Научная статья на тему 'Акустическое проектирование агрегатов систем воздухообмена на транспорте'

Акустическое проектирование агрегатов систем воздухообмена на транспорте Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
368
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУСТИЧЕСКИЙ ШУМ / СИСТЕМЫ ВОЗДУХООБМЕНА / ACOUSTIC NOISE / AIR EXCHANGE SYSTEM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Меркулов В. И., Никулин А. В.

В данной работе проводится анализ основных источников акустического шума систем воздухообмена на транспорте, в том числе авиационном, на соответствие современным нормам по уровню акустического шума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Меркулов В. И., Никулин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acoustic designing of air exchange system units on the transport

The paper analyzes the main sources of acoustic noise of air exchange systems on transport, including aviation, to meet modern standards in terms of acoustic noise.

Текст научной работы на тему «Акустическое проектирование агрегатов систем воздухообмена на транспорте»

Акустическое проектирование агрегатов систем воздухообмена на

транспорте

д.т.н. проф. Меркулов В.И, Никулин A.B.

ОАО НПО «Наука», университет машиностроения 89253009370, andreinikylin@mail.ги

Аннотация. В данной работе проводится анализ основных источников акустического шума систем воздухообмена на транспорте, в том числе авиационном, на

соответствие современным нормам по уровню акустического шума.

Ключевые слова: акустический шум, системы воздухообмена

Постановка задачи

Современные виды транспортных средств, в частности воздушный вид транспорта, требуют повышенного контроля за показателями качества их конструкций, в числе которых необходимо выделить значения показателей шума и вибрации.

Что касается авиационного и автомобильного транспорта, к числу основных источников интенсивного шума в салоне относят систему кондиционирования воздуха (СКВ).

Цель работы - акустический анализ газодинамических шумов, генерируемых агрегатами систем воздухообмена на транспорте, определение соответствия уровня акустического шума современным нормам, выявление новых подходов к снижению акустического шума агрегатов систем воздухообмена на транспорте.

Для решения поставленной задачи был проведен анализ акустических характеристик в салонах и кабинах экипажа пассажирских самолётов.

Проведём сравнительный анализ уровней шума в самолётах Ту-154; Ту-134 и др. на соответствие предельному спектру ПС-80 (Экономический класс перевозок) согласно ГОСТ 20296-81 «Самолёты и вертолёты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума».

Измерения проводились в летных условиях с регистрацией уровня звукового давления на крейсерской высоте с крейсерской скоростью. В контрольных точках проводилось не менее двух серий измерений интенсивности и уровней шума направленным и стандартным способами.

Как видно из таблицы 1, осреднённый спектр, полученный в кабине самолёта Ту-154, превышает предлагаемую норму на 6 дБ от нормы на частоте 125 Гц.

Таблица 1

Осреднённый уровень звукового давления (дБ) в кабинах самолётов

Объект Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000

Требования ГОСТ 20296-81 ПС-80 110 99 92 87 83 80 78 76 74

Як-40 78 85 88 81 75 70 63 64 65

Ил-62 89 92 91 87 82 75 68 60 55

Ту-134А 81 85 78 79 75 69 63 53 45

Ту-154 85 95 98 88 80 75 70 65 55

Ту-204 - - - 73 76 70 61,2 60,3 59,5

К числу основных источников интенсивного шума в гермокабинах современных самолётов относятся воздушный поток, обтекающий конструкцию, силовая установка и бортовое оборудование - прежде всего, это СКВ и САРД. Шум, создаваемый СКВ, в ряде случаев является определяющим, учитывая то, что удельный вес этого шума растёт с увеличением числа пассажиров и объема гермокабины, обусловливающим повышение расходов воздуха через

СКВ. Требования по уровню шума в салоне самолётов и вертолётов ужесточаются с каждым годом, особенно это относится к технике иностранного производства, т.к. уровень шума в гермокабине является важной конкурентоспособной потребительской характеристикой.

Уровень шума в салоне самолета можно уменьшить за счет уменьшения шума, создаваемого системами кондиционирования воздуха и системами автоматического регулирования давления, особенно это относится к шуму в области высоких частот.

При выключенной СКВ уровень шума в гермокабине снижается на 6...12дБ, что воспринимается на слух как его уменьшение в 2... 4 раза.

Анализ акустических характеристик показал, что в салонах и кабинах экипажа пассажирских самолётов основными источниками шума СКВ и САРД являются:

• турбохолодильники;

• регулирующие заслонки;

• эжекторы;

• выпускные устройства САРД;

• узлы систем разводки воздуха.

Все агрегаты СКВ являются источниками аэродинамического шума.

По своей природе аэродинамические шумы могут быть разбиты на следующие группы.

1. Шумы отрывных течений, возникающие при отрыве потока и образовании замкнутых и разомкнутых вихревых зон, пульсации границ которых приводят к появлению пульсации давлений и генерации широкополосного шума. Этот шум имеет дипольный характер и подчиняется зависимостям, характерным для вихревого шума (пропорционально шестой степени скорости V6). Данный шум широко представлен в шуме, образующемся при течении в элементах воздуховодов и заслонках СКВ.

2. Шумы, возникающие из-за образования вихрей у твёрдых границ потока. К ним относится вихревой шум, образующийся из-за срыва вихрей при обтекании тел, и шум пограничного слоя, источником которого является турбулентность потока у поверхностей обтекаемого тела или канала. Эти шумы характерны для вентиляторов, турбокомпрессоров. Причины вихревого шума - образование воздействующих на среду переменных сил или давлений у твердых границ.

3. Шум турбулентного характера, возникающий вдали от твердых границ потока при перемешивании потоков, движущихся с разными скоростями. Этот шум носит квадриуполь-ный характер и характерен для эжекторов и линий выброса сжатого воздуха (пропорциональность V8).

Как следует из изложенного выше, СКВ и САРД самолёта являются сложным техническим устройством, при работе излучающим достаточно интенсивный шум, который требуется снижать до уровня, соответствующего нормативным требованиям.

Характеристики излучаемого шума зависят как от конструкции собственно системы в целом, так и от отдельных конструктивных решений основных агрегатов, а также в значительной мере от конструкции систем подачи воздуха в герметичную кабину, распределительных устройств и собственно конструкции патрубков подачи воздуха.

Основными направлениями снижения шума агрегатов СКВ и САРД являются:

• улучшение аэродинамики проточных частей агрегатов за счет уменьшения возможности отрыва потока и образования вихревых зон;

• уменьшение диаметра истекающих струй за счет их разделения на более мелкие, особенно при критических и сверхкритических перепадах давлений;

• введение податливости границ источников шума, подменяющих дипольный характер излучения монопольным, как менее шумным;

• уменьшение скорости потока, приводящее к превалирующему излучению звука монопольного характера.

Основными конструктивными решениями снижения шума агрегатов СКВ и САРД являются:

• применение зубчатых рассекателей струи в эжекторах и выпускных клапанах САРД;

• применение перфорированных дроссельных шайб совместно с регулирующими заслонками;

• применение глушителей шума на входе в трубопроводы разводки воздуха по гермокабине;

• оптимизация аэродинамических форм каналов;

• стабилизация потока за агрегатами СКВ с максимально возможным исключением срыв-ных образований;

• использование нанокомпозиционных материалов с внутренним вибродемпфированием.

Выводы

1. В данной работе был проведен акустический анализ газодинамических шумов, генерируемых агрегатами систем воздухообмена на транспорте, и определено соответствие уровня акустического шума современным нормам.

2. Выявлены основные источники акустического шума в системах воздухообмена на транспорте.

3. Даны практические рекомендации по основным конструктивным решениям снижающим акустический шум в системе воздухообмена.

Литература

1. Антонова Н.В., Дубровин Л.Д. и др. Проектирование авиационных систем кондиционирования воздуха. 2006.

2. Скучик Е. Основы акустики. 1976.

3. Меркулов В.И. Овцынов П.В. Снижение аэродинамического шума выпускного клапана системы воздухообмена на транспорте. Известия МГТУ «МАМИ» № 1(13) 2012.

Функциональная модель прогнозирования долговечности шин карьерных

автосамосвалов

Горюнов С.В.

Университет машиностроения (495) 223-05-23, доб. 1587, [email protected]

Аннотация. Предложена функциональная модель прогнозирования долговечности пневматических шин карьерных автосамосвалов, учитывающая потери в ней мощности на гистерезис и на трение шины об опорную поверхность.

Ключевые слова: пневматическая шина, автомобиль, автосамосвал, протектор, износ, работа трения, мощность, температура

Шины являются трудоемкой и дорогостоящей продукцией. Одним из основных показателей качества шин является их долговечность. Эксплуатационные затраты на шины составляют 25...30 % и более от суммы расходов на транспортирование горной массы автосамосвалами, поэтому выявление факторов, влияющих на работоспособность шин и прогнозирование их долговечности, имеет важное значение для сокращения затрат предприятия [1].

При эксплуатации шина подвергается воздействию различных нагрузок, кроме этого на шину действуют и климатические условия. Оценить влияние всего многообразия факторов практически очень сложно. Поэтому для изучения вопроса работоспособности пневматических шин карьерных автосамосвалов необходимо использовать системный подход описания проблемы, т.е. когда рассматриваемая задача представляется в виде информационной системы знаний и закономерностей.

Для задания требований к системе и ее функциям, а затем для разработки собственно системы, которая соответствует заданным требованиям и исполняет заданные функции, использована методология структурного анализа SADT (Structured Analysis & Design Technique) [2]. В наибольшей мере решению этой проблемы соответствует смешанная методология стандарта IDEF0 и IDEF3. Методология IDEF0 используется для создания функцио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.