14 лет. В этот вечер я забыл про нее (я не назову ее имени, только поставлю букву А), и провожала меня другая девушка.

Два года прошли и быстро, и медленно, а может быть, их вовсе не было, в голове сейчас другое. Я вернулся домой и только тут узнал о ее любви. Ее подруга Т... рассказала, как А... ждала меня эти два года, как ходила недотрогой. Она никому не говорила о своей любви, даже Т... Ее насильно таскали друзья повсюду. Даже когда А... смеялась, глаза оставались грустными. Не знал никто, почему она так резко изменилась весной. Никто не видел ее плачущей, да и веселой тоже. При разговоре Т... резко повышала голос: "Как ты мог, как ты смел?! Перед такой любовью надо преклоняться!" А я молчал, я не мог даже нормально вздохнуть. У Т... глаза наполнились слезами и она убежала. Я не держал ее, я все понял. В голове все шумело, и лишь выделялись слова "как ты мог, зачем шутил". Вспомнилась первая встреча с А... Иду я однажды с одной девушкой к дому, и идет навстречу А... с девчонками и мальчишками. У меня екнуло сердце: это - она! Как она изменилась, похорошела! Вроде, веселая, а большие карие глаза грустные-грустные. Увидев меня, она вскрикнула и побежала, а я остановился. Я чувствовал на себе взгляд ее друзей и подруг и слышал шепот: это - он...

После этого я долго ее не видел. Т... рассказывала мне, как она объясняла А..., что приехал я, но она мотала головой и твердила: "Нет-нет, я его не помню!" Конечно, это было неправда. Через три дня я поймал А... (да, да, именно поймал). Это было вечером. Она опустила глаза и попросила: "Молодой человек, пропустите меня домой..." Я не слышал. Я смотрел на нее и молчал.

Времени прошло долго. Незаметно для себя, она рассказала все. Она стояла невозмутимая и гордая, а я плакал. Когда я хотел дотронуться до нее, она отскочила и прошептала: "Поздно, Володя, поздно". Она просила не вспоминать прошлого. "Назад его не вернешь", - сказала она, нежно отвела мою руку и ушла.

Она даже не дрогнула, а я, прибежав домой, плакал навзрыд. Потом она смеялась мне назло, но сквозь слезы. Или мне та;с показалось? Может, это плакал я? Какая она гордая и сильная недотрога! Как-то я назвал ее так. Часто думал, что она, шестнадцатилетняя девчонка, поняла меня и полюбила, а я не смог сберечь ее. Я люблю ее очень, люблю. Только при ее имени сжимается сердце. Я не могу о ней не думать, она просит забыть ее. Часто губы сами шепчут: "Я люблю тебя, А..., очень люблю!..".

Мальчишки, берегите любовь, особенно первую. Не будьте такими дураками, как я. Я кричу всем, всем, которым по 17 л§т, у которых первая любовь: "Девчонки понимают все, даже если им 13. Не стыдитесь своей любви, иначе не достойны вы ее!"

А звуки гитары все звучат, все звучат, все ведут в прошлое... Для меня любовь стала недоступной. Звуки гитары смолкли, а передо мной остались большие грустные глаза А..., которые я никогда не забуду.

Послесловие. По адресам, по именам, записанным в блокноте, я предпринял поиски хозяйки. И не нашел!

Не ответил никто. Где она теперь, Светлана Ш. Кучкильдина?

Если она по-прежнему сентиментальна, я вернул бы ей ее блокнот-альбом; если она это пережила, ее девичий документ останется в науке как вещественное доказательство существования субкультуры.

В. П. Тимофеев

ФОРУМ ТЮРКОЛОГОВ МИРА

В июне 1997г. в г. Уфе работал Международный конгресс тюркологов, организованный Российской академией наук, Госкомитетом Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Академией наук Республики Башкортостан , Уфимским научным центром РАН (УНЦ РАН) и Международной тюркской академией (МТА).Главной целью конгресса стало обсуждение путей развития тюркологических исследований в области языка , литературы, истории и в других гуманитарных сферах и укрепления научных связей между тюркологическими центрами.

Тюркологические съезды открыли свою историю 26 февраля-б марта 1926 г. в г. Баку, когда усилия немногочисленных ученых в недавно возникшем Союзе ССР были объединены общей программой. Всесоюзный бакинский съезд явился важной вехой в истории тюркских народов в выработке новых алфавитов. Волею истории седьмая конференция тюркологов приобрела международный статус, в ней приняли участие более 350 ученых из стран дальнего и ближнего зарубежья, центров тюркологических исследований Российской Федерации.

После открытия конгресса директор Института истории, языка и литературы УНЦ РАН 3. Г. Ураксин огласил приветствия президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова, министра по делам национальностей и региональной политики РФ В. А. Михайлова. Со словами приветствия выступил также представитель Турции М. Н. Йылмаз.

На пленарном заседании конгресса состоялось вручение международной премии имени Ахмет-Заки Валиди, учрежденной шесть лет назад в Республике Башкортостан. Премия была вручена профессору Башгосуниверситета историку А. 3. Асфандиярову за создание "Истории сел и деревень Республики Башкортостан" в семи томах. Редкий случай в современной издательской практике - в Башкортостане тут же начато переиздание этого сугубо научного труда.

Первым по тематике конгресса выступил ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН академик АН Республики Казахстан К. М. Мусаев (Москва) с докладом "Языковое строительство в тюркских республиках". На пленарном заседании выступили также академик АН РБ 3. Г. Ураксин ("Филологические науки в Башкортостане: исследования последних лет"), президент Всемирного курултая башкир академик АН РБ H.A. Мажитов ("О древнейших этапах формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.