Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формообразования текста'

Актуальные вопросы формообразования текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / МОРФОГЕНЕЗ ТЕКСТОВЫХ СТРУКТУР / ФОРМА ТЕКСТА / АТТРАКТОР / СРЕДА / СТРУКТУРА / СИММЕТРИЯ / АСИММЕТРИЯ / СИНТЕЗ / ФРАКТАЛЬНОСТЬ / TEXT STRUCTURES' MORPHOGENESIS / TEXT / ATTRACTOR / MEDIUM / STRUCTURE / SYMMETRY / ASYMMETRY / SYNTHESIS / FRACTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Москальчук Галина Григорьевна

Рассматриваются пути синтеза различных текстов в макроструктуры на основе пространственных параметров. Намечены некоторые направления межуровневого описания языка, исходя из текста как единицы высшего уровня сложности. Представлена архитектоника системы «Текст среда» на базе категорий симметрия/ асимметрия, типология текстов, построенная от их аттракторов. Рассматриваются нерешенные и актуальные вопросы теории формообразования (морфогенеза) текстовых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The important questions of text formation

The article deals with ways of synthesis of different texts into macrostructures on basis of spatial parameters. In the article we describe some tendencies of interlevel language description on condition that text is regarded as a unit of the highest level of complexity. There represented architectonics of the “Text Medium” system with the help of categories such as symmetry/asymmetry, text typology created on their attractors. Open important issues of the theory of text structures' formation (morphogenesis) are also dealt with.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формообразования текста»

eralizations: The What's X Doing Y? Construction." Language, Vol. 75, №. 1., P. 1-33.

14. Kendon, Adam. 1990. Conducting Interaction: Patterns of behavior in focused interactions. Cambridge: Cambridge University Press.

15. Nikiforidou, Kiki. 2012. "The constructional underpinnings of viewpoint blends: The Past + now in language and literature." In: B. Dancygier & E. Sweetser (eds.), Viewpoint and Perspective in Language and Gesture. Cambridge: Cambridge University Press. P. 177-197

16. Nikiforidou, Kiki. 2010. "Viewpoint and construction grammar: The case of past + now." Language and Literature 19(2) 265-284.

17. Tobin, Vera. 2008. "Literary Joint Attention: Social Cognition and the Puzzles of Modernism." (unpublished dissertation).

18. Tomasello, M. 1995. "Joint Attention as Social Cognition." In Moore, C. and Dunham, P. (Eds.) Joint Attention: Its Origins and Role in Development. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

19. Turner, Mark. 1991. Reading Minds: The Study of English in the Age of Cognitive Science. Princeton, New Jersey: Princeton University Press.

20. Turner, Mark. 1998. "Figure." In Cristina Cacciari, Ray Gibbs, Jr., Albert Katz, and Mark Turner, Figurative Language and Thought. N.-Y.: Oxford University Press, 1998.

21. Turner, Mark. 1987. Death is the Mother of Beauty: Mind, Metaphor, Criticism. Chicago: University of Chicago Press.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 47-50.

Г. Г. Москальчук

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ТЕКСТА

Рассматриваются пути синтеза различных текстов в макроструктуры на основе пространственных параметров. Намечены некоторые направления межуровневого описания языка, исходя из текста как единицы высшего уровня сложности. Представлена архитектоника системы «Текст ^ среда» на базе категорий симметрия/ асимметрия, типология текстов, построенная от их аттракторов. Рассматриваются нерешенные и актуальные вопросы теории формообразования (морфогенеза) текстовых структур.

Ключевые слова: текст, морфогенез текстовых структур, форма текста, аттрактор, среда, структура, симметрия, асимметрия, синтез, фрактальность.

В уровневой модели описания языка сложилась непростая терминологическая ситуация: единицы и единства каждого уровня описываются слабо пересекающейся терминологией, а переходы между выделяемыми уровнями изучаются лишь эпизодически. Тем не менее, коммуникативная, деривационная и просодическая природа языка нацеливает лингвистов на некоторое единообразие в описании, как единиц, так и единств языка не только в статике, но и в динамике, а также должным образом изучать процессы синтеза, осуществляющиеся в единицах на стыке различных уровней организации. Поскольку текст и дискурсы разного рода являются реальными полями информационно-семиотического и коммуникативно-информационного взаимодействия языков, лич-

ностей, сообществ, культур, то именно этот уровень определяет характер многих процессов, протекающих в структурах иных порядков организации.

