ПРАВО
УДК 346.7; 34.01; 349.6
DOI 10.25587ZSVFU.2023.42.52.001
Актуальные вопросы правового регулирования добычи газа
в России
Т. С. Иванова * Н. А. Токмашова Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
г. Якутск, Россия
Аннотация. Перспективы природного газа на континентальном шельфе России весьма значительны. Согласно оценкам экспертов, на континентальном шельфе России находится около 55 трлн кубометров природного газа. Большая часть этих запасов сконцентрирована в Ямало-Ненецком автономном округе, где расположено примерно 43,5 % от общих запасов арктического шельфа. Также значительные запасы природного газа присутствуют в других частях арктического шельфа, таких как Баренцево и Карское моря. Несмотря на довольно полную нормативно-правовую базу, которая регулирует все этапы добычи природного газа, начиная с получения лицензии и заканчивая экологической составляющей, систему нормативных правовых актов в сфере добычи газа можно описать как довольно сложную и многоуровневую. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования добычи и переработки природного газа, связанные с новыми политическими и экономическими вызовами. Авторы приходят к выводу о дальнейшей систематизации законодательства в этой области.
Ключевые слова: законодательство о недрах, добыча природного газа, континентальный шельф, пользование недрами, Арктика, топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность, промышленная безопасность, экологические требования.
© Иванова Т. С., Токмашова Н. А., 2023
Благодарность. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в соответствии с исследовательским проектом № 21-510-22001 «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика», проводимым совместно РФФИ и Фондом «Дом наук о человеке» Франции.
Для цитирования: Иванова Т. С., Токмашова Н. А. Актуальные вопросы правового регулирования добычи газа в России. Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2023, № 3(33). С. 5-20. DOI: 10.25587/ SVFU.2023.42.52.001
Topical issues of legal regulation of gas production in Russia
T. S. Ivanova *, N. A. Tokmachova M.K. Ammosov North-Eastern Federal University Yakutsk, Russia * [email protected]
Abstract. The prospects for natural gas on the Russian continental shelf are very significant. According to experts, there are about 55 trillion cubic meters of natural gas on the Russian continental shelf. Most of these reserves are concentrated in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, where approximately 43.5 % of the total reserves of the Arctic shelf are located. There are also significant reserves of natural gas in other parts of the Arctic shelf, such as the Barents and Kara Seas. Despite the rather complete regulatory framework that governs all stages of natural gas production, from obtaining a license to the environmental component, the system of regulatory legal acts in the field of gas production can be described as quite complex and multi-level. The article deals with the issues of legal regulation of production and processing of natural gas associated with new political and economic challenges. The authors conclude that further systematization of legislation in this area.
Keywords: subsoil legislation, natural gas production, continental shelf, subsoil use, Arctic, fuel and energy complex, energy security, industrial safety, environmental requirements.
Acknowledgments. This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) in accordance with research project No. 21510-22001 «State regulation of subsoil use and environmental protection in France and in the Arctic zone of the Russian Federation: a comparative
study, methodology and practice», conducted jointly RFBR and the House of Human Sciences Foundation of France.
For citation: Ivanova T. S., Tokmachova N. A. Topical issues of legal regulation of gas production in Russia. Arctic XXI century. Humanitarian sciences. 2023, No. 3(33). P. 5-20. DOI: 10.25587/SVFU.2023.42.52.001
Введение
Законодательство Российской Федерации в области добычи природного газа, его переработки, транспортировки и экспорта является разноплановым. На формирование законодательства оказали влияние историческое развитие добычи углеводородов, их стратегическое значение для государства и особенности извлечения из недр, включая экологический фактор.
Развитие добычи природного газа на континентальном шельфе России имеет стратегическое значение для страны. Природный газ является важным экспортным ресурсом России и играет ключевую роль в энергетическом комплексе страны.
За последний год российский газовый сектор испытал значительные трудности в производственных показателях по сравнению с другими отраслями топливно-энергетического комплекса (ТЭК), что связано с неблагоприятной геополитической ситуацией. Основное снижение поставок газа пришлось на экспорт в страны Европейского союза (ЕС), объемы которого упали почти в 2,5 раза и оцениваются Центральным научно-исследовательским экономическим институтом (ЦРЭ) на около 61 млрд куб. м по итогам года, по сравнению с 145 млрд куб. м в 2021 г. [4]. В дневном выражении объемы поставок к концу 2022 г. уменьшились в четыре раза по сравнению с уровнем в декабре 2021 г. В целом объемы добычи газа снизились на 12 %, что сильно поменяло рынок экспорта, как и изменилось направление. Так, Индия и Китай, занимающие не более 20 % из доли экспорта полтора года назад, стали одними из крупных импортеров.
