Актуальные вопросы экономико-правового и таможенного регулирования в России и в масштабе Евразийского Экономического Союза
Дмитриев Владимир Константинович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, [email protected]
Рагозина Наталья Александровна
кандидат юридических наук. доцент кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет [email protected]
В статье рассмотрены вопросы финансово-правового регулирования, актуальные для России как участника Евразийского экономического союза. Проблемные вопросы описаны в контексте глобализационных и интеграционных процессов, в первую очередь - на пространстве Евразийского экономического союза. Одной из проблем Союза до настоящего времени остается неполная реализация даже в «правовом поле» концепции единого экономического пространства и единой таможенной территории Союза. Сохраняющиеся проблемы мешают полноценной конкуренции на рынке профессиональной деятельности в области таможенного дела.
Подчеркнуто, тем не менее, позитивное влияние реализации в России концепции сервисной таможни, систем электронного декларирования и обмена электронными документами между участниками внешнеэкономической деятельности и Федеральной таможенной службой. Важным вопросом применительно к таким процессам является обеспечение безопасности информационных систем.
В статье также показана роль категории «правовое государство» в системе таможенного регулирования в России и влияние данной категории на форму и содержание нормативных правовых актов. Отмечается, что финансовое регулирование занимает важное место в реализации экономической политики России как правового государства, представляет собой одну из составляющих механизма современной конституционной экономики.
Ключевые слова: правовое государство, таможня, таможенное право. Евразийский экономический союз, Конституция, конституционная экономика.
2 СО
0
сч
1П
01 2
Идея правового государства включена в основы конституционного строя Российской Федерации и, по сути, это - базовый атрибут конституционного строя России. Конституционно-правовой аспект экономики правового государства нами ранее рассматривался в нескольких работах, прямо или косвенно затрагивающих эту тематику [1,2,3,4,5].
При реализации мер нормативного правового регулирования в сфере финансового права, банковского права, налогового права, бюджетного права, при формировании экономико-правовой основы предпринимательской деятельности на евразийском пространстве необходимо учитывать значительное число факторов, многие из которых являются «новеллами» в силу злободневных глобальных процессов в экономике.
К числу таких факторов следует отнести, во-первых, интеграционные и глобализационные процессы в целом, во-вторых, существенные изменения правового регулирования «секторов» современных общественных отношений, затронутых интеграцией и глобализацией, и в-третьих, формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и других международных организаций с участием Российской Федерации, в которых Россия и ее партнеры продолжают поиск своих перспективных выгодных «экономических ниш». Последний фактор, в свою очередь, предполагает решение ряда значимых вопросов, в том числе таможенно-правовых проблем, непосредственно направленных на создание единой таможенной территории и единого экономического пространства ЕАЭС.
Приходится признать, что формирование единого экономического пространства даже в масштабе ЕАЭС создает ряд сложностей различного свойства, начиная от технических (технико-юридических), продолжая организационными и завершая политическими, что в принципе само по себе естественно в силу наличия различной воли и своих собственных интересов у договаривающихся государств. Так, до настоящего времени не устранена даже проблема должного организационного и технического взаимодействия таможенных служб государств-участников ЕАЭС. Нет пол-
ной интеграции информационных систем таможенных и пограничных органов Российской Федерации и государств-участников ЕАЭС, следствием чего по сути является невозможность применения в полном объеме инструментов и механизмов электронного декларирования товаров и связанной с декларированием масштабной системы таможенных операций.
Законодательство государств-участников ЕАЭС объективно подвергается гармонизации и унификации. При этом мы должны строго подчеркнуть в этой связи соотношение понятий «экономическое регулирование» и «таможенное регулирование». Обобщенно говоря, средствами таможенного регулирования не возможно решить все вопросы формирования единого экономического пространства в отличие от единого таможенного пространства. Весьма сложной представляется задача унифицировать в масштабе ЕАЭС правовые нормы, имеющие экономическое содержание, выходящее за рамки таможенного дела. Часть из них была унифицирована ранее, на уровне Таможенного союза, но это имело место скорее в силу того, что они и принимались на основе международных договоров, еще до того ратифицированных государствами-участниками Евразийского экономического сообщества, потом Таможенного союза Ев-рАзЭС, а потом и ЕАЭС. Мы имеем в виду, например, Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Таможенный тариф ЕАЭС [6].
