Научная статья на тему 'Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие право на свободу труда граждан, живущих с ВИЧ-инфекцией'

Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие право на свободу труда граждан, живущих с ВИЧ-инфекцией Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
274
60
Поделиться
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВО НА ТРУД / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / РАБОТНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Рузаева Елена Михайловна

Статья освещает причины нарушения основополагающих трудовых прав работников, живущих с ВИЧ/СПИДом или пострадавших от него, которые выражаются в дискриминации и стигматизации. Проанализированы нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, их рекомендации по внесению в коллективные договоры отдельных положений по формированию здорового образа жизни, профилактике социального заболевания ВИЧ-инфекции, а также приведена статистика лиц, заболевших ВИЧ/СПИДом. Статья основана на анализе основных положений международных актов, федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Рузаева Елена Михайловна,

ACTS OF RF SUBJECTS AND LOCAL AUTHORITIES, REGULATING THE RIGHT TO FREEDOM OF LABOR FOR CITIZENS LIVING WITH HIV INFECTION

The article deals with the causes of the violation of fundamental labor rights of workers living with HIV/AIDS or affected by it, which are expressed in discrimination and stigmatization. The normative-legal acts of subjects of the Russian Federation, their recommendations for the inclusion of certain rules, promoting healthy mode of life and prevention of the social HIV-infection disease, in the collective agreements have been analyzed and the statistics of people diseased with HIV/AIDS is submitted. This article is based on the analysis of the main provisions of international acts, the federal legislation and the legislation of the Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие право на свободу труда граждан, живущих с ВИЧ-инфекцией»

Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие право на свободу труда граждан, живущих с ВИЧ-инфекцией

Е.М. Рузаева, к.п.н., Оренбургский ГУ

Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех субъектах Российской Федерации, однако распространённость этой инфекции неравномерна. К самым поражённым ВИЧ-инфекцией относятся 24 региона страны, в которых проживает почти по-

ловина (46,2%) населения Российской Федерации. Большинство этих субъектов — наиболее крупные, экономически успешные регионы страны. Среди них Оренбургская область, т.к. на 31 марта 2012 г., по данным Федерального научно-медицинского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, занимает 10-е место и 2-е место по Приволжскому

федеральному округу (23987), что далеко не радует. (Первый случай ВИЧ-инфекции в области был зарегистрирован в 1996 г. у больного с Украины, прибывшего для постоянного проживания). [1]

Наряду с нормами международных актов, важное место среди которых занимает Рекомендация МОТ 2010 г. о ВИЧ/СПИДе и сфере труда № 200, в настоящее время в Российской Федерации правовую основу защиты трудовых прав людей, живущих с ВИЧ, составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними подзаконные нормативные акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Право на труд людей, живущих с ВИЧ, регламентируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации, дифференциация в правовом регулировании их труда в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствует.

В ст. 2 Федерального закона № 38-Ф3 указано, что законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [2].

ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на её территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 38-Ф3) [2].

Анализ имеющегося в свободном доступе материала свидетельствует о наличии законов, затрагивающих вопросы ВИЧ/СПИДа, в 19 субъектах Российской Федерации. При этом лишь в единицах из них содержатся нормы, регулирующие те или иные вопросы защиты права на труд лиц, живущих с ВИЧ. К принятию законов по рассматриваемой проблематике обратились Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Алтайский край, Пермский край, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ленинградская область, Магаданская область, Свердловская область, Москва. Даже из этого скромного в масштабах Российской Федерации перечня лишь незначительная часть субъектов Российской Федерации включила в законы положения, прямо или косвенно касающиеся права на труд

людей, живущих с ВИЧ, либо соответствующие антидискриминационные положения.

Не ставя перед собой целью дать исчерпывающую информацию, приведём несколько примеров. Так, в законе Республики Башкортостан «О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» имеется положение о том, что ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации, постоянно проживающие или временно находящиеся на территории Республики Башкортостан, обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан [3].

Закон г. Москвы от 26.05.2010 № 21 «О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» содержит ст. 15. «Трудовые гарантии», в соответствии с которой в случае выявления ВИЧ-инфекции у работников администрация лечебно-профилактической организации обязана предоставить им работу по специальности, исключающую возможность дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции [4].

Закон Краснодарского края от 2 августа 1999 г. N 201-КЗ «О предупреждении распространения в Краснодарском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у медицинских работников, исполнение профессиональных обязанностей которых связано с ВИЧ-инфицированными лицами или материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, и если в процессе проведения эпидемиологического расследования исключены другие пути заражения, это заболевание признаётся профессиональным [5].

К сожалению, не лучше обстоит дело и с иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Несмотря на наличие таковых в каждом субъекте РФ, можно привести лишь считанные примеры включения в них каких-либо положений, затрагивающих право людей, живущих с ВИЧ, на труд и защиту от дискриминации в сфере труда.

Принято постановление правительства Республики Северная Осетия—Алания от 09.11.2007 № 280 «О республиканской межведомственной комиссии по профилактике и борьбе с туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и заболеваниями, передаваемыми половым путём». Предусматривается проведение заседаний комиссии с целью выявления дискриминации и нарушений права на труд лиц, живущих с ВИЧ. Решения комиссии доводятся до сведения заинтересованных органов исполнительной власти,

органов местного самоуправления, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, должностных лиц [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В постановлении Алтайского краевого совета народных депутатов от 01.11.2000 № 329 «О целевой комплексной программе по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения Алтайского края на 2001—2004 годы» отмечалась необходимость обеспечить контроль за соблюдением права на труд ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом: не допускать увольнение с работы, отказ в приёме на работу на основании наличия у них ВИЧ-инфекции [7].

