Научная статья на тему 'Актуальные вопросы регулирования железнодорожной логистики'

Актуальные вопросы регулирования железнодорожной логистики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1206
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛОГИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПРАВОВЫЕ РИСКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Протасова Светлана Александровна

Автором проведен анализ действующей системы правового регулирования логистической деятельности в области международных перевозок железнодорожным транспортом. Обоснована необходимость пересмотра многих международных соглашений и правил в области перевозок грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы регулирования железнодорожной логистики»

Протасова Светлана Александровна

Аннотация: Автором проведен анализ действующей системы правового регулирования логистической деятельности в области международных перевозок железнодорожным транспортом. Обоснована необходимость пересмотра многих международных соглашений и правил в области перевозок грузов.

Актуальные вопросы регулирования железнодорожной логистики.

слушатель программы «Executive MBA - Внешнеэкономическая деятельность: управление правовыми

рисками» ВШЭ.

Ключевые слова: Правовое регулирование перевозок, железнодорожная логистика, международные перевозки, правовые риски международных перевозок. Protasova S.A. CURRENT ISSUES IN REGULATION RAIL LOGISTICS

Abstract: The authors analyzed the current system of legal regulation of logistics in the field of international transport by rail. The necessity of revision of many international agreements and regulations on the transport of goods. Key words: Legal regulation of transport, railway logistics, international shipping, international transportation, legal risks.

Международные соглашения, конвенции и правила являются нормативно-правовой базой, которая регулирует разные аспекты сотрудничества различных государств в части перевозок, в том числе и в области железнодорожных перевозок грузов. Следовательно, международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, конвенций и правил, которые заключают соответствующие органы государств-участников.

Кратко рассмотрим основные международные правовые акты, железнодорожные перевозки, в которых участвует Россия.

Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 09.05.80 г. КОТИФ -это международный договор, заключенный на уровне правительств. Сейчас в Конвенции участвуют 45 стран, в том числе государства Евросоюза и ряд стран Азии и Африки. Россия присоединилась к КОТИФ согласно Федеральному закону от 17.07.09 г. № 152-ФЗ. Ее требования используются при осуществлении железнодорожных перевозок российских внешнеторговых грузов в государства Западной Европы и наоборот. Необходимо подчеркнуть, что Россия стала участницей конвенции с существенными оговорками, при этом нормы соглашения применимы лишь к деятельности, осуществляемой на отдельных промежутках железной дороги - от паромного причала в Балтийске до станции Балтийск (2,84 км), а также от паромного причала Усть-Луга до станции Лужская (1,745 км).

Отдельно следует выделить Приложение В к КОТИФ - Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ), которые регулируют вопросы исключительно международных железнодорожных перевозок грузов. ЦИМ является приложением к КОТИФ и действует только в отношении данных перевозок, список которых определяют участники ЦИМ. Его требования используют по отношению к любому договору перевозки грузов за плату на железной дороге, в том случае, если территории приема и выдачи груза находятся в двух разных странах - членах КОТИФ. Соблюдение Правил ЦИМ не ставится в зависимость от территории дислокации или места работы и гражданства сторон, подписавших договор. Эти требования распространяются также на договора, регулирующие железнодорожные перевозки на платной основе, в том случае, если территория приема груза и пункт его выдачи расположены в двух разных странах, одна из которых обязательно должна являться участницей конвенции. А также, если стороны согласны с тем, что договор соответствует требованиям ЦИМ (§ 1-2 ст.1).

Единые правовые предписания также не устанавливают ни обязательной формы накладной, ни языков ее заполнения, закрепляя возможность сторон договора перевозки согласовывать эти вопросы между собой. То есть, ЦИМ предоставляет право международным ассоциациям перевозчиков самим устанавливать образцы накладных с согласия своих клиентов.

