Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВО ВЗРОСЛОМ И ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВО ВЗРОСЛОМ И ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДЕТСКИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шайдукова Лейла Казбековна

Депрессивные расстройства широко представлены в структуре классификации психических болезней - в МКБ-10 они обозначены в десяти рубриках, в DSM-5 имеется дополнительное «депрессивное расстройство личности». В научной и учебной литературе описаны десятки клинических вариантов депрессивных расстройств, включая атипичные и маскированные депрессии; также представлены клинико-психологические виды депрессий, ухудшающие качество жизни, таящие суицидальную угрозу. Диагностика данной патологии и лечение многочисленными антидепрессантами взрослого населения конгруэнтны выше обозначенному многообразию и частоте депрессий. Вместе с тем, несмотря на обилие литературы по описанию депрессий в детско-подростковом возрасте, отмечается расхождение в диагностике и лечении этого расстройства у пациентов данной возрастной категории, что закрепляется официальным запретом на назначение антидепрессантов «первой линии выбора» из группы СИОЗС. Высокая суицидальная активность подростков в настоящее время делает эту проблему особенно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF DEPRESSIVE DISORDERS IN ADULTS, CHILDREN AND ADOLESCENTS: CLASSIFICATION, CLINIC, TREATMENT

Depressive disorders are widely represented in the structure of the classification of mental illness - in ICD-10 they are indicated in ten headings, in DSM-5 there is an additional “depressive personality disorder”. Dozens of clinical variants of depressive disorders have been described in the scientific and educational literature, including atypical and masked depression; clinical and psychological types of depression are also presented, which worsen the quality of life, concealing a suicidal threat. Diagnosis of this pathology and treatment with numerous antidepressants in the adult population are congruent with the above-mentioned variety and frequency of depression. At the same time, despite the abundance of literature on the description of depression in childhood and adolescence, there is a discrepancy in the diagnosis and treatment of this disorder in patients of this age group, which is reinforced by an official ban on prescribing first-line antidepressants from the SSRI group. The high suicidal activity of adolescents currently makes this problem particularly relevant.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВО ВЗРОСЛОМ И ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ»

Дискуссии

УДК 616.8-008.64(616-053.2)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВО ВЗРОСЛОМ И ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ

Л.К. Шайдукова

ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет

Минздрава России

Тема депрессивных расстройств является достаточно популярной на современном этапе. Вероятно, в научной, учебно-дидактической и практической литературе не существует области более разработанной, чем «депрессология». Она актуальна в глобальном, общечеловеческом аспекте: обсуждаются проблемы расширенной трактовки депрессии при популистском подходе, или суженной - при анозогнозической установке; ставится под сомнение сам факт наличия «истинного лица» депрессии с ее клиническим многообразием и вариабельностью, дискутируется вопрос необходимости медикаментозного лечения в случаях неглубоких аффективных нарушений. Идея о том, что пролонгированная «реакция горя» с ярким спектром депрессивных проявлений может стать триггером онкологических, иммунных, системных заболеваний не выглядит столь абсурдной даже при отсутствии убедительной доказательной базы, а исследование роли «не выявленной и не леченой депрессии» в генезе болезни Альцгеймера и вовсе заставляет задуматься об истинной распространенности данной патологии. Важна эта тематика и в прикладном, общемедицинском аспекте: депрессии в неврологической, нейрохирургической практике, различная трактовка депрессии соматологами и специалистами-психиатрами, трудности лечения коморбидной депрессии, выписка антидепрессантов врачами-интернистами с правовой точки зрения, назначение антидепрессантов в режиме «оффлейбл».

Отдельно стоит вопрос классификации депрессии -ее можно найти в самых разных разделах и рубриках МКБ-10 [37]: биполярное аффективное расстройство ^32), функциональная депрессия (дистимия -F34.1), органическая депрессия ^06.36; F06.32), эндогенная шизофреническая депрессия ^20.4),

шизоаффективное расстройство депрессивного типа ^25.1), интоксикационная депрессия ^1x51), в структуре «смешанных расстройств эмоций и поведения с преобладанием депрессии» ^92.0), в структуре смешанных тревожных и депрессивных расстройств ^41.2), в структуре посттравматического стрессового расстройства ^43.1) и расстройства адаптации ^43.21). Примечательно, что антидепрессанты группы СИОЗС показаны при всех вышеперечисленных расстройствах, что является объединяющим фактором.