Только текст может полагаться важнейшей единицей человеческого общения, концентрирования и хранения значимой информации. Поэтому синтез результатов разнообразных направлений изучения текста, обширных массивов сведений, накопленных на этом пути, качественно-количественных данных о текстах на различных языках, может быть осуществлен на основе инвариантных представлений о структурной организации текста как базовой единицы языка.

Текст обладает собственной геометрией квазипространства, распределенного в физиче-

48

Г. Г. Москальчук

ском пространстве-времени, представленном в виде последовательности его отдельных позиций. Измерителем внутритекстового пространства-времени является позиция как репрезентант протяженности единиц языка и иных семиотических структур, включенных в текст.

Морфогенез, или формообразование текстовых структур, определяется пространственно-временной природой текста как информационного пакета, языковой единицы высшего уровня [4 ; 6 ; 7]. Полагаю, что единую межу-ровневую грамматику текста (дискурса) необходимо строить, исходя из интересов высшего информационно-структурного уровня языка и речи, а основными единицами здесь выступают текст как целое и дискурс с его коммуникативно-ситуативным окружением. Разумеется, не снимаются вопросы о способах объединения текстов в гипертексты, о родственных генетических связях вторичных текстов, о дискурсивном существовании текстов и т. п.

Путей описания языковых структур, их объединений и взаимопереходов может быть немало. Поэтому предлагаемая система описания структур и их деривационного бытия может осуществляться на основе метроритмической матрицы текста как конструкта, который по-зиционно детерминирован и пространственно инвариантен ко всем иным изменениям, то есть толерантен к особенностям языков, стилей, авторству, устной и письменной репрезентации и т. п. [6].

Синтез внутритекстовых структур во многом определяется пропорционально-временным и пространственным характером формы текста, понимаемого как один из объектов природы, где саморазрастание самоподобных структур (фрактальность) в пространственно-временном континууме является одним из распространенных способов морфогенеза [1. С. 14-76 ; 6]. Форма текста имеет также ряд особенностей, ограничивающих свободную пространственно-временную реализацию фрактальных структур. При этом, естественным образом, возникают некоторые искажения свободного разрастания структур, возникает достаточно широкое, но ограниченное разнообразие вариаций формы [6. С. 281-294]. Индивидуальность формы создается комплексом причин и обстоятельств, иногда случайных и слабо предсказуемых.

Языковые структуры, возникающие в естественных текстах, для человека содержательны. Формы текста (их выявлено 243) повторя-

ются в речевой деятельности, но с различной вероятностью, что, вероятно, обусловлено их различием в способности хранить и передавать информацию. Деятельность же человека в сфере формообразования текста осуществляется неосознаваемо, не находится в светлом поле его сознания. Она до некоторой степени столь же «автоматизирована», как и использование других единиц языка, но подчиняется как структура и система высшего порядка известным природным алгоритмам: биоритмы головного мозга, повторяемость, симметрия, асимметрия, пропорции (в том числе золотого сечения), числа ряда Фибоначчи и др. Скрытые алгоритмы природы, проявляющиеся в языке, выявляются в процессе анализа естественно созданных человеком текстов [6].

Прежде всего, в тексте как цельном и отдельном информационном пакете отчетливо выделяются его левая и правая границы, то есть сопряжения некоторого предтекста с абсолютным началом текста и, соответственно, сопряжение текста с его абсолютным концом и затекста. Граница является важным местом контакта и/или взаимодействия двух структур, встраивающихся в новую макросистему, например, текст и дискурс, текст и концептуальная система индивида и др.

Текст, как и и его среда, могут быть гомогенными и гетерогенными, могут репрезентировать различные семиотические системы. Поэтому возникает вопрос о контурах этой макросистемы, о способах взаимодействия и/ или взаимовлияния среды и текста, что может описываться с помощью понятий симметрия и асимметрия. Архитектоника системы «Текст ^ среда» выстраивается с учетом ряда ограничителей комбинаторики составляющих подсистем. Теоретически возможны 4 случая:

1. Симметрия текста в сочетании с симметрией среды приводит к неопределенности локализации аттрактора системы, к неразличимости текста в среде (привычное, стандартное, традиционное и т. п.).

