Научная статья на тему 'О некоторых проблемах в сфере ветхого и аварийного жилья'

О некоторых проблемах в сфере ветхого и аварийного жилья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2621
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ВЕТХОЕ И АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН / МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ФОНД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ / HOUSING / OLD AND DILAPIDATED HOUSING / ADDRESS PROGRAM OF RESETTLEMENT OF CITIZENS / MODERNIZATION AND REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / FUND REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Зульфия Фануровна, Япарова-абдулхаликова Iaparova@mail Ru

В статье проанализированы вопросы расселения ветхого и аварийного жилья. Охарактеризовано современное состояние жилищного фонда с точки зрения аварийности и ветхости в целом по Российской Федерации, выделены проблемные регионы, представлена ситуация по Республике Башкортостан. Несмотря на положительную динамику в сфере расселения ветхого и аварийного жилья благодаря Государственной программе по модернизации и реформированию ЖКХ, адресным программам по переселению населения, имеется еще множество нерешенных проблем, связанных со сроками реализации программы, ответственностью за срыв сроков расселения, нормативно-правовой базой, механизмом «состыковки» адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и программ по улучшению жилищных условий и т. п. На реализацию программы выделено более 14 млрд. рублей, большая часть из которых финансируется местными муниципалитетами, остальные Фондом содействия реформированию ЖКХ. Показаны меры, которые смогут помочь в решении указанных проблем, например, достоверное освещение списка сноса в средствах массовой информации, подготовка высококвалифицированных кадров в управления проектами в сфере ЖКХ, вплоть до подготовки специалистов на базе вузов и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрагимова Зульфия Фануровна, Япарова-абдулхаликова Iaparova@mail Ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS IN THE FIELD OLD AND DILAPIDATED HOUSING

The paper analyzes the issues of resettlement of old and dilapidated housing. Characterized the current state of the housing stock in terms of accidents and dilapidation in the whole of the Russian Federation highlighted the problematic regions, shows the situation in the Republic of Bashkortostan. Despite the positive trend in the resettlement of dilapidated housing through the State program for the modernization and reform of public utilities, address program of resettlement of the population, there are still many unsolved problems related to the timing of the program, responsibility for the failure of the timing of settlement, legal and regulatory framework, mechanism of «joined-up»programs targeted for resettlement of citizens from emergency housing and programs to improve living conditions, etc. Оп the program allocated more than 14 billion rubles, most of which are funded by local municipalities, and the rest Housing Reform Fund. Showing measures that will help to solve these problems, for example, accurate coverage of the demolition of the list in the media, training of highly qualified personnel in project management in the field of housing, up to the training of specialists at universities, etc.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах в сфере ветхого и аварийного жилья»

лями в других городах. В свою очередь, руководство муниципального образования получает возможность выявить критические проблемные зоны риска и потенциальные возможности развития жилищного фонда.

Для этого важно рассматривать данный процесс развития не обособленно, а во взаимосвязи с различными факторами. Осуществлять систематическое их выявление, оценивать возможные опасности и принимать управленческие решения, направленные на дальнейшее развитие территории. Другим существенным направлением по повышению состояния жилищного фонда нам представляется усиление взаимодействия руководства муниципалитета с управляющими компаниями, строительными организациями, научными организациями, то есть со всеми заинтересованными в дальнейшем повышении качества проживания в муниципальном образовании.

В соответствии с вышесказанным, необходимо сделать вывод, что оценка состояния жилищного фонда по ключевым индикаторам является одним из важнейших логичных составляющих организованного процесса управления территорией, и поэтому она обязана быть интегрированной в данный процесс, иметь на вооружении научное обоснование и оперативное принятие управленческих решений

Список литературы:

1. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ munst.htm.

2. Гареев И.Ф. Концепция застройки социальных поселков для взрослого населения / И.Ф. Гареев, В.Л. Рожков, Н.М.Зарипова // Российское предпринимательство. - 2014. - № 23 (269). - С. 187-197.