Применительно к административно-правовым режимам предпринимательства следует отметить, что до настоящего времени, несмотря на нормативно декларируемое единое экономическое пространство и единую таможенную территорию, регулирование административной ответственности за таможенные (и иные связанные, консолидированные экономические) правонарушения и порядка привлечения к административной ответственности остается исключительно на национальном уровне. То же самое относится к уголовной ответственности за совершение таможенных преступлений. В условиях ЕАЭС это становится существенным фактором риска и нарушения, и «оптимизации применения» экономического законодательства.
Требования к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, унифицированы в Таможенном кодексе ЕАЭС только частично - по-прежнему за государствами - участниками ЕАЭС закреплено право устанавливать на национальном уровне дополнительные требования к таким лицам по сравнению с теми, которые установлены ТК ЕАЭС. Приходится констатировать, что фактически весьма затруднительно осуществлять профессиональную деятельность в области таможенного дела в условиях неопределенности правового регулирования и отсутствия в целом ряде случаев единых критериев в масштабе ЕАЭС. При этом мы не можем обойти существенным научным замечанием тот факт, что предпринимательская деятельность в сфере таможенного
дела выделяется ныне как специфическая деятельность под контролем и с разрешения государства с целью обеспечения законности в сфере таможенного дела и имеет особый административно-правовой режим предпринимательства. В этом смысле такая предпринимательская деятельность аналогична деятельности государственных предприятий, выполняющих публичные задачи.
Мы все стали свидетелями очень сложного, длительного, многоступенчатого процесса одобрения проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. По сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза, он, безусловно, демонстрирует значительно большую степень унификации и собственно кодификации правовых норм, в том числе экономико-правового, финансового свойства. Наверное, это стало одной из причин, по которой ТК ЕАЭС принимался с таким трудом. Полагаем, что трудный процесс стал позитивным в силу стремления следовать экономико-правовой и административной концепции таможенного дела [5 ].
Отдельно стоит сказать о действии «санкций», или мер ограничительного свойства, в том числе в отношении товаров определенной страны происхождения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, на финансово-правовое регулирование и правовое регулирование, конституционную экономику в целом. Подобного рода санкционные ограничения, хотя и данный вывод может на первый взгляд показаться парадоксальным, вряд ли значительно влияют на тренд правового регулирования, связанной с интеграцией, унификацией, гармонизацией. Возможно некоторое изменение «траектории» интеграции, причем, как нам представляется, временное - например, обращение более пристального внимания на интеграцию в рамках ЕАЭС. Остальные договоры, проекты договоров, договоры о намерениях остаются на некоторое время «в столе», что не означает их забвение.
В современном мире просто невозможно полностью «отгородиться стеной» от других государств при всем на то желании. Есть факторы, которые нельзя не учитывать при этом, да и вообще подобные действия в современных условиях губительны для рыночной экономики и ставят вопрос -а может ли вообще существовать рыночная экономика в масштабах одного «изолированного» государства? Мы думаем, что вряд ли, и соответственно, правовое регулирование, в том числе финансово-правовое, пришлось бы в таком случае разворачивать если не на 180 градусов, то в большей части.
Говоря о правовом регулировании экономики в России, нельзя обойти вопрос о том, что есть социальное государство как атрибут правового государства, как то, на что так или иначе должно быть ориентировано финансовое регулирование в Российской Федерации. В научной (монографической, диссертационной и др.) литературе представлены различные точки зрения, порой едва ли не полярные. Некоторые авторы, например, В.И. Осейчук [7], склонны максимизировать соци-
X 2
8
^
0
СЧ
1П
01
альную функцию правового государства и придавать большое значение понятию «социальное государство» в конструкции правового государства. Наше отношение к социальному государству как атрибуту государства правового гораздо более, если можно так выразиться, «осторожное», тем более при учете факторов экономико-правового характера.
Рассмотрение категории «социальное государство» в новом понимании конституционной экономики означает как раз противоположное - минимизацию содержания этого понятия в том смысле, что оно нами сводится к созданию минимально необходимых условий экономической самостоятельности индивида. Задача социального государства и связанного с ним финансового регулирования - это не максимально возможно высокий уровень социального обеспечения граждан со стороны государства, не получение ими пособий, пенсий и прочих выплат из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в максимальном размере. «Максималистский» подход грозит формированием «иждивенчества» со стороны населения, отсутствием у него желания «постигать» экономическую, финансово-правовую грамотность.
