УДК 343
Шаров Михаил Иванович
Прокуратура Свердловской области
г.Екатеринбург
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
Статья посвящена исследованию современной ситуация в сфере оборота наркотиков и ее влиянию на правопорядок, экономику, здоровье населения и безопасность государства в целом. Предлагается конкретный способ противодействия — повышение эффективности работы всей системы государственный органов. Для решения поставленных проблем, определяется содержания такой юридической категории как субъект прокурорско-надзорных правоотношений исследуемого вида.
Ключевые слова: прокурорский надзор, наркопреступления, борьба с преступностью, незаконный оборот наркотиков, субъекты прокурорско-надзорных правоотношений.
Mikhail Sharov
Prosecutor's office of Sverdlovsk region,
Ekaterinburg
ACTUAL ISSUES OF COMBATING ILLEGAL DRUG TRAFFICKING
The article is devoted to research of current situation in the field of drug trafficking and its impact on the rule of law, economy, public health and safety of the state as a whole. Proposes specific ways to counter — increase the efficiency of the entire system of state bodies. To solve the problems, determined the content of such a legal category as the subject of prosecutorial and Supervisory relationships of the species under investigation.
Keywords: prosecutor's supervision, drag crimes, combating crime, illegal drug trafficking, subjects of prosecutorial and Supervisory relationships.
В России угрожающими темпами растет уровень наркопреступности, которая является одной из главных угроз национальной безопасности нашей
страны [13, 14]. Несмотря на существенный уровень латентности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (выявляется не более 15% от общего числа совершенных) [9], с момента распада СССР количество наркопреступлений в Российской Федерации увеличилось более чем в 15 раз и продолжает возрастать ежегодно (только за период с 2003 по 2014 год количество зарегистрированных наркопреступлений увеличилось более чем в 10 раз с 32 845 до 253 517) [8].
Пугающими темпами растет число лиц больных наркоманией, употребляющих наркотики без назначения врача, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, количество отравлений ранее неизвестными психоактивными веществами, обладающими значительно большим наркогенным потенциалом по сравнению с «традиционными» наркотиками и вызывающими необратимые процессы в организме и психике человека [2].
Только по официальным данным опыт употребления наркотиков имеют более 13% граждан России (18 млн. человек). Общее число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает 6% населения (8,5 млн. человек). Уровень информированности о наркотиках среди молодежи в среднем превышает 80%, достигая среди студентов вузов 92,6% [12].
Распространение наркотиков, помимо прочего, влечет за собой и существенный рост числа общеуголовных преступлений, что также не способствует укреплению правопорядка. По оценкам специалистов, около 70% корыстно-насильственных и корыстных преступлений совершается с целью получения денежных средств для приобретения наркотиков» [4].
По экспертному мнению, глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Иванова, в России 7,5 млн. человек ежедневно тратят на наркотики до 4,5 млрд. руб., а наркоторговцы ежегодно выводят из ВВП страны до 2 трлн. руб [3].
Помимо прочего, незаконный оборот наркотиков является экономической основой таких актуальных вызовы и угрозы современного общества, как организованная преступность, незаконная миграция, коррупция, экстремизм и терроризм, оказывает негативное влияние на темпы социального и экономического развития, представляет серьезную угрозу для всех отраслей народного хозяйства. Исследования Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации подтверждают, что современная ситуация в сфере оборота наркотиков, представляет серьезную угрозу не только здоровью населения, но и экономике страны, правопорядку, а также безопасности Российской Федерации в целом [1].
Прокуратура, как структурный элемент правозащитного механизма государства, обладает уникальными возможностями для качественно повышения эффективности работы всей системы государственных органов.
В результате анализа практики прокурорского надзора в сочетании с нормами Закона о прокуратуре России [15], нами сделан вывод о том, что субъектами прокурорско-надзорных правоотношений в сфере оборота наркотиков являются с одной стороны только прокурор, с другой — поднадзорные субъекты, то есть федеральные органы исполнительной власти (в т.ч. МВД, ФСКН, ФСБ, ФСИН, СКР), законодательные и исполнительной органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, участвующие в реализации государственной антинаркотической политики, а также осуществляющие легальный оборот наркотиков.
Напомним, что согласно п. 7 Стратегии государственной антинаркотической политики [14], государственная антинаркотическая политика — это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.
Исходя из специфики полномочий, прокуратура способна обеспечить не только законность в сфере легального оборота наркотиков, противодействия их незаконному обороту, профилактики правонарушений и наркомании, реабилитации и ресоциализации наркозависемых, но и защиту прав и свобод граждан, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, потребляющих наркотики в немедицинских целях, больных наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, а также огромного количество иных субъектов, права и обязанности которых регулируются законодательством о наркотиках, в том числе уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, трудовым, гражданским, административным и иными отраслями законодательства.
Помимо реализации надзорных функций, эффективности в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и предварительного расследования преступлений в данной сфере возможно добиться только при надлежащем взаимодействии оперативных и следственных служб всех правоохранительных органов, вовлеченных в исследуемый процесс [5, 6], следовательно — надлежащей координации их деятельности по борьбе с преступностью, которая также возложена на органы прокуратуры Российской Федерации [11, 15].
Немаловажное значение имеет не только межведомственное, но и межгосударственное взаимодействие [7], так как каналы поставок наркотиков нередко выходят за пределы одного государства, и Россия не исключение.
Международно-правовая составляющая противодействие незаконному обороту незаконному обороту наркотиков также не может быть эффективно реализована без органов прокуратуры, так как именно прокуратура наделена самым широким спектром полномочий по непосредственному взаимодействию с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями, разработке проектов международных договоров, исполнении запросов о выдаче лиц и правовой помощи [10] и т.д.