3. Кириллова А.Н. и др. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве / А.Н. Кириллова, А. Ряховская, О. Крюкова. - М.: Магистр, 2013.

4. Мосейко М.О. Система индикаторов устойчивого развития как инструмент управления муниципальным образованием / М.О. Мосейко, В.В. Фесенко, И.В. Богомолова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2008.- № 2. - С. 78-85.

5. Руткаускас Т.К. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Теория, методология и практика (монография). - Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. 2011. - 494 с.

6. Шадейко Н.Р. Эффективное управление коммунальным хозяйством города в условиях рыночной экономики: диссертация... кандидата экономических наук / Н.Р. Шадейко. - Екатеринбург, 2009. - 187 с.

List of literature:

1. Database performance municipalities [Electronic resource] // Official website of the Federal State Statistics Service. - Mode of access: http://www.gks.ru/dbscripts/ munst/munst.htm.

2. GareyevI.F. The concept of building social communities for adults / I.F. Gareyev, V.L. Rozhkov, N.M. Zaripova // Russian Entrepreneurship. - 2014. - № 23 (269). - P. 187-197.

3. Kirillova A.N. and other. Development of financing housing and communal services / A.N. Kirillov, A. Ryak-hovskaya, O. Kryukov. - M.: Master, 2013.

4. Moseyko M.O. The system of indicators of sustainable development as a management tool municipality / M.O. Moseyko, V.V. Fesenko, I.V. Bogomolov // Bulletin of Volgograd State University. Episode 3: The Economy. Ecology. - 2008. - № 2. - P. 78-85.

5. Rutkauskas T.K. Formation of market relations in the housing and communal services. Theory, Methodology and Practice (monograph). - Publisher: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. 2011. - 494 p.

6. Shadeyko N.R. Effective management of municipal services of the city in a market economy: the dissertation... The candidate of economic sciences / N.R. Shadeyko. -Ekaterinburg, 2009. - 187 p.

Ибрагимова З.Ф.

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Россия, г. Уфа

Япарова-Абдулхаликова Г.И.

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Уфа

УДК 332.812

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В СФЕРЕ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ

В статье проанализированы вопросы расселения ветхого и аварийного жилья. Охарактеризовано современное состояние жилищного фонда с точки зрения аварийности и ветхости в целом по Российской Федерации, выделены проблемные регионы, представлена ситуация по Республике Башкортостан. Несмотря на

положительную динамику в сфере расселения ветхого и аварийного жилья благодаря Государственной программе по модернизации и реформированию ЖКХ, адресным программам по переселению населения, имеется еще множество нерешенных проблем, связанных со сроками реализации программы, ответственностью за срыв сроков расселения, нормативно-правовой базой, механизмом «состыковки» адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и программ по улучшению жилищных условий и т. п. На реализацию программы выделено более 14 млрд. рублей, большая часть из которых финансируется местными муниципалитетами, остальные - Фондом содействия реформированию ЖКХ. Показаны меры, которые смогут помочь в решении указанных проблем, например, достоверное освещение списка сноса в средствах массовой информации, подготовка высококвалифицированных кадров в управления проектами в сфере ЖКХ, вплоть до подготовки специалистов на базе вузов и т. д.

Ключевые слова: жилищный фонд, ветхое и аварийное жилье, адресная программа по переселению граждан, модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, Фонд реформирования ЖКХ.