Задача социального государства и конституционной экономики заключается в минимизации и по возможности устранении барьеров, создающих препятствия для реализации гражданами своих конституционных экономических прав и свобод. Вот в этом смысле необходима максимизация понятия «социального государства». Например, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями - это непременно обязанность социального и правового государства соответственно.
Финансовое регулирование занимает важное место в реализации экономической политики России как правового государства в системе ЕАЭС, представляет собой одну из составляющих механизма современной конституционной экономики. Различные элементы данного понятия, принципы его построения, его правовые и экономические основания образуют систему воплощения на практике правовых норм, имеющих экономическое содержание, экономическую направленность. Наличие адекватной системы финансового регулирования - один из критичных элементов национальной безопасности Российской Федерации, причем не только в экономическом смысле, в широком ее понимании.
Финансовое регулирование прямо или опосредованно затрагивает все сферы жизнедеятельности правового государства, включая социальную. Правовое регулирование банковской системы, установление тех или иных обязательных показателей, которым должны соответствовать кредитные организации влияет на то, какие формируются условия для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Так, в частности, значение ключевой ставки Банка России, по которой он по сути кредитует коммерческие орга-
низации, не может не отражаться на ставках кредитов, которые коммерческие банки выдают бизнесу или населению. В этой части соответствуют сущности правового государства и конституционной экономики современные тенденции правового регулирования этой сферы - говоря конкретно, стремление к максимальной имплементации в национальное российское законодательство международных нормативов достаточности капитала и иных обязательных требований к кредитным организациям, апробированных на международном уровне.
Отдельно стоит упомянуть о влиянии мер таможенного регулирования на экономическую деятельность и экономические процессы вообще как в масштабе отдельно взятого государства - члена ЕАЭС, так и ЕАЭС как экономического (таможенного в том числе) объединения в целом. Большое значение в данном вопросе имеет характер применяемой методологии таможенного регулирования и таможенного администрирования.
С одной стороны, нельзя не признать, что существующая сегодня система управления таможенным делом в России с учетом особенностей Таможенного союза и ЕАЭС во многом «облегчила жизнь» участникам внешнеэкономической деятельности. В частности, так называемое «электронное правительство» проникло и в эту сферу, согласно данным средств массовой информации, основанных на таможенной статистике «из «первых рук», процент таможенных деклараций, подаваемых участниками внешнеэкономической деятельности в электроном виде, еще на конец 2017 года составлял цифру, равную 100 % [8]. Несомненным преимуществом системы электронного декларирования товаров для участников ВЭД является снижение потенциала коррупционного, неправового (противоположного сущности администрирования в правовом государстве) поведения должностных лиц Федеральной таможенной службы, и особенно - собственно подразделений таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ТО и ТК). Вторым важным преимуществом системы электронного декларирования можно признать сокращение управленческих расходов со стороны государства.
Одновременно мы не склонны считать позитивным перевод сотрудников оперативных подразделений, подразделений ТО и ТК из категории «аттестованные сотрудники» (лица, имеющие специальные звания таможенной службы) в категорию «государственные гражданские служащие». Конечно, качество профессиональной подготовки не обязательно прямо коррелирует с принадлежностью к той или иной категории, решающее значение имеют иные факторы. Тем не менее, для обеспечения наибольшей эффективности деятельности ФТС России, как нам представляется, сотрудники, проходящие службу в таких подразделениях ФТС России и подчиненных ей таможенных органов как отдел административных расследований; оперативные подразделения и специализированные оперативные таможни; старший начальст-
вующий состав указанных подразделений и таможенных органов в целом, должны иметь звания таможенной службы, а не быть как бы «наемным персоналом с погонами».
Любое позитивное начинание (особенно на начальном этапе реализации) не может не иметь минусов (отрицательных черт). Один из них -имеющая место в ряде случаев абсолютизация концепции «сервисной таможни», иногда доходящая до абсурда. Изначальные «корни» такой абсолютизации, по всей видимости, кроются в желании подчеркнуть, что государство находится на службе у общества и народа России. С этим посылом в целом невозможно не согласиться, особенно с учетом сформулированной и развиваемой нами конституционной атрибутивной концепции правового государства. Тем более это подчеркивается в конституционных нормах. Принцип народовластия - это концептуальный принцип не только конституционного строя Российской Федерации [9], но и права Конституции вообще [10].
