Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Адаптация к изменениям климата / региональный план адаптации / матрица климатических рисков / Камчатский край / Adaptation to climate change / regional adaptation plan / climate risk matrix / Kamchatka Territory

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяков Максим Юрьевич, Михайлова Татьяна Робертовна

Адаптация к изменениям климата является важным аспектом развития экономики и социальной сферы в Российской Федерации, в том числе на региональном уровне. В настоящем исследовании авторами выделены основные направления климатической адаптации для Камчатского края, проанализированы основные климатические риски, и построена матрица климатических рисков региона. Выделены перспективные направления для дальнейших мер в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дьяков Максим Юрьевич, Михайлова Татьяна Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF CLIMATE ADAPTATION OF THE KAMCHATKA TERRITORY

Adaptation to climate change is an important aspect of economic and social development in the Russian Federation, including at the regional level. In this study, the authors identified the main directions of climate adaptation for the Kamchatka Territory, analyzed the main climate risks, and constructed a matrix of climate risks for the region. Promising directions for further measures in this area have been identified.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

TOPICAL ISSUES OF CLIMATE ADAPTATION OF THE KAMCHATKA TERRITORY

ДЬЯКОВ Максим Юрьевич

Старший научный сотрудник Камчатского филиала Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук, кандидат экономических наук

Maxim Y. DYAKOV

Senior Researcher at the Kamchatka Branch of the Pacific Institute of Geography of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, PhD in Economics

МИХАЙЛОВА Татьяна Робертовна

Младший научный сотрудник Камчатского филиала Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук

Tatyana R. MIKHAILOVA

Junior Researcher at the Kamchatka Branch of the Pacific Institute of Geography of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences

АННОТАЦИЯ

Адаптация к изменениям климата является важным аспектом развития экономики и социальной сферы в Российской Федерации, в том числе на региональном уровне. В настоящем исследовании авторами выделены основные направления климатической адаптации для Камчатского края, проанализированы основные климатические риски, и построена матрица климатических рисков региона. Выделены перспективные направления для дальнейших мер в этой области.

ABSTRACT

Adaptation to climate change is an important aspect of economic and social development in the Russian Federation, including at the regional level. In this study, the authors identified the main directions of climate adaptation for the Kamchatka Territory, analyzed the main climate risks, and constructed a matrix of climate risks for the region. Promising directions for further measures in this area have been identified.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Адаптация к изменениям климата, региональный план адаптации, матрица климатических рисков, Камчатский край.

KEYWORDS

Adaptation to climate change, regional adaptation plan, climate risk matrix, Kamchatka Territory.

Введение

В настоящее время вопросы, связанные с глобальным изменением климата, и возникающими в результате этих изменений последствиями, приобретают все большую актуальность.

По утверждению «Третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации», изданного Росгидрометом в 2022 году, «антропогенное изменение климата уже влияет на многие экстремальные погодные и климатические явления во всех регионах земного шара» [1, с. 12]. В Докладе также говорится о глобальном повышении температуры приземного воздуха на временном интервале до середины двадцать первого века. В качестве последствий этого указываются таяние льда в Арктике и таяние многолетней мерзлоты, сокращение снежного покрова, а также повышение частоты и интенсивности циклонов, с одной стороны и засух – с другой, и в целом интенсификация и повышение изменчивости гидрологического цикла. По оценкам Доклада, «территория России теплеет еще почти вдвое быстрее, чем суша в целом: 0,51°С за десятилетие, причем каждое десятилетие с 1981-1990 гг. теплее предыдущего» [1, с. 22]. Также в среднем на территории РФ отмечается снижение длительноти залегания снежного покрова [1, с. 22], и наблюдается рост концентрации основных парниковых газов – метана и углекислого газа. [1, с. 29].

Перечисленные угрозы ставят неотложный вопрос об адаптации социально-экономической системы как к уже происходящим, так и ожидаемым изменениям климата. Особенно актуальным становится решение на уровне регионов, в том числе – регионов российского Дальнего Востока. Поэтому целью данного исследования стало выявление основных для Камчатского края климатических рисков, и определение перспективных направлений дальнейшей работы в области климатической адаптации региона.

