Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития экологического предпринимательства в России'

Актуальные вопросы развития экологического предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1506
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ / РАБОТ И ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / MARKET FOR ENVIRONMENTAL SERVICES / OPERATIONS AND PRODUCTION / ENVIRONMENTAL ENTREPRENEUR-SHIP / ENVIRONMENTAL AUDITS / ENVIRONMENTAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Злобин Сергей Владимирович

Статья посвящена актуальным вопросам развития рынка экологических услуг, работ и производства в Российской Федерации. Автором обозначены основные этапы формирования экологического предпринимательства в нашей стране. Проанализированы основные нормативные акты, регулирующие данную область. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего экологическое предпринимательство. Предложено авторское понимание «экологического аудита», «экологического страхования», понятие «экологического рынка»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF ENVIRONMENTAL BUSINESS IN RUSSIA

Article is devoted to the development of markets for environmental services, operations and production in the Russian Federation. The author outlines the key stages of environmental business in our country. Analyzes the main regulations governing this area. Formulated some proposals to improve legislation regulating environmental entrepreneurship. The author's interpretation of "environmental audit", "environmental insurance", the concept of "environmental market".

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития экологического предпринимательства в России»

4.2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Злобин Сергей Владимирович, соискатель. Должность: Заместитель Председателя. Место работы: Волгоградский областной суд. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам развития рынка экологических услуг, работ и производства в Российской Федерации. Автором обозначены основные этапы формирования экологического предпринимательства в нашей стране. Проанализированы основные нормативные акты, регулирующие данную область. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего экологическое предпринимательство. Предложено авторское понимание «экологического аудита», «экологического страхования», понятие «экологического рынка»

Ключевые слова: рынок экологических услуг, работ и производства; экологическое предпринимательство, экологический аудит, экологическое страхование.

TOPICAL ISSUES OF ENVIRONMENTAL BUSINESS IN RUSSIA

Zlobin Sergey Vladimirovich, competitor. Position: ViceChairman. Place of employment: Volgograd regional court. Email: [email protected]

Annotation: Article is devoted to the development of markets for environmental services, operations and production in the Russian Federation. The author outlines the key stages of environmental business in our country. Analyzes the main regulations governing this area. Formulated some proposals to improve legislation regulating environmental entrepreneurship. The author's interpretation of "environmental audit", "environmental insurance", the concept of "environmental market".

Keywords: market for environmental services, operations and production, environmental entrepreneurship, environmental audits, environmental insurance.

Объективный процесс реализации экономических реформ в Российской Федерации, подготовительный период к вхождению в ВТО закономерно привели к возникновению института предпринимательской деятельности в сфере экологического производства, выполнения работ и оказания услуг. Данный институт в силу своей новизны для России на сегодняшний день оказался практически не урегулированным законодательно.

Поэтому анализ правовых проблем предпринимательских отношений по поводу регулирования экологического производства, выполнению работ и оказанию услуг представляется жизненно важным и необходимым. Экологические предпринимательские отношения возникают между предпринимателями и потребителями, между равными субъектами-предпринимателями, между предпринимателями и государством, и обладают определенной спецификой. Специфика этого вида предпринимательства определяется, прежде всего, особенностью объекта данного вида деятельности. Данные отношения носят не только предпринимательский характер, направленный исключительно на получение прибыли, но и имеют специфическую и значимую как для человека, так и для

общества в целом цель - рациональное природопользование и охрану окружающей среды.

В России экологическое предпринимательство, как сегмент национального рынка, существует с 1985-1990 годов. В 1985-1986 году, с начала проведения перестройки народного хозяйства в СССР, стали возникать экологически ориентированные артели и кооперативы, осуществляющие свою деятельность за счет переработки вторичного сырья (макулатуры), использования отходов производства и др. После аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) в связи с необходимостью ликвидации последствий аварии экологоориентированные кооперативы и малые предприятия получили дальнейшее развитие.

В 1987 году после проведения Пленума ЦК КПСС о перестройке социалистической экономики и хозяйственной деятельности в новых экономических условиях, принятия Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 7 января 1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»1, в котором отмечалось, что «проводимая работа по улучшению природопользования слабо базируется на достижениях научнотехнического прогресса. Крайне недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы, комбинированные производства, обеспечивающие полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов», Закона СССР «О государственном предприятии» 1987 г.2, Закона СССР «О кооперации в СССР» 1988 г., получила свое дальнейшее развитие деятельность, которая буквально через несколько лет получит статус предпринимательской, в том числе и имеющая экологическую направленность.

В 1990 году с принятием Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.3 и Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий»4 от 3 июля 1991 г. начинается следующий этап развития предпринимательской деятельности в России.