Тем не менее, в правовом государстве сервисный характер государственного управления, в частности и управления таможенным делом, носит разумно ограниченный характер. Иными словами, нельзя считать операцию таможенного контроля сервисной операций, хотя бы потому что она предполагает не просто выявление нарушений с рекомендациями по их устранению, но схему «выявление допущенных нарушений - административная (или иная предусмотренная законом) ответственность - предписание по устранению допущенных нарушений закона». Признание таможенного контроля сервисом необоснованно нивелирует принудительные возможности государства в рамках правового поля как суверенного «актора». Неясно, где в таком случае проходит граница меду правомерным (правовым) государственным принуждением и государственной услугой. Можно привести и иную аналогию: при такой модели рассуждений уголовно-исполнительная система также «оказывает услуги» по содержанию («проживанию») осужденных в местах лишения свободы. Очевидное «размывание» суверенности государственного управления в современном обществе, объективно продиктованное резко изменившимися политическими и социальными условиями, не должно быть безграничным и создавать впечатление «полного отсутствия» государства или существенного изменения его природы.
Еще одним, более приближенным к практике, минусом электронного декларирования является необходимость обеспечения безопасности и конфиденциальности критического массива данных, содержащихся в электронных реестрах и на иных ресурсах ФТС России и подчиненных ей таможенных органов (таможенный Big Date). Для этого имеется нормативная правовая база и технические средства, однако вряд ли последние являются абсолютно достаточными, тем более что развитие информационных технологий резко опережает внесение соответствующих (объективно требую-
щихся) изменений в профильное законодательство.
Вопросы, связанные с электронным декларированием, требуют принятия дополнительных мер в сфере безопасности. Масштабный сбой на серверах ФТС России, имевший место 30 ноября 2018 г. вследствие хакерской атаки, последствием которого стало остановка всех процессов таможенного оформления и обмена электронными документами во всех таможенных органах минимум на сутки -дополнительное практическое подтверждение нашего тезиса.
Продолжающаяся интеграция России в Евразийский экономический союз и мировую экономику требует адекватного ответа в части правового регулирования. Затруднительно построить современную инновационную экономику в случае, когда нормы финансового, банковского права не унифицированы с международными стандартами и стандартами «рамочными» (мы имеем в виду в первую очередь ЕАЭС).
Нормальное ведение бизнеса, создание привлекательных условий для иностранных инвесторов - это те задачи, которые поставлены Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Обеспеченность их нормативным, юридическим механизмом реализации означает продуманное и системное воплощение необходимых мер на основании «дорожной карты». В правовом регулировании большое значение имеет именно последовательная реализация этапов - нет смысла начинать новый этап, если нет ясности по поводу предыдущего, его реализация не завершена или она вызывает вопросы.
При унификации правовых норм с экономическим содержанием необходимо учитывать национальные интересы России. Исходя из ранее сказанного, они и заключаются в том, чтобы созданные на основе международно признанных правил единые стандарты финансового регулирования обеспечивали интересы бизнеса. В таком случае последний будет наращивать «обороты» своей деятельности, что непосредственное и благоприятно отразится на состоянии национальной экономики.
Схожие требования должны быть реализованы и в практике совершенствования таможенного регулирования в России и в ЕАЭС.
Литература
1. Дмитриев В.К. Правовое государство как базовый атрибут конституционного строя Российской Федерации: дисс. ... к.ю.н / специальность 12.00.02 - Конституционное право, конституционный судебный процесс; муниципальное право. - СПб: СПбГЭУ, 2016. - 246 с.
2. Дмитриев В.К. Правовое государство как базовый атрибут конституционного строя Российской Федерации: автореф. дисс. ... к.ю.н / специальность 12.00.02 - Конституционное право, конституционный судебный процесс; муниципальное право. - СПб: СПбГЭУ, 2016. - 19 с.
3. Дмитриев В.К., Новиков А.Б. Правовое государство: актуальность современного конституци-
онно-правового исследования // Журнал правовых и экономических исследований. - 2015. - № 4. - С. 47-53.
4. Дмитриев В.К., Сиденко А.А. Защита прав малого бизнеса: экономико-правовой аспект // Международный научный журнал «Символ науки». -2015. - № 12-2. - С. 97-100.
5. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: монография. - СПб: Издательство Инфо-да, 2008 - 504с.
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // Опубликовано не было. СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс] (дата обращения 06.01.2018).
7. Осейчук В.И. Конституционно-правовые проблемы строительства в России демократического правового социального государства: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук / специальность 12.00.02 - Конституционное право, конституционный судебный процесс; муниципальное право. - Тюмень, 2009. - 53 с.
