Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РФ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилой фонд / аварийное жилье / ветхое жилье / переселение граждан / национальный проект / переселение граждан / Фонд развития территорий / housing stock / emergency housing / dilapidated housing / resettlement of citizens / national project / resettlement of citizens / Territorial Development Fund

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Климова О.Ю.

Статье выявлены ключевые вопросы при реализации региональных и государственных программ по переселению граждан из жилого фонда, который признан государством аварийным. Предотвращение старения жилого фонда и сокращения накопленного аварийного жилого фонда – это региональная программа по расселению аварийного жилого фонда при должном финансировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF NEWPROGRAM OF RESETTLEMENT OF CITIZENS FROM EMERGENCY HOUSING STOCK IN RUSSIAN FEDERATION

The article identifies key issues in the implementation of regional and state programs for the resettlement of citizens from the housing stock, which is recognized by the state as an emergency. Preventing the aging of the housing stock and reducing the accumulated emergency housing stock is a regional program for the resettlement of emergency housing stock with proper financing.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РФ»

УДК 35

Климова О.Ю.

Институт деловой карьеры (г. Пермь, Россия)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РФ

Аннотация: в статье выявлены ключевые вопросы при реализации региональных и государственных программ по переселению граждан из жилого фонда, который признан государством аварийным.

Предотвращение старения жилого фонда и сокращения накопленного аварийного жилого фонда - это региональная программа по расселению аварийного жилого фонда при должном финансировании.

Ключевые слова: жилой фонд, аварийное жилье, ветхое жилье, переселение граждан, национальный проект, переселение граждан, Фонд развития территорий.

Тактика развития строительной системы и жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом на 2035 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р, где определен список проблем, направленных на сокращение аварийного жилого фонда в период до 2030 года [3, с.7815].

С 2022 г. реализуется новая программа по расселению граждан из жилого фонда, который признан государством аварийным в период с 01.01.2017 г. по 01.01.2022 г., и которая дополняет федеральный проект «Обеспечение стабильного сокращения непригодного для проживания жилого фонда», который приходится частью национального проекта «Жилье и городская среда». В соответствии с исследованиями экспертов, жилищный фонд в России, который

признан аварийным за период с 01.01.2017 по 01.01.2022, насчитывает примерно 1440 млн. кв.м., где проживает примерно 800 000 человек [4, с 45-48].

Согласно Федеральному закону от 30.12.2021 № 4Э6-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан -участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и другими нормативно-правовыми актами наделяется соответствующими полномочиями «Фонд развития территорий», это публично-правовая компания, которая осуществляет контроль за реализацией региональной целевой программы по переселению населения из ветхого и аварийного жилого фонда, за выполнением условий оказания финансовой поддержки, предусмотренных законодательством, в том числе обеспечивает сокращение жилого фонда, непригодное для проживания, в части оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за счет средств, выделяемых на переселение граждан из аварийного жилого фонда.

На счет Фонда зачисляются федеральные субсидии и распределяются между субъектами Российской Федерации, которые завершили вышеуказанные федеральные проекты. Согласно ФЗ от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годы» на субсидирование проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда» предусмотрено выделить более 83 млрд. руб.

В 2022 году к реализации проекта приступили 7 субъектов Российской Федерации, в том числе Магаданская и Саратовская области, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Сахалинская область, города федерального значения Севастополь и Санкт-Петербург. В 2023 году 40 субъектов закончили предыдущую программу по переселению граждан и начали реализовывать новую программу. В 2024 году Пермский край завершит реализацию предыдущей программы и начнет реализацию новых проектов.

Однако существуют объективные и субъективные причины, препятствующие эффективной реализации этих национальных проектов, такие

как замедление темпов расселения аварийного жилищного фонда и сужение использования механизмов комплексного освоения жилых территорий при расселении ветхого аварийного жилья:

- недостаточность финансирования за счет снижения, до 60%, степени совместного финансирования новой программы по переселению граждан из ветхого жилого фонда за счет денежных средств Фонда развития территорий,

- недостаток правовых и организационных возможностей предоставления финансовой помощи Фонда непосредственно муниципальным образованиям, реализовавшим программу по расселению жилого фонда, который признан государством аварийным до 01.01.2017 г., готовым реализовать новую программу, если в целом субъекты Российской Федерации не завершили предыдущую программу по переселению,

