Научная статья на тему '«Аль-Каида» в Ираке. (продолжение)'

«Аль-Каида» в Ираке. (продолжение) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Аль-Каида» в Ираке. (продолжение)»

Д. Нечитайло,

кандидат политических наук «АЛЬ-КАИДА» В ИРАКЕ.

(Продолжение)

В 2004 г. у «Аль-Каиды» были довольно прочные позиции в иракской провинции Анбар. Она лишила местные кланы доходов, получаемых ими за сопровождение грузов в соседнюю Сирию, а также стала требовать от старейшин этой провинции ввести запрет на игру на музыкальных инструментах, отказаться от торжеств, а женщинам предписать носить хиджаб. Обосновавшись здесь, исламисты сами стали взимать с бизнесменов плату за проезд по территории провинции, а также похищали торговцев с целью получения выкупа. Нередки были случаи убийства людей, работающих в госучреждениях. Присутствие большого числа активистов «Аль-Каиды» лишило местных вождей возможности получить доход от контрактов и других деловых проектов, предлагаемых коалиционными силами. Поэтому старейшины, основываясь на меркантильных соображениях, стали призывать молодых людей идти на службу в полицию. В результате участились нападения радикальных исламистов на тех, кто сотрудничает с оккупационными войсками. Террористы «Аль-Каиды» убили шейха Базиа ар-Ришави, отца Абд ас-Саттара Абу Риша - будущего основателя «Совета пробуждения Анбара», а также его младшего брата Мухаммада; были похищены его старшие братья - Абдалла и Али. Кодекс чести племен потребовал от вождей возмездия, и в ответ на акции устрашения «Аль-Каиды» Абд ас-Саттар создал «Маджлис сахват аль-Анбар» («Совет пробуждения Анбара»), чьей задачей было обнаружение и уничтожение членов «Аль-Каиды». Руководители «Совета» даже стали получать от коалиционного командования финансовые средства на свои нужды.

Так началась активная фаза противостояния местных кланов и «Аль-Каиды». Радикальные исламисты уничтожили такие ключевые фигуры «Совета», как шейх Хикмат Мумтаз аль-Бази, глава совета племен Самарры, шейх Камал ан-Наззаль, возглавлявший совет племен Фаллуджи. В октябре 2006 г. в провинции Анбар было сформировано движение «Ас-Сахва», которое получило широкую поддержку в других суннитских районах страны. Во главе движения встал видный племенной лидер, 35-летний Абд ас-Саттар ар-Ришави, известный также как Абу Риша. Он сформировал «Со-

вет пробуждения Анбара», в который вошли лидеры 57 местных кланов. В течение года такие города провинции, как Рамади и Фал-луджа, были практически полностью очищены от боевиков «Аль-Каиды». Движение приобрело популярность в провинции Салахуд-дин, где всегда была сильна поддержка Саддама Хусейна. В Тикри-те состоялось совещание 130 племенных шейхов, выразивших поддержку «Ас-Сахве». Подобные акции проводились и в других районах страны. Полувоенное ополчение «советов пробуждения» в настоящий момент насчитывает в целом по стране около 200 тыс. «штыков» (наверное, уместнее сказать «калашниковых»). «Ас-Сахва» оказалась весьма эффективным инструментом в борьбе против «джихадистов». В итоге положение на местах стало заметно улучшаться; из многих районов исламистские террористы были выдавлены, а в других физически уничтожены. Чтобы лишить джихадистов поддержки широких слоев населения, американское командование стало вводить практику подкупа лидеров суннитских племен во многих районах страны. Постепенно «советы пробуждения» стали серьезной политической силой, превратившись в независимые вооруженные формирования, участники которых в зависимости от ранга получают ежемесячно от американских военных от 300 до 1200 долл. Лидеры «Ас-Сахвы» потребовали интеграции их отрядов в иракскую армию. Но в контролируемом шиитами правительстве страны появление такой силы встретили настороженно. В ряде иракских газет, со ссылкой на спецслужбы, сообщалось о проведении акций по дискредитации «советов пробуждения», изобилующих бывшими боевиками «Аль-Каиды», активистами «Ба-ас», а также членами других повстанческих группировок, лидеры которых приказали своим сторонникам вступать в ряды «Ас-Сахвы». В американском командовании также осознали ненадежность «Ас-Сахвы» как тактического союзника.

