Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ / АУДИТ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ПРИНЦИПЫ МСФО АУДИТА ОПЛАТЫ ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Светлана Алексеевна

Статья посвящена исследованию актуальных вопросов аудита расчетов и обязательств организаций, приоритетных для решения в связи со значением расчетов и обязательств для финансовой стабильности организаций и функционированием их в рамках действующих базовых учетных и аудиторских норм. Отмечается роль аудита расчетов и обязательств организаций в деятельности индивидуальных предпринимателей. Выявлены особенности составления программы аудита расчетов и обязательств в увязке с состоянием системы внутреннего контроля организаций. Аргументирован вывод, что акцентные направления программы аудита расчетов и обязательств организаций обусловлены организационно-правовой формой субъекта рынка, а именно индивидуального предпринимателя, аудит которого приобретает форму внутреннего добровольного аудита расчетов и обязательств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF AUDIT OF SETTLEMENTS AND OBLIGATIONS OF ORGANIZATIONS

The article is devoted to the study of topical issues of audit of settlements and obligations of organizations, which are priority for solving in connection with the importance of settlements and obligations for the financial stability of organizations and their functioning within the framework of the current basic accounting and auditing standards. The role of the audit of settlements and obligations of organizations in the activities of individual entrepreneurs is noted. The peculiarities of drawing up an audit program for settlements and obligations in connection with the state of the internal control system of organizations are revealed. The conclusion is argued that the focus areas of the program for the audit of settlements and obligations of organizations are due to the organizational and legal form of a market entity, namely an individual entrepreneur, whose audit takes the form of an internal voluntary audit of settlements and obligations

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_8_771 УДК 330.112

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ

Чернова Светлана Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: bosya2003@list.ru

Статья посвящена исследованию актуальных вопросов аудита расчетов и обязательств организаций, приоритетных для решения в связи со значением расчетов и обязательств для финансовой стабильности организаций и функционированием их в рамках действующих базовых учетных и аудиторских норм. Отмечается роль аудита расчетов и обязательств организаций в деятельности индивидуальных предпринимателей. Выявлены особенности составления программы аудита расчетов и обязательств в увязке с состоянием системы внутреннего контроля организаций. Аргументирован вывод, что акцентные направления программы аудита расчетов и обязательств организаций обусловлены организационно-правовой формой субъекта рынка, а именно индивидуального предпринимателя, аудит которого приобретает форму внутреннего добровольного аудита расчетов и обязательств

Ключевые слова: расчеты и обязательства организаций; аудит; контрольная работа; внутренний контроль; принципы МСФО аудита оплаты труда; экономические процессы; индивидуальный предприниматель.

UDC 330.112

TOPICAL ISSUES OF AUDIT OF SETTLEMENTS AND OBLIGATIONS OF ORGANIZATIONS

Chernova Svetlana Alekseevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: bosya2003@list.ru

The article is devoted to the study of topical issues of audit of settlements and obligations of organizations, which are priority for solving in connection with the importance of settlements and obligations for the financial stability of organizations and their functioning within the framework of the current basic accounting and auditing standards. The role of the audit of settlements and obligations of organizations in the activities of individual entrepreneurs is noted. The peculiarities of drawing up an audit program for settlements and obligations in connection with the state of the internal control system of organizations are revealed. The conclusion is argued that the focus areas of the program for the audit of settlements and obligations of organizations are due to the organizational and legal form of a market entity, namely an individual entrepreneur, whose audit takes the form of an internal voluntary audit of settlements and obligations

Keywords: settlements and obligations of organizations; audit; test; internal control; principles of IFRS audit of remuneration; economic processes; individual entrepreneur.

В повседневной работе организаций осуществляется масса расчетов: приобретение материалов, товаров, продажа товаров / услуг, оплата налогов, взносов, другие расчеты, сопровождающие бизнес и существова-

ние организации в рыночной среде. Расчеты представляют собой систему денежно-финансовых отношений, связанную с существованием дебиторской и кредиторской задолженностей и обязательствами организаций.

Актуальность темы связана с большим объемом контрольной работы, которая осуществляется на этом участке, и рациональная организация расчетных операций и обязательств позволяет компаниям улучшить финансовое состояние и повысить результативность бизнеса.

Функционирование организаций предполагает взаимодействие с разными субъектами по поводу осуществления уставной деятельности, что приводит к возникновению обязательств по погашению задолженности. Характерной чертой обязательств является тот факт, что в результате его погашения имеет место уменьшение объема имущества организации либо возникновение другого долга взамен раннего обязательства. Значение аудита расчетов и обязательств обусловлено тем, что этот участок контрольной работы является одним из трудоемких, но необходимых в связи с высокой практической отдачей для бизнеса.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», определяя перечень учетных объектов (факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты), не называет напрямую такой объект, как расчеты. При этом определено, что объектами бухгалтерского учета являются и иные объекты.