8. Глава ФТС: 100% таможенных деклараций в России подается в электронной форме: интервью руководителя ФТС России порталу «Бизнес ФМ» // https://www.bfm.ru/news/368186 [Электронный ресурс] (дата обращения 06.01.2018).
9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
10. Ливеровский А.А. О правопонимании в конституционной юстиции // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 6. - С. 7-9.
11. Бизнесмены сообщают, что Федеральная таможенная служба зависла до 30 ноября http://www.tks.ru/news/nearby/2018/11/29/0013/print [Электронный ресурс] (дата обращения 01.12. 2018).
Russia is emphasized. An important issue in relation to such processes is ensuring the security of information systems.
The article also shows the role of the "rule of law state" in the system of customs regulation in Russia and the impact of this category on the form and content of legal acts. It is noted that financial regulation takes an important place in the implementation of the economic policy of Russia as a rule of law state, it is one of the components of the mechanism of the modern constitutional economy.
Keywords: rule of law, customs, customs law, Eurasian Economic Union, Constitution, constitutional economy.
References
1. Dmitriyev V.K. Constitutional state as basic attribute of the constitutional system of the Russian Federation: yew.... to. bb. N / specialty 12.00.02 - Constitutional right, the constitutional trial; municipal right. - SPb: Cn6ray, 2016. - 246 pages.
2. Dmitriyev V.K. Constitutional state as basic attribute of the constitutional system of the Russian Federation: aBTope$. yew.... to. bb. N / specialty 12.00.02 - Constitutional right, the constitutional trial; municipal right. - SPb: Cn6ray, 2016. - 19 pages.
3. Dmitriyev V.K., Novikov A.B. Constitutional state: relevance of a
modern constitutional and legal research//Magazine of legal and economic researches. - 2015. - No. 4. - C. 47-53.
4. Dmitriyev V.K., Sidenko A.A. Protection of the rights of small
business: economical and legal aspect//International scientific magazine "nauki Simvol". - 2015. - No. 12-2. - C. 97-100.
5. Novikov A.B. Administrative process in the mechanism of customs regulation of the Russian Federation: monograph. -SPb: Publishing house of Info-yes, 2008 - 504c.
6. The decision of Council of the Eurasian economic commission of
16.07.2012 No. 54 (an edition of 31.01.2017) "About the approval of the uniform Product range of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union and the Common customs tariff of the Eurasian Economic Union"//was not published. Union of Right Forces "Consultant plus" [Electronic resource] (date of the address 06.01.2018).
7. Oseychuk V.I. Constitutional and legal problems of construction
in Russia of the democratic constitutional social state: aBTope$. yew. ... Dr.s ropwfl. sciences / specialty 12.00.02 -Constitutional right, the constitutional trial; municipal right. -Tyumen, 2009. - 53 pages.
8. Head of FCS: 100% of customs declarations in Russia move in
an electronic form: interview of the head of FCS of Russia to the Business of FM portal//https://www.bfm. ru/news/368186 [Electronic resource] (date of the address 06.01.2018).
9. Constitution of the Russian Federation. It is accepted by national
vote on December 12, 1993 (taking into account taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ)//the Russian Federation Code. - 2014. - No. 31. - Article 4398.
10. Liverovsky A.A. About right understanding in the constitutional justice//the Constitutional and municipal right. - 2015. - No. 6. -Page 7-9.
11. Businessmen report that the Federal Customs Service hanged till November 30 http://www.tks.ru/news/nearby/2018/11 /29/0013/print [An electronic resource] (date of the address 01.12. 2018).
Current issues of economic and legal and customs regulation in Russia and in Eurasian Economic Union
Dmitriyev V.K., Ragozina N.A.
St. Petersburg state economic university
In the article authors considers issues of financial and legal regulation that are relevant for Russia as a member of the Eurasian Economic Union. Issues are described in the context of globalization and integration processes, primarily in the space of the Eurasian Economic Union. Incomplete implementation of the concept of a united economic space and m a united customs territory of the Union remains so far even in
2 the "legal framework". Continuing problems impede full-fledged
GO competition in professional activities in the field of customs.
*T Nonetheless, the positive impact of the implementation of the concept of service customs, electronic declaration systems and the exchange of electronic documents between participants in oi foreign economic activity and the Federal Customs Service in