Научная статья на тему 'АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА'

АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН / АКТ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинникова Татьяна Анатольевна

В статье автор поднимает и анализирует приоритетное направление в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в целях повышения эффективности в борьбе с преступностью, соблюдения законности судами и органами, осуществляющими предварительное расследование - участие прокурора в уголовном процессе посредством вынесения актов прокурорского реагирования. Рассмотрены виды и предпринята их правовая оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овчинникова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTS OF PROSECUTORIAL RESPONSE TO VIOLATIONS OF THE CRIMINAL PROCEDURE LAW

In the article, the author raises and analyzes the priority direction in the activities of the prosecutor's office of the Russian Federation in order to increase efficiency in the fight against crime, the observance of the rule of law by the courts and bodies carrying out preliminary investigation -the participation of the prosecutor in the criminal process by issuing acts of prosecutorial response. The types are considered and their legal assessment is undertaken.

Текст научной работы на тему «АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_284

АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА ACTS OF PROSECUTOR'S RESPONSE TO VIOLATIONS OF CRIMINAL PROCEDURAL LAW

ОВЧИННИКОВА Татьяна Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общих и специальных юридических дисциплин Тихоокеанского государственного университета.

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136. E-mail: tatyana.ovchinnikova@mail.ru;

OVCHINNIKOVA Tatiana Anatolyevna,

candidate of legal sciences, associate professor of the department of general and special legal disciplines Pacific State University.

136 Pacific Street, Khabarovsk, Khabarovsk Territory, 680035, Russia. E-mail: tatyana.ovchinnikova@mail.ru

Краткая аннотация: в статье автор поднимает и анализирует приоритетное направление в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в целях повышения эффективности в борьбе с преступностью, соблюдения законности судами и органами, осуществляющими предварительное расследование - участие прокурора в уголовном процессе посредством вынесения актов прокурорского реагирования. Рассмотрены виды и предпринята их правовая оценка.

Abstract: In the article, the author raises and analyzes the priority direction in the activities of the prosecutor's office of the Russian Federation in order to increase efficiency in the fight against crime, the observance of the rule of law by the courts and bodies carrying out preliminary investigation -the participation of the prosecutor in the criminal process by issuing acts of prosecutorial response. The types are considered and their legal assessment is undertaken.

Ключевые слова: прокурор, органы прокуратуры, уголовно-процессуальный закон, акт прокурорского реагирования, уголовный

процесс.

Keywords: prosecutor, prosecutor's office, criminal procedure law, act of prosecutor's response, criminal process. Дата направления статьи в редакцию: 30.12.2021 Дата публикации: 28.02.2022

В настоящее время приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в целях повышения эффективности в борьбе с преступностью, соблюдения законности судами и органами, осуществляющими предварительное расследование, является участие прокурора в уголовном процессе посредством вынесения актов прокурорского реагирования. При осуществлении надзора прокурор способствует решению указанными органами стоящих перед ними задач по осуществлению правосудия и противодействию преступности, осуществляет защиту охраняемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан.

По данным в целях устранения нарушений закона прокурорами Хабаровского края принесено свыше тысячи протестов, по результатам рассмотрения которых отменено или изменено более 680 незаконных правовых актов. По представлениям прокуроров свыше 900 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По материалам прокурорских проверок, направленных для решения вопроса об уголовном преследовании в органы расследования, возбуждено 13 уголовных дел [6].

Акт прокурорского реагирования - это официальный документ, вынесенный прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица, в котором излагается сущность выявленных нарушений закона и дается предписание об их устранении. Виды актов прокурорского реагирования установлены Законом о прокуратуре. Согласно ст. 23- 25.1. к ним относятся: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона. Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Выбор вида акта прокурорского реагирования зависит от характера и степени нарушения закона, распространенности таких нарушений, правового статуса органа или должностного лица, которому адресуется акт прокурора.

Протест прокурора - самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в ч. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ". Ввиду их исключительно большой численности и реализации, возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры, ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов. Протест вносится от имени прокурора или его заместителя.

В описательной части протеста указывается, кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре протест приносится на противоречащий закону правовой акт. Это означает, что содержание изданного правового акта полностью или частично вступает в противоречие с требованиями конкретных норм Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. Такое противоречие состоит в наделении правовым актом юридических или физических лиц правами или обязанностями, запрещенными для данных лиц соответствующим законом, либо, наоборот, лишении

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

определенных прав или полномочий, которые законом разрешены. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Также ч.2 ст. 23 данного Закона предусмотрено, что протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Эти требования являются важной гарантией своевременности и реальности исполнения требований прокурора, так как к такому сообщению должна быть приложена копия приказа об отмене или изменении незаконного опротестованного акта. Данная обязанность обеспечивает также действенный контроль за выполнением требования прокурора.

Проанализируем ч.2 ст. 37 УПК, регламентирующую полномочия прокурора по устранению нарушений закона на досудебном этапе производства по уголовному делу. Наиболее распространенным актом прокурорского реагирования является постановление. Согласно ст. 5 УПК РФ постановление - это любое решение прокурора, вынесенное в ходе досудебного производства. Например, постановление об отмене постановлений дознавателя и следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела, о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, о рассмотрении заявления дознавателя о самоотводе, об удовлетворении ходатайства и др.

