45 (381) - 2009
Государственные закупки
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ
С. Ю. СУШков,
кандидат юридических наук, первый заместитель начальника Главного управления материальных ресурсов
Челябинской области e-mail: www.pravmin74.ru
В статье раскрываются преимущества электронных торгов при проведении государственных и муниципальных закупок. Автор делает акцент на том, что подобная форма торгов играет важную роль как в экономии бюджетных средств, так и в противодействии коррупции.
Ключевые слова: электронные торги, аукцион, заказы, электронно-цифровая подпись.
Электронные торги в системе размещения государственных и муниципальных заказов в последние годы являются темой актуальной и злободневной. Подходов и методов много, но в основе любой успешной компании лежит, прежде всего, эффективное нормативное регулирование. В настоящее время принят необходимый пакет законов, блок документов антимонопольного регулирования, дополнен базовый Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд», внесены соответствующие поправки в кодекс административных правонарушений рФ, отраслевые и ведомственные нормативные акты. национальный план противодействия коррупции говорит о необходимости совершенствования норм, регулирующих закупки, создании системы контроля контрактных обязательств, а также о переходе преимущественно на аукционные формы торгов. с января по сентябрь 2009 г. за счет средств бюджета Челябинской области
проведено более четырехсот торгов на сумму 5 млрд руб. Более 80 % из них — это открытые аукционы, 13 аукционов размещены в электронной форме.
Электронные аукционы являются одним из видов торгов. Они уже давно используются большинством развитых стран при размещении государственного и муниципального заказа. В россии электронные аукционы пока не столь распространены из-за слабо развитого электронного информационного пространства, отсутствия у большинства заказчиков электронно-цифровой подписи (ЭЦП). тем не менее, в нашей стране они уже официально признаны эффективным инструментом противодействия коррупции, в первую очередь в силу деперсонализации процедуры закупки, отсутствия непосредственного контакта между участниками размещения заказа.
Первые электронные аукционы для государственных нужд в Челябинской области были проведены в 2008 г. сразу была получена экономия — 22 %. В 2009 г. было объявлено 13 аукционов. среднее количество участников по ним — 6. Экономия составила 17,8 %.
рост количества электронных аукционов сдерживается, в первую очередь, рамками бюджетного финансирования. Электронные торговые площадки находятся, как правило, в частной собственности. соответственно, за каждый проведенный аукцион сейчас необходимо платить бюджетные средства.
В настоящее время статистика по обычным аукционам, к сожалению, неутешительна — многие признаются несостоявшимися. Это результат незащищенности обычной процедуры аукциона от сговора участников между собой, а в ряде случаев с заказчиком.
В настоящее время в соответствии с законодательством существует возможность проводить электронные аукционы по двум вариантам: до млн руб. — самостоятельно, и более млн — на площадках, определенных Правительством рФ. на сегодняшний день таких площадок имеется три.
на электронной площадке размещается извещение об аукционе и проект госконтракта. извещение дублируется в бюллетене и на официальном сайте chelgumr. га. Через 10 дней проводится аукцион. За это время участники регистрируются у оператора торговой площадки, получают логин и пароль. Вся эта процедура для участников бесплатна. регистрация действует в течение одного года на любые проводимые аукционы. для заказчика также процедура бесплатна. Ограничение финансирования в нынешних условиях, конечно, сдерживает количество проводимых процедур и не позволяет проводить их в массовом порядке. Электронная торговая площадка обеспечивает любому пользователю сети интернет возможность наблюдения за ходом проведения электронного аукциона. При этом наименования участников скрыты, видны только их кодовые номера. наименование победителя появляется только после завершения аукциона.
Участники аукциона могут вносить предложения лишь на понижение цены контракта. Предложения фиксируются по сумме — с точностью до копеек и по времени — до секунд. Это позволяет четко определить победителя. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа после последнего предложения не поступит другого с более низкой ценой. По окончании аукциона системой автоматически составляется и публикуется на торговой площадке решение и протокол. Протокол подписывается уполномоченным органом и заказчиком, а также публикуется на официальном сайте. Ответственность за правильность регистрации участников, сохранность сведений об участниках и за работу системы несет Оператор торговой площадки.
Основные преимущества электронных аукционов перед обычными:
— сокращаются сроки проведения закупки;
— появляется возможность закупить конкретный товар;
— сокращаются трудозатраты заказчика, уполномоченного органа;
— сокращаются трудозатраты участников
— они не собирают емкий пакет документов, для них исчезает риск ошибки и отклонения заявки;
— значительно уменьшается вероятность сговора между участниками;
— исключены неправомерные действия и ошибки комиссии и аукциониста непосредственно при проведении аукциона;
— появляется возможность автоматического адресного оповещения зарегистрированных участников о том, что будет проводиться такой-то аукцион. и как результат всего вышеперечисленного
— увеличивается конкуренция при проведении аукциона, повышается его эффективность, уменьшается риск коррупции.
конечно, есть и определенные проблемы. Они связаны как с несовершенством законодательства, так и с нерешенностью некоторых организационных вопросов.
1. на федеральном уровне следует ввести жесткий квалификационный отбор участников, допускать к торгам только тех, кто имеет необходимые для исполнения заказов материальные и кадровые ресурсы, исключив из участия посредников.
2. Порядок проведения электронных аукционов менялся уже не менее трех раз с момента выхода Федерального закона № 94-ФЗ. Это приводит к необходимости постоянно уточнять законодательство на местах и перерабатывать автоматизированные системы. Все это, естественно, ведет к дополнительным, часто неоправданным, расходам бюджетов.
3. до сих пор не определено, сколько будет в россии электронных площадок и кому они будут принадлежать — государству или частному сектору. Естественно, не все субъекты Федерации и тем более муниципальные образования готовы рисковать и вкладывать немалые деньги в разработку и приобретение в собственность систем, позволяющих эти торги проводить. кроме того, нужно помнить и про дополнительное обучение сотрудников, которое тоже стоит денег.
Эти проблемы обуславливают задачи, которые необходимо решать совместными усилиями. В первую очередь — на федеральном уровне. Перечислим их.
■ Определение четких направлений дальнейшего
развития системы электронных закупок.
■ Принятие порядка правил отбора электронных
площадок.
■ развитие системы ЭЦП, создание единого пространства — обеспечение возможности участникам работать с одной ЭЦП на любой площадке (сейчас каждая площадка работает только со «своими» удостоверяющими центрами).
на уровне субъекта Федерации считаем необходимым:
— увеличивать количество электронных аукционов, проводить анализ их эффективности, в том числе изучать реальное исполнение контрактов;
— необходимо повсеместное внедрение у получателей бюджетных средств ЭЦП;
— следует осуществлять подготовку специалистов областных и, особенно, муниципальных заказчиков по вопросам электронных аукционов (проведение обучающих семинаров «размещение заказов на открытых аукционах в электронной форме»);
— совершенствовать собственные знания в данной области, обмениваться опытом с другими регионами, участвовать в совершенствовании законодательства на федеральном уровне.
В целом с введением в практику электронных аукционов мы имеем неуклонные положительные результаты закупочной деятельности. тем не менее, в целях дальнейшего повышения ее эффективности необходимо продолжать работу над совершенствованием всей системы электронных торгов.
Список литературы
1. кодекс об административных правонарушениях (коАП рФ): Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».