В 1991 г. был принят Закон РСФСР «О плате за землю», основной целью которого являлось проведение ценового зонирования территорий для налогообложения, а также Земельный кодекс РСФСР. В этот период принимается и ряд подзаконных актов, создавших механизм реализации положений этих законов по вопросам взимания платы за загрязнение окружающей природной среды, и утвердившие перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могли засчитываться в счет платежей5.

Таким образом, 1990-1993 г.г. можно охарактеризовать высоким темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них, а также дальней-

1 См.: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 января 1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» // СП СССР. 1988. № 6. Ст. 14.

2 Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-Х1 «О государственном предприятии (объединении)» (с изменениями от 7 апреля, 3 августа 1989 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

3 Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

4 Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июля 1991 г. // Ведомости сНд РСФСР и ВС РФССР. 1991. № 27. Ст. 927

5 См., например: Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия». // Российская газета. 1992. 16 сентября и др.

шим развитием предпринимательской деятельности в России. Весьма немаловажен и тот факт, что именно в этот период впервые происходит закрепление в Конституции России 1993 г. ряда важнейших экологических прав и обязанностей человека и гражданина, а также принимается Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», впервые предусмотревший серию действенных требований, стимулов и ограничений в области охраны окружающей среды, распространяющихся, в том числе, и на лиц, занимавшихся экологическим предпринимательством.

Необходимо заметить, что произошедший в 19941996 гг. спад производства, кризис неплатежей, продолжающаяся инфляция и ряд других негативных факторов положили начало сдерживанию процесса образования сектора малого предпринимательства, привели к ликвидации уже образовав-шихся малых предприятий, в том числе и в жизненно важных для страны сферах реализации новейших достижений научно-технического прогресса.

Вместе с тем, в этот период принимается Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (ВК РФ), Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (ЛК РФ), а Постановлением Правительства РФ от 7 июня

1996 г. № 654 создается Государственный центр экологических программ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Впервые в новейшей истории российского предпринимательства принимается Приказ Минприроды РФ от 21 ноября 1995 г. № 469 «Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций».

В 1996 г. начинается второй этап осуществления оценочного зонирования территорий городских поселений - введение корректировок и обновление существующих схем.6 В Московской области, Нижнем Новгороде, Санкт- Петербурге, Волгограде, Самаре, Иванове, Владивостоке проводятся эксперименты в области экологического страхования.

Как отмечалось в научной литературе, период «с

1997 г. - до настоящего времени можно охарактеризовать как период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм7. В этот период принимаются Закон об отходах8, Закон о промышленной безопасности9, ЗК РФ10, Закон об охране атмосферного воздуха11.

Указанные нормативные акты конкретизировали нормы Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей среды», уточняя экологические требования к предпринимательской экологически опасной деятельности, и создавая систему стимулов для раз-

6 Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений. Утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 105 // Российская газета. 1996. 15 февраля.

7 Бобошко В.И. Разработка механизма эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. - М., 2009.

- С.16

8 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009

9 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

10 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147

11 См.: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охра-

не атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

вития экологического предпринимательства в части разработки новых видов природоохранного оборудования, развития системы экологических услуг (экологический аудит и т.д.).

Именно к этому периоду относится и ряд важных мировых тенденций в области экологического предпринимательства, включая формулирование самого этого понятия, что было впервые сделано в Модельном законе «Об основах экологического предпринимательства» (принят в г. Санкт-Петербурге 13 июня 2000 г. Постановлением 15-6 на 15-ом пленарном заседании межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ)12. Как следовало из указанного документа, под экологическим предпринимательством понимается производственная научно-исследовательская кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов.

С момента принятия Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. начинается новый этап формирования экологического предпринимательства в России. Именно в этом законе впервые появилась ст. 17 «Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды», декларирующая поддержку экологического предпринимательства «посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством». Кроме того, в этот период были приняты ГрадК РФ, ВК РФ13, ЛК РФ14, Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. и ряд других, затрагивающие отдельные аспекты экологического предпринимательства.

В этот же период был взят курс на техническое перевооружение на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий, происходит внедрение на предприятия инвестиционного экологического менеджмента.

В данный период при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и иных подобных рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, крупные организации и банки начинают требовать проведения экологического аудита, регламентируемого рядом государственных стандартов (на основе стандартов серии ^О 14000)15.

В научной литературе экологическое предпринимательство все чаще связывают с оказанием услуг по экологическому аудиту и экологическому страхова-нию.16 В России нормативная правовая база, как эко-

12 http://www.lawmix.ru/abro/4475.

13 Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381

14 Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ 2006. № 50. Ст. 5278.

15 Бобошко В.И. Разработка механизма эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. - М., 2009.

