Научная статья на тему 'Актуальные вопросы дополнительного и последипломного образования врачей в условиях формирования единой государственной информационной системы'

Актуальные вопросы дополнительного и последипломного образования врачей в условиях формирования единой государственной информационной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ И ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / UNIFIED STATE INFORMATION SYSTEM / HEALTHCARE INFORMATIZATION / ADDITIONAL AND POST-GRADUATE EDUCATION OF PHYSICIANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овсяницкая Лариса Юрьевна

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является создание единой информационной системы в сфере здравоохранения. Ключевым направлением системы является подготовка медицинских кадров в области информационных технологий. В данной статье рассматриваются история, текущее состояние и перспективы развития системы дополнительного и последипломного образования врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овсяницкая Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Questions of Medical Additional and Post-graduate Education Under the Conditions of the Unified State Information System Formation

In order to ensure sustainable socio-economic development of the Russian Federation, one of the priorities of the state policy is the creation of unified information system for health care. A key focus is the training of medical personnel in the field of information technology. This article deals with the history, current state and prospects of additional and post-graduate education development.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы дополнительного и последипломного образования врачей в условиях формирования единой государственной информационной системы»

УДК 378.046.4 ББК 74.5

Овсяницкая Лариса Юрьевна

кандидат технических наук, доцент

кафедра прикладной информатики и математики Уральский социально-экономический институт (филиал)

ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»

г. Челябинск Ovsyanitskaya Larisa Yurievna Candidate of Technology,

Assistant Professor Chair of Applied Computer Science and Mathematics Ural Socio-Economic Institute (Branch)

Labour and Social Relations Academy Chelyabinsk

Актуальные вопросы дополнительного и последипломного образования врачей в условиях формирования единой государственной

информационной системы Topical Questions of Medical Additional and Post-graduate Education Under the Conditions of the Unified State Information System Formation

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является создание единой информационной системы в сфере здравоохранения. Ключевым направлением системы является подготовка медицинских кадров в области информационных технологий. В данной статье рассматриваются история, текущее состояние и перспективы развития системы дополнительного и последипломного образования врачей.

In order to ensure sustainable socio-economic development of the Russian Federation, one of the priorities of the state policy is the creation of unified information system for health care. A key focus is the training of medical personnel in the field of information technology. This article deals with the history, current state and prospects of additional and post-graduate education development.

Ключевые слова: информатика, информационные технологии, единая государственная информационная система, информатизация здравоохранения, дополнительное и последипломное образование врачей.

Key words: computer science, information technology, unified state information system, healthcare informatization, additional and post-graduate education of physicians.

Неотъемлемой частью деятельности специалиста любой области здравоохранения становится использование информационных технологий в решении профессиональных задач, поэтому повышение информационной

компетентности медицинских работников в настоящее время является актуальной задачей информатизации здравоохранения.

К настоящему времени, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», достигнуты существенные результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, в целом решен вопрос оснащенности необходимой вычислительной техникой органов управления здравоохранением [1].

Практика показывает, что большая часть средств вычислительной техники применяется в целях обеспечения административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, для автоматизации лечебнодиагностического процесса используется менее 20% компьютерного парка. При этом лишь 7,7% лечебно-профилактических учреждений обеспечивают реализацию процессов ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт, менее 3% оснащены средствами телемедицины.

К настоящему времени не сформирован единый подход к организации разработки, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в медицинских учреждениях и организациях. Таким образом, существующий ныне уровень информатизации системы здравоохранения не позволяет оперативно решать вопросы планирования и управления отраслью для достижения существующих целевых показателей.

Одним из основных факторов, способствующих повышению уровня информационной компетентности, является непрерывный процесс

преподавания информатики и информационных технологий в системе базового, последипломного и дополнительного образования специалистов здравоохранения.

Рассмотрим структуру подготовки в области информатики,

существующую в настоящий момент. С 1975 года в программу медицинских вузов была введена медицинская кибернетика и общая информатика, с 2000 года начинается преподавание медицинской информатики. При этом

значительная часть часов отводится на освещение основных вопросов Вестник ЧГПУ11 '2012 152

информатики, не учитывающих медицинскую специфику. Практические занятия проходят в большинстве случаев в учебных классах ВУЗа, а не в условиях практического здравоохранения.

Начиная с 90-х гг. прошлого века на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения институтов и академий усовершенствования врачей начинается преподавание вопросов, связанных с информатизацией здравоохранения. Как правило, преподавателями являлись специалисты в области организации здравоохранения, прошедшие переподготовку в столичных институтах. Подобная ситуация была оправдана, так как основной задачей было освещение теоретических вопросов, связанных с необходимостью внедрения средств информатизации для обеспечения управления лечебнопрофилактическими учреждениями, а не прикладные задачи.

В середине 90-х гг. прошлого века начинается массовое оснащение учреждений здравоохранения персональными компьютерами и высокотехнологичными средствами диагностики и лечения. Однако, курсы информатики в институтах и академиях последипломного образования до настоящего момента существуют только на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения. Повышение квалификации проходят только главные врачи, заместители главных врачей, врачи-статистики, методисты, интерны и клинические ординаторы. Занятия проводят специалисты по информатике; в зависимости от тематики продолжительность обучения составляет от 4 до 16 часов, что позволяет только теоретически осветить текущие проблемы и вопросы.

Известна закономерность: период доминирования каждой последующей технологии проектирования информационных систем сокращается вдвое; одновременно все более многочисленными и масштабными становятся создаваемые системы. Например, только с середины 2000-х гг. произошла смена приоритетов: локальные информационные системы (персональное автоматизированное рабочее место пользователя) ^ локальные сетевые решения ^ Internet-системы ^ системы un-PC («не ПК»), то есть системы,

использующие Интернет-ресурсы и функционирующие на мобильных телефонах, смартфонах, карманных и планшетных компьютерах и входящие в состав мобильных диагностических устройств ^ «облачные» технологии и виртуализация вычислений.

Поэтому, на момент окончания студентами ВУЗа возможно как завершение жизненного цикла программного обеспечения (периода времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации), изучаемого на занятиях по информатике, так и смена технологий. После окончания ВУЗа, согласно приказу Минздравсоцразвития России «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» [2], повышение квалификации врачам достаточно проходить лишь один раз в пять лет.

Дополнительная подготовка врачей-специалистов, а также среднего медицинского персонала, ежедневно использующих в работе диагностические и лечебные высокотехнологичные средства, в редких случаях осуществляется на семинарах, организуемых фирмами-производителями оборудования, и ограничивается рассмотрением узкоспециализированных вопросов работы с конкретным устройством.

Таким образом, можно констатировать, что последипломное и дополнительное повышение квалификации специалистов здравоохранения в области информационных технологий:

1. Крайне низко по периодичности и хаотично по содержанию.

2. Охватывает врачей-организаторов здравоохранения и не предусмотрено для врачей-специалистов.

3. Не имеет концептуальных основ педагогического управления профессиональной подготовкой с целью достижения положительного прогнозируемого результата: достижения высокого уровня информационной

компетентности специалиста здравоохранения в работе в современных условиях.

Также необходимо отметить, что, несмотря на достижения как в области информационных технологий в целом, так и в сфере информатизации здравоохранения в частности, недостаточно исследованными остаются возможности различных теоретико-методологических подходов к подготовке специалистов. Таким образом, приходим к выводу, что в педагогической теории и практике существуют противоречия на следующих уровнях:

- социально-педагогическом: мы видим возможности, появившиеся благодаря развитию информационных технологий: доступность средств коммуникации, практически снятые ограничения на скорость и стоимость передачи информации (например, в Челябинске уровень проникновения проводного Интернета составляет 90%), оснащение автоматизированными рабочими местами врачей и медсестер, существующие законодательные документами, регламентирующие вопросы информатизации здравоохранения, но при этом не реализованы потенциальные возможности высших учебных заведений в подготовке компетентных специалистов, способных максимально использовать современные достижения информатики.

- научно-педагогическом: между наличием большого количества научных исследований, посвященных проблемам информатизации образования и здравоохранения; существованием современных концептуальных подходов к повышению квалификации специалистов в целом, достижениям андрагогики и отсутствием методологической базы педагогического управления профессиональной подготовкой специалистов здравоохранения;

- научно-методическом: между необходимостью эффективного педагогического управления профессиональной подготовкой специалистов здравоохранения к работе в современных условиях и недостаточной содержательно -методической обеспеченностью процесса их подготовки; между необходимостью объективной оценки уровня информационной компетентности специалистов и несовершенностью существующих систем оценочных показателей.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 утверждена Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В документе к одной из наиболее значимых проблем в области непосредственного оказания медицинской помощи относится «обеспечение качественного образования, непрерывного обучения, проведения эффективных научных исследований, а также активного профессионального взаимодействия медицинских и фармацевтических специалистов».

Таким образом, является актуальным вопрос формирования структуры педагогической системы последипломного и дополнительного образования с целью повышения информационной компетентности для работы в условиях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [3, 384].

Представляется целесообразным адаптация и модификация структуры последипломной подготовки врачей к современным условиям:

1. Периодичность прохождения курсов по времени должна быть меньше среднего жизненного цикла информационных систем на текущий момент времени.

2. Учитывая необходимость приобретения лицензионного программного обеспечения, высокую квалификацию и узкую специализацию преподавателей, подготовка должна проводиться на базе специализированных в области информатики кафедр с привлечением специалистов, занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением программных и программно -аппаратных комплексов.

3. Данные о состоянии здоровья граждан России относятся к числу

конфиденциальных. Быстрое проникновение информационных технологий во все области медицинской практики делает проблему обеспечения врачебной тайны все более острой, поскольку скорость развития новых форматов передачи, хранения, обработки информации намного опережает скорость развития правового поля, появление законодательных актов, регулирующих защиту персональной информации о пациенте. Поэтому, полагаем Вестник ЧГПУ11 '2012 156

целесообразным привлечение для освещения указанных вопросов юристов, специализирующихся в вопросах правовой информатики и авторского права.

4. Помимо освещения положительных сторон информатизации медицины, необходимо жесткое предостережение от чрезмерного увлечения. Например, в Концепции создания единой государственной информационной системы упоминается федеральная библиотека экспертных медицинских систем. Действительно, ожидается, что в дальнейшем практически во всех областях науки появятся системы, обходящиеся без вмешательства человека. Поэтому обязательно формирование устойчивого понимания того, что, несмотря на преимущества, интеллектуальные методы обладают рядом недостатков и ограничений: они адекватны только, когда применяются для стандартизованных методов и методик.

Опытный врач способен справиться с казуистическими случаями и, используя новые подходы, провести аналогии из других предметных областей. Экспертные системы к этому не приспособлены. Более того, вывод результатов может быть верным логически, но совершенно ошибочен в реальной диагностике. Врачи непосредственно воспринимают весь комплекс входной информации: символьную и текстовую (запись в медицинской карте),

визуальную (осмотр пациента), графическую (ЭКГ и др.), звуковую (хрипы, тоны и шумы сердца), тактильную, обонятельную. Экспертная система оперирует только символами, а преобразование информации, полученной с датчиков, в символьную, всегда сопровождается потерей части информации.

Таким образом, не поддается сомнению необходимость использования современных высокотехнологичных методов медицинской диагностики и анализа, но применение экспертных систем должно быть продуманным. Окончательное решение должен принимать только человек.

Безусловно, дополнительное образование требует немалых материальных вложений. Однако, согласно экспертным оценкам, полномасштабное внедрение информационных технологий в медицине в США может привести к экономии

до $77 миллиардов. Аналогичные исследования в Германии дают оценку экономии расходов до 30% от имеющихся затрат.

Таким образом, созданные возможности по эффективному изучению информационно-технических обеспечения процессов модернизации здравоохранения и проведения исследований в области педагогического управления, приведет к главной цели - достижения высокого уровня информационной компетентности специалиста здравоохранения и, следовательно, повышению качества оказания медицинских услуг населению.

Библиографический список

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 (ред. от 12.04.2012) «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

2. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н (ред. от 26.12.2011) «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»

3. Овсяницкая, Л.Ю. Особенности организации ИТ-образования врачей на циклах последипломного обучения // Сборник научных трудов «Проблемы городского здравоохранения» Вып. 14: С-Пб, «ВВМ», 2009.

4. Кобринский Б.А. Медицинская информатика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Б.А. Кобринский, Т.В.Зарубина. - 3-е изд., стер.

- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.

5. Shorliffe E. Medical informatics meets medical education. JAMA 1995; 273: 1061-65.

Bibliography

1. Kobrinski, B.A. Medical Computer Science: Textbook for Stud. of Higher Prof. Education Institutions / B.A. Kobrinski, T.V.Zarubina. - 3rd Ed., Sr. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2012. - 192 p.

2. Ovsyanitskaya, L.Yu. Features of IT Education Organization in the Cycles of Post-graduate Training // Proceedings of the «Urban Health Problems» Issue 14.

- Saint-Petersburg, «BBM», 2009.

3. Shorliffe, E. Medical Informatics Meets Medical Education. - JAMA 1995; 273: 1061-65.

4. The Order of the Department of Health and Social Development of Russia from 28.04.2011 N 364 (Amended on 04.12.2012) «On Approval of the Concept of Creating a Unified State Information System in Healthcare».

5. The Order of the Department of Health and Social Development of Russia from 07.07.2009 N 415n (Amended on 26.12.2011) «On Approval of the Qualifying Requirements to Specialists with Higher and Postgraduate Medical and Pharmaceutical Education in the Field of Healthcare».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.