Gugelev A.V., Yashin N.S. (2004) Konkurentosposobnost' sub'yektov khozyaystvovaniya: problemy obe-specheniya i metody regulirovaniya [Competitiveness of business entities: How to achieve and manage] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsiarno-ekonomicheskogo universiteta. № 7. 36-41 p.
5. Глаголев C.H., Гугелев A.B. Эволюция стандартов в сфере менеджмента качества Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1. С. 30-32.
Glagolev S.N., Gugelev A.V. (2009) Evolyutsiya standartov v sfere menedzhmenta kachestva [Evolution of quality management standards] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsiarno-ekonomicheskogo universiteta. № 1. 30-32 p.
6. Гугелев A.B. Практика формирования системы менеджмента качества в наукоемком производстве с учетом паритета интересов / Федер. агентство по образованию, Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. Саратов. 2005.
Gugelev А.V. (2005) Praktika formirovaniya sistemy menedzhmenta kachestva v naukoyemkom proizvodstve s uchetom pariteta interesov [Practical Issues of Developing a Quality Management System in High-Tech Production Taking into Account the Interests of Parity]. Saratov.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The Civil Code of the Russian Federation]. URL: http://www.con-
sultant. ru / document / cons_doc_LAW_5142.
УДК 347-73
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
PRESSING ISSUES IN FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF FINANCIAL MARKET
Пастушенко Елена Николаевна
Pastushenko Yelena Nikolayevna
доктор юридических наук, профессор, Саратов PhD (Law), professor, Saratov
e-mail: [email protected]
Земцова Лариса Николаевна
Zemtsova Larisa Nikolayevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, председатель суда общей юрисдикции в отставке, Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of justice and law enforcement, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov, retired chairperson of the court of general jurisdiction, Saratov
e-mail: [email protected]
LJ
Информспщонная безопасность регионов. 2016. № 3(24)
В статье освещаются новеллы финансово-правового регулирования финансового рынка, анализируется юридическая природа основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации, их информационное значение для финансового рынка
Ключевые слова: финансово-правовое регулирование, финансовый рынок, Центральный банк Российской Федерации.
The paper discusses latest amendments to the financial and legal regulation of the financial market, analyzes legal nature of major directions of the development of the Russian financial market and their informational value to the financial market.
Keywords: financial and legal regulation, financial markets, Central Bank of the Russian Federation.
Информационная среда в сфере правового регулирования финансового рынка свидетельствует о развитии публично-правовых аспектов в данной сфере общественных отношений. Поэтому весьма востребованы доктринальные исследования по финансово-правовому регулированию финансового рынка в Российской Федерации [3]. Важно отметить, что в науке финансового права подчеркивается актуальность информационной функции финансового рынка [2]. В числе важнейших вопросов находится дискуссия, которая длительно велась в России, о том, нужно ли создавать мегарегу-лятор на базе Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам или необходимо создавать новый орган. Как отмечается в финансово-правовой литературе, особенности правового статуса Центрального банка Российской Федерации способствовали принятию решения о создании мегарегулятора на базе Банка России [4].
В числе особенностей правового статуса Центрального банка Российской Федерации находится полномочие по изданию документов сложной юридической природы. К ним относятся основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления развития финансового рынка Российской Федерации (ст. 45 и 45.3 Федерального закона от ю июня 2002 г. № 86-ФЗ (с изм. по сост. на 03 июля 2016 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») [5]. Указанные документы можно охарактеризовать как программные документы концептуального характера и рассматривать в качестве доктринальных источников финансового права.
Представляется весьма важным в аспекте финансово-правовых основ анализ Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (были одобрены Советом директоров Банка России 26 мая 2016 г.) [1]. В указанном документе поднимаются важнейшие вопросы развития финансового рынка, в их числе проблемы информационной насыщенности, к которым можно отнести проблемы дестимулиро-
вания недобросовестного поведения на финансовом рынке, внедрения принципа усложнения правил или наказание за нарушение принципов. А. Г. Гузнов справедливо к общим способам организации надзорной деятельности на финансовом рынке относит в числе прочих способов получение информации о состоянии поднадзорного субъекта и получение информации о состоянии всей системы финансового рынка и отдельных его секторов [3].
В связи с проблемами в сфере потребительского кредитования Банк России ставит задачу в целях обеспечения защиты прав заемщиков с сохранением баланса интересов кредиторов продолжить совместную с банковским сообществом работу по анализу практики применения законодательства о потребительском кредите (займе) и при необходимости разработать предложения по совершенствованию регулирования в этой области, в том числе в части деятельности по взысканию задолженности (раздел III Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.) [1]).