Сокращение поставок российского газа погрузило Европу в энергетический кризис, вызвав рост цен не только на газ, но и на электроэнергию. Как следствие, наблюдается рост импорта СПГ (сжиженного природного газа) примерно на 40 % по сравнению с 2021 г. - до 101 млн т. Дополнительные поставки СПГ смогли компенсировать примерно 60 % потерянных объемов трубопроводного газа из России.
Как сообщил заместитель председателя правления компании НО-ВАТЭК Эдуард Гудков, выступая на Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2023, НОВАТЭК планирует запустить
проект «Арктик СПГ - 2» в конце 2023 г. - начале 2024 г., который предусматривает выпуск порядка 20 млн т СПГ и более 1,5 млн т газового конденсата [1].
В ближайшем будущем колоссальные запасы природного газа в Арктике могут стимулировать формирование в регионе газохимических кластеров и производства водорода, продукция которого востребована как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Рассмотрение и оценка указанных целевых ориентиров и задач развития добывающей отрасли непосредственно связаны с развитием законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе добычи и переработки природного газа.
Законодательство о правах на континентальный шельф
В силу того, что природный газ в основном добывается на континентальном шельфе и в Арктической зоне Российской Федерации, особое место занимают международные правовые акты, регулирующие правовой статус России как арктического государства.
На международном уровне добыча газа на континентальном шельфе регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Однако из положений Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и решений Международного Суда ООН нельзя однозначно сделать вывод о юридической природе прав прибрежных государств в отношении континентального шельфа. Существует две основные концепции, связанные с определением правового статуса континентального шельфа [3, с. 219].
Первая концепция, известная как концепция естественного продолжения, гласит, что суверенные права на континентальный шельф являются производными от суверенитета прибрежного государства и основаны на естественной связи между сухопутной территорией прибрежного государства и прилегающими подводными районами материка. Согласно этой концепции, суверенные права на континентальный шельф присущи прибрежным государствам и основаны на научных исследованиях о естественном продолжении материковой части.
Вторая концепция, «договорная», заключается в том, что суверенные права государств на участки недр континентального шельфа основаны на юридической фикции, которая возникает при наличии шельфовой зоны на расстоянии 200 миль от береговой линии. В соответствии с этой концепцией, права государств на континентальный шельф происходят из международных договоров.
В связи с тем, что Арктический регион является наиболее богатым природными ресурсами и обладает большими перспективами в буду-
щем, в последнее время все больше возникают территориальные споры приарктических государств при определении границ континентального шельфа [7, с. 233]. К государствам, претендующим на часть арктического континентального шельфа, относятся Россия, Канада, Дания, Норвегия и США. В частности, существуют споры о Гренландии между Данией и Канадой, а также споры между Россией, Канадой и Данией относительно определения внешней границы арктического шельфа.
Например, на хребет Ломоносова, кроме России, претендует Дания, считая его давно затонувшей землей Гренландии (более 1 млн кв. км). Канада считает, что это продолжение американского материка. В основе споров лежит вопрос границ континентального шельфа и принадлежности подводных регионов, включая хребет Ломоносова. В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), каждое государство имеет право претендовать на продолжение своего континентального шельфа за пределы 200-мильной экономической зоны, если оно может научно обосновать, что этот шельф является продолжением своего сухопутного массива1.
Россия в 2001 г. подала претензию на продолжение своего континентального шельфа, включая хребет Ломоносова, на основе научных данных, которые подтверждают его связь с северным побережьем России [9]. Канада и Дания также выразили свои претензии на хребет Ломоносова, утверждая, что он является продолжением их континентального шельфа.
Для решения этих проблем важно разработать четкую и сбалансированную нормативную базу с учетом международных стандартов и передовых практик.