В области организации и осуществления международных перевозок грузов железнодорожным транспортом одним из первых было заключено Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), вступившее в законную силу с 01.11.51 г. и соблюдается до настоящего момента. Требования СМГС распространяются на страны бывшего социалистического лагеря Восточной Европы и Азии, а также республики входившие в состав СССР. Участниками данного соглашения

являются министерства, чьим ведением является железнодорожная инфраструктура (Албания, Азербайджан, Болгария, Беларусь, Вьетнам, Венгрия, Иран, Грузия, Китай, Казахстан, Киргизия, Северная Корея, Литва, Латвия, Монголия, Молдова, Россия, Польша, Туркмения, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Эстония).

Основная задача Соглашения сводится к тому, что оно унифицирует условия перевозки и применение единых перевозочных документов для всех железных дорог, расположенных в государствах, подписавших данный документ.

Наряду с основным текстом СМГС, в дополнение к нему (в качестве приложений) были приняты: Единый международный транзитный тариф (ЕТТ), используемый для определения размера платы за перевозку транзитных грузов по железным дорогам стран - участниц Соглашения; Служебную инструкцию к СМГС; Правила пользования вагонами в международном железнодорожном грузовом сообщении (ППВ); Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии; Особенности применения СМГС (ОП СМГС), Правила перевозок опасных грузов (приложение 2 к СМГС), введенные в действие с 01.07.06 г. и регламентирующие перевозку опасных грузов в международном сообщении, за исключением стран СНГ и прибалтийских государств.

Кроме СМГС в Российской Федерации используют и другие важнейшие соглашения, которые регламентируют правила международных железнодорожных перевозок грузов:

- Соглашения о прямых железнодорожных сообщениях с Австрией, Финляндией, Афганистаном, Ираном, Турцией, Югославией, Абхазией.

- Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении.

Помимо этого, для организации международных железнодорожных перевозок грузов очень важны различные акты Совета по железнодорожному транспорту стран, входящих в Содружество Независимых Государств, созданного Соглашением глав правительств государств-участников СНГ 14.02.92 г. для обеспечения устойчивых экономических связей государств - участников Содружества, среди них:

- Соглашение о перевозке грузов на особых условиях (утв. на 15-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту стран-участников СНГ 05.04.96 г.);

- Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные на 15-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту стран-участников СНГ, имеющих статус нормативно-правового акта, который содержит лицензионные условия к юридическим и физическим лицам, занимающимся перевозками опасных грузов на железнодорожном транспорте;

- Порядок перевозок скоропортящихся грузов в вагонах-термосах в международном сообщении (утв. на 46-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ).

Для смешанных железнодорожно-водных международных перевозок грузов на Совете по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ принимаются специальные правила на основе СМГС, которые устанавливают требования и условия осуществления перевозок грузов в непосредственном железнодорожно-паромном сообщении между железными дорогами и конкретными портами различных государств. Подобные правила регламентируют вопросы взаимодействия, которые возникают между железнодорожными службами, с одной стороны, судовладельцами, с другой, а также получателями и отправителями, с третьей стороны, при осуществлении перевозок грузов и согласовании различных условий их перевозок в непосредственном железнодорожно-паромном сообщении стран-участников и по морскому участку между портами.

Из приведенных основных международных соглашений и правил видно, что в настоящее время перевозка грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении осуществляется в основном в рамках двух правовых систем КОТИФ (ЦИМ) и СМГС.

Основные особенности КОТИФ (ЦИМ) и СМГС заключаются в следующем: КОТИФ (ЦИМ) - это международный договор, заключенный на уровне глав правительств, а СМГС также международный договор, но межведомственного характера. Данные документы регулируют вопросы перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении между разными странами-участниками.