Утрата Анбара имела для радикальных исламистов серьезные последствия. По территории данная провинция - одна из самых крупных, она занимает треть общей площади Ирака. С начала вторжения американских войск этот район, граничащий с Сирией, был своего рода воротами для иностранных моджахедов, стремившихся принять участие в боевых действиях на стороне «Аль-Каиды». Тем не менее американские военные с большой настороженностью относились к местным лидерам, хотя и работали с ними в тесном взаимодействии. Многие из них неоднократно задерживались за бандитизм и разбои. Командующий американскими вой-

сками в Рамади генерал Макфарленд заявил, что «...кланы, как страны, - у них нет друзей, но есть только интересы». Действительно, шейх Саттар Абу Риша после падения режима С. Хусейна оказывал помощь «Аль-Каиде»: предоставлял ей транспорт, убежище, проводников. Однако партнерство оказалось кратковременным. «Когда боевики "Аль-Каиды" стали обирать местных жителей, устраивать засады на дорогах, между людьми Саттара и членами "Аль-Каиды" стали возникать вооруженные столкновения», - рассказал в телевизионном интервью бывший боевик «Аль-Каиды». По его словам, «...региональные лидеры хотят денег и власти и готовы жать руку любому, кто может предоставить им это; однако завтра они могут отрезать вам эту руку, если кто-то другой предложит им больше». Именно поэтому в 2004-2005 гг. группа Саттара стала действовать в альянсе с радикальными националистическими группировками. Несмотря на демонстрируемую лояльность, многие сунниты считают американцев, поборников «чистого ислама» и шиитов врагами Ирака. Но беспрецедентные террористические акции «Аль-Каиды» вынуждают их сотрудничать с коалиционными войсками. Таким образом, вооружая отряды прагматичных суннитских вождей и добиваясь этим определенных для себя результатов, американцы фактически готовят тех, кто может при определенных обстоятельствах повернуть оружие против них. По сообщению газеты «Аль-Хаят», лидер клана аз-Зубаа заявил, что популярность «Аль-Каиды» начала стремительно падать. Причина тому - многочисленные теракты против мирных жителей, полиции, шиитов, а также тех суннитов, которые не разделяют идеологию радикального исламизма. Осенью 2006 г. такие националистические организации, как «Бригады революции 1920 г.», «Армия ислама в Ираке», отказались поддержать самопровозглашенное Исламское Государство Ирак (ИГИ) и стали объектами для нападений со стороны «Аль-Каиды».

Харрис Тахир ад-Дари, лидер группировки «Бригады революции 1920 г.», был убит боевиками этой организации в Багдаде в марте 2007 г. Это произошло, когда премьер-министр аль-Малики достиг определенных успехов в переговорах с лидерами местных кланов провинции Анбар, многие из которых согласились поддержать правительство и изгнать со своей территории «Аль-Каиду». Зачастую поддержка «Аль-Каиды» региональными суннитскими лидерами является протестом против доминирования шиитов в правительстве страны. Через местных боевиков «Аль-Каида» хо-

рошо осведомлена о том, что происходит внутри кланов, в том числе об их финансовой деятельности, контактах с правительством. Именно благодаря такой информации они совершили покушение на шейха Хамиса Хаснави аль-Эйфана - лидера клана аль-бу Исса, который изгнал «Аль-Каиду» со своей территории и стал активно работать с властями. Лидер другого клана - аль-Джумейли, комментируя событие, заявил, что это своего рода «послание от "Аль-Каиды" всем тем местным лидерам, кто стал сотрудничать с правительством». В настоящее время при содействии коалиционного командования в Ираке формируется получившая закалку в боях суннитская сила. Это вызывает недовольство шиитского истеблишмента Ирака. В частности, Нури аль-Малики, возглавляющий парламентский блок «Объединенный иракский альянс», подверг жесткой критике политику американского командования, санкционировавшего создание неподконтрольных властям страны хорошо вооруженных суннитских групп. Члены «альянса» выразили опасение, что существование подобных группировок может иметь негативные последствия для будущего страны.

