Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
449
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТ / СПОРТ / ВИДЫ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА / ОБЪЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЯ / SPORTS TOURISM / TOURIST / SPORT / TYPES OF SPORTS TOURISM / OBJECTS OF TOURIST ACTIVITY / STRATEGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Божко А.С.

В статье рассматривается вопрос о текущем состоянии и потенциале развития спортивного туризма в Российской Федерации, анализируются меры поддержки данного направления на государственном уровне. Проведен анализ международного опыта развития спортивного туризма и подготовлены предложения по его реализации в России. Не оставили также без внимания участие частного бизнеса в развитие данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF SPORTS TOURISM IN RUSSIA AS A NEW DIRECTION OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES

The article focuses on the current state and development potential of sports tourism in the Russian Federation, analyzes the measures to support this direction at the national level. It contains the analysis of international experience in the development of sports tourism and proposals for its implementation in Russia. It also examines the participation of private business in the development of this direction.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

А.С. Божко, экономист НИИ статистики Росстата (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11304

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о текущем состоянии и потенциале развития спортивного туризма в Российской Федерации, анализируются меры поддержки данного направления на государственном уровне. Проведен анализ международного опыта развития спортивного туризма и подготовлены предложения по его реализации в России. Не оставили также без внимания участие частного бизнеса в развитие данного направления.

Ключевые слова: спортивный туризм, турист, спорт, виды спортивного туризма, объекты туристической деятельности, стратегия.

В настоящее время туризм является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации, экспорта услуг туристского сектора занимает 3 место в мировом экспорте после продукции топливно-энергетического сектора и химической промышленности. Согласно данным Всемирного экономического форума - 2019 Россия заняла 39-е место в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (Travel & Tourism Competitiveness Index, TTCI). Туризм обеспечивает комплексное взаимодействие различных видов экономической деятельности - транспорт, гостиничное хозяйство, коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и многие другие. Таким образом, туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики [4].

На сегодняшний момент выделяется достаточно большое количество направлений туризма, среди которых можно выделить: гастрономический, образовательный, молодежный, социальный, культурно-познавательный, деловой, сельский, экологический, круизный, автотуризм, научный, приключенческий/экстремальный, событийный, спортивный, религиозный.

Спорт является важным направлением развития туризма. Можно рассматривать

его вклад в этот вид экономической деятельности с двух позиций:

1. обеспечение фокусирования в местах проведения спортивно-зрелищных мероприятий большого количества граждан (туристов). В России ежегодно проводится более 700 спортивных мероприятий, на которых приезжает не менее 80 млн. участников [12].

2. наличие спортивно-природно-культурной инфраструктуры создает благоприятные условия для занятия туристами спорта, поддержания ими здорового образа жизни. Фактически, развитие спортивного туризма зависит от наличия развития объектов спортивной инфраструктуры и соответствия природных, погодно-климатических условий соответствующему направлению спорта.

Сегодня спортивный туризм можно определить как вид отдыха, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорирован-ных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, и прочее), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Спортивный туризм является быстрорастущим сектором мировой индустрии туризма [10].

В мировой практике спортивный туризм определяется, как важная состав-

ляющая в туристской деятельности, обеспечивающая конкурентоспособных условия для национальных предприятий данного вида экономической деятельности. Спортивный туризм-следует рассматривать более в широком понятии, нежели проведение культурно-спортивных мероприятий, поскольку он дает возможность создать новые туристических продуктов,

обеспечить формирование территориального образования как бренда [12].

В России спортивный туризм является достаточно популярным, о чем, в частности, свидетельствует динамика, представленная на рисунке, отражающая изменение числа занимающихся спортивным туризмом в России за период с 2010 по 2019 годы.