Следует отметить, что отечественная МКБ-10 отличается от зарубежной DSM-5 [57] по ряду параметров. По меткому определению «классификация -это сговор группы людей, объединенных одной идеей». Наличие или отсутствие в различных классификациях психических болезней какой-либо рубрики проходит безболезненно, практически незаметно. Так, в МКБ-10 в отличие от DSM-5 не существует нарциссического расстройства личности (301.81), хотя число лиц мужского пола, демонстрирующих характерологический (патохарактерологический) нарциссизм, уже приближается к числу лиц с истерическими проявлениями у пола женского. Недостаточная диагностика данного расстройства личности мало что меняет, ведь, согласно определению классиков психиатрии, психопатия - это не болезнь, а искаженный до клинических проявлений характер. К специалистам эти лица не обращаются из-за отрицания патологии, выявить истинное число довольно сложно. В DSM-5 мы не увидим нозологии «детская шизофрения» - это заболевание унифицировано для всех возрастов. В МКБ-10 «детский тип» имеется, несмотря на то, что не прописаны единые критерии детской формы шизофрении, и постановка диагноза бывает крайне сложна. За рубежом большинство

случаев подобной патологии относят к раннему детскому аутизму, диагноз шизофрении выставляется при появлении психотической продукции. В практике отечественной психиатрии появилось разумное компромиссное решение определения подобных случаев в категорию «раннего детского аутизма эндогенного типа».

В классификации DSM-5 в рубрике «другие расстройства личности» подробно прописаны критерии пассивно-агрессивного расстройства личности: пассивное сопротивление решению текущих социальных и профессиональных задач, жалобы на непонимание и недооценку со стороны окружающих, угрюмость и склонность вступать в споры, беспричинная критика в отношении авторитетных лиц и презрение к ним, выражение зависти или злобности в отношении удачливых лиц, склонность к преувеличению своих неприятностей и постоянные жалобы на свои несчастья, чередование непокорности и раскаяния [27]. Подобного типа расстройство личности не описано в отечественной классификации психических болезней, хотя дистимично-брюзгливый, раздражительно-сварливый, гипотимно-угрюмый, пассивно-агрессивный характерологические типажи весьма распространены.

Примерно то же можно утверждать о «депрессивном расстройстве личности» в разделе «другие расстройства личности» согласно DSM-5, которого не найти в российской классификации. Сложилась парадоксальная ситуация: в США с их культивируемым «лучезарным» менталитетом существует депрессивная психопатия, но в России она не выделена. Обозначение в МКБ-10 «хроническое депрессивное расстройство» проблемы не решает, так как оно отличается эго-дистоничностью, в то время как расстройство личности, даже депрессивное, состояние эго-синтонное. Вместе с тем расстройств с включением «депрессивные» достаточно много в отечественной классификации психических болезней, о чем было упомянуто выше. В классификации DSM-5 также расширены их рамки: в рубрике «Depressive Disorder Not Otherwise Specified» входят депрессии, которые не подходят под определенный официальный диагноз и не соответствуют критериям какого-либо конкретного депрессивного расстройства. И таких депрессий значительно больше, чем традиционных, представленных в качестве образчика данной аффективной патологии.

Ниже перечислены лишь некоторые описанные в отечественной литературе клинические варианты депрессий: меланхолическая, витальная депрессия, ведущим проявлением которой является «симптом

предсердной тоски»; анксиозная депрессия, характеризующаяся «симптомом загрудинной тревоги»; адинамическая депрессия с низкими общединамическими показателями; апатическая депрессия с присоединением к двигательным мотивационно-волевых нарушений; астеническая, «брюзгливая» депрессия с перманентным состоянием усталости и раздражительности; истерическая депрессия, проявляющаяся фасадной демонстративностью на фоне пониженного настроения; ипохондрическая, «жалующаяся» депрессия с фиксацией на проблемах здоровья; ажитированная депрессия с возбуждением и аффективным напряжением; ангедониче-ская депрессия со снижением способности ощущать позитивные эмоции; анестетическая депрессия, похожая на предыдущий тип, но отличающаяся утратой всех эмоций и сенсорных модальностей; дистимическая депрессия с перманентным ощущением внутреннего недовольства; дисфорическая депрессия, характеризующаяся озлоблением гетеро-агрессивной направленности; деперсонализационная депрессия с явлением эмоционального раздвоения, расщепления [19, 46].