Материалы и методы

Информационную базу исследования составляют материалы международных мероприятий, а также национальные документы правового характера, принятые на федеральном и региональном уровнях, касающиеся вопросов изменения климата и адаптации к ним. В ходе работы использовались обещнаучные пододы и методы, такие как анализ, синтез, научное обобщение.

Результаты и обсуждение

Перечисленные изменения климата приводят к многочисленным рискам. При этом само понятие климатического риска, является сложным и многокомпонентным (рисунок 1) [2].

Источник: составлено авторами

Рисунок 1. Структура климатических рисков.

Из приведенного рисунка видно, что риск складывается из трех факторов: наличия опасных явлений, подверженности этим явлениям и уязвимости от них. Подверженность означает нахождение на территориях, где могут происходить опасные явления, тех или иных объектов хозяйства, социальной сферы, инфраструктуры, а также населения. Под уязвимостью понимается степень восприимчивости объектов и систем по отношению к негативным последствиям опасных явлений.

Что касается территории Российской Федерации, то здесь могут возникать риски как экологического, так и социально-экономического характера. Как отмечено в Третьем оценочном докладе относительно морских экосистем, результатом изменений может стать формирование «новых» экосистем, свойства которых не изучены [1, с. 77]. Безусловно, то же самое можно сказать и по отношению к наземным экосистемам. Также изменение температурного режима акваторий может приводить к росту биомассы токсичного фитопланктона, иногда носящему взрывной характер. Ярким примером такого явления стало вредоносное цветение водорослей в 2020 году у побережья Камчатского края, приведшее к значительному ущербу местным экосистемам, последствия которого до сих пор еще оцениваются специалистами [3, 4, 5]. Обусловленные климатическими изменениями изменения: солености, насыщенности кислородом, площади ледяного покрова также приводит к глобальным перестройкам морских экосистем, а меняющийся температурный режим и режим осадков – к аналогичным перестройкам экосистем суши.

Таким образом, глобальные климатические изменения приводят к труднопредсказуемым и еще более трудноуправляемым последствиям в первую очередь, для экосистем, и затем – для мировой экономики, социальной сферы и демографической ситуации.

С точки зрения демографической ситуации, климатические изменения, приведшие к росту количества и интенсивности опасных природных явлений, имеют своими последствиями как прямые демографические потери – гибель людей, так и косвенные – ущерб здоровью, изменение интенсивности и направленности миграционных потоков, как внутри Российской Федерации, так и с соседними странами. Особенно критично климатический фактор в этом отношении сказывается на регионах российского Крайнего Севера и Дальнего Востока. Согласно данным, приведенным в Третьем оценочном докладе, уже сейчас климатические причины вызывают около 0,3 % миграционных перемещений внутри РФ [1, с. 39], а за период 2010-2020 гг. по этим же причинам было эвакуировано 142 тыс. человек [1, с. 39].

С точки зрения экономики, климатические изменения оказывают воздействие на структуру и динамику рынка труда, а также на структуру производства за счет снижения спроса на продукцию в топливно-энергетическом секторе, играющем важную роль в промышленном производстве страны. Кроме того, климатические изменения негативно сказываются непосредственно на деятельности топливно-энергетического комплекса, ухудшая условия добычи и повышая расходы. То же самое можно сказать и в отношении добычи большинства других видов полезных ископаемых.

Для сельского хозяйства России существенным негативным фактором становится рост засушливости, в особенности в южных регионах. В лесном хозяйстве основными факторами остаются: повышение угрозы пожаров, рост численности вредителей и риск утраты биологического разнообразия.

В энергетике в качестве значимых можно отметить риски повреждения линий электропередач в результате возросшей ветровой и гололедной нагрузки, повышение затрат на охлаждение энергетических установок, а также повышение затрат на очистные и уловительные сооружения и технологии.

В сфере транспорта возникают как угрозы прямого разрушения объектов транспортной инфраструктуры и стоимости восстановительных работ, так и ухудшения условий их эксплуатации, повышенного износа и затрат на обслуживание.