- запрет финансирования фондом программ переселения из аварийного жилья, признанного таковым в определенные периоды,

- значительный разрыв в сроках завершения прежних программ разными муниципальными образованиями,

- согласно новой программе по переселению нельзя переселить аварийный жилищный фонд, не включенный в федеральный проект,

- в связи с повышением нормативной стоимости жилья в регионе отсутствует механизм перерасчета лимитов финансовой помощи субъектов Российской Федерации,

- большой объем расходов городского бюджета на мероприятия, связанные со сносом и утилизацией отходов аварийного жилищного фонда,

- отсутствие возможности включения в региональную программу по переселению аварийное жилье, которое стало таковым из-за пожара и имеющего угрозу обрушения,

- при предоставлении собственнику отдельного жилого помещения, в связи с предоставлением жилого помещения в границах определенной территории, могут возникнуть дополнительные бюджетные расходы сверх площади предоставляемого жилого помещения,

- наличие завышенных требований к отдельным элементам предоставляемого жилого помещения,

- отсутствие индивидуального подхода к предоставляемой жилплощади в зависимости от типа населенного пункта,

- расселение аварийного жилого фонда реализовывается согласно типовым проектам, которые разработаны в регионе, с учетом климата и других особенностей региона, возможно приобретение собственного жилья за счет привлеченных средств [2, с 40-43]. Итак, мы можем привести пример расселения населения в г. Кизеле Пермского края. При строительстве нового жилья не учли природные и климатические особенности, в результате чего строительство нового жилья воспринимается как аварийное и непригодное для жизни [1]. Для решения этих проблем предлагается реализовать следующие меры:

- с 01.01.2017 года по 01.01.2022 года за счет средств федерального и регионального бюджетов реализовать программу по переселению граждан из жилья, признанного государством аварийным и ветхим,

- сформировать единый процесс сноса ветхого жилья и утилизации строительных отходов после сноса,

- независимо от времени признания аварийным, за счет средств фонда квартиры, которые находятся под угрозой обрушения, могут быть включены в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда,

- независимо от времени признания жилья аварийным, предусматривает возможность расселения аварийного жилищного фонда и устанавливает лимиты финансовой помощи субъекту Российской Федерации за счет средств фонда для реализации проекта комплексного развития жилищного строительства,

- разработать и реализовать программы по развитию индивидуального жилищного строительства, формированию комфортной и безопасной среды для населения региона, закреплению расселения ветхого жилья,

- осуществлять контроль за выполнением обязательств по реализации региональных программ,

- разработать и реализовать программы по повышению инвестиционной привлекательности территории сельских поселений и малых городов для развития индивидуального жилищного строительства,

- принять меры по повышению ответственности органов местного самоуправления за реализацию программ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья,

- качество капитального ремонта является одним из основных факторов увеличения (уменьшения) ветхого жилищного фонда, поэтому необходимо организовывать и проводить кап.ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов [5, с 18-35].

Ликвидация аварийного жилого фонда - важная социальная проблема, которой федеральные и местные власти уделяют пристальное внимание. По темпам и объемам расселения аварийного и ветхого жилья Пермский край входит в пятерку лидеров среди регионов России.

Важная задача региональных властей является реализация цели первого этапа нацпроекта по расселению домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, в 2024 году - на год раньше, чем это установлено Российской Федерацией.

Пермский край - один из немногих субъектов Российской Федерации, где расселение жителей осуществляется не только в рамках государственных проектов, но и в рамках региональных программ. Это позволяет комплексно подойти к данному вопросу. Основной задачей региональной программы является строительство жилья не только в Перми, столице Прикамья, но и в других регионах края.

С 2019 по 2022 годы в рамках первого этапа национального проекта «Жилье и городская среда» и региональным мерам поддержки было расселено 29 000 жителей Пермского края. До конца 2024 года из аварийного жилого фонда должно переехать еще 13 000 человек. В настоящее время для них в 17 муниципальных образованиях Пермского края заключили контракты на приобретение 2,5 тыс. квартир в новостройках.

Однако аварийный фонд продолжает расти, а на территории региона ощущается нехватка жилых объектов на вторичном рынке недвижимости. Однако строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда активно не ведется, и жилья явно не хватает.

В 2024 - 2025 гг. благодаря национальному проекту запланировано возведение в территориях жилищного фонда общей площадью порядка 120 000 кв.м.