Кроме вышеперечисленных вариантов существует клиническое многообразие маскированных (ларвированных, соматизированных, «латентных» по Lange, 1928) депрессий. Это алгическая, диссо-мническая, вегетативная, алкогольная и другие «маски» [2, 52]. К категории маскированных относится «улыбающаяся», «ироническая», «депрессия без депрессии», или «алекситимическая» депрессия, а также депрессия, маскируемая другими психопатологическими фасадами - обсессивными, социо-фобическими, дисморфофобическими, психопато-подобными. Богаты депрессивными включениями невротическая «депрессия истощения» Кильхгольца, психосоматическая «депрессия фона» Шнейдера, эндореактивная дистимия Вайтбрехта.

Нельзя игнорировать клинико-психологические варианты депрессий - психологические состояния, имеющие клиническое выражение. Это аноми-ческая депрессия (термин Дюркгейма) с потерей смысла жизни, характеризующаяся «упадком духа, чувством несбывшихся надежд, низкой самооценкой и моральной дезориентировкой» [44]; экзистенциальная, ноогенная депрессия «с переживанием тоски по исчезнувшим всеобщим, универсальным ценностям; «депрессия достижения» в виде упадка настроения, скуки и разочарования после достижения цели (точное обозначение В.С.Ротенбергом и В.В.Аршавским как «синдром Мартина Идена» [45]). Сюда же относятся психологические состояния с депрессивным оттенком, которые сопровождаются

суицидальной угрозой, снижают качество жизни - это «ностальгическая депрессия», «депрессия лишения корней», «депрессия смены места проживания», «траурная депрессия», «пенсионная депрессия» [19].

Подробно разработанная тема касается и возрастного аспекта - описаны климактерическая, инволюционная, пресенильная, сенильная депрессии. Выделяются различные степени выраженности, длительности и патодинамики - абортивная («матовая», «мягкая», «стертая», субклиническая), протрагиро-ванная (мономорфная и полиморфная варианты), хроническая (не менее двух лет, с обогащением симптоматики) депрессии [53]. «Рекуррентная скоротечная депрессия» (Reccurent Brief Depression) с короткими эпизодами, длящимися несколько дней и возникающими с частотой раз в месяц, еще более расширяет диапазон диагностики данной патологии [60].

Уже дидактической классикой стало разделение депрессий на три этиопатогенетические, нозологические группы: психогенные депрессии - реактивные (реакция на стресс), невротические депрессии, депрессивные развития и депрессивные личности; эндогенные психотические депрессии - периодические депрессии с депрессивными фазами (монополярные), циклические депрессии с депрессивными и маниакальными фазами (биполярные), депрессии в возрасте «обратного развития» («инволюционные депрессии»), шизофренные депрессии; соматогенные депрессии - органические депрессии (причиной которых являются структурные изменения в головном мозге), симптоматические депрессии (сопровождающие или являющиеся следствием соматических заболеваний).

Несмотря на контентную перманентность аффективных расстройств в разных временных интервалах меняется их количественное содержание. Неизменен уровень эндогенных депрессий с их наследственно-генетической предрасположенностью, но увеличилось число соматогенных депрессий (как органических, так и симптоматических) при пандемии COVID-19 и постковидный период, а в настоящее время наблюдается рост реактивных, невротических депрессий. Число проданных антидепрессантов на территории России с марта 2022 года увеличилось в четыре раза, что является свидетельством не только ситуационного всплеска тревожно-депрессивных проявлений у населения, но и его осведомленности, высокой комплаентности в отношении приема препаратов, а также уровня профессионализма «специ-алистов-прескрайберов».