Законодательство о национальной, в т. ч. энергетической безопасности в Арктическом регионе
Природный газ - стратегическое сырье, составляющий один из основных источников дохода Российской Федерации. В XXI в. проблема энергетической безопасности приобретает особую актуальность, что обусловлено, с одной стороны, истощением разведанных запасов природных энергоносителей, а с другой - постоянным увеличением потребления топлива и различных видов энергии.
Арктический регион с недавнего времени стал для России основным компонентом при планировании стратегии национальной безопасности страны.
1 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121270/ (дата обращения: 15.08.2023).
Как известно, энергетическая безопасность - важнейшая составляющая национальной безопасности страны, основа устойчивого развития экономики. Однако анализ различных формулировок энергетической безопасности в законодательстве и научной литературе показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, единого определения данного термина не существует, что, в свою очередь, не позволяет разобраться в сущности этой важной составляющей национальной безопасности.
Всеобщая система принципов и целей в сфере энергетической безопасности определена в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 г. № 2162.
В Доктрине дано официальное понятие энергетической безопасности - состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации. Представляется, что данное определение является наиболее емким и содержательным.
В связи с новыми вызовами в геополитическом пространстве особое внимание следует уделить введению секторальных санкций со стороны США и Евросоюза, которые существенно ограничивают возможности сотрудничества России с зарубежными государствами. Например, введены запреты на поставку оборудования для глубоководного бурения и реализацию проектов на арктическом шельфе, а также на разработку запасов сланцевой нефти. В связи с этим российским компаниям необходимо самостоятельно разрабатывать новые технологии для работы на шельфе и осваивать нетрадиционные ресурсы.
В ответ на экономические санкции были приняты Указы Президента Российской Федерации от 21.02.2023 г. № 1123, которыми были внесены изменения в Основы государственной политики Российской
2 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2019 г. №№ 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_324378/ (дата обращения: 20.08.2023).
3 Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 г. N 112 «О внесении изменений в Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302210004 (дата обращения: 20.08.2023).
Федерации в Арктике до 2035 г. [13], и от 27.02.2023 г. N 1264, которыми внесены изменения в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. Данными стратегическими документами поставлены задачи по стимулированию разработки новых нефтегазовых провинций, месторождений трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, производству сжиженного природного газа и газохимической продукции, полезного использования попутного нефтяного газа.
Законодательство о недрах
На национальном уровне в Российской Федерации добыча природного газа регулируется несколькими законами.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»5 является важным нормативным правовым актом, регулирующим добычу газа на континентальном шельфе Российской Федерации и обеспечивающим сбалансированное использование природных ресурсов в интересах экономического развития страны и ее экологической безопасности. В ст. 5 закона определены права РФ на континентальный шельф, они следующие: а) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов; б) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; в) исключительное право сооружать, а также решать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений; г) юрисдикция в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»6 определяет права и обязанности государства и пользователей недр в целях добычи природных ресурсов, включая газ. Согласно
4 Указ Президента Российской Федерации от 27 февраля 2023 г. N 126 «О внесении изменений в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202302270004 (дата обращения: 20.08.2023).
5 Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8560/ (дата обращения: 15.08.2023).
6 Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. N 2395-1 // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_343/(дата обращения: 15.08.2023).
ст. 9 (в ред. от 28 июня 2022 г. N 218-ФЗ), пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Добыча природных ресурсов из недр осуществляется на основании специального разрешения, которое выдается субъектам добычи газа государственными органами.
В ч. 3 ст. 9 указанного закона установлены особые требования к пользователям недр на континентальном шельфе.
Так, пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет.
Согласно закону, только компании с государственным участием (государство владеет не менее 50 % акций) и опытом работы на шельфе не менее пяти лет имеют право на разработку арктического шельфа. С 2016 г. в России действует мораторий на выдачу новых лицензий на шельфовые месторождения. В настоящее время доступ к шельфу предоставлен только компаниям «Газпром» (работает на 29 участках в Арктике, кроме того 5 участков числится у «Газпром нефти») и «Роснефть» (владеет 31 участком). В 2014 г., когда компания «Роснефть» сотрудничала с ExxonMobil, были введены санкции, запрещающие американским компаниям участие в российских проектах на шельфе, что привело к потере российской корпорацией своего партнера. В том же году «Лукойл» выразил желание присоединиться к проекту, однако федеральные органы власти не разрешили компании, а также другим частным иностранным компаниям осуществлять деятельность на шельфе. В 2019 г. Юрий Трутнев высказал идею создания консорциума для разработки шельфовых участков, в котором государству должна принадлежать доля в размере 25 % плюс одна акция, в то время как Минэнерго предложило вариант с долей государства в размере 50 % плюс одна акция [5].