ON SOME PROBLEMS IN THE FIELD OLD AND DILAPIDATED HOUSING

The paper analyzes the issues of resettlement of old and dilapidated housing. Characterized the current state of the housing stock in terms of accidents and dilapidation in the whole of the Russian Federation highlighted the problematic regions, shows the situation in the Republic of Bashkortostan. Despite the positive trend in the resettlement of dilapidated housing through the State program for the modernization and reform of public utilities, address program of resettlement of the population, there are still many unsolved problems related to the timing of the program, responsibility for the failure of the timing of settlement, legal and regulatory framework, mechanism of «joined-up»programs targeted for resettlement of citizens from emergency housing and programs to improve living conditions, etc. On the program allocated more than 14 billion rubles, most of which are funded by local municipalities, and the rest - Housing Reform Fund. Showing measures that will help to solve these problems, for example, accurate coverage of the demolition of the list in the media, training of highly qualified personnel in project management in the field of housing, up to the training of specialists at universities, etc.

Key words: housing, old and dilapidated housing, address program of resettlement of citizens, modernization and reform of housing and communal services, Fund reform of housing and communal services.

Одной из основных задач жилищной политики является проблема ветхого и аварийного жилья. Ветхий фонд, с одной стороны, портит общий вид местности, производит негативное впечатление не только на самих граждан, но и на приезжающих; с другой стороны, проживание в таких домах несет в себе зачастую прямую угрозу жизни. Кроме того, процессы в сфере переселения граждан из ветхого, аварийного жилья могут стать локомотивом для развития строительной отрасли и обеспечить мультипликативный эффект социально-экономического развития региона и страны.

Вопросы урегулирования сноса аварийного и ветхого жилья не обделены вниманием законодательства. Например, Президентом РФ был подписан Федеральный закон о расселении ветхого жилья, принятый 26 февраля 2010 года и регулирующий переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в пригодные для жизни жилищные помещения.

Во многих регионах России была разработана программа расселения (сноса) ветхого жилья, в том числе и в Республике Башкортостан. Так, в республике реализуется адресная программа «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» [1].

В целях социально-экономического развития Республики Башкортостан, повышения обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами утверждена Государственная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства РБ» (в ред. Постановлений Правительства РБ от 28.03.2014 г. № 137, от 01.12.2014 г. № 548) [2]. Реализация этой программы предусматривает три этапа - до 2020 года.

Действующие программы по расселению ветхого жилья позволяют хоть и медленно, но изменить ситуацию.

Состояние жилищного фонда характеризуют различные показатели. Показатели аварийного и ветхого жилья в основном представлены их долей в общей площади жилых помещений. Их динамика показана в таблице.

Данные свидетельствуют о росте аварийности и ветхости жилья в Российской Федерации. Хотя в 2013 году наблюдается некоторое снижение показателя, тем не менее доля аварийных помещений имеет неуклонную тенденцию к росту. Если говорить о регионах, то наиболее высокий удельный вес аварийного и ветхого жилья приходится на следующие ре-

Ветхий и аварийный жилищный фонд РФ (на конец года; общая площадь жилых помещений)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. кв. м 94,6 95,9 99,1 99,7 99,5 99,4 98,9 99,9 93,9

в том числе:

ветхий 83,4 83,2 84,0 83,2 80,1 78,9 78,4 77,7 70,1

аварийный 11,2 12,7 15,1 16,5 19,4 20,5 20,5 22,2 23,8

Доля ветхого и аварийного жилфонда в общей площади всего жилфонда, % 3,2 3,2 3,2 3,2 3,1 3,1 3,0 3,0 2,0

Источник: Росстат [3]

гионы: Республика Ингушетия - 22,8 %, Республика Дагестан - 17,4 %, Республика Тыва - 14,9 %, Республика Саха - 14,4 %, Ямало-Ненецкий автономный округ - 10,2 %, Магаданская область - 10,0 %, Астраханская область - 9,9 %.

«Лидерами» по ветхости и аварийности жилья среди регионов Приволжского федерального округа можно считать Кировскую область - 7,3 %, Республику Марий Эл - 4,9 %, Пермский край - 3,5 %, Оренбургскую область - 3,2 %.