В современных условиях, в ходе реализации целей и задач противодействия наркоугрозе, необходимо комплексное применение огромного количества правовых норм, преодоление пробелов и своевременное совершенствование законодательного регулирования, которое также способны обеспечить органы прокуратуры, реализуя функцию участия в правотворческой деятельности (ст. 9 Закона о прокуратуре), на основе мониторинга законодательства и проблем правоприменения.
К числу ненадзорных функций органов прокуратуры следует отнести и участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами (Раздел IV Закона о прокуратуре), в том числе надлежащую реализацию специальных норм Уголовного закона, предусмотренных ст.ст.72.1 и 82.1 УК РФ.
Изложенное сочетание надзорных и ненадзорных функций органов прокуратуры при реализации государственной антинаркотической политики свидетельствует об уникальных возможностях органов прокуратуры для качественно повышения эффективности работы всей системы государственных органов по противодействию распространения наркотиков, следовательно, реализация имеющихся полномочий в данной сфере — приоритетное направление деятельности прокуратуры на современном этапе развития общества.
Вместе с тем, в связи с отсутствием необходимой специализации прокуроров, элементарным незнанием норм права, регулирующих оборот наркотиков и противодействие их незаконному обороту, ситуационной и поверхностной организацией проверок, в течение последних лет сохраняется низкий уровень законности, несмотря на значительный объем прокурорских полномочий.
Ресурсы повышения эффективности и совершенствования надзора органов прокуратуры в исследуемой сфере невозможно изыскать только путем анализа и учета ошибок. Для этого требуются научные исследования и теоретические разработки о закономерностях развития всех аспектов данного направления прокурорской деятельности, комплексного исследования предмета, пределов,
субъектов, объектов, целей и задач, выявления теоретических, правовых и организационных проблем и путей их решения.
Литература
1. Гришин А.В. и др. Пособие. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о профилактике потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов несовершеннолетними» / Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2013. с.3.
2. Иванов В.П., директор ФСКН России, из выступления на брифинге в медиа-центре «РИА Новости», источник: http://www.fskn.gov.ru.
3. Иванов В.П., директор ФСКН России, из выступления на брифинге, источник: http://www.vestifinance.ru/articles/62688.
4. Колокольцев В.А., Министр внутренних дел России, из выступления на заседании объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного государства России и Белоруссии (г. Иркутск) Официальный сайт МВД России / http://mvd.ru/document/1053381.
5. Кривенко А.И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: Монография. М., 2006.
6. Нечаев В.В. Организационно-правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия и органов дознания: Монография. М., 2007.
7. Нурбеков И.М. Криминалистические аспекты взаимодействия с иностранными компетентными органами при расследовании преступлений международного характера // Библиотека криминалиста. 2011. N 1. С. 117.
8. Официальный сайт МВД России http://mvd.ru
9. Роганов С.А. Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений. — СПб: Питер, 2001. — С.4.
10. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 67 от 12.03.2009 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации».
11. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 №567
12. Программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 294-р // «Собрание законодательства РФ», 11.03.2013, N 10, ст. 1062.
13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Интернет-портал "Российской Газеты" от 31.12.2015;
14. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года //«Собрание законодательства РФ», 14.06.2010, №24 ст.3015.
15. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
References
1. Grishin A.V. and others. Prosecutorial supervision over execution of legislation on prevention of use of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues minors" / Acad. Gen. Prosecution Russian Federation. — M., 2013. p.3. (In
Russian)
2. Ivanov V.P., Director Federal drug control service, speaking at a briefing in the media center "RIA Novosti", source: http://www.fskn.gov.ru. (In Russian)
3. Ivanov V.P., Director Federal drug control service, speaking at a briefing, source: http://www.vestifinance.ru/articles/62688. (In Russian)
4. Kolokoltsev, V.A., Minister of internal Affairs of Russia, speaking at a meeting of the ministries of internal Affairs of the Union state of Russia and Belarus (Irkutsk) Official website of the Ministry of internal Affairs of Russia / http://mvd.ru/document/1053381. (In Russian)
5. Krivenko A. I. the Interaction of the investigator and the bodies performing operatively-search activity: Monograph. M., 2006. (In Russian)
6. Nechaev V. V. Organizational and legal bases of interaction of bodies of preliminary investigation and inquiry bodies: Monograph. M., 2007. (In Russian)
7. Nurbekov M.I. Criminalistic aspects of cooperation with foreign competent authorities in the investigation of crimes of an international character // Library CSL. 2011. N 1. p. 117. (In Russian)
8. The official website of the Ministry of internal Affairs of Russia http://mvd.ru (In Russian)
9. Rohan S. A. Synthetic drugs: issues of crime investigation. — SPb: Peter, 2001. — p. 4. (In Russian)
10. The order of the Prosecutor General of the Russian Federation No. 67, dated 12.03.2009 "On organization of international cooperation of the prosecution authorities of the Russian Federation". (In Russian)
11. The regulation on coordination of activities of law enforcement agencies to combat crime, approved by the decree of the President of the Russian Federation dated 18.04.1996 No. 567 (In Russian)
12. The programme "Combating illegal trafficking", approved by order of the Government of the Russian Federation of 04.03.2013 N 294-R // "Collection of legislation of the Russian Federation", 11.03.2013, N 10, article 1062. (In Russian)
13. The national security strategy of the Russian Federation // Internet-portal "Rossiyskaya Gazeta" dated 31.12.2015 (In Russian)
14. The strategy of the state antidrug policy of Russian Federation up to 2020 //"Collection of legislation of the Russian Federation", 14.06.2010, No. 24 V. 3015. (In Russian)
15. Federal law of 17 January 1992 N 2202-I "On the procuracy of the Russian Federation" // sheets of Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation dated February 20, 1992, N 8, p 366. (In
Russian)