Особенностями добычи природного газа на континентальном шельфе являются технические и финансовые возможности пользователей недр. Например, в связи с такими специфическими геологическими условиями, как подводные склоны, слои с газоносностью и глубины, требуются специальные подходы и методы к добыче в труднодоступных местах [8, с. 161]. Например, строительство подводного добычного
комплекса (ПДК) намного упрощает добычу газа подо льдом, в сложных климатических условиях. Данная конструкция также позволяет избежать неблагоприятных природных и климатических рисков. Норвегия уже давно использует ПДК на своих месторождениях в Снёвит и Ормен Ланге, в России же она используется в Киринском месторождении [6].
Особенностью Федерального закона «О континентальном шельфе» является то, что в главе 6 установлены правила и требования, касающиеся использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности при осуществлении работ на континентальном шельфе. Например, обязательные требования к проведению экологической экспертизы и мониторинга состояния окружающей среды, а также применению современных технологий и методов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Также глава содержит положения о мерах безопасности при осуществлении деятельности на континентальном шельфе, включая требования к оборудованию, процедурам эвакуации и спасательным операциям, захоронениям отходов и других материалов на континентальном шельфе, а также механизмам контроля и надзора за соблюдением требований безопасности.
Закон «О недрах» содержит положения, определяющие общий порядок получения лицензий на осуществление различных видов пользования недрами. В соответствии с законом, лицензирование в области недропользования осуществляется органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с федеральными законами. Органы исполнительной власти ответственны за регулирование и контроль за лицензированием, а также за установление требований и условий, которым должны соответствовать заявители для получения лицензий.
Закон определяет различные виды пользования недрами: для регионального геологического изучения, геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи, строительства и эксплуатации подземных сооружений, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и др. Для получения лицензий заявители должны соответствовать определенным требованиям, включая наличие финансовых и технических ресурсов. Закон также устанавливает порядок проведения конкурсов и аукционов на предоставление лицензий, включая определение условий участия в конкурсе или аукционе, оценку заявок и выбор победителей.
Закон «О недрах» содержит также положения о необходимости соблюдения экологических требований и норм при осуществлении ра-
бот по разведке, добыче и использованию недр. Закон предусматривает обязанность лицензиата соблюдать требования экологического законодательства, а также требования по предотвращению загрязнения и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Однако в отличие от ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» закон не устанавливает обязательную процедуру экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности. Закон также предусматривает обязанность компенсации вреда, нанесенного окружающей среде в результате добывающей деятельности. Лицензиаты должны нести ответственность за возмещение ущерба, вызванного загрязнением, разрушением природных объектов и ресурсов, а также за проведение работ по рекультивации и восстановлению природной среды.
«Энергетическое» законодательство или законодательство о топливно-энергетическом комплексе
Можно отметить, что в российской нормативно-правовой базе в области добычи природного газа существует несколько актов, которые имеют схожие положения и цели. Как отмечает П. П. Баттахов, Арктическая зона имеет большую роль в развитии энергетики Российской Федерации, и правовые механизмы регулирования энергетики зависят от многих факторов [2, с. 74].
Так, принята Энергетическая стратегия России на период до 2035 г.7, где указана значимость развития газовой отрасли наравне с угольными и нефтяными отраслями. Стратегия направлена на дальнейшую разработку природных ресурсов Арктики, для обеспечения энергетической безопасности и экономического развития государства.
Важным аспектом стратегии является сохранение экологической устойчивости в Арктике. Россия придает значительное внимание охране окружающей среды и вопросам экологии при разработке региона и эксплуатации природных ресурсов.
Особое внимание в документе уделено развитию морских транспортных маршрутов, т. к. изменение климата и таяние льда влечет не только негативные экологические последствия, но и новые возможности для судоходства через Северный морской путь. Россия планирует развивать инфраструктуру в районе Арктического шельфа и Северного морского пути, чтобы обеспечить безопасное и эффективное использование этого маршрута для транспортировки грузов.