В Республике Башкортостан жилые помещения составляют 89 млн. кв. м. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда Республики Башкортостан составляет 1,3 % (общая площадь ветхих и аварийных жилых домов -более 1 млн. кв. м, из них 330 тыс. кв. м приходится на аварийные жилища, подлежащие сносу). Значительную часть многоквартирных домов (МКД) составляют дома, построенные 40 и более лет назад (более 41 %). Около 47 % МКД изношены более чем на 30 % и нуждаются в проведении капитального ремонта.

По данным администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, неотложный капитальный ремонт необходим более чем 10 тыс. МКД общей площадью 25 млн. кв. м. На эти цели требуется более 35 млрд. рублей. По данным рейтингового агентства «А-плюс» [5], наибольшее количество ветхого и аварийного жилья сосредоточено в г. Уфе - 2,1 %. Не лучшие показатели демонстрируют города Стерлитамак, Сибай, Туймазинский, Янауль-ский, Иглинский районы. Согласно адресной программе планируется улучшение условий жилья до конца 2015 года более 6,5 тыс. жителей республики. На сегодня уже реализовано восемь адресных программ на общую сумму 7,3 млрд. рублей. Переселены 16 тыс. граждан из 600 жилых домов, признанных аварийными.

В этой программе участвуют 18 муниципальных образований региона. Всего же на реализацию программы переселения выделено более 14 млрд. рублей. Большую часть бюджета (около 70 %) выделили муниципалитеты, остальные профинансирует Фонд содействия реформированию ЖКХ. Программу переселения

граждан из аварийного жилья и задачи по его ликвидации планируется выполнить до 1 сентября 2017 года. К этой дате должны быть введены в эксплуатацию все 380 тыс. кв. м жилья согласно адресной программе.

Однако на сегодняшний день, несмотря на наличие положительного опыта в регионе в сфере расселения ветхого и аварийного жилья, нельзя сказать, что все финансовые вложения являются эффективными. Существует еще множество нерешенных проблем.

Например, для выделения средств необходимо знать, на что они будут потрачены. Серьезной недоработкой является то, что некоторые муниципалитеты не заключают договоры и контракты с застройщиками, не подготавливают документы, не создают нормативную базу. Соответственно, жители таких муниципалитетов не могут претендовать на расселение.

Также существует проблема отставания от сроков реализации программы по расселению. По данным Фонда реформирования ЖКХ [6], сегодня в республике насчитывается 1 136 еще не расселенных аварийных домов общей площадью более 330 тыс. кв. м. С 2008 года уже расселено более 208 тыс. кв. м. Расселение жильцов из 42 домов опаздывает более чем на три месяца. При этом, например, в Уфе ввод нового жилья идет достаточно быстрыми темпами. В 2014 году эта цифра увеличилась на 40 %, построено 880 тыс. кв. м жилья.

Хотя в целом, по данным Фонда реформирования ЖКХ, на отчетный период 2013-2014 годов в Республике Башкортостан переселение граждан из аварийного жилищного фонда проходит согласно графику, тем не менее по 24 домам переселение отстает от графика - это 8,15 тыс. кв. м, расселение еще даже не начиналось по 616 домам (204,34 тыс. кв. м), а по 7 домам (из них самый «молодой» дом введен в эксплуатацию в 1967 г.) необходимы уточнения. В числе проблемных можно выделить следующие районы республики: Бакалинский, Мишкинский, Ну-римановский, Федоровский и другие районы (более 20 районов), города - Уфа, Октябрьский и др. Современные кризисные явления в экономике вряд ли будут способствовать преодолению этого отставания, скорее наоборот. По нашим расчетам, в зависимости

от лимита стоимости квадратного метра, установленной Минрегионом, средства, направленные на расселение граждан из аварийного и ветхого жилья, могут быть освоены не полностью - от 96,5 до 96,9 %.