600 000

500 000

OJ

400 000

358 403

4GQ 1РП

381 878

513 817

391 623

405 882 399 845

333 802

л 300 000

х

m

о 200 000

55

100 000

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Год

Рис. Динамика изменения числа занимающихся спортивным туризмом с 2010-2019 гг. в

России [3]

На основании данных, представленных на рисунке, можно отметить, что в период с 2010 до 2015 года наблюдается рост числа занимающихся спортивным туризмом на 21,59% (72 080 чел.). Далее с 2015 по 2018 года фиксировалось варьирование данного показателя в интервале 370-400 человек. Принятие федеральных и региональных программ, ориентированных на

поддержание направлений в области любительского спорта, позитивно отразилось в 2019 году на динамике анализируемого показателя, обеспечив достижения максимального значения - 513 817 человек.

Опираясь на данные Росстата и Министерства спорта, представим информацию по отдельным показателям спортивного туризма в России (табл.).

0

Таблица. Динамика показателей спортивного туризма с 2010 по 2019 гг. [3, 9]

Показатели/ Год 2010 2015 2017 2018 2019

Число детей, отправленных в оздоровительные лагеря, тыс. человек 4 893,9 4 661,2 4 422,5 - -

Количество приверженцев идеи спортивного туризма, человек 333 802 405 882 384 767 373 758 513 817

Число спортивных сооружений, ед. 247 955 281 842 305 288 311 905 322 758

Как и у любого другого вида туризма, у спортивного есть ряд своих преимуществ и недостатков. К положительным моментам можно отнести:

- спорт побуждает туристов к путешествиям;

- спортивный туризм обеспечивает постоянную или сезонную загрузку мощностей предприятия туристского сектора территориального образования, что положительно сказывается на динамике его социально-экономического развития;

- деньги, полученные от спортивного туризма можно реинвестировать в местную экономику;

- способствует созданию новых рабочих мест в рамках территориального образования;

- благодаря развитию направлений спортивного туризма обеспечивается создание территориального образования как бренда в данном направлении;

- развитие инфраструктуры и объектов спортивного туризма обеспечивает привлечение инвестиций в экономику территориального образования;

- развитие У1Р-продукта в спортивно-туристическом секторе;

Несмотря на достаточное число положительных моментов, важно также рассмотреть отрицательные, среди которых можно выделить:

- ухудшение состояния окружающей среды, за счет иррационального использования туристами ресурсов территориального образования, отсутствие необходимой культуры обращения с твердыми бытовыми отходами в местах дикой природы, а также создание инцидентов по загрязнению водных объектов;

- игнорирование туристами этнокультурных особенностей и традиций населения, проживающего в территориальном образовании;

В рамках международного опыта статистический учет граждан, которых можно определить как спортивных туристов, осуществляется по следующим направлениям:

- по возрасту; предполагается выделение возрастных групп, что в последующем позволяет изучить потребительские пред-

почтения граждан в рамках спортивного туризма;

- по полу; каждый вид спорта имеет свою специфику, а также ориентирован преимущественно либо на мужчин, либо на женщин; включение гендерного признака позволяет снизить нагрузку на просто респондентов, относительно из потребительских предпочтений по выбору того или иного направления в рамках спортивного туризма;

- по реальным денежным доходам населения; показатель является ключевым фактором, определяющим возможность занятия гражданами интересным им видом спорта и соответствующим направлением спортивного туризма;

- по количеству участников; в спортивном туризме можно выделить массовые и индивидуальные. К первому виду можно отнести командные турниры: футбол, хоккей. К индивидуальным: марафоны, фехтование, борьба.

Спортивный туризм можно разделить на два основных направления: любительский и профессиональный.

В России профессиональный спортивный туризм имеет давние традиции и его правильнее рассматривать как участие граждан в рамках мероприятий Федерации спортивного туризма России, основанного на уставе ФСТР (Федерации спортивного туризма России) действующего с 24.11.2012 года [10].

Отличительной чертой любительского от профессионального спортивного туризма является отсутствие занятия граждан спортом или участия в мероприятиях, связанных со спортом на системной основе.