Для жилищно-коммунального хозяйства важной угрозой остается ускоренный износ зданий и сооружений вследствие более частого перехода через 0°C, а также повышенная нагрузка на системы водоснабжения и водоотведения в результате увеличения продолжительности и интенсивности осадков. Отдельной угрозой для экономики РФ становится фактор таяния многолетней мерзлоты, приводящий к выходу из строя, зданий, сооружений и объектов инфраструктуры.

Экономические угрозы для рыбохозяйственного комплекса заключаются в изменении ареалов обитания объектов промысла, а также изменении штормовой и ледовой обстановки в районах промысла. Для сферы туризма главными угрозами являются потеря достопримечательностей, ценных с точки зрения туризма объектов живой и неживой природы, а также повышение расходов на страхование и обеспечение безопасности туристов.

Кроме физических климатических рисков можно выделить и так называемые «переходные» климатические риски, как это сделано, например, в докладе Центрального банка РФ «Климатические риски в меняющихся экономических условиях» [6]. К их числу авторы доклада относят такие, как рост генерации электроэнергии за счет возобновимых источников, электрификацию транспорта и повышение издержек углеродоемких производств вследствие увеличения цен на выбросы углерода и усиления трансграничного регулирования.

В целом в результате проведенного краткого обзора можно отметить:

– многочисленность и многоаспектность экономических и социальных рисков, возникающих вследствие изменений климата. Практически не существует такой области экономики и социальной сферы в РФ, которой не касались бы те или иные из них;

– комплексность и взаимосвязанность рисков, каждый из которых связан с другими и целым рядом опасных природных явлений;

– повсеместную распространенность рисков. Как не существует «защищенных» сфер экономики, так не существует и «защищенных» территорий. Хозяйство и социальная сфера каждого из регионов РФ в той или иной степени подвержены различным климатическим рискам;

– из-за географических особенностей территории РФ, больших различий между южными областями, регионами Дальнего Востока и Арктики, возникает дополнительная сложность в подходах к разработке адаптационных мероприятий к изменениям климата.

Из сказанного следует, что задача адаптации к рискам климатических изменений также актуальна для всех отраслей экономики и социальной сферы и для всех регионов. Она является комплексной, долгосрочной и многоаспектной.

В настоящее время решение вопросов климатической адаптации проходит на всех уровнях: международном, национальном и региональном. Основным международным документом по этой теме является Рамочная конвенция ООН об изменениях климата (принята в 1992 году), налагающая ряд обязательств на страны-участницы [7]. В 1997 году был принят Киотский протокол, направленный на снижение выбросов парниковых газов [8]. На сегодняшний день климатическая повестка рассматривается в широком контексте перехода к устойчивому развитию, и включена в документ ООН, известный как «Цели в области устойчивого развития», принятый декларацией Генеральной ассамблеи ООН в 2015 году [9]. Цель 13 данного документа обозначена как «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» [10]. Тогда же, в 2015 году, на смену Киотскому протоколу, было подписано Парижское соглашение, направленное на регулирование выбросов углекислого газа в международном масштабе [11]. В 2019 году прошла 25-я Конференция ООН по вопросам изменения климата [12].

На национальном уровне в Российской Федерации также действует целый ряд документов в данной области. Здесь следует упомянуть Климатическую доктрину Российской Федерации [13], Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [14], а также Национальный план мероприятий адаптации к изменениям климата первого и второго этапов [15, 16]. При этом план мероприятий первого этапа состоял в основном из мероприятий, затрагивающих отрасли национальной экономики, в то время как в плане второго этапа делается акцент на региональном аспекте.

Одно из определений понятия климатической адаптации сформулировал Б.Н. Порфирьев: «адаптация к изменению климата означает приспособление природных, социальных или экономических систем к фактическим или ожидаемым климатическим изменениям и их последствиям, предполагающее корректировку процессов, действий или их организации с целью снижения потенциальных рисков или использования благоприятных возможностей, связанных с изменением климата» [17, с. 46]. Она призвана решить широкий спектр задач, включая безопасность субъектов экономики и граждан, а также использование возникающих благоприятных эффектов от климатических изменений.