- С.15-16

16 См.: Бажайкин А.Л. Экологическое страхование: Теория, практика правового регулирования: автореф. . дис. . канд. юрид. наук. - М., 2002; Юсупов Т.З. Гражданско-правовые аспекты экологического аудирования: автореф. дис. . канд. юрид. наук. -М., 2004; Иутин И.Г. Правовые основы экологического аудита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008; Марьин Е.В. Организационно-правовой механизм экологического аудита: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2009 и др.

логического аудита, так и экологического страхования до настоящего времени находится в стадии формирования. Например, в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды»17 содержится определение экологического аудита, однако специальных статей, посвященных этому виду деятельности нет. Следует заметить, что данное определение осталось не воспринятым ни в подзаконных актах, ни в научной доктрине, и на сегодняшний день экологический аудит определяется различными терминами, что обусловлено недостаточным осознанием в обществе роли этого рыночного инструмента экологического регулирования.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 1 определяет экологический аудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.

На наш взгляд, экологическую аудиторскую деятельность необходимо рассматривать как самостоятельный вид аудиторской предпринимательской деятельности, а экологический аудит - как вид аудита. Экологическая аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по проведению экологического аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, выполняемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, являющихся членами одной из саморегулируемых организаций. Под экологическим аудитом следует понимать независимую проверку деятельности аудироемого лица в целях выражения мнения о соответствии его природоохранной деятельности законодательству. По видам можно экологический аудит разделить на обязательный и добровольный (инициативный).

Что касается экологического страхования, то Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года № 2060-118 впервые ввел нормы, касающиеся экологического страхования как особого вида страхования и как рыночного инструмента управления в сфере охраны окружающей среды. Статья 23 Закона определяла добровольное и обязательное страхование экологической ответственности физических и юридических лиц, объектов их собственности, дохода и/или обязательств на случай экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф. Закон предусматривал создание единой системы специальных фондов экологического страхования.

Появление нормы об экологическом страховании в Федеральном законе № 2060-1 вызвало много вопросов, которые являются актуальными и сегодня. Прежде всего, речь идет о необходимости установления ответственности сторон, доказательства вины, а также расчете величины экологического ущерба и размера компенсации.

Необходимо заметить, что различные правовые акты оперируют понятием «экологическое страхование», однако в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует правовое определение понятия «экологическое страхование».

Основными законодательными актами, образующими юридическую основу страхования в Российской Федерации, являются: Гражданский кодекс РФ, кото-

17 СЗ РФ. 2002. № 2 .Ст. 133.

18 Ведомости СНД РФ и ВС РФ.1992 г. № 10. Ст. 457.

рый является главным актом гражданского права, устанавливающим основные правила для всех частных и публичных сделок, а также Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года №4015-1.19

Российское законодательство в самом общем виде определяет страхование как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

На официальном сайте Совета Федерации в 2007 г. была опубликована Концепция проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании» где понятие экологического риска рассматривается с двух сторон. Во-первых, с использованием терминологии общей экологии. Исходя из этого, под экологическим риском авторы Концепции понимают вероятность наступления неблагоприятного для экологической системы события, следствием которого являются нарушение гомеостаза экологической системы, снижение ее резистентности или ее деструкция. Во-вторых, без использования специальной экологической терминологии под экологическим риском понимается вероятность наступления неблагоприятного для экологической системы события, следствием которого является нарушение динамически подвижного равновесия экосистемы, функциональной саморегуляции во всех звеньях ее структуры, снижение ее сопротивляемости и устойчивости к воздействию различных факторов или разрушение ее структуры. Исходя из этого, авторы Концепции предлагают понимать экологическое страхование (в широком смысле) как использование механизма страхования для защиты от экологических рисков.

Думается, что мы не можем согласиться с авторами Концепции в понимании экологического страхования. Во-первых, несмотря на оговорку об использовании или не использовании специальной экологической терминологии, и в первом, и во втором определении экологического страхования все-таки присутствует специальная терминология, используемая только в науке «Экология», которая не всегда понятна не специалисту.

Во-вторых, в соответствии со ст.1 Закона об охране окружающей среды, естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственнотерриториальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. Природный комплекс - это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками. Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности, и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Таким образом, оставляя только в определении понятие «экосистема», авторы упускают из вида, что при

19 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

20 http://www.council.aov.ru/lawmakina/report/2007/57/index.html

наступлении страхового случая может произойти и уничтожение в целом природных комплексов и природных ландшафтов, а не только пострадать экосистема, а вред также может быть причинен и гражданину. При этом не следует забывать, что страхование -это гражданско-правовой институт, и при заключении договоров страхования страховые компании (являющиеся коммерческими организациями) будут, прежде всего, исходить из возможности получения прибыли, и только уже во вторую очередь их будет заботить охрана природы. Недаром основное развитие как вид получило страхование гражданской ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды, а остальные виды страхования даже и не рассматривались страховыми компаниями.