В принципе радикальные исламисты в Ираке находятся в довольно сложных условиях. Им противостоят коалиционные войска совместно с иракскими силами безопасности, шиитские вооруженные отряды, «советы пробуждения» - «Ас-Сахва», баасистские группировки, исламисты умеренной направленности, курдские организации. Несмотря на принципиальные идеологические отличия между националистическими повстанческими группировками и «Аль-Каидой», именно общая заинтересованность и тех, и других в борьбе против оккупационных сил и пришедших к власти в Ираке шиитов стала причиной сотрудничества радикалов и светских повстанческих группировок. В то же время в руководстве «Аль-Каиды» в Ираке серьезно опасались, что местные группировки сопротивления и правительство смогут договориться и сторонники вселенского джихада останутся обделенными властью, как это случилось в свое время в Йемене. В задачи сторонников «чистого ислама» входило взятие под контроль местного движения сопротивления и придание ему облика всеобщей борьбы против неверия ради установления вселенского господства шариата. Это и стало основной причиной создания «Исламского Государства Ирак» (ИГИ). Однако националисты отказались признавать новую структуру и присягать на верность ее лидеру Абу Умару аль-Багдади. Во-первых, сама личность лидера самопровозглашенного государ-

ства ИГИ, по мнению повстанцев, вызывает вопросы. Ведь кличка «Багдади», означающая «багдадский», а значит иракский, по мнению повстанцев, является типичным пропагандистским ходом, чтобы скрыть засилье иностранцев, стремящихся задавать тон в иракском освободительном движении. Во-вторых, идея провозглашения независимого исламского государства не нашла отклика в суннитской среде иракских националистических группировок. Они отвергают идею федерализма страны, ведущую к независимости курдов на севере, шиитов на юге и суннитов в бедных углеводородами центральных районах Ирака. В-третьих, иракские националистические группировки составляют абсолютное большинство сил сопротивления, и навязать им идеологические ориентиры вселенской борьбы за торжество ислама на планете оказалось сложным.

ИГИ фактически начало охоту на руководителей нелояльных группировок. Так, большие потери от радикальных исламистов понесла «Исламская армия Ирака». Противоборство различных националистических групп и «Аль-Каиды» привело к уменьшению числа акций, проводимых против оккупационных сил. Представитель «Исламской Армии Ирака» Ибрагим аш-Шамари утверждает, что столкновения и тех, и других носят широкомасштабный характер. В результате постоянных столкновений с «Аль-Каидой» движению сопротивления оккупантам пришлось искать новые способы противодействия радикальным исламистам. Аш-Шамари категорически выступает против проведения терактов в отношении мирных жителей, использования женщин-смертниц, участия детей в боевых операциях, и в этом он - непримиримый противник «Аль-Каиды». Свертывание военных акций, по мнению Шамари, это вынужденная мера, направленная на сохранение боевого потенциала, а также на подготовку терактов против первых лиц государства, охраняемых промышленных объектов, обучение снайперов. По его мнению, сложившаяся обстановка вынуждает искать пути к сотрудничеству с другими организациями.

12 февраля 2008 г. катарская газета «Аль-Араб» опубликовала интервью с лидером «Аль-Каиды» в Северном Ираке Абу Тура-бом аль-Джазаири. Аль-Джазаири признал, что организация находится в трудном положении, совершив ошибки, одной из которых было массовое убийство мирных жителей, что резко снизило ее популярность. Он заявил, что в провинции Анбар иракцы-сунниты добровольно вступили в ряды бойцов джихада не потому, что они поддерживают джихад, а из ненависти к американцам и желания