Используемые для достижения указанных задач инструменты специалисты сводят в несколько групп. К первой из них относятся поддерживающие инструменты. Сюда включаются как финансовые инструменты – различные дотации и другие меры прямой поддержки, а также непрямой – льготы и преференции, так и нефинансовые инструменты, к которым может быть отнесена поддержка через передачу технологий, образования и НИОКР, а также информационная поддержка. Следующей крупной группой инструментов являются рыночные инструменты, связанные с торговлей квотами на выбросы парниковых газов на международном, национальном и отраслевом уровнях. Среди инструментов, ограничивающих воздействие на окружающую среду, выделяется налоговое регулирование и установление законодательных квот на выброс парниковых газов. К вспомогательным инструментам можно отнести различные методики количественной оценки выбросов и поглощения парниковых газов.

К основным этапам управления климатическими рисками могут быть отнесены: их идентификация, мониторинг и оценка, распространение информации о возникающих рисках, адаптация и усиление потенциала устойчивости по отношению к ним [18]. Таким образом, адаптация является ключевым элементом в процессе управления рисками в целом.

На региональном уровне в настоящее время идет активная разработка региональных планов адаптации к изменениям климата. К началу 2024 года уже были разработаны региональные планы адаптации к изменениям климата Нижегородской, Ростовской, Сахалинской областей, Республики Алтай, Ямало-Ненецкого автономного округа и целого ряда других регионов [19, 20, 21, 22, 23]. Также в контексте Национального плана второго этапа находится и задача разработки Регионального плана климатической адаптации для Камчатского края.

Рассматриваемый регион – Камчатский край, обладает следующими базовыми климатическими характеристиками:

– средняя температура от -15,5°С в январе до +13,2°С в июле,

– средний суточный максимум осадков – 115 мм.

К типичным природным процессам могут быть отнесены лавины, оползни, сели, природные пожары, гололедно-изморозевые отложения, гидрологические явления, а также высокий уровень снежного покрова и высокая ветровая нагрузка [24]. Согласно прогнозам, к периоду 2050-2059 гг. в регионе ожидается повышение средней температуры на 2-3°С, повышение суточного максимума осадков до 30 %, а также увеличение количества дней с переходом температуры через 0°С на девять дней каждые десять лет [1].

К основным опасным явлениям для региона можно отнести паводки, лесные пожары, лавины, оползни и сели, а также переход температуры через 0°С. За период 2010-2023 гг. площадь лесных пожаров в Камчатском крае составила 605 тыс. га с ущербом 1,23 млрд. руб. [25]. Только за 2022 г. в результате паводков было затоплено 235 домов, а ущерб составил 109 млн. руб. [26]. На основе указанных факторов и опасных явлений может быть составлена матрица климатических рисков для Камчатского края (таблица 1).

Из приведенной матрицы видно, что опасные явления в той или иной степени угрожают всем основным сферам экономики Камчатского края, а также населению. В рыбном хозяйстве возможное изменение гидрологического режима рек может сказаться на состоянии камчатской популяции лососевых рыб – одного из самых ценных ресурсов для местной экономики. В энергетике паводки могут приводить к нарушениям в работе местных ГЭС, а лавинно-оползневые явления, штормы, тайфуны, сильный ветер и рост переходов температуры через 0°С – к различному ущербу и повреждениям электросетей, производственных сооружений и оборудования.

В сельском хозяйстве существенную опасность представляет размывание плодородного слоя и гибель урожая в результате паводков, а также разрушение или ущерб для производственных зданий и сооружений в результате штормов и роста переходов температуры через 0°С. Для горнорудного комплекса опасность представляют все возможные опасные явления, как за счет нарушения ритма производства, так и за счет ущерба производственной инфраструктуре. Для лесного хозяйства основную опасность, безусловно, представляют лесные пожары, а для туризма – большинство из опасных явлений. Негативные последствия возникают из-за ущерба туристским объектам, которые могут полностью или частично утратить свою привлекательность для туристов, возможного ущерба туристским маршрутам, которые могут стать непроходимыми или труднопроходимыми, невозможности выхода на маршрут из-за погодных условий, а также утраты или повреждения транспортных средств. Возможна также и прямая гибель или ущерб здоровью туристов и персонала на маршрутах.