Кроме имущества организации и его капитала, объектами учета являются хозяйственные процессы организации: это действия, отражающие хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты и т. д. Основные хозяйственные процессы предприятий - снабжение, производство, продажи. И каждый из них невозможен без осуществления расчетов. Так, снабжение деятельности предполагает расчеты по закупке средств и предметов труда для процесса производства. Также возникают расчеты по оплате расходов по доставке материалов и др., их погрузке, разгрузке и т. д. Производство пре -имущественно связано с расчетами по формированию стоимости, созданной трудом работников. Продажи являются наиболее емким процессом по осуществлению расчетов. Расчеты, опосредующие процессы снабжения, производства и продажи, приводят к изменению объема имущества организации и его обязательств.

Расчеты как самостоятельный объект учета подходят для учета среди других объектов в группе хозяйственных процессов, так как предполагают временной лаг между началом и завершением расчетов, имеющих в итоге сокращение или прирост капитала организации.

Расчеты организаций предполагают движение средств по разным каналам, что обоб -щается по отношению к видам деятельности: операционной или основной, инвестиционной и финансовой. Основная деятельность предполагает осуществление расчетов по продаже обозначенных в уставе услуг и продукции, расчеты с поставщиками, работникам и др. Инвестиционная составляющая деятельности предполагает осуществление расчетов по приобретению имущества; с продажей основных средств и других внеоборотных активов; движением средств, относящихся к акционерному капиталу и долговым инструментам, долям участия в совместных предприятиях; денежными ссудами. Финансовая деятельность предполагает осуществление расчетов по поступлению средств от выпуска акций; с поступлениями средств от выпуска долговых обязательства, кредитов и других заимствований; с движением средств в связи с приобретением или выкупом акций; с платежами по возврату заемных источников; с расчетами по выплаченным и полученным % и дивидендам и др.

Расчеты предприятия разделяются по разным критериям, и прежде всего по отношению к субъекту, то есть организации, они разделены на внутренние и внешние, что отражено в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация расчетов организаций (составлено автором)

Расчеты организации

Внешние Внутренние

с поставщиками, покупателями, по кредитам и займам, бюджетом, фондами, иными дебиторами и кредиторами с персоналом по оплате труда, подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям, подотчетными лицами, внутренние

В зависимости от вида обязательств, по которым осуществляются расчеты, выделяются расчеты по налогам и сборам, с бюджетом по неналоговым платежам, исполнению бюджета, оплате труда и др. Применительно к объектам бухгалтерского учета, анализа и

аудита исследование расчетов представляет собой изучение взаимодействия с дебиторами и кредиторами. Также выделяются расчеты по признаку товарности: по товарным операциям: расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, и др.; по нетоварным операциям: расчеты с бюджетом, фондами, акционерами, подотчетными лицами, банками и т. п.

Наличные расчеты между организациями ограничены пределами, в 2021 г. действует ограничение расчетов наличными средствами по одной сделке в 100 тыс. руб. Это распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Для безналичных расчетов свойственны внешние расчеты. Выбор приемлемого виды расчета регламентирован ГК РФ. Наличные и безналичные расчеты основаны на Правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П). Во взаимоотношениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей безналичным расчетам отдается приоритет, что связано с их простотой и возможностью осуществлять контроль за расчетами фискальной системой России.

Как отмечено выше, нормативного и официального определения «расчетов» российское законодательство не сформировало. Разные случаи использования этого понятия дают основания трактовать расчеты как передачу средств во исполнение определенных обязательств. При этом понятие «обязательство» употребляется в значении любого правоотношения, предметом которого являются денежные средства. В таком значении это понятие используется в практической деятельности.

Таким образом, расчетами называются отношения, складывающиеся при совершении платежей за товары, работы, услуги, и иным основаниям (налоги и сборы) между плательщиком и получателем платежа, а также организациями, участвующими в осуществлении платежей.

Функционирование организаций предполагает взаимодействие с разными субъектами по поводу осуществления уставной деятельности, что приводит к возникновению обязательств по погашению задолженности. Характерной чертой обязательств является факт, что в результате его погашения имеет

место уменьшение объема имущества организации либо возникновение другого долга взамен раннего обязательства. Погашение долга означает отсутствие задолженности перед другими организациями, которые в этой связи являются кредиторами. Иногда обязательства идентифицируют как кредиторскую задолженность.

Определение экономического содержания понятия «обязательство» связано с неоднозначностью, так как понятие рассматривается в правовом толковании и в бухгалтерском. В правовом аспекте смыл понятия определен в ст. 307 ГК РФ. Обязательство является разновидностью гражданских правоотношений. По бухгалтерскому определению обязательство это результат действий (событий, совершения операций), связанных с движением ресурсов. В Принципах Международных стандартов финансовой отчетности обязательства трактуются как «имеющуюся обязанность компании, возникшую из прошлых событий, исполнение которой приведет к оттоку ресурсов, содержащих экономические выгоды». В российских ПБУ в явном виде не содержится определение этого объекта учета. Но в п. 2 ПБУ 10/99 