отомстить им. Некоторые стали бойцами по финансовым соображениям. Убивая без разбора мирных жителей, организация «навредила своей репутации». На вопрос о том, как исправить ошибки «Аль-Каиды», аль-Джазаири ответил, что необходимо принять меры в отношении подразделений, навредивших репутации «Аль-Каиды», а также следовать принципу «не количество (видимо, терактов. - Д.Н.), а качество». Аль-Джазаири также признал факт перехода на сторону «советов спасения» многих активистов организации. Тем не менее, по его мнению, любая война всегда предполагает наступление и отступление, поэтому нынешнее положение «Аль-Каиды» недопустимо называть «параличом», так как оно связано с военной необходимостью. Он также говорил, что в пропагандистских целях через СМИ американцы и спецслужбы Ирака приписывают «Аль-Каиде» и те теракты, которых она не совершала, тем самым настраивая жителей против моджахедов. По поводу изменения стратегии «Аль-Каиды» и продолжения атак аль-Джазаири заявил: «Ясно, что стратегия захвата городов и превращения их в базы "Аль-Каиды" не имела успеха, так что в настоящее время мы ведем партизанскую войну, которую некоторые называют "уличными боями". Эффективность этой стратегии была доказана в различных ситуациях. Мы получили инструкции сосредоточивать наши атаки на целях, которые важны нашим врагам со стратегической и моральной точек зрения».

Ситуация осложняется и тем, что заинтересованные силы стремятся проведением терактов решить свои финансовые и политические проблемы. Совершаемые акции, как правило, автоматически приписываются «Аль-Каиде». В этой связи некоторые полевые командиры организации заявляют о том, что на них возлагают ответственность за ряд кровавых терактов, которых они не совершали. Ветераны войны в Ираке также настаивают на цензуре видеоматериалов с акциями, приписываемыми «Аль-Каиде» и, соответственно, «Исламскому Государству Ирак», которые попадают западным информагентствам. У сторонников ИГИ вызывает обеспокоенность тот факт, что, совершая теракты, решают свои внутриполитические задачи лидеры третьих сил, возлагая всю ответственность на ИГИ. В результате повстанцы и радикалы натравливаются друг па друга. Ослабленные противоборством с другими суннитскими организациями, теснимые силами коалиционных войск и отрядами «Ас-Сахва», активисты «Аль-Каиды» были вынуждены отступить в провинциях Дияла и Найнава. При этом нуж-

но учесть, что сложность ландшафта Диялы с гористой местностью на севере, равнинами в центре, пустыней на востоке обеспечивает дополнительную привлекательность для «Аль-Каиды». К тому же здесь отмечается межэтническая и межконфессиональная напряженность. В этом регионе преобладают арабы-сунниты (60%), остальные - фейли (курды-шииты), арабы-шииты и туркоманы. При прежнем режиме на севере региона, в частности в городе Ханакин, путем вытеснения курдов проводилась искусственная «арабиза-ция». В настоящее время ситуация изменилась и наблюдается обратный процесс, что стало причиной оттока суннитов. Преобладание шиитов в администрации привело в 2007-2008 гг. к крупным столкновениям между шиитской полицией и суннитскими группировками. «Аль-Каиде» и другим идеологически близким ей группировкам удается успешно использовать в своих интересах недовольство суннитов происходящими процессами и сохранять свой боевой потенциал. Однако под ударами коалиционных войск совместно с иракскими силами безопасности, шиитской милицией, активистами из движения «Ас-Сахва» радикальные исламисты несколько изменили тактику. «Аль-Каида» решила разыграть межконфессиональную карту для того, чтобы столкнуть между собой силы, представляющие для нее угрозу, - шиитов и суннитов. В сентябре 2007 г. на так называемой встрече-примирении шиитской и суннитской общин в шиитской мечети в Баакубе экстремисты устроили теракт с участием смертника, в результате которого погибли 28 человек, включая известных политических деятелей из обеих общин. Спровоцировав межнациональную напряженность, «Аль-Каиде» удалось отвести от себя удары основных оппонентов.

Радикальные исламисты проявляют активность в Мосуле (провинция Найнава). Здесь проживает около 1,4 млн. арабов-суннитов, 500 тыс. курдов, 200 тыс. туркоманов, ассирийцев и др. Многонациональность региона несколько сдерживает развитие движения «Ас-Сахва» - одного из основных оппонентов «Аль-Каиды» в Ираке. Радикальные исламисты также паразитируют на недовольстве арабов курдизацией некоторых районов провинции. После утраты позиций в Анбаре и других провинциях здесь они избрали более выверенную тактику. Методы борьбы исламистов в Западном и Восточном Мосуле неодинаковы. В старой части Мо-сула с преобладанием суннитов они силой вынуждают христиан и шиитов переселяться в другие районы. В Западном Мосуле радикальные активисты «Аль-Каиды» пополняют бюджет за счет кри-