Для населения угрозу представляют все опасные явления, приводя как к гибели и ущербу для здоровья, так и возможным потерям собственности.

Данная матрица может служить как основой регионального Плана климатической адаптации, так и дальнейших исследований в направлении разработки мер климатической адаптации региона.

Таблица 1

Матрица климатических рисков Камчатского края.

Объект влияния/Опасное явление Рыбное хозяйство Энергетика Сельское хозяйство Горнорудный комплекс Лесное хозяйство Туризм Дорожное хозяйство и транспорт Население

Паводки Изменение гидрологического режима рек Нарушения в работе ГЭС Размывание плодородного слоя;

Гибель урожая Нарушение ритма производства Ущерб туристским объектам и маршрутам;

Повреждение дорожного полотна;

Нарушение режима работы аэропортов Гибель людей;

Потери собственности

Лесные пожары Изменение гидрологического режима рек Нарушение ритма производства Выгорание лесов Ущерб туристским объектам и маршрутам; Гибель людей;

Ущерб здоровью;

Потери собственности

Лавины,

оползни, сели Изменение гидрологического режима рек Ущерб и нарушения в работе производственных и транспортных объектов

Ущерб для месторождений добычи, производственных зданий и сооружений Ущерб туристским объектам и маршрутам; Гибель людей; Ущерб здоровью;

Потери собственности

Переход через

0° С Ущерб производственным зданиям и сооружениям Ущерб производственным зданиям и сооружениям Ущерб производственным зданиям и сооружениям Ущерб производственным зданиям и сооружениям Повреждение дорожного полотна Потери собственности

Штормы, тайфуны,

сильный ветер Нарушение ритма работы Ущерб и нарушения в работе производственных и транспортных объектов

Ущерб производственным зданиям и сооружениям Ущерб производственным зданиям и сооружениям Нарушение ритма работы Гибель людей; Ущерб здоровью;

Потери собственности

Непосредственно план адаптации Камчатского края должен включать в себя комплекс мероприятий организационно-правового, экономического, научно-исследовательского, образовательного, информационного, технического и природоохранного характера, направленных на приспособление социально-экономической системы региона к рискам и негативным последствиям от климатических изменений, а также использования возможных позитивных последствий.

Кроме того, уже опубликованные на сегодняшний день региональные планы адаптации не предусматривают каких бы то ни было показателей или индикаторов исполнения запланированных мероприятий. Но такие индикаторы необходимы как для оценки прогресса в достижении плановых задач, так и выявления «узких мест». При этом индикаторы также должны быть связаны между собой в единый комплекс, а их целевые значения должны быть обоснованы.

Помимо разработки регионального Плана климатической адаптации, другим важным вопросом является актуализация недавно принятой Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года [27]. В своем актуальном состоянии указанный документ в числе наиболее существенных вызовов и рисков не упоминает риска климатических изменений, как и каких бы то ни было других рисков, связанных с изменением окружающей среды и ее деградацией. При этом Стратегия включает экологический раздел, в котором упоминаются тайфуны, цунами и лесные пожары, хотя они не ассоциируются с изменениями климата на глобальном уровне. Таким образом, уже сейчас документ требует доработки и актуализации через включение климатического аспекта в состав существенно важных и актуальных для региона угроз, а мероприятий по адаптации – в состав приоритетов развития Камчатского края.

К настоящему времени в рамках национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлена задача формирования и реализации программ климатической адаптации для основных уровней социально-экономической системы: федеральногокорпоративного и регионального, указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [28].