В спортивном туризме выделяются следующие ключевые направления [1, 11]:

1. Пешеходных туризм (передвижение на туристском маршруте производится в основном пешком. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности - в районах со сложным рельефом и климатическими условиями);

2. Горный туризм (пешие походы в условиях высокогорья. Основной задачей является прохождение горных перевалов,

восхождение на вершины, траверсы горных хребтов; наиболее популярным является альпинизм);

3. Водный туризм (сплав по рекам на средствах сплава (судах), как правило в горной местности. Основной задачей является прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями её течения; наиболее популярным является вейкбординг; виндсерфинг; дайвинг и водные лыжи);

4. Лыжный туризм ( передвижение на туристском маршруте производится в основном на лыжах. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному и снежно-ледовому покрову на лыжах, для высоких категорий сложности - в условиях суровых климатических зон и в горной местности; наиболее популярными являются-горные лыжи и сноуборд);

5. Парусный (путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озёр. Основной задачей является выполнение плана похода судна в соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в открытом море);

6. Пещерный или спелеотуризм (путешествия по подземным полостям (пещерам, системам пещер, в том числе частично затопленным водой). Основной задачей является преодоление структурных препятствий, встречающихся в пещерах);

7. На средствах передвижения (раздел, включающий в себя велосипедный туризм, конный туризм и автомототуризм. Основной задачей является преодоление на протяженном маршруте рельефно-ландшафтных препятствий (дороги и тропы с различным рельефом и покрытием, вплоть до дорог на грани проезжаемости (проходимости), туристических, скотопрогонных троп и троп миграции животных, броды и переправы, горные перевалы, траверсы и т.д.) в сложных условиях, как правило, в горной или сложной по климату и рельефу сильнопересеченной местности; наиболее популярным является дельтапланеризм);

8. Комбинированный (походы, сочетающие в себе элементы различных видов туризма).

Успешная реализация спортивного туризма в рамках территориального образования во многом зависит от наличия профильных программ на федеральном и региональном уровнях, а также нормативно-правовых документов, регулирующих порядок организации и проведения их мероприятий.

Основными федеральными нормативными правовыми документами, определяющими развитие данного направления, являются [5-8]:

- стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года;

- стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года;

- стратегия развития туризма в России до 2035 года;

- стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года;

- стратегия развития здравоохранения на период до 2025 года.

Изучение обозначенных ранее нормативно-правовых документов и иных аналитических материалов показало, что ключевыми вопросами развития спортивного туризма на государственном уровне являются [2]:

1) «антиреклама» России в зарубежных СМИ как объекта туристической привлекательности (преступность, терроризм, слабая инфраструктура, авторитаризм, недостатки в обслуживании...)

2) длительность получения виз для иностранных граждан;

3) пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами; может привозить к закрытию отдельных курортных центров, например, горнолыжных баз;

4) загрязнение окружающей среды из-за увеличения количества туристов в спортивных и экстремальных турах; может приводить к наложению запрета на проведение каких-либо публично-массовых мероприятий и, таким образом, не способствует развитию туристкой деятельности в рамках того или иного территориально образования;

5) недостатки в системе профессионального образования по подготовке кадров в спортивно-туристской деятельности

(малое количество вузов, ведущих подготовку менеджеров сферы туризма; уровень образования по профилю «менеджмент в спортивном туризме» намного ниже, чем в европейский вузах).

Полагаем, что для решения обозначенных вопросов целесообразно реализовать следующие механизмы государственного регулирования:

1) упростить процесс получения визы для иностранных граждан учитывая уже накопленный опыт по регулированию безвизового режима и учитывать нужно COVID-2019; (нужно так же учитывать фактор влияние на закрытие границ).

2) на нормативно-правовом уровне разработать требования к оформлению туристического маршрута и учета, в рамках текущего документа, вопросов, относящих к компетенции роспотребнадзора, МВД РФ, МЧС РФ и других органов исполнительной власти регионального и федерального уровнях.