Если ЦИМ действует только применительно к перевозкам по указанным железнодорожным путям, список которых определяют участники Конвенции. То по СМГС производится перевозка грузов в непосредственном международном грузовом сообщении между железнодорожными станциями,

117

открытыми для грузовых операций. Согласно Соглашению договор перевозки оформляется накладной единого образца, ее бланки печатаются, а их заполнение осуществляется на одном или двух рабочих языках (китайском и русском). ЦИМ не устанавливает ни обязательной формы накладной, ни языков ее заполнения, закрепляя возможность за сторонами договора перевозки согласовать эти вопросы самим. То есть, согласно правилам Конвенции международные ассоциации перевозчиков с согласия клиента устанавливают те образцы накладных, которые их устраивают. По данному договору, основные сроки доставки грузов составляют для грузов значительной скорости 400 тарифных километров в сутки. По СМГС срок на перевозку груза с повагонной отправкой на большой скорости -320 тарифных километров в пределах каждой железной дороги в сутки. В соответствии с требованиями ЦИМ предельный размер ответственности перевозчика в случае несохранноси, или, наоборот, в целости перевезенных грузов, определен в специальных расчетных единицах Международного валютного фонда - СДР. В настоящее время предел ответственности перевозчика за несохранность груза составляет 17 СДР за 1 кг. Ответственность перевозчика по Соглашению определена в пределах действительной стоимости груза, а при его перевозке с объявленной ценностью осуществляется в ее пределах. ЦИМ ограничивает сумму ответственности за просрочку в доставке четырехкратной суммой провозных платежей, СМГС - 30% провозных платежей.

В связи с реформированием организаций железнодорожного транспорта в разных странах, в том числе в России, возникают «пробелы» в указанных выше нормативных правовых актах. Например, Российская Федерация изменила национальное законодательство, многие нормы которого не согласуются теперь с нормами СМГС и других актов.

В целях оптимизации возможных правовых рисков, в том числе для ликвидации препятствий в осуществлении международных железнодорожных перевозок грузов для новых участников перевозочного процесса, назрела необходимость значительного пересмотра многих международных соглашений и правил в области перевозок грузов.

Литература:

1. Адамов Н.А. Современные парадигмы, методы и цели логистики как научного направления // Российский экономический интернет-журнал, № 1, 2014.

2. Иконникова И.В., Адамов Н.А. Особенности логистизации хозяйственных процессов отечественных бизнес-структур в условиях риска // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. -2012. - № 1.

3. Новиков Д.Т., Субботин А. Управленческие инновации в логистике // Финансовая жизнь, № 4. С. 55-59.

4. Одесс В.И. Денежные потоки // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 1999. № 5-6. С. 3.

5. Прокофьева Т.А. Развитие логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России // Логистика. 2012. № 6. С. 26-29.

6. Прокофьева Т.А., Адамов Н.А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России. - М.: ИД «Экономическая газета», 2011. 302 с.

7. Проценко И.О., Абрамова И.Е. Концептуальные основы логистического менеджмента качества в сервисной экономике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 1. С. 13-18.

8. Шумаев В.А., Захаров Д. Логистика инновационной деятельности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 202-205.

9. Якутин Ю.В., Курбатов О.Н. Проблемы управления смешанной экономикой // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2008. № 1. С. 22-27.

10. Якутин Ю.В. Сфера транспортных услуг: стратегические и программные аспекты совершенствования // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 3. С. 82-99.

11. Алимусаев Г.М. Макроэкономические предпосылки логистической рационализации работы с отходами производства // Российский экономический интернет-журнал. 2013. № 4. С. 3.

12. Алимусаев Г.М. Повышение эффективности логистически-ориентированного межфирменного взаимодействия в сфере отходообразования и отходопотребления // Российский экономический интернет-журнал. 2013. № 4. С. 4.

13. Алимусаев Г.М. Развитие внутрикорпоративных инструментов логистизации процессов, связанных с образованием и применением отходов лесного хозяйства // Российский экономический интернет-журнал. 2013. № 4. С. 5.

14. Брынцев А. Логистика и продвижение товара // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 4. С. 48-50.

15. Кеменов А.В. Логистическое управление инвестиционно-строительными процессами на кор-

поративном уровне // Российский экономический интернет-журнал. 2012. № 3. С. 130-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.