Заключение

В целом, говоря об адаптации Камчатского края к изменениям климата, можно подвести следующие итоги:

– необходимо проведение дополнительных научных исследований адаптации Камчатского края к изменениям климата, включая климатическое прогнозирование, оценку вероятности рисков, а также экономическую оценку возможных ущербов;

– необходимо дальнейшее формирование методической и правовой базы климатической адаптации, в том числе на уровне региона;

– необходимо формирование организационного механизма взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, структурами гражданского общества, научными и образовательными организациями и прочими заинтересованными сторонами по выделению приоритетных направлений и комплексной реализации мер климатической адаптации;

– важнейшим приоритетом является подготовка кадров в области климатической адаптации как в научном, так и в управленческом аспектах;

– существенным аспектом является информационная политика в сфере климатической адаптации, направленная на разъяснение ее целей задач, а также достигнутого прогресса.

Вопрос климатической адаптации остается одним из наиболее актуальных и требует долгосрочных, системных и скоординированных усилий со стороны государства и общества.

Библиографический список

1. Федеральная служба по метеорологии и мониторингу окружающей среды. Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.meteorf.gov.ru/upload/pdf_download/compressed.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

2. Доклад Межправительтвенной группы по изменению климата (МГЭИК). Изменение климата. Женева: ВМО. – 2014. – 34 с.

3. Коростелев С.Г., Данилин Д.Д., Корнев С.И. О масштабах и возможных причинах выбросов морских гидробионтов в сентябре-октябре 2020 г. на побережье юга Камчатки и северных курильских островов // Региональные проблемы развития Дальнего Востока России и Арктики. – 2021. – С. 34-39.

4. Данилин Д.Д., Жигадлова Г.Г., Коростелев С.Г., Санамян К.Э., Санамян Н.П., Токранов А.М. Динамика бентосных сообществ верхней сублиторали Юго-Восточной Камчатки после вредоносного цветения водорослей (ВЦВ) осенью 2020 г // Геосистемы Северо-Восточной Азии: природные, природно-ресурсные и социальноэкономические структуры. – 2023. – С. 23-27.

5. Коростелев С.Г., Данилин Д.Д. Влияние вредоносного цветения водорослей осенью 2020 г. на состояние запасов камбал на шельфе тихоокеанского побережья Камчатки и северных Курильских островов // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей. Материалы ХXIV международной научной конференции, посвященной 300-летию Российской академии наук. – Петропавловск-Камчатский, 2023. – С54. – 193.

6. Климатические риски в меняющихся экономических условиях. Доклад для общественных консультаций. Центральный банк Российской Федерации. – Москва, 2022. – 49 С.

7. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 20.05.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения: 20.05.2024).

9. Цели в области устойчивого развития. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 20.05.2024).

10. Цель 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/ (дата обращения: 20.05.2024).

11. Парижское соглашение. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

12. 25-я Конференция ООН по вопросам изменения климата. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/climatechange/ (дата обращения: 20.05.2024).

13. Климатическая доктрина Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/MPUDKaI1ymUgyAAY2AsmVhO3UW0oOIs9.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

14. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

15. Национальный план мероприятий адаптации к изменениям климата первого этапа. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ALzCFp4EbLAkAEuDwZpAxQ1W0QeI3mGT.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

16. Национальный план мероприятий адаптации к изменениям климата второго этапа. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf

17. Порфирьев Б.Н. Декарбонизация versus адаптация экономики к климатическим изменениям в стратегии устойчивого развития // Проблемы прогнозирования. – 2022. – №4. – С. 45 – 54.

18. Кобышева Н.В., Акентьева Е.М., Галюк Л.П. Климатические риски и адаптация к изменениям и изменчивости климата в технической сфере / Н.В. Кобышева, Е.М. Акентьева, Л.П. Галюк. – Санкт-Петербург: Издательство Кириллица, 2015. – 214 с.

19. Региональный план адаптации к изменениям климата Нижегородской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nobl.ru/dokumenty-rasporyazhenie-pravitelstva-nizhegorodskoy-oblasti-ot-04072022-715r/ (дата обращения: 20.05.2024).

20. Региональный план адаптации к изменениям климата Ростовской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ecology.sakhalin.gov.ru/about/climate/659-regionalnyj-plan-adaptacii-k-izmenenijam-klimata-sahalinskoj-oblasti.html (дата обращения: 20.05.2024).