Однако к полномочиям по устранению нарушений закона относится также право требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства при производстве по уголовному делу, в том числе, допущенных на этапе дослед-ственной проверки. В практике прокурорского надзора разработана форма данного требования. Ученые и практические работники относят его к самостоятельным актам прокурорского реагирования.

Вместе с тем, несмотря на то, что само наименование акта выражает просьбу в категоричной форме, императивность требования прокурора носит ограниченный характер, поскольку законодатель обязывает следователя рассмотреть требование и представить письменный ответ прокурору. Согласно ч.6. ст. 37 и ч.3 ст. 38 УПК РФ следователь в случае, если он не согласен с требованием представляет письменные возражения руководителю следственного органа.

Как утверждает Е.В. Коломеец: «Требование об устранении нарушений закона может быть внесено прокурором в случае выявлении любых нарушений закона, если другими средствами реагирования устранение нарушений невозможно». Так, она предлагает дополнить ст. 37 УПК РФ положениями следующего содержания: «Письменные требования прокурора вносятся в орган расследования при установлении прокурором нарушений уголовно - процессуального закона при принятии и рассмотрении сообщений о преступлениях, предварительном расследовании уголовных дел с целью незамедлительного устранения допущенных нарушений» [5, стр. 185].

Кроме того, считаем необходимым раскрыть соответствующее понятие в УПК РФ с указанием его структуры содержания в ст. 5 УПК, где закреплены основные понятия уголовного процесса. Требование, как и любой иной процессуальный документ, должно быть мотивированным. В этой связи, в этом акте необходимо перечислить допущенные органами предварительного расследования и их должностными лицами нарушения норм материального и процессуального права, последствия таких нарушений, а также изложить в резолютивной части конкретные меры по устранению нарушений с установлением срока их исполнения и последующим сообщением прокурору о результатах работы.

В связи с тем, что у прокурора больше властно-распорядительных полномочий в отношении дознавателя, он вправе применить такое средство как указание (о направлении расследования, о производстве необходимых процессуальных, следственных действий). Указания могут быть обжалованы, но не являются основанием для приостановления их исполнения. Для дознавателя указание прокурора носит императивный характер.

Еще одним актом реагирования, который можно применить в случае системного нарушения законодательства - это представление об устранении нарушений закона. Данная мера одна из наиболее широко применяемых прокурором актов в целях устранения, как самих правонарушений, так и причин, и условий, способствовавших их совершению.

Эффективность представления как правового акта прокурорского надзора в значительной степени зависит от правильного определения адресата его внесения. В соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В представлении может быть поставлен вопрос не только об устранении выявленных нарушений закона, но и об их предупреждении. С этой целью в представлении должны быть указаны причины, породившие правонарушение, и условия, которые способствовали совершению этих правонарушений, их распространенности.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и условия, способствовавшие их совершению, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий. Теория и практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что эффективность прокурорского надзора в целом, полнота и своевременность устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, прямо зависят от того, насколько конкретны предложенные прокурором для предупреждения правонарушений мероприятия.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

Предостережение о недопустимости нарушения закона - это акт прокурорского надзора, который содержит данные предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности.

Статья 25.1. Закона о прокуратуре не дает четкого определения правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. В данной статье указывается, что предостережение выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Эти сведения могут иметь самый различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов и т.п.

Как отмечает А.Ю. Винокуров защита прав и свобод всех категорий граждан средствами прокурорского надзора уже сама по себе является приоритетным направлением в деятельности прокуроров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным [4, стр. 324].

Таким образом, надзорная деятельность прокуроров выражается в выявлении нарушений законов, установлении обстоятельств, способствующих их совершению, установлении виновных лиц, принятии установленных законом мер к устранению выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств и привлечению к ответственности виновных лиц.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021). - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ (последняя редакция). - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

4. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Ю.Е. Винокуров; под общей редакцией Ю.Е. Винокурова. - 15е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2020. - 556 с.

5. Коломеец Е.В. Требование об устранении нарушений закона как самостоятельный акт прокурорского реагирования в уголовном досудебном производстве/ Е.В. Коломеец // Сибирское юридическое обозрение - 2017. - 14(2). - С. 183 - 188

6. Об итогах надзорной деятельности за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина за первый квартал 2021 года// Генеральная прокуратура Российской Федерации: сайт. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/. - (дата обращения 27.12.2021 г.)

References (transliterated):

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo go-losovaniya 01.07.2020). - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 30.04.2021, s izm. ot 13.05.2021). - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. O prokurature Rossijskoj Federacii: Federal'nyj Zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 FZ (poslednyaya redakciya). - Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»

4. Vinokurov A.YU. Prokurorskij nadzor: uchebnik dlya vuzov / YU.E. Vinokurov; pod obshchej redakciej YU.E. Vinokurova. - 15e izd., pererab. i dop.- M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. - 556 s.

5. Kolomeec E.V. Trebovanie ob ustranenii narushenij zakona kak samostoyatel'nyj akt prokurorskogo reagirovaniya v ugolovnom dosudebnom proizvodstve/ E.V. Kolomeec // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie - 2017. - 14(2). - S. 183 - 188

6. Ob itogah nadzornoj deyatel'nosti za ispolneniem zakonov, soblyudeniem prav i svobod cheloveka i grazhdanina za pervyj kvartal 2021 goda// General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii: sajt. - Rezhim dostupa: https://epp.genproc.gov.ru/. - (data obrashcheniya 27.12.2021g.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.