Далее, муниципалитеты предлагают собственникам аварийного жилья переезд в отдаленные, малопривлекательные районы. Кроме того, предлагаемое новое жилье не отличается по площади от старого. Как следствие, множество жалоб в прокуратуру, исков в суд, что затягивает процесс переселения. Несомненно, для решения подобных проблем необходим четко функционирующий механизм «состыковки» адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и программ по улучшению жилищных условий. Уже на стадии составления очередности жильцов на расселение необходима корректировка с учетом списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также необходимо ужесточение ответственности за нарушение и срыв сроков расселения из аварийного жилья. По инициативе Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены штрафные санкции за ненадлежащее качество работ и несоблюдение сроков реализации регионами. Субъекты федерации, получившие субвенции из федерального центра на эти цели, будут выплачивать по пять тысяч рублей за каждый день задержки заявленных сроков завершения работ. Считаем необходимым введение административной ответственности за срыв сроков в отношении лиц, допустивших такое нарушение (чиновников, подрядчиков и др.), с дальнейшим отстранением их в участии реализации программы.

Ни для кого не секрет наличие коррупционных схем в сфере расселения аварийного жилья. С целью устранения данного негативного факта необходимо процесс расселения вести публично и максимально прозрачно. Все списки очередности сноса с указанием фамилий должны быть размещены в открытом доступе в сети Internet, а также достоверно освещаться в средствах массовой информации.

Несмотря на множество реализующихся программ, остаются пробелы в законодательстве, которые необходимо устранить. При принятии новых нормативно-правовых актов необходимо учесть мнения всех заинтересованных сторон (Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, регионов, подрядчиков, граждан).

Несомненно, должны быть скорректированы критерии очередности. Как отметил Глава республики, «учитываться должна не столько дата признания дома аварийным, сколько его фактическое состояние, реальная опасность для жизни и здоровья, а также наличие вступивших в силу судебных актов» [4]. Признание жилого помещения непригодным для прожи-

вания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности жилого помещения к соответствующему виду жилищного фонда. Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья на сегодняшний день являются одной из самых острых проблем в сфере аварийного жилищного фонда. Это объясняется тем, что во многих субъектах РФ отсутствует нормативно-правовые акты, в которых четко определены и законодательно прописаны критерии аварийности.

В настоящее время определены только критерии аварийности. Международный опыт показывает (Китай и другие страны), что аварийное и ветхое жилье не ремонтируется, а просто сносится и на их месте строится новое жилье.

Кроме вышеназванных мер, необходимо тесное сотрудничество муниципалитетов с правоохранительными органами с целью пресечения правонарушений при реализации государственных программ по расселению.

В условиях непростой экономической ситуации для реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья государству в лице муниципалитетов потребуются частные вложения. Механизм государственно-частного партнерства, как показала мировая практика, является одним из наиболее эффективных способов решения проблем. На сегодняшний день в 29 субъектах РФ реализуются либо планируются проекты государственно-частного партнерства в области ЖКХ. Однако в реальной практике инструменты государственно-частного партнерства в сфере расселения из аварийного жилья применяются крайне редко и неэффективно.

Для привлечения частного капитала в сферу расселения из ветхого, аварийного жилья государству необходимо сформировать такой экономический, инвестиционный и организационно-правовой механизм, который обеспечивал бы заинтересованность частных инвесторов и прозрачность процедуры их конкурсного отбора, основанной на эффективной системе критериев оценки предложений участников, позволяющей повысить гарантии успешной реализации инновационного проекта, снизить совокупные общественные издержки и производственные риски.

Кроме прочих проблем, следует отметить низкий уровень квалификации и отсутствие опыта у чиновников, курирующих проекты государственно-частного партнерства в сфере расселения из ветхого, аварийного жилья от лица государства на региональном уровне.

С нашей точки зрения, основным нерешенным препятствием развития государственно-частного парт-

нерства в сфере расселения из ветхого, аварийного жилья не только в регионах, но и в стране в целом является отсутствие высококвалифицированных кадров как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Так, нерешенность кадрового вопроса в регионах приводит к тому, что, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, органы власти не способны подготовить и представить проект для инвесторов.