21. Региональный план адаптации к изменениям климата Сахалинской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минэко04.рф/upload/site/Актуальный%20план%20адаптации%20к%20изменениям%20климата%20(в%20ред.%20от%2020.12.23).pdf (дата обращения: 20.05.2024).

22. Региональный план адаптации к изменениям климата Республики Алтай. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минэко04.рф/upload/site/Актуальный%20план%20адаптации%20к%20изменениям%20климата%20(в%20ред.%20от%2020.12.23).pdf (дата обращения: 20.05.2024).

23. Региональный план адаптации к изменениям климата Ямало-Ненецкого автономного округа. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yanao.ru/upload/iblock/403/ytgafw2q19722i1tph6cicn0jyxnuyux.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

24. Глобальное изменение климата и Дальневосточный федеральный округ. На пути к адаптации/Климатический центр Росгидромета. – Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2021. – 12 с.

25. Фонды Камчатского филиала ТИГ ДВО РАН. Письмо Агентства лесного хозяйства Камчатского края № 59.02/6492 от 15.11.2023 г.

26. Информационное агентство Интерфакс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/navodnenie-v-sobolevskom-rayone-kamchatki-stalo-silneyshim-za-desyatiletiya-vlasti (дата обращения: 01.11.2023).

27. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kamgov.ru/document/frontend-document/view-npa?id=35121 (дата обращения: 20.05.2024).

28. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986 (дата обращения: 27.05.2024).

References

1. Federal'naja sluzhba po meteorologii i monitoringu okruzhajushhej sredy. Tretij ocenochnyj doklad ob izmenenijah klimata i ih posledstvijah na territorii Rossijskoj Federacii. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.meteorf.gov.ru/upload/pdf_download/compressed.pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

2. Doklad Mezhpravitel'tvennoj gruppy po izmeneniju klimata (MGJeIK). Izmenenie klimata. Zheneva: VMO. – 2014. – 34 s.

3. Korostelev S.G., Danilin D.D., Kornev S.I. O masshtabah i vozmozhnyh prichinah vybrosov morskih gidrobiontov v sentjabre-oktjabre 2020 g. na poberezh'e juga Kamchatki i severnyh kuril'skih ostrovov // Regional'nye problemy razvitija Dal'nego Vostoka Rossii i Arktiki. – 2021. – S. 34-39.

4. Danilin D.D., Zhigadlova G.G., Korostelev S.G., Sanamjan K.Je., Sanamjan N.P., Tokranov A.M. Dinamika bentosnyh soobshhestv verhnej sublitorali Jugo-Vostochnoj Kamchatki posle vredonosnogo cvetenija vodoroslej (VCV) osen'ju 2020 g // Geosistemy Severo-Vostochnoj Azii: prirodnye, prirodno-resursnye i social'nojekonomicheskie struktury. – 2023. – S. 23-27.

5. Korostelev S.G., Danilin D.D. Vlijanie vredonosnogo cvetenija vodoroslej osen'ju 2020 g. na sostojanie zapasov kambal na shel'fe tihookeanskogo poberezh'ja Kamchatki i severnyh Kuril'skih ostrovov // Sohranenie bioraznoobrazija Kamchatki i prilegajushhih morej. Materialy HXIV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 300-letiju Rossijskoj akademii nauk. – Petropavlovsk-Kamchatskij, 2023. – S54. – 193.

6. Klimaticheskie riski v menjajushhihsja jekonomicheskih uslovijah. Doklad dlja obshhestvennyh konsul'tacij. Central'nyj bank Rossijskoj Federacii. – Moskva, 2022. – 49 S.

7. Ramochnaja konvencija OON ob izmenenii klimata. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (data obrashhenija: 20.05.2024).

8. Kiotskij protokol k Ramochnoj konvencii Organizacii Ob#edinennyh Nacij ob izmenenii klimata. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (data obrashhenija: 20.05.2024).

9. Celi v oblasti ustojchivogo razvitija. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (data obrashhenija: 20.05.2024).

10. Cel' 13: Prinjatie srochnyh mer po bor'be s izmeneniem klimata i ego posledstvijami. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/ (data obrashhenija: 20.05.2024).