7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 г. № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // КонсультантПлюс. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354840/ (дата обращения: 20.08.2023).
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»8 определяет особенности использования месторождений газа, правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения и единого рынка газа на территории РФ.
Также следует упомянуть нормативные акты по техническому регулированию, которые устанавливают требования к технической безопасности и качеству оборудования, используемого в добыче газа. Эти акты включают стандарты, правила, инструкции и технические условия, направленные на обеспечение безопасности и эффективности процессов добычи.
Экологическое законодательство
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»9 устанавливает нормы и требования для охраны окружающей среды при добыче газа и других видов природных ресурсов. Он содержит положения об экологической экспертизе, лицензировании, мониторинге, контроле и ответственности за нарушения экологических норм.
Между тем вопросы соотношения энергетической и промышленной безопасности, энергетической и экологической безопасности требуют системного, комплексного подхода в стратегических документах, в законодательстве и хозяйственной деятельности добывающих компаний в Арктике.
К примеру, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»10 в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества определяет 4 класса опасности ОПО, в т. ч. для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата (приложения 1, 2).
В свою очередь, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ определяет 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2).
Основными факторами, которые осложняют освоение арктического шельфа, являются наличие морских льдов и айсбергов, низкие
8 Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22576/ (дата обращения: 22.08.2023).
9 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 25.08.2023).
10 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/ (дата обращения: 20.08.2023).
температуры, присутствие вечной мерзлоты, короткий световой день, удаленность региона и отсутствие необходимой инфраструктуры. Эти факторы увеличивают экологические риски [10, с. 488].
Для предотвращения экологических аварий на континентальном шельфе необходимо строго соблюдать нормы и правила безопасности при добыче и транспортировке нефти и газа. Регулярные проверки и обслуживание оборудования, а также тренировки персонала на случай аварийных ситуаций могут снизить риск возникновения экологических катастроф на шельфе. Кроме того, усиление контроля и регулирования деятельности компаний в этой области, а также развитие и применение экологически чистых технологий могут способствовать уменьшению вероятности аварий и снижению их воздействия на окружающую среду.
Компании, занимающиеся добычей природного газа на континентальном шельфе, обязаны вести мониторинг своей деятельности и представлять отчеты. Они должны информировать соответствующие контрольные органы об объемах добычи, используемых технологиях, мерах безопасности и охраны окружающей среды, а также результатах мониторинга.
Кроме того, предусмотрен внешний контроль и надзор. Компании, занимающиеся добычей природного газа на континентальном шельфе, имеют право проводить внешние аудиты и экспертизы. Это позволяет проверить соответствие их деятельности законодательству, техническим стандартам и правилам безопасности.
В России надзор и контроль в области добычи природного газа осуществляют несколько служб и агентств (Роснедра, Росприроднадзор, Ростехнадзор и др.). Одним из ключевых органов, который осуществляет управление в области лицензирования на пользование недрами, является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Наряду с Федеральной службой в сфере природопользования агентству переданы полномочия по прекращению действия лицензий в случаях невыполнения лицензионных соглашений.
Кроме того, органы прокуратуры в лице природоохранных прокуратур субъектов Российской Федерации также имеют функции надзора в области природопользования.
Таким образом, существует проблема дублирования функций или пробелам в контроле. Кроме того, процесс добычи природного газа на континентальном шельфе является технически сложным и требует специализированного надзора. Из-за сложности месторождений и удаленности от берега контроль за соблюдением технических требований и обеспечением безопасности может представлять проблему. Кроме того,
объемность нормативного материала в области охраны окружающей среды и его разнородность затрудняет его применение на практике [11, с. 37].
Перспективы и рекомендации правового регулирования добычи газа на континентальном шельфе России
Некоторые российские ученые подчеркивают, что в связи с тем, что законодательство в сфере недропользования не кодифицировано и представляет собой в основном набор подзаконных нормативных актов: приказов Минприроды России и Роснедра, методических указаний, регламентов и инструкций, часто возникают много вопросов и коллизий в практике применения законодательства о недропользовании.
Следует обратить внимание на проблему недостаточного использования инновационных технологий и передовых практик в отрасли недропользования. Существует потенциал для внедрения современных технологий, которые позволят эффективнее и экологически безопаснее осуществлять добычу и использование недр. Для стимулирования инноваций необходимо разработать механизмы поддержки и поощрения недропользователей, применяющих передовые технологии, а также обеспечить доступ к информации о передовых практиках и технологиях.