Мы убеждены, что перед тем как запускать проекты в этой сфере, необходимо подготовить кадры, владеющие знаниями по управлению проектами государственно-частного партнерства.

С одной стороны, квалифицированные специалисты органов власти могли бы представить бизнес-сообществу в достаточно высокой степени проработанные инвестиционные проекты с использованием механизма государственно-частного партнерства.

С другой стороны, высококвалифицированные кадры в сфере государственно-частного партнерства нужны и предпринимательскому сектору. Имея в своих рядах таких специалистов, бизнес мог бы участвовать в разработке «пилотных» проектов, что способствовало бы сокращению сроков реализации инвестиционных проектов. Кроме того, проведение независимых экспертиз с привлечением маркетинговых фирм, инжиниринговых компаний усилило бы качество проработки проекта на предынвестиционной фазе.

Для решения указанных проблем необходимо, во-первых, организовать курсы повышения квалификации по управлению проектами в сфере ЖКХ на основе государственно-частного партнерства. Считаем, что такие обучающие семинары должны проходить регулярно по инициативе региональных органов власти.

Во-вторых, необходимо на базе федеральных университетов начать подготовку специалистов в области государственно-частного партнерства. Наличие отдельных дисциплин по изучению механизмов функционирования государственно-частного партнерства в учебных планах региональных вузов не могут обеспечить подготовку «полноценных» специалистов в этой области. Необходимо начать подготовку бакалавров и магистров по профилю «Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ» в рамках направления «Экономика» с выделением бюджетных мест. Должны быть предусмотрены зарубежные стажировки с целью изучения опыта развитых стран.

Таким образом, основной задачей государства в жилищной политике должно стать решение проблем в сфере переселения граждан из ветхого, аварийного жилья. Всем гражданам страны должны быть созданы безопасные и благополучные условия проживания. Только совместная работа всех заинтересованных сторон над решением рассматриваемой проблемы может привести к положительным результатам.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года №136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» от 28.03.2014 г.

2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 сентября 2014 года № 392 «Об утверждении государственной программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» (с изменениями на 28 марта 2014 года).

3. Ветхий и аварийный жилищный фонд // Сайт Федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/jil-f/jkh42.htm. - Загл. с экрана. (дата обращения 20.02.2015).

4. «Сносная» ситуация // Сайт Республиканской общественно-политической газеты «Республика Башкортостан». - Режим доступа: http://resbash. ru/stat/2/5438. - Загл. с экрана (дата обращения 21.02.2015).

5. Официальный сайт независимого рейтингового агентства «А-плюс». - Режим доступа: http://xn— 7sbkhpf3auu.xn--p1ai/. - Загл. с экрана (дата обращения 21.02.2015).

6. Официальный сайт Фонда содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: http://fondgkh.ru/. -Загл. с экрана (дата обращения 21.02.2015).

List of literature:

1. Resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan on March 28, 2014 № 136 «About the targeted programs of the Republic of Bashkortostan on resettlement of citizens from emergency housing for 2013-2017» from 28.03.2014y.

2. Resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan on September 3, 2014 № 392 On approval of the state program «Modernization and reform of housing and communal services of the Republic of Bashkor-tostan» (as amended on March 28, 2014).

3. Old and dilapidated housing stock // Website of the Federal State Statistics Service. - Mode of access: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh42. htm. - Caps. screen (date accessed 20/02/2015).

4. «Bearable» situation // Website Republican political newspaper «The Republic of Bashkortostan». - Mode of access: http://resbash.ru/stat/2/5438. - Caps. from the screen (date accessed 02/21/2015).

5. The official website of the independent rating agency «A-plus». - Mode of access: http://xn—7sbkhpf3auu. xn--p1ai/. - Caps. screen (date accessed 21/02/2015).

6. The official website for Housing Reform Fund. -Mode of access: http://fondgkh.ru/. - Caps. screen (date accessed 21/02/2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.