11. Parizhskoe soglashenie. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

12. 25-ja Konferencija OON po voprosam izmenenija klimata. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/climatechange/ (data obrashhenija: 20.05.2024).

13. Klimaticheskaja doktrina Rossijskoj Federacii. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/MPUDKaI1ymUgyAAY2AsmVhO3UW0oOIs9.pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

14. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii s nizkim urovnem vybrosov parnikovyh gazov do 2050 goda. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

15. Nacional'nyj plan meroprijatij adaptacii k izmenenijam klimata pervogo jetapa. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ALzCFp4EbLAkAEuDwZpAxQ1W0QeI3mGT.pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

16. Nacional'nyj plan meroprijatij adaptacii k izmenenijam klimata vtorogo jetapa. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf

17. Porfir'ev B.N. Dekarbonizacija versus adaptacija jekonomiki k klimaticheskim izmenenijam v strategii ustojchivogo razvitija // Problemy prognozirovanija. – 2022. – №4. – S. 45 – 54.

18. Kobysheva N.V., Akent'eva E.M., Galjuk L.P. Klimaticheskie riski i adaptacija k izmenenijam i izmenchivosti klimata v tehnicheskoj sfere / N.V. Kobysheva, E.M. Akent'eva, L.P. Galjuk. – Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Kirillica, 2015. – 214 s.

19. Regional'nyj plan adaptacii k izmenenijam klimata Nizhegorodskoj oblasti. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://nobl.ru/dokumenty-rasporyazhenie-pravitelstva-nizhegorodskoy-oblasti-ot-04072022-715r/ (data obrashhenija: 20.05.2024).

20. Regional'nyj plan adaptacii k izmenenijam klimata Rostovskoj oblasti. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://ecology.sakhalin.gov.ru/about/climate/659-regionalnyj-plan-adaptacii-k-izmenenijam-klimata-sahalinskoj-oblasti.html (data obrashhenija: 20.05.2024).

21. Regional'nyj plan adaptacii k izmenenijam klimata Sahalinskoj oblasti. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://minjeko04.rf/upload/site/Aktual'nyj%20plan%20adaptacii%20k%20izmenenijam%20klimata%20(v%20red.%20ot%2020.12.23).pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

22. Regional'nyj plan adaptacii k izmenenijam klimata Respubliki Altaj. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://minjeko04.rf/upload/site/Aktual'nyj%20plan%20adaptacii%20k%20izmenenijam%20klimata%20(v%20red.%20ot%2020.12.23).pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

23. Regional'nyj plan adaptacii k izmenenijam klimata Jamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://yanao.ru/upload/iblock/403/ytgafw2q19722i1tph6cicn0jyxnuyux.pdf (data obrashhenija: 20.05.2024).

24. Global'noe izmenenie klimata i Dal'nevostochnyj federal'nyj okrug. Na puti k adaptacii/Klimaticheskij centr Rosgidrometa. – Sankt-Peterburg: Naukoemkie tehnologii, 2021. – 12 s.

25. Fondy Kamchatskogo filiala TIG DVO RAN. Pis'mo Agentstva lesnogo hozjajstva Kamchatskogo kraja № 59.02/6492 ot 15.11.2023 g.

26. Informacionnoe agentstvo Interfaks. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/navodnenie-v-sobolevskom-rayone-kamchatki-stalo-silneyshim-za-desyatiletiya-vlasti (data obrashhenija: 01.11.2023).

27. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Kamchatskogo kraja do 2035 goda. – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://kamgov.ru/document/frontend-document/view-npa?id=35121 (data obrashhenija: 20.05.2024).

28. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7.05.2024 № 309 «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda». – [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986 (data obrashhenija: 27.05.2024).

Контактная информация / Contact information

Камчатский филиал Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук

683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Партизанская, д. 6

Kamchatka Branch of the Pacific Institute of Geography of the Far Eastern Branch of RAS

6 Partizanskaya St, 683001, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia

Дьяков Максим Юрьевич / Maxim Yu. Dyakov

maxus800@mail.ru

Михайлова Татьяна Робертовна / Tatiana R. Mikhailova

mikhailova.tat2013@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.