3) ввести, в рамках образовательной среды, профильные курсы для граждан, предоставляющих услуги в области спортивного туризма, включающие прохождение практики, в таких направлениях, как: оказание доврачебной медицинской помощи, спортивное ориентирование, знакомство с регламентом (порядком) организации проведения массовых мероприятий в рамках территориального образования, включая согласование со всеми необходимыми инстанциями (МВД РФ, МЧС РФ и другие), а также основы, в рамках выбранного направления спорта; сертификация таких специалистов позволит повысить качество обслуживания, заложит возможность сформировать одного из направлений в области подготовки специалистов для туристского сектора России.

Факторами роста развития спортивного туризма в России, учитывая международную практику, являются:

Библиографический список

1. Андреева Ю.Ю. Наиболее популярные виды спортивного туризма и экстремального туризма. Обзор // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - №4. - С. 47-53.

2. Мендель Т.В. Проблемы развития спортивно-туристской деятельности в России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - №1 (23). - С. 86-88.

- мировое признание спортивного туризма как одного из направлений туристической деятельности;

- повышение информирования граждан о мероприятиях, относимых к спортивному туризму и создание благоприятного информационного фона, с целью популяризации данного направления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рост участия женщин в спорте (кардинальное изменение за последние 20 лет);

- активное внедрение цифровых и иных технологий, в что числе система геопозиций, система диагностики, VAR и тому подобное;

- предоставление грандов на финансовое обеспечение расходов в целях реализации мероприятий в области спортивного туризма;

- спортивные мероприятия могут быть использованы как эффективная площадка пропаганды бережного отношения к природе;

- открытость органов власти, в том числе прозрачностью процедур по оформлению документов, требуемых в соответствии с текущим законодательском;

- наличие программ по субсидированию и кредитованию малого и среднего бизнеса.

Заключение. Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что в последние годы спортивный туризм в Росси активно развивается, в том числе благодаря принятию профильных государственных программ. Дальнейшее развитие спортивного туризма во многом определяется развитием программ поддержки малого и среднего бизнеса, внесением дополнений в профильные нормативно-правовые документы прежде всего федерального и регионального уровней, позволяющие офи-циализировать данное направление в области туризма.

3. Министерство спорта Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsport.gov.ru (дата обращения: 12.11.2020).

4. Найденов А.М. Понятие туризма как сферы экономической деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №19 (123). - С. 476-487.

5. Об утверждении Стратегии Государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года №326-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 10.11.2020).

6. Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 г. и комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 года №1188-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72166836 (дата обращения: 10.11.2020).

7. О программе стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 10.11.2020).

8. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года №254 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 10.11.2020).

9. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru, свободный. - (дата обращения: 12.11.2020).

10. Федерация спортивного туризма России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tssr.ru, свободный. - (дата обращения: 10.11.2020).

11. Что такое спортивный туризм? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oldeem.ru/chto-takoe-sportivnyj-turizm (дата обращения: 10.11.2020).

12. Destination British Columbia. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.destinationbc.ca/content/uploads/2018/08/TBE-Guide-Sport-Tourism-Jun2013_2.pdf, свободный. - (дата обращения: 10.11.2020).

13. World Tourism Organization (UNWTO).- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/ru, свободный. - (дата обращения: 10.11.2020).

TOPICAL ISSUES IN THE DEVELOPMENT OF SPORTS TOURISM IN RUSSIA AS A NEW DIRECTION OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES

A.Y. Bozhko, Economist NII statistics of Rosstat (Russia, Moscow)

Abstract. The article focuses on the current state and development potential of sports tourism in the Russian Federation, analyzes the measures to support this direction at the national level. It contains the analysis of international experience in the development of sports tourism and proposals for its implementation in Russia. It also examines the participation ofprivate business in the development of this direction.

Keywords: sports tourism, tourist, sport, types of sports tourism, objects of tourist activity, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.