Разработка и реализация программ, направленных на привлечение инвестиций в строительство дорог, трубопроводов, портов и других необходимых объектов инфраструктуры, имеют важное значение для обеспечения эффективной деятельности в отрасли. Со стороны государства необходимо принятие мер в целях привлечения инвестиций, в т. ч. со стороны дружественных государств, в развитие инфраструктуры, связанной с добычей и использованием недр. Так как добыча природного газа, его переработка сопряжены с большим объемом финансовых средств.
Рассмотрение возможности снижения налоговых ставок и упрощения налоговых процедур для данной отрасли может стимулировать инвестиции и улучшить конкурентоспособность. Более благоприятная налоговая политика будет способствовать привлечению большего количества инвесторов и усилению развития отрасли недропользования.
Как одно из направлений для улучшения ситуации в отрасли предлагается развитие государственно-частного партнерства между государством и частными компаниями с целью совместной разработки и использования недр, требуется внесение изменений в законодательство о государственно-частном партнерстве.
Одним из основных приоритетов в процессе освоения Арктической зоны Российской Федерации является развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры. Успешное функционирование
Северного морского пути, являющегося основой данной инфраструктуры, имеет огромное значение для решения важнейших национальных интересов в экономической, оборонной, геополитической, научной и социальной сферах. Заключение
Газовая промышленность России уже имеет значительный опыт в добыче и экспорте природного газа, и разработка шельфовых месторождений представляет собой логическое продолжение этой деятельности. Однако освоение природного газа на континентальном шельфе России также сопряжено с технологическими и инфраструктурными вызовами. Из-за экстремальных условий Арктики и большой глубины моря требуются специальные технологии и оборудование для успешной добычи газа. Но с развитием новых технологий и опытом работы на шельфе Россия имеет потенциал осваивать эти ресурсы. В целом перспективы природного газа на континентальном шельфе России очень обещающие. Этот ресурс является важным активом для страны и продолжит играть ключевую роль в энергетическом комплексе России и экспорте в ближайшие десятилетия.
Несмотря на существование довольно полной и емкой нормативно-правовой базы, в связи с существующей повесткой дня и изменившейся геополитической обстановкой на мировой арене, необходимо дальнейшее развитие законодательства и его систематизация.
Литература
1. «Арктик СПГ - 2» могут запустить уже в этом году : [сайт]. - URL: https://sectormedia.ru/news/neftepererabotka/arktik-spg-2-mogut-zapustit-uzhe-v-etom-godu/ (дата обращения: 20.08.2023).
2. Баттахов, П. П. Некоторые вопросы правового регулирования энергетики в Арктической зоне РФ / П. П. Баттахов // Право и государство: теория и практика. - 2022. - № 9 (213). - С. 72-75. - DOI: 10.47643/1815-1337_2022_9_72.
3. Зубрицкая, У И. Проблема сохранения окружающей среды в процессе освоения арктического континентального шельфа / У И. Зубрицкая // Вопросы российского и международного права. - 2023. - Т. 13, № 3-1. - С. 218-225. - DOI 10.34670/AR.2023.36.31.025.
4. Итоги 2022 года: нефть, газ, уголь : [сайт]. - URL: http://neftianka.ru/ itogi-2022-goda-neft-gaz-ugol/ (дата обращения: 20.08.2023).
5. Минвостокразвития предложило создать новую госкорпорацию «Рос-шельф» : [сайт]. - URL: https://www.rbc.ru/business/31/12/2019/5e0b4802 9a7947fda2dd60e1 (дата обращения: 15.08.2023).
6. Подводные технологии на шельфе России : [сайт]. - URL: http://m. energyland.info/index.php?action=analiticview&id=119544&offset=500&li mit=10 (дата обращения: 20.08.2023).
7. Поленов, Р. В. Некоторые вопросы международного правового регулирования добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе / Р. В. Поленов // Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: история и современность : Сборник научно-практических статей IV Международной научно-практической конференции (симпозиума) молодых ученых. - Краснодар : Научно-исследовательский институт актуальных проблем современного права, 2020. - С. 231-235.