2. Симметрия текста в сочетании с асимметрией среды локализует аттрактор вне текста (в ситуации, в концептуальной системе субъекта и т.п.). Следствием является различимость среды, а текст воспринимается как нечто стандартное, традиционное в необычном окружении.

3. Асимметрии текста в сочетании с асимметрией среды соответствует различимость дисгармоничного ансамбля «Текст ^ среда»,

при этом неопределенность параметров наблюдается как вне текста, так и в самом тексте.

4. Асимметрия текста в сочетании с симметрией среды является наиболее предпочтительным и оптимальным вариантом осуществления речевой деятельности. Данная композиция обладает следующими свойствами:

а) аттрактор локализуется в тексте, что делает сам текст и его аттрактор как носитель доминантного смысла, доступным для наблюдения (восприятия);

б) различимость текста в среде открывает возможность гармонизации деятельности через текст как посредник, что может применяться в разнообразных сферах (НЛП, эстетическое, суггестивное и педагогическое воздействие, терапия, реклама, пропаганда, перевод и т. п.).

Поскольку в тексте выделяется аттрактор как сосредоточенная структурно-динамическая локализация его доминантных структур и смыслов, как область, изоморфная целому, и одновременно компромисс интересов формы и отдельных внутритекстовых структур, то необходимо рассмотреть композиции текста и среды с учетом позиций аттрактора. Аттрактор является фрактальной ячейкой формы и смыслов текста, что разрешает новые способы интерпретации текста в теоретическом и прикладном аспектах [1. С. 14-76]. Иными словами, теория аттракторов и есть теория текстов.

Теория систем в варианте Ю. А. Урманцева предлагает удобный для лингвиста инструментарий описания различных структур и их композиций в системах разного рода [8. С. 65-86]. Ограничение разнообразия формы в реализованных, а, следовательно, коммуникативно успешных текстах, должно изучаться в соотнесении с теоретически возможной комбинаторикой макроструктур, в которые интегрируется текст в процессе селекции вариантов его структур и их вероятных комбинаций, с реальным разнообразием, в том числе, структур самих аттракторов [1. С. 50-56]. Типология текстов, спонтанно организующихся относительно его аттракторов, теоретически строится следующим образом (далее использованы условные обозначения: 1 - вход в аттрактор, 2 - аттрактор, 3 - выход из аттрактора; < > -указание на принадлежность компонента среде (предтекст/затекст); [ ] - компонент принадлежит тексту, находится в его границах; { } - границы системы «предтекст - текст - затекст»):

1 тип: {[1 2 3]} - центростремительная модель с входом и выходом;

2 тип: {<1> [2] <3>} - стабильная модель с входом и выходом;

3 тип: {<1> [2 3]} - началостремительная модель без входа, но с выходом;

4 тип: {[1 2] <3>} - концестремительная модель с входом, но без выхода;

5 тип: {<1> <2> <3>} - аттрактор в предтек-сте, модель без входа, но с выходом;

6 тип: {[1] <2> <3>} - аттрактор в затексте, модель с входом, но без выхода.

Таким образом, в моделях 1-4 типов аттрактор располагается в тексте, а в моделях 5 и 6 типа аттрактор располагается в среде, а не в тексте. Центральным объектом теории морфогенеза текстовых структур является форма текста, именно его метроритмическая матрица концентрирует и отражает физические параметры речемыслительной деятельности человека, эволюционно сложившиеся и адаптированные к психофизиологическим особенностям человеческого способа восприятия информации, ее закрепления в языковых знаках, хранения и оперирования информацией. Поэтому параметры формы текста, извлеченные из уже достаточно обширных и разнообразных полнотекстовых выборок, вполне репрезентативны и инвариантные модели структурной организации текста эвристичны, экспериментально проверены [6. С. 9-10, 224-233 ; 4].