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации имеют государственно-властную природу, что повышает значимость информационного воздействия данного документа на финансовый рынок, учитывая публично-правовые аспекты финансово-правового регулирования. Согласно ст. 45.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [5], Банк России один раз в три года представляет в Государственную Думу проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации. Предварительно проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации представляется Банком России Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на парламентских слушаниях и направляет в Банк России соответствующие рекомендации.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Изложенная юридическая процедура свидетельствует о взаимодействии всех ветвей государственной власти в воздействии на финансовый рынок путем принятия согласованного решения. При этом учтен особый публично-правовой статус Центрального банка Российской Федерации и в адрес Банка России направляются решения не предписывающего характера, а рекомендательного. В этом проявляются конституционно-правовые основы принципа независимости Центрального банка Российской Федерации, действующего с учетом сбалансированного подхода с принципом подотчетности Центрального банка Российской Федерации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 75 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. являются комплексным документом, затрагивающим публично-правовые и частно-правовые аспекты воздействия на финансовый рынок. Указанный документ дает общую характеристику финансового рынка и результаты его развития, уделяя внимание российскому финансовому рынку в контексте глобальной конкуренции и современному состоянию российского финансового рынка (раздел I). Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел II) включают десять позиций: обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации; повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства; дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке;
повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления; развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования; совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регулятор-ной нагрузки на участников финансового рынка; повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком; стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке; международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка; совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.
Указанный документ освещает особенности развития секторов финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел III), ключевые показатели измерения эффективности реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел IV), риски и ограничения в процессе реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. (раздел V).
В указанном аспекте заслуживает поддержки вывод А.Г. Гузнова о формировании комплексной отрасли законодательства: законодательства о финансовом рынке [3]. Данный вывод повышает информационное значение финансово-правового регулирования финансового рынка, поскольку сочетает в себе каналы публично-правового воздействия на общественные отношения в сфере финансового рынка с учетом частно-правовых интересов субъектов финансово-правовых отношений.
Библиографический список (References)
1. Вестник Банка России. 2016. № 57.
Vestnik Banka Rossii (2016) [Bulletin of the Central Bank of Russia]. № 57.
2. Гузнов А.Г. Организации финансового рынка и финансово-правовые механизмы урегулирования их несостоятельности : монография / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. М. : Норма : ИНФРА-М, 2016.
Guznov A.G. (2016) Organizatsii finansovogo rynka i finansovo-pravovyye mekhanizmy uregulirovaniya ikh nesostoyatel'nosti: monografiya / AG. Guznov, Т.Е. Rozhdestvenskaya [Structure of Financial Markets and Financial and Legal Mechanisms for Managing Their Insolvency: monograph by AG. Guznov, Т.Е. Rozhdestvenskaya]. Moscow: Norma: INFRA-M.
3. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : авто-реф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2016.
Guznov A.G. (2016) Finansovo-pravovoye regulirovaniye finansovogo rynka v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis.... d-ra yurid. nauk [Financial and Legal Regulation of the Financial Market in the Russian Federation: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Law]. Moscow.
Информагщонная безопасность регионов. 2016. № 3(24)
4. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М. : Проспект, 2016.
Rozhdestvenskaya Т.Е., Guznov A.G. (2016) Publichnoye bankovskoye pravo : uchebnik dlya magistrov [Public Banking Law: textbook for master's degree]. Moscow: Prospekt.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790; 2016. № 27 (часть II). Ст. 2473.
Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2002. № 28. St. 2790; 2016. № 27 (chast' II). St. 2473 [Collected Legislation of the Russian Federation. 2002. № 28. Art. 2790; 2016. № 27 (Part II). Art. 2473].
УДК 336:658.71
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
SOME ASPECTS OF FINANCIAL RISK MANAGEMENT IN PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM
Гильдеева Яна Рустамовна
Gildeyeva Yana Rustamovna
аспирантка кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
postgraduate student of the department of finance, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены классические для теории финансового менеджмента методы управления финансовыми рисками с учетом специфики системы государственных закупок. Раскрыты ключевые признаки системы госзакупок, оказывающие влияние на финансовые риски данной системы. На базе характерных особенностей системы рассмотрены отдельные методы управления рисками, выявлена «применимость» данных методов. На основе проведенного анализа автором сделан вывод о том, что традиционные методы управления финансовыми рисками не являются универсальными и общеприменимыми в системе госзакупок.
Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, система государственных закупок, финансовые риски контрактной системы, специфика системы государственных закупок.
The paper considers traditional financial management methods of dealing with financial risks with regard to specific aspects of public procurement system. Key features of the public procurement system that influence financial risks of the system are revealed. Having analyzed characteristic features of the system the author studies individual risk management practices and identifies their "applicability". The author concludes that the traditional methods of financial risk management are not universal and are not generally applicable in the public procurement system.
Keywords: contract system, public procurement, public procurement system, financial risks of the contract system, special aspects of public procurement system.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731