8. Поленов, Р. В. О порядке предоставления в пользование участков недр континентального шельфа / Р. В. Поленов // Правовая парадигма. - 2020. - Т. 19, № 1. - С. 158-163. - DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2020.1.23.
9. Хребет преткновения / The Arctic : [сайт], 15 ноября 2018 г. - URL: https://ru.arctic.ru/analitic/20181115/804531.html (дата обращения: 15.08.2023).
10. Экзарьян, В. Н. Проблемы и вопросы охраны природной среды при освоении углеводородных ресурсов в Мировом океане / В. Н. Экзарьян, А. К. Ахмадиев // Науки о Земле и недропользование. - 2021. - Т. 44, № 4(77). - С. 485-495. - DOI: 10.21285/2686-9993-2021-44-4-485-495.
11. Яковлева, Т. А. Модель правовой охраны природной среды Арктической зоны России (часть 1) / Т. А. Яковлева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2022. - № 3 (27). - С. 34-40.
References
1. sectormedia.ru, (2023). Arctic LNG-2 could be launched as early as this year. [online] Available from: https://sectormedia.ru/news/neftepererabotka/ arktik-spg-2-mogut-zapustit-uzhe-v-etom-godu/ (accessed: 20.08.2023). (In Russ.)
2. Battakhov, P. P. (2022). Some issues of legal regulation of energy in the Arctic zone of the Russian Federation. Law and state: theory and practice, No. 9 (213), рр. 72-75. - DOI: 10.47643/1815-1337_2022_9_72. (In Russ.)
3. Zubritskaya, U. I. (2023). The problem of environmental conservation in the process of development of the Arctic continental shelf. Issues of Russian and international law, T. 13, Vol. 3-1, рр. 218-225. - DOI 10.34670/ AR.2023.36.31.025. (In Russ.)
4. neftianka.ru, (2023). Results of2022: oil, gas, coal. [online] Available from: http://neftianka.ru/itogi-2022-goda-neft-gaz-ugol/ (accessed: 20.08.2023). (In Russ.)
5. rbc.ru, (2023). The Ministry for the Development of the Russian Far East proposed the creation of a new state corporation «Rosshelf». [online] Available from: https://www.rbc.ru/business/31/12/2019/5e0b48029a7947fd a2dd60e1 (accessed: 15.08.2023). (In Russ.)
6. m.energyland.info, (2023). Underwater technologies on the Russian shelf. [online] Available from:http://m.energyland.info/index.php?action=analyticvie w&id=119544&offset=500&limit=10 (accessed: 20.08.2023). (In Russ.)
7. Polenov, R. V. (2019) Some issues of international legal regulation of mining on the continental shelf. Actual problems of civil and business law: history and modernity: Collection of scientific and practical articles of the IV International scientific and practical conference ( symposium) of young scientists. Krasnodar : Research Institute of Actual Problems of Modern Law, рр. 231-235. (In Russ.)
8. Polenov, R. V. (2020) On the procedure for granting subsoil plots of the continental shelf for use. Legal paradigm, T. 19, Vol. 1, рр. 158-163. - DOI 10.15688/lc.jvolsu.2020.1.23. (In Russ.)
9. Stumbling Ridge. The Arctic. [online] Available from: https://ru.arctic.ru/ analitic/20181115/804531.html (accessed: 15.08.2023). (In Russ.)
10. Ekzaryan, V. N., Akhmadiev, A. K. (2021) Problems and issues of environmental protection in the development of hydrocarbon resources in the World Ocean. Earth sciences and subsoil use, T. 44, Vol. 4 (77), рр. 485-495. - DOI: 10.21285/2686-9993-2021-44-4-485-495. (In Russ.)
11. Yakovleva, T. A. (2022) Model of legal protection of the natural environment of the Arctic zone of Russia (part 1). Vestnik of North-Eastern Federal University. Series: History. Political Science. Law, No. 3 (27), рр. 34-40. (In Russ.)
Сведения об авторах
ИВАНОВА Татьяна Спартаковна - д. ю. н., профессор юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected].
IVANOVA, Tatiana Spartakovna - Doctor of Law, Professor at the Faculty of Law of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ТОКМАШОВА Надежда Анатольевна - магистрант юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected].
TOKMASHOVA, Nadezhda Anatolievna - Master's Student at the Faculty of Law of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.