Матричный способ синтеза внутритекстовых структур в целостное целеустремленное единство - текст - является, вероятно, основным способом формообразования единиц языка. Так, иерархичность структур и их элементов, а также пропорциональность, обусловленная рядом Фибоначчи, прослеживаются, начиная со структур слога, композиции морфем в слове, в структуре словосочетания и предложения, а затем в структуре текста как целостности высшего порядка. В процессе синтеза единицы и единства более низких уровней подстраиваются под интересы и цели высшего уровня функциональной системы [2].

Вопрос о морфогенезе текстовых структур нуждается в углубленной теоретико-экспериментальной проработке на больших полнотекстовых массивах. В качестве актуальных можно назвать следующие проблемы. Прежде всего необходимо создать алфавит элементарных и производных от них текстовых структур, как некий перечень разрешенных системой и аси-стемных элементов текста с качественно-количественными указаниями на их употребительность и/или потенциальную реализованность

50

Н. Е. Мусинова

в текстах на том или ином языке, что отчасти осуществлено в исследовании И. Ю. Моисеевой [3].

Важными представляются вопросы о деривационных переходах одних структур в другие в порядке их следования в пространстве-времени текста, какими факторами они определяются и/ или запрещаются. Возможно также построение внутрисистемных отношений в кругу различных форм текста, например, выявление функциональной синонимии и омонимии форм текста, определение возможной взаимозаменяемости отдельных форм или их уникальности. Позиционная детерминация употребительности/ неупотребительности текстовых структур позволяет выяснить и отчасти сузить сферы употребительности отдельных структур и их распространенных композиций как заполнителей определенных позиций текста [4 ; 6 ; 7].

Актуальным представляется моделирование текстовых структур, прогностика их поведения в тексте и/ или дискурсе с использованием компьютерных технологий. Проблема экспериментальной проверки отдельных положений теории формообразования текста и бытия его структур смыкается с вопросами правдоподобного в современных лингвистических представлениях, поэтому важной становится экспериментальная и модельная верификация результатов, в том числе их воплощение в работающие компьютерные программы для исследования текста. Применение компьютерных технологий позволяет в достаточно обозримые сроки изучать несколько тысяч текстов в самых разнообразных направлениях, формулировать скрытые стратегии деятельности человека с целыми текстами, выйти на инвари-

антные теоретические обобщения о деятельности с текстами в определенных сферах, таких, например, как перевод [5]. Для реализации данной исследовательской программы необходимо создание формализовнных баз данных о разнообразных текстах.

Список литературы

1. Бекасова, Е. Н. Векторы интерпретации текста: структура, смыслы, генезис: монография / Е. Н. Бекасова, Г. Г. Москальчук,

B. Ю. Прокофьева. М., 2013. 217 с.

2. Кадомцев, Б. Б. Динамика и информация // Успехи физ. наук. М., 1994: http://dargo.ru/ риЫ/47-1-0-379.

3. Моисеева, И. Ю. Синергетическая модель текстообразования : автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. Челябинск, 2007.

4. Москальчук, Г. Г. Позиционный подход к изучению текста // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 29 (320). Филология. Искусствоведение. Вып. 83. С. 101-106.

5. Москальчук, Г. Г. Самоподобие структуры текста как переводческая стратегия / Г. Г. Москальчук, Я. А. Бузаева // Вестн. Иркут. гос. лингв. ун-та. Филология. 2013. № 3 (24).

C.199-207.

6. Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М., 2010. 296 с.

7. Москальчук, Г. Г. Текст как информационный пакет / Г. Г. Москальчук, Н. А. Манаков // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2004. № 9. С. 77-80.

8. Урманцев, Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии (философские и естественнонаучные аспекты). М., 1974. 229 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336). Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 50-54.

Н. Е. Мусинова

ПОСТАКМЕИЗМ И ТВОРЧЕСТВО Н. ЗАБОЛОЦКОГО, Б. ПАСТЕРНАКА, И. БРОДСКОГО

Рассматривается актуальная для акмеизма как художественного направления и Серебряного века в целом проблема целостной художественной формы. Актуализируется значение акмеизма для литературы и его влияние на творчество русских поэтов, в частности, на поэзию Н. Заболоцкого, Б. Пастернака, И. Бродского.

Ключевые слова: Серебряный век, художественный процесс, художественная форма, акмеизм, постакмеизм, Н. Заболоцкий, Б. Пастернак, И. Бродский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.