Впервые за долгое время началось жилищное строительство взамен домов из аварийного фонда в Губахе. В двух районах Перми одновременно строится три муниципальных дома по 250 квартир в каждом. В 2024 г. запланировано завершение строительства многоквартирного объекта в Индустриальном районе на ул. Чайковского, 11. В Дзержинском районе подрядчик приступил к забивке свай двух муниципальных домов на ул. Маяковского, 54 и 57.

Началось строительство многоквартирных домов в Соликамске в микрорайоне Малая Клестовка. Там по контракту приобретено 68 жилых помещений для переселения жителей. На данный момент по 1 дому в Кунгуре и Осе находятся на стадии проектно-изыскательских работ.

В 2022 году квартиры были построены в Краснокамске, Губахе, Кудымкаре и Барде, что позволило переселить людей из аварийного фонда в благоустроенные квартиры. В частности, в Гайнском муниципальном районе для этих нужд были построены дома блокированной застройки. Всего в них переехали граждане из жилых помещений общей площадью почти 9 тыс. кв. м.

Депутаты краевого Парламента рассматривают ликвидацию аварийного жилищного фонда на территории Прикамья как одну из важнейших задач.

В 2024 году губернатор Пермского края Дмитрий Махонин поручил руководству Министерства строительства Прикамья строго контролировать качество и темпы строительства домов, предназначенных для переселения жителей в безопасное и комфортное жилье [1].

Еще одной задачей региональных органов власти помимо бюджетных средств в решении проблемы переселения населения из ветхого жилья является привлечение частных инвесторов. Кроме того, необходимо думать о реализации следующего этапа нацпроекта - на очереди еще более 650 000 кв.м., которые предстоит начать расселять после 2024 года. Главам территорий совместно с соответствующими ведомствами поручено активно выделять земельные участки под жилищное строительство в рамках реализации этих задач и при реализации плана внедрять механизмы комплексного развития региона, особенно в крупных городах.

Таким образом, реализация национальной и региональной программ по переселению граждан из ветхого жилья в Пермском крае сталкивается с проблемами, которые необходимо решать, но ситуация с аварийным жильем остается не тревожной, а важной, поскольку рост аварийного жилья продолжает прогрессировать. Поэтому региональным властям необходимо разрабатывать и внедрять новые решения этой проблемы, используя инновационные технологии в строительстве и развитии территории Прикамья, учитывая опыт и научные изыскания, успешные эксперименты в других регионах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт губернатора и Правительства Пермского края // https://permkrai.ru/7yscHd4uwthffbb8966120553 [Дата обращения 10.04.2024] Официальный сайт Администрации Пермского края //https:// administracii.ru/administraciya-permskogokraya/7ysclid=luwtgamrjo63274479 [Дата обращения 10.04.2024];

2. Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е. Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки/ Р.А. Прощалыгин, М.Е. Игошкина // Семейное и жилищное право. - 2022. - № 6. - С. 40 - 43;

3. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р [ред. от 29.11.2023] «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года // Собрание законодательства РФ, 07.11.2022, № 45, ст. 7815;

4. Шахова Е.С. К вопросу о формировании траектории развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства в России: инновационные подходы к управлению жилищным фондом с прогнозом на период до 2035 г. / Е.С. Шахова // Семейное и жилищное право. - 2022. - № 2. - С. 45 - 48;

5. Шнейдерман Н.И., Гришанов В.И., Гузанова А.К., Ноздрина Н.Н. Проблемы ветхого и аварийного жилья в России/ Н.И. Шнейдерман, В.И. Гришанов, А.К. Гузанова, Н.Н. Ноздрина // Народонаселение. - 2019. - Том. 22. -№ 4. - С. 18-35

Klimova O.Yu.

Institute of Business Career (Perm, Russia)

CURRENT ISSUES OF NEW PROGRAM OF RESETTLEMENT OF CITIZENS FROM EMERGENCY HOUSING STOCK IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article identifies key issues in the implementation of regional and state programs for the resettlement of citizens from the housing stock, which is recognized by the state as an emergency.

Preventing the aging of the housing stock and reducing the accumulated emergency housing stock is a regional program for the resettlement of emergency housing stock with proper financing.

Keywords: housing stock, emergency housing, dilapidated housing, resettlement of citizens, national project, resettlement of citizens, Territorial Development Fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.