минальной деятельности. В последнее время активность «Аль-Каиды» заметно снизилась. Это объясняется многими факторами, среди которых - столкновения с другими суннитскими группировками, не разделяющими ее идеологию. Радикальные исламисты нападают на последователей шиизма и на их святыни, стремясь нарушить веками складывающийся баланс между ними и суннитами Ирака. Сторонники «чистого ислама» прибегают к массовому террору, направленному не столько против оккупантов, сколько против мирных граждан и сил правопорядка. В свою очередь, иракское правительство и руководство коалиционных сил используют это недовольство в своих интересах. В регионах, где исламисты проявляли наибольшую активность, т.е. в центральной и севе-ро-центральной части страны, власти стали получать от лидеров влиятельных суннитских племен сигналы о желании сотрудничать в борьбе с приверженцами «Аль-Каиды».

Ислам стал орудием, которое в своих интересах используют самые разные силы - от светских и умеренно-религиозных до самых радикальных, - применяющих в своей борьбе террористические методы. Ислам выступает в качестве единственного способа выражения чаяний и настроений народа, служит объединяющим элементом против агрессии внешнего врага в лице США и их политических союзников. Многие офицеры из бывшей тайной полиции и республиканской гвардии Саддама, долго внешне проявлявшие равнодушие к религии, теперь призывают к джихаду против неверных. Еще несколько лет назад они старательно изображали «нейтралитет» по отношению к исламу, однако сегодня заявляют о готовности «воевать за Аллаха». Известный эксперт в области терроризма, американский ученый Э. Кохлмен пишет, что «Аль-Каида», несмотря на все свои неудачи и проблемы, все же проделала большую работу. Главное, ей удалось объединить под одним знаменем крупные суннитские вооруженные группировки. Недавно на радикальных исламистских форумах в Интернете появилось интервью с представителем «Исламского фронта освобождения Ирака» (ИФОИ) Абу Басиром. По его словам, основное в борьбе против «неверных» - развернуть вселенскую борьбу мусульман против неверных, а прежде всего, быстрее «освободить» Афганистан, Чечню, Сомали. Абу Басир призывает иностранных добровольцев примыкать именно к ИФОИ. Эта организация еще не успела дискредитировать себя массовым терроризмом и пролитием крови мирных мусульман, и поэтому ее призыв к мировому торжеству

шариата сейчас привлекает тех, кто раньше отдавал предпочтение «Аль-Каиде». Таким образом, в настоящее время происходит некоторая эволюция движения сопротивления в Ираке. Ислам как идеология региональной национально-освободительной борьбы постепенно расширяет свои масштабы до уровня вселенской борьбы за его торжество, что не противоречит идеологии «Аль-Каиды» в Ираке, выступающей в качестве носителя идей глобальной войны с «неверными». В будущем мир еще не раз узнает о новых зловещих кровавых акциях, как против «немусульманского мира», так и против «отступников» среди единоверцев.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 11, с. 18-22.

М. Гусев,

кандидат экономических наук ИНДОНЕЗИЯ НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Исламский мир сегодня оказался перед трудным выбором: идти по пути радикализации или же предпочесть умеренность и компромисс как в собственных странах, так и во взаимоотношениях с Западом.

Будучи крупнейшей в мире по населению мусульманской страной, Индонезия принадлежит к числу обществ, которые сформировались на перекрестке различных цивилизаций и стали местом их сосуществования. Ее конфессиональная картина весьма пестра, сказываются и отголоски отношений мусульманского мира в целом с другими цивилизациями. А на конфессиональную и этническую неоднородность картины накладываются различия в уровне социально-экономического развития, которые нередко становятся главным источником трений. Все это не может не усложнять решение проблемы достижения цивилизационной гармонии. Существенную угрозу цивилизационному равновесию в Индонезии нередко приносят импульсы, исходящие из стран традиционного ислама. Так, в стране довольно активно действует связанная с «Аль-Каидой» исламистская группировка Джемаа Исламия.

Тем не менее Индонезия принадлежит к числу мусульманских государств, довольно последовательно проводящих умеренный курс и улаживающих межконфессиональные конфликты в своей стране. Руководству Индонезии на этом поприще удалось достичь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.