Научная статья на тему 'Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде'

Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде»

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. 09.03.2016) // СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

2. Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования (вместе с «Правилами обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»): постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 // СЗ РФ. - 2015. - № 24. - Ст. 3476.

3. Правовые и организационные основы осуществления закупок для нужд МЧС: учеб. пособие / под ред. Е.В. Шеховцева, Ю.В. Парышев. - СПб., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013.

Ю. П. Шубин

Актуальные вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «Об охране окружающей среды» [3, ст. 133] (далее - ФЗ об ООС) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа возмещения вреда окружающей среде.

Возмещение вреда окружающей среде является частным случаем действия норм гражданского права, образующим институт имущественной ответственности за экологического правонарушения.

Таким образом, вред, причиненный окружающей среде, находит свою имущественную оценку во всех элементах убытков, предусмотренных ст. 15 ГК РФ [5, ст. 3301], но при этом носит условный характер, поскольку существует объективная невозможность точной оценки такого вреда в силу неопределенности последствий в окружающей среде и их удаленности от факта причинения вреда во времени и в пространстве.

Данные обстоятельства проявляются в специальных способах исчисления такого вреда: таксах и методиках. Однако, например, таксовый метод исчисления размера вреда, основанный на использовании специальных такс, рассматриваемых в качестве так называемого «стандарта убытков», т. е. модельного объема возмещения вреда, ставит под сомнение факт возмещения вреда в полном объеме.

Определение денежного размера вреда, причиненного окружающей среде, является одним из самых сложных элементов процедуры его возмещения, поскольку объекты охраны окружающей среды не имеют стоимости (фиксированной цены).

В соответствии с ч. 2 ст. 78 ФЗ об ООС, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, используются два способа оценки вреда, причиненного окружающей среде: 1) исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, которые рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем суммирования стоимости работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды; 2) таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде.

Таксы представляют собой условные единицы оценки вреда и устанавливаются за каждый экземпляр уничтоженного, поврежденного или незаконно добытого компонента природной среды, а размер взысканий в соответствии с установленными таксами определяется по количеству уничтоженных или поврежденных компонентов природной среды. Таким образом, сфера применения так называемой таксовой ответственности ограничивается лишь теми компонентами природной среды, которые не обладают признаком неделимости (например, объекты животного мира или деревья).

Методики представляют собой методы и способы подсчета вреда, используемые при отсутствии либо невозможности применения такс (например, в случае недр и атмосферного воздуха).

Однако сочетание такс и методик является наиболее распространенным способом исчисления вреда, причиненного окружающей среде, который состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного или добытого компонента природной среды либо за несанкционированное размещение фиксированного количества вредных веществ при применении расчета по установленной методике (формуле).

В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [4] при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики под-

лежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Необходимо отметить, что приоритет применения такс и методик исчисления размера экологического вреда, установленный в вышеуказанном Постановлении, соответствует ч. 3 ст. 77 ФЗ об ООС (в случае причинения вреда окружающей среде юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), однако противоречит ч. 2 ст. 78 ФЗ об ООС [6, с. 100].

В то же время в юридической литературе [2, с. 14-19] отмечается, что наиболее эффективным может оказаться смешанный подход, основанный на одновременном и взаимодополняющем применении такс, методик и прямых методов подсчета произведенных или требуемых затрат, который в принципе уже в определенной степени установлен в некоторых нормативных правовых актах.

Между тем в контексте рассматриваемого вопроса представляется целесообразным отразить в законодательстве приоритет натуральной формы возмещения вреда окружающей среде (путем так называемой «натуральной реституции»), что обусловлено задачей реального восстановления нарушенного состояния окружающей среды или отдельного объекта охраны окружающей среды.

В доктрине экологического права существует несколько мнений о конечном результате, к которому должна приводить такая натуральная реституция: а) восстановление первоначального состояния объекта, б) восстановление состояния, которое могло бы быть достигнуто при естественном развитии событий; в) просто исправление явных негативных последствий. При этом значимо в социальном и экономическом плане, чтобы цель осуществляемых в ходе процесса возмещения экологического вреда мероприятий определялась в каждом конкретном случае с учетом характеристик природного объекта и произошедшего [1, с. 14].

В настоящее время применение натуральной формы возмещения вреда окружающей среде во многом является прерогативой судов (арбитражных судов), рассматривающих иски о возмещении такого вреда.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 78 ФЗ об ООС на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

По смыслу данной правовой нормы применение натуральной формы возмещения вреда окружающей среде целесообразно в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Список литературы

1. Иванова А.Л. Возмещение экологического вреда: сравнительно-правовой анализ европейского, немецкого и российского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 25 с.

2. Нарышева Н.Г. Правовые проблемы возмещения вреда окружающей среде в научных исследованиях кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова // Экологическое право. - 2012. - № 4. -С. 14-19.

3. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-Ф3 (ред. от 29.12.2015 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 2.

4. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 // Бюл. Верховного суда РФ. - 2012. -№ 12.

5. Собрание законодательства РФ. - 1194. - № 32.

6. Шубин Ю.П. Экологическое право: учеб. пособие. - СПб.: НОУ СЮА, 2015. -264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.