Вплоть до принятия специального федерального закона «Об экологическом страховании», состояние дел в сфере экологического страхования будет оставаться пробельным и декларативным

Наряду с указанными в научной литературе видами экологического предпринимательства - экологическим аудитом и экологическим страхованием - в России набирают оборот и другие его виды, в том числе экологический туризм21, образовательные услуги в области охраны окружающей среды, выполнение научных исследований экологической направленности и др., которые до сих пор даже не обозначены как таковые в законодательных актах.

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Однако данная мера «не вписана» в налоговое законодательство, и потому остается декларативной. В практическом плане экологическое законодательство лишь формально и до определенного порога стимулирует хозяйствующего субъекта к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, но никак не поощряет дальнейшее уменьшение такого воздействия. В результате загрязнители не уменьшают выбросы ниже этих норм, даже если это легко осуществить без дополнительных затрат.

Для решения данного вопроса налоговые льготы должны быть прямо предусмотрены НК РФ. Кроме того, стимулом развития экологического предпринимательства может стать льготное кредитование, экологически ориентированная таможенная политика (например, освобождение от таможенных сборов некоторых видов ввозимой в Россию экологической продукции и технологий), развитие системы экологических грантов на разработку и внедрение экологически чистых технологий. При этом особая роль в это процессе должна принадлежать предприятиям малого и среднего бизнеса.

Совокупность видов предпринимательской деятельности в сфере экологии образуют рынок экологических товаров, работ и услуг (экологический рынок). На наш взгляд, экологический рынок - это особая сфера экономической деятельности, регулируемая нормами права, в рамках которой следует выделять специальный состав субъектов; особые объекты, по поводу которых возникают правоотношения; сложные юридиче-

21 Сальникова И.Н.Сельский туризм как фактор достижения устойчивого развития агропромышленного комплекса // Труды орловского регионального отделения вольного экономического общества России. Т.1. - Орел, 2009. - С. 71 -73.

ские составы, порождающие соответствующие правоотношения. При этом характерной чертой данного рынка является значительная роль государства в его регулировании. Необходимо принятие единого закона, регламентирующего в едином правовом режиме предпринимательскую деятельность на экологическом рынке.

Экологическая предпринимательская деятельность всегда будет носить экономический характер, но сам социально-имущественный эффект от этой деятельности носит уже общественный характер, так как речь идет о воздействии на окружающую среду.

Список литературы:

1. Бажайкин А.Л. Экологическое страхование: Теория, практика правового регулирования: автореф. ... дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002.

2. Бобошко В.И. Разработка механизма экологоэкономического регулирования деятельности малых предприятий (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. - М., 2009.

3. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

4. Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7284-ХІ «О государственном предприятии (объединении)» (с изм. от 7 апреля, 3 августа 1989 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

5. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

6. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РФССР. 1991. № 27. Ст. 927.

7. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147

8. Иутин И.Г. Правовые основы экологического аудита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.

9. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ 2006. № 50. Ст. 5278.

10. Марьин Е.В. Организационно-правовой механизм экологического аудита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

11. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 января 1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» // СП СССР. 1988. № 6. Ст. 14.

12. Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений. Утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 105 // Российская газета. 1996. 15 февраля.

13. Сальникова И.Н. Сельский туризм как фактор достижения устойчивого развития агропромышленного комплекса // Труды орловского регионального отделения вольного экономического общества России. Т.1. -Орел, 2009.

14. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009

15. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

16. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

17. Юсупов Т.З. Гражданско-правовые аспекты экологического аудирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

Рецензия

Мировой опыт свидетельствует, что использование экономических рычагов воздействия на природополь-зователей дает больший эффект в деле охраны природы, чем применение только административных санкций. Во всем мире наблюдается тенденция развития экологически ориентированного бизнеса, не является исключением и Россия.

Статья С.В. Злобина посвящена актуальным вопросам развития рынка экологических услуг, работ и производства в Российской Федерации. Автор разработал и обосновал основные этапы становления и развития экологического предпринимательства в нашей стране. Проанализировав с критической точки зрения основные нормативные акты, регулирующие данную область, автор вносит свои предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего экологическое предпринимательство в Российской Федерации.

Анализируя процессы, происходящие в области развития экологического предпринимательства, автор предлагает свое видение следующих понятий: «экологического аудита», «экологического страхования», «экологического рынка».

Таким образом, можно отметить, что данная статья актуальна, имеет научную и практическую новизну, и рекомендуется для печати.

Зав. сектором современного права НИИ общественных и гуманитарных наук Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук,

профессор А.Я. Рыженков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.