Детская психиатрия также является достаточно изученной областью [14, 24, 28, 31, 36, 55], что

касается и описания клинических особенностей депрессивных расстройств [6, 28, 35, 54]. Это аналитический эквивалент депрессии вегето-моторного периода развития, возникающий у грудного ребенка после отрыва от матери, проявляющийся в форме протеста, отчаяния, отчуждения, приводящий через полгода к деградации. Это невропатический эквивалент депрессии сенсо-моторного периода развития с преобладанием двигательных и чувствительных расстройств, наличием яктации, снохож-дения, сноговорения, ночных кошмаров, описанных Г.Е.Сухаревой в рамках «детских неврозов» [49, 50]. Широкий диапазон проявлений депрессии у детей аффективного периода развития представлен фобическим эквивалентом в виде аутофобии, никто-фобии; психовегетативным эквивалентом в форме диэнцефальных кризов; ипохондрическим и астено-апатическими эквивалентами в виде сверхценной фиксации на здоровье и эмоционально-моторной вялости [54].

Идеаторный период подросткового возраста характеризуется разнообразной депрессивной симптоматикой, которая настолько атипична, что часто камуфлируется иными состояниями и диагнозами (от патологически протекающего пубертатного криза, патохарактерологических реакций и развитий, социализированного, несоциализированного расстройств поведения и формирующихся расстройств личности до смешанных расстройств поведения и эмоций). Вместе с тем авторы выделяют меланхолический эквивалент депрессии с переживанием скуки и усталости, низкой мотивацией и самооценкой, фрагментарными суицидальными образованиями (мыслями, фантазиями, намерениями) - и это может быть дебютом биполярного аффективного расстройства у подростков, который крайне редко диагностируется в данном возрасте [41]. Другим атипичным эквивалентом депрессии является психопатоподобный -с угрюмо-неприкаянным настроением, оппозиционно-брутальным отношением к родителям и агрессивным - к сверстникам, участием в асоциальных группировках и употреблением психоактивных веществ. Наконец это магифренический эквивалент депрессии в виде парарелигиозной тематики переживаний, участия в сакральных мероприятиях, мортальной психологии неотвратимости смерти и ее необходимости [54].

Вышеописанная характеристика депрессий детско-подросткового возраста, данная пионерами отечественной детской психиатрии, являлась базой дальнейшего развития учения о депрессии. Так, материал об анаклитической депрессии пополнился новыми клиническими работами [5,

15, 25, 30], а также многочисленными психологическими исследованиями состояний депри-вации младенцев [9, 12, 34, 47]. Глубоко изучена тематика депрессивных расстройств у детей в возрасте от трех до одиннадцати лет - в аффективном периоде развития [7, 13, 17, 18,]. Здесь так же, как во взрослой психиатрии, могут быть «маскированные», атипичные формы депрессий, закамуфлированные под ложную соматическую (психосоматическую) патологию, что отражается на разрастании контингента ЧБД - так называемых «часто болеющих детей» [23].

Немало современных научных публикаций о депрессиях подросткового возраста [18]. Авторы исследуют особенности эндогенной депрессии [16, 21, 41, 42], специфику реактивной психогенной депрессии [8, 17, 32, 39, 40, 43], разнообразие поведенческих «масок» депрессии, в том числе психопатоподобных у подростков [11, 26, 33, 38, 51]. Некоторые варианты селфхарм поведения с самоповреждением и самоистязанием, реализацией идеи «dead-insite» («мертв внутри»), вероятно, относятся к дополнительно выделенному аутоагрессивному варианту депрессий [20]. Меланхолический, психопатоподобный, магифрениче-ский эквиваленты депрессий, описанные ранее, в настоящее время имеют особое значение в связи с ростом суицидальной активности у подростков. Это подтверждается докладом уполномоченного по правам ребенка, данными следственного комитета, статистическими данными Росстата на 2022 год, и, хотя приведенные цифры несколько отличаются друг от друга, тенденция очевидна [10]. Впрочем, подобная тенденция наблюдается по всему миру.

Итак, подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что в научной и учебной литературе представлено большое разнообразие депрессивных расстройств - как во взрослом возрасте, так и в детско-подростковом. Депрессии у взрослых пациентов выявляются достаточно часто. По-прежнему «препаратами первого выбора» являются антидепрессанты из группы СИОЗС и СИОЗСН [3, 58]. Удобство их применения очевидно: даже при наличии атипизма депрессий и различных фасадных «масок» эти препараты показаны при большом спектре патологии - в рамках обсес-сивно-компульсивных расстройств, посттравматических стрессовых расстройств, соматоформных расстройств, расстройств адаптации, расстройств пищевого поведения. Широко используются и другие антидепрессанты из групп НаССА, ПЦА, ТЦА, реже ИМАО - всего насчитывается более сотни наименований (вместе с дженериками).