Постановление главного государственного санитарного врача по г. Иркутску от 03.04.2001 № 3 «Об устранении нарушений Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» на территории г. Иркутска» предписывает при организации обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию отдельных категорий граждан руководствоваться ст. 9 ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; не допускать увольнение с работы, отказ в приёме на работу, в образовательные и медицинские учреждения, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных граждан на основании обнаружения у них ВИЧ-инфекции [8].

И наконец, наиболее отрадный пример, соответствующий духу и букве Рекомендации МОТ № 200 и Своду практических правил. Постановление Липецкой областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.06.2010 № 7 «ВИЧ/СПИД как медико-социальная проблема общества, бизнеса и государства. Реализация программы просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИДа» гласит: «ВИЧ/СПИД приводит к нарушению основных трудовых прав, которые выражаются в дискриминации и стигматизации работников и людей, живущих с ВИЧ. Больше всего эти последствия ощущают незащищенные слои общества — женщины и дети».

В этом же постановлении содержатся рекомендации:

— районным (городским) трёхсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений совместно с территориальными координационными советами профсоюзов оказывать содействие государственному учреждению здравоохранения «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» в проведении информационно-образовательных мероприятий по ВИЧ/СПИДу в сфере труда «Узнай об этом на работе» на территории города (района);

— федерации профсоюзов Липецкой области совместно с отраслевыми комитетами профсоюзов, первичными профсоюзными организациями продолжить работу по внесению в коллективные договоры положений по формированию здорового образа жизни, профилактике социального заболевания ВИЧ-инфекции с финансированием работодателями профилактических мероприятий на образование, обеспечение безопасности условий работы, обеспечение средствами индивидуальной защиты;

— работодателям (объединениям работодателей) предусмотреть заключение соглашения с территориальными органами здравоохранения или государственным учреждением здравоохранения «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» на проведение информационно-образовательных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИДа на рабочих местах;

— органам местного самоуправления организовать широкую информационно-образовательную работу по проблеме ВИЧ/СПИДа в городах и районах области [9].

Краткий анализ имеющихся в открытом доступе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ показывает, что, как правило, они лишь воспроизводят отдельные положения актов федерального законодательства, не устанавливая дополнительных гарантий, не предусматривая механизмы контроля за соблюдением права ВИЧ-инфицированных лиц на труд.

Напрашивается вывод о том, что подавляющая часть регионов выстраивает взаимоотношения ВИЧ-инфицированных граждан, общества и власти преимущественно в рамках федерального законодательства. В частности, к таким регионам относится и Оренбургская область.

Муниципальные органы власти, реализуя целевые программы в сфере защиты права людей, живущих с ВИЧ, как правило, не предусматривают мероприятия, направленные на реализацию и защиту права на труд людей, живущих с ВИЧ.

Вместе с тем в свете тех мер, на которые ориентируют государства в отношении противодействия распространению ВИЧ Рекомендация МОТ № 200 и Свод практических правил МОТ, представляется, что местные органы власти могли бы взять на себя более существенную роль в реализации следующих направлений деятельности:

— предоставление населению соответствующего муниципального образования, работодателям и профсоюзам, действующим на его территории, актуальной, надлежащей и своевременной информации по вопросам ВИЧ/СПИДа в целях оказания им содействия в принятии надлежащих мер на рабочих местах;

— разработка и реализация совместно с работодателями и профсоюзами в рамках социального

партнёрства на местном уровне программ поддержки и профилактики для ВИЧ-инфицированных работников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями и вовлечение их в диалог с социальными партнёрами на местном уровне по вопросам профилактики ВИЧ/ СПИДа на рабочих местах.

Литература

1. Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Данные получены из территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом и территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Федеральный закон от 30.03.95 № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: ред. от 18.07.11. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.

3. Закон Республики Башкортостан 21.12.98 № 209-з «О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: ред. от 7.12.11. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.

4. Закон города Москвы 26.05.10 № 21 «О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». URL: http://www.consultant.ru/ Консуль-тантПлюс.

5. Закон Краснодарского края 2.08.99 № 201-КЗ «О предупреждении распространения в Краснодарском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: ред. от 6.04.11. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.

6. Постановление правительства Республики Северная Осетия-Алания от 09.11.2007 № 280 «О Республиканской межведомственной комиссии по профилактике и борьбе с туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и заболеваниями, передаваемыми половым путём» (вместе с «Положением о Республиканской межведомственной комиссии по профилактике и борьбе с туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и заболеваниями, передаваемыми половым путём»): ред. от 09.02.09. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.

7. Постановление Алтайского краевого совета народных депутатов от 01.11.2000 № 329 «О целевой комплексной программе по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения Алтайского края на 2001-2004 годы». URL: http:// www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.

8. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Иркутску от 03.04.2001 № 3 «Об устранении нарушений Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». URL: http:// www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.

9. Постановление Липецкой областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.06.2010 № 7 «ВИЧ/СПИД как медико-социальная проблема общества, бизнеса и государства. Реализация программы просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИДа «Узнай об этом на работе». URL: http://www. consultant.ru/ КонсультантПлюс.