Антидепрессанты в настоящее время занимают лидирующие позиции по частоте выписки среди психотропных препаратов как в России, так и во всем мире.

Несколько иначе обстоит дело с диагностикой депрессий и назначением антидепрессантов в детско-подростковом возрасте - и то, и другое дефи-цитарно. Наблюдается парадоксальная картина: несмотря на подробное описание эквивалентов депрессий основателями отечественной детской психиатрии, обилие исследовательских работ по данной тематике у их последователей выявление депрессий в детско-подростковой амбулаторной и стационарной сети крайне мало. Из «препаратов первого выбора» группы СИОЗС (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина) официально разрешаются к назначению только два - сертралин (с шести лет) и флувоксамин (с восьми лет). Вместе с тем, согласно инструкции, показаниями для назначения в детско-подростковом возрасте являются не депрессии, а обсессивно-компульсивные и тревожные расстройства. Выписка докторами детям и подросткам этих препаратов при подозрении депрессии будет в режиме «оффлейбл». Для сравнения: за рубежом препарат группы СИОЗС флуоксетин разрешен к выписке детям с восьми лет, и показанием является депрессия [59]. Из антидепрессантов для лечения детей и подростков в России остаются антидепрессанты первого поколения - амитриптилин и кломипрамин, относящиеся к группе трициклических. Следует заметить, что теоретическая база эффективности антидепрессантов группы СИОЗС в терапии юношеских депрессий подробно изучена в отечественной исследовательской работе [4], однако в практике это не нашло своего отражения.

Таким образом, депрессивные расстройства широко представлены в структуре классификации психических болезней - в МКБ-10 они обозначены в десяти рубриках, в DSM-5 имеется дополнительное «депрессивное расстройство личности». В научной и учебной литературе описаны десятки клинических вариантов депрессивных расстройств, включая атипичные и маскированные депрессии; также представлены клинико-психологические виды депрессий, ухудшающие качество жизни, таящие суицидальную угрозу. Диагностика данной патологии и лечение многочисленными антидепрессантами взрослого населения конгруэнтны выше обозначенному многообразию и частоте депрессий. Вместе с тем, несмотря на обилие литературы по описанию депрессий в детско-подростковом возрасте, отмечается расхождение в диагностике и лечении этого расстройства

у пациентов данной возрастной категории, что группы СИОЗС. Высокая суицидальная активность закрепляется официальным запретом на назна- подростков в настоящее время делает эту проблему чение антидепрессантов «первой линии выбора» из особенно актуальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков (клиника, типология, динамика и дифференцированная терапия). М.: Медпрактика, 2001. 151 с.

2. Ануфриев А.К. Скрытые эндогенные депрессии. Сообщение 2. Клиническая симптоматика // Журн. невропатологии и психиатрии. 1970. № 6. С. 941-947.

3. Арана Дж., Розенбаум Дж. Антидепрессанты. Фармакотерапия психических расстройств. Пер.с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2004. 416 с.

4. Артюх В.В. Место антидепрессантов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина в терапии юношеских депрессий (клинико-терапевтические корреляции и возрастные особенности: Дисс. канд. мед. наук. Москва, 2005. 226 с.

5. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Изд-во «Прогресс»,

1985. 187 с.

6. Башина В.М. Аффективные нарушения у детей: руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1999. Т. 2. С. 570-578.

7. Бецкова Н.В. Депрессивные расстройства поведения у мальчиков среднего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Оренбург, 2007. 154 с.

8. Бохан Н.А., Буторина Н.Е., Кривулин Е.Н. Депрессивные реакции при пенитенциарной дезадаптации у подростков. Челябинск: Изд-во ПИРС, 2006. 206 с.

9. Быстрова Т.М. Оптимизация психического развития детей раннего возраста с материнской депривацией (воспитанников дома ребенка) средствами ведущего вида деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук, 2009.

10. В России выросло число детских суицидов и их попыток. Общество, 7 июля 2022, РБК. https://www.rbc.ru

11. Владимирова Т.В. Юношеские депрессии (диагностика, типология и вопросы прогноза): Автореф. дисс. канд. мед. наук. М.,

1986. 24 с.

12. Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривационного материнства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. 24 с.

13. Гериш А.А. Эндогенные соматизированные депрессии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1995. 20 с.

14. Гиллберга К., Хеллгрен. Психиатрия детского и подросткового возраста / Под ред. П.И.Сидорова, пер. со швед. Ю.А.Макковеевой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 544 с.

15. Голубева Н.И. Депрессивные расстройства в младенческом и раннем детском возрасте: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Москва, 2010. 27 с.

16. Джолдыгулов Г.А. Структура и динамика депрессивного синдрома с поведенческими «масками» при эндогенных психических расстройствах в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. мед. наук, М., 2005. 26 с.

17. Дмитриева Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте (клиника, патогенез и лечение): Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1981. 17 с.

18. Дмитриева Т.Б.,. Макушкин Е.В., Федина М.А. Расстройства аффективной сферы у детей и подростков (обзор литературы)// Психофармакотерапия. 2001. Т. 3. № 5. С. 15-24.

19. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е издание. М.: Джангар, 2012. 864 с.

20. Иванова Т.И. Депрессивные нарушения у детей: формирование, клиническая динамика, лечение и реабилитация: Дисс. докт. мед. наук. Томск, 2008. 445 с.

21. Иовчук Н.М. Эндогенные аффективные расстройства в детском возрасте: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1989. 47 с.

22. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков. М.: Школа-Пресс, 1999. 405 с.

23. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная литература,1996. 454 с.

24. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.: Изд-во

СпецЛит, 2007. 463 с.

25. Калинина М.А., Голубева Н.И. Варианты депрессивных расстройств у детей-сирот раннего возраста. Проблемы деви-антного поведения молодежи в современном обществе. СПб.: Санкт-Петербургский НИПИ им. В.М.Бехтерева, 2001. С. 52.

26. Кашникова А.А., Сосюкало О.Д., Татарова И.Н. Психопатопо-добные эквиваленты депрессии у детей и подростков // Журн. невропатологии и психиатрии. 1983. Вып.10. С. 1522-1526.

27. Клиническая психиатрия / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, пер.с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998.

28. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М.: Медицина,1995. 560 с.

29. Козидубова В.М. Депрессии у подростков (клиника, психопатологические особенности, вопросы патогенеза): Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1992. 51 с.

30. Козловская Г.В. Состояние психического здоровья детского населения раннего возраста и актуальные проблемы микропсихиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. Т. 12. № 2. С. 27-30.

31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. СПб.: Изд-во Питер, 2004. 480 с.

32. Кривулин Е.Н. Клиническая типология и динамика депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации у подростков (факторы риска, психиатрическая и наркологическая комор-бидность, профилактика): Автореф. дисс. докт. мед. наук. Челябинск-Томск, 2005. 56 с.

33. Курашов А.С. Психопатоподобные состояния при основных психических заболеваниях подросткового возраста: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2001.48 с.

34. Лангмайер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага.: Авиценум, 2004. 334 с.

35. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Изд-во: М.: МГУ 1990. 197 с.

36. Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / Под ред. Ю.С.Шевченко. М.: Медицина, 2003. 432 с.

37. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.: АДИС, 1994.

38. Можгинский Ю.Б. Аффективные расстройства в структуре подростковых психопатоподобных синдромов: Автореф. дисс. канд. мед. наук, 1993. 18 с.

39. Морозова Н.Б. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности: Автореф. дисс. канд. мед. наук. 1986. 21 с.

40. Наталевич Э.С., Королева В.Д., Курындина Л.И., Посохова В.И. Психогенные депрессии в подростково-юношеском возрасте. Психогенные заболевания и проблемы деонтологии в судебно-психиатрической практике. М., 1982. С. 57-67.

41. Озерецковский С.Д. О скрытых эндогенных депрессиях у подростков // Журн. невропатологии и психиатрии. 1979. Вып. 2. С. 212.

42. Олейчик И.В. Эндогенные депрессии юношеского возраста (клинико-психопатологическое, клинико-катамнестическое и фармако-терапевтическое исследование): Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2011. 51 с.

43. Посохова В.И. Клинические формы психогенных депрессий в подростковом и юношеском возрасте и их судебно-психиатри-ческая оценка: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1982. 20 с.

44. Психологическая энциклопедия. 2-е издание. Издательство Питер, 2005.1096 с.

45. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адап-

тация. М.: Наука, 1984. 192 с.

46. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. 434 с.

47. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: Автореф. канд. мед. наук. М., 1997. 24 с.

48. Сосюкало О.Д., Кашникова А.А., Татарова И.Н. Психопатопо-добные эквиваленты депрессий у детей и подростков // Журн. невропатологии и психиатрии. 1983. Вып. 10. С. 1522.

49. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1. М.: Медгиз, 1955. 459 с

50. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. М.: Медицина, 1959. 406 с.

51. Татарова И.Н. Психопатоподобные эквиваленты депрессии при шизофрении у детей и подростков: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1985. 20 с.

52. Тиганов А.С., Видманова JI.H., Платонова Т.П., Сухонский А.А. Маскированная депрессия // Клиническая медицина. 1986. Т. 64, № 9. С. 6-11.

53. Тиганов А.С., Снежневский А.В. Руководство по психиатрии. М.: Медицина, 1999. Т.1. 712 с.

54. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., Медицина, 1973. 321 с.

55. Шевченко Ю.С. Детская и подростковая психиатрия. Клинические лекции для профессионалов. М.: Медицинское информационное агентство, 2017. 1124 с.

56. Этингоф А.М. Юношеские дисморфофобические депрессии (типология, диагностика, прогноз): Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2004. 24 с.

57. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. P. 87-122.

58. Lam R.W., Kennedy S.H., Grigoriadis S. et al. Canadian network of mood and anxiety treatment (CANMAT) clinical guidelines for the management of major depressive disorder in adults.III Pharmacotherapy // J. Affect. Dis. 2009. 117. P. 526-543.

59. Vitiello B. Principles of using psychotropic medication in children and adolescens / J.M.Rey (Ed.), IACAPAP. Textbook of Child and Adolescent Mental Health. Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, 2012. Chapter A.7.

60. Yassini M., Pourmovahed Z. Successful treatment of reccurent brief depression // Pac. J. Med. Sci. 2006. Vol. 22. N 3. P. 323-325.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВО ВЗРОСЛОМ И ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ

Л.К. Шайдукова

Депрессивные расстройства широко представлены в структуре классификации психических болезней - в МКБ-10 они обозначены в десяти рубриках, в DSM-5 имеется дополнительное «депрессивное расстройство личности». В научной и учебной литературе описаны десятки клинических вариантов депрессивных расстройств, включая атипичные и маскированные депрессии; также представлены клинико-психологические виды депрессий, ухудшающие качество жизни, таящие суицидальную угрозу. Диагностика данной патологии и лечение многочисленными антидепрессантами взрослого населения конгруэнтны выше обозначен-

ному многообразию и частоте депрессий. Вместе с тем, несмотря на обилие литературы по описанию депрессий в детско-подрост-ковом возрасте, отмечается расхождение в диагностике и лечении этого расстройства у пациентов данной возрастной категории, что закрепляется официальным запретом на назначение антидепрессантов «первой линии выбора» из группы СИОЗС. Высокая суицидальная активность подростков в настоящее время делает эту проблему особенно актуальной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: депрессивные расстройства, детский и подростковый возраст.

TOPICAL ISSUES OF DEPRESSIVE DISORDERS IN ADULTS, CHILDREN AND ADOLESCENTS:

CLASSIFICATION, CLINIC, TREATMENT

L.K. Shaydukova

Depressive disorders are widely represented in the structure of the classification of mental illness - in ICD-10 they are indicated in ten headings, in DSM-5 there is an additional "depressive personality disorder". Dozens of clinical variants of depressive disorders have been described in the scientific and educational literature, including atypical and masked depression; clinical and psychological types of depression are also presented, which worsen the quality of life, concealing a suicidal threat. Diagnosis of this pathology and treatment with numerous antidepressants

in the adult population are congruent with the above-mentioned variety and frequency of depression. At the same time, despite the abundance of literature on the description of depression in childhood and adolescence, there is a discrepancy in the diagnosis and treatment of this disorder in patients of this age group, which is reinforced by an official ban on prescribing first-line antidepressants from the SSRI group. The high suicidal activity of adolescents currently makes this problem particularly relevant.

Keywords: depressive disorders, children and adolescence.

Шайдукова Лейла Казбековна - доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, заслуженный врач Республики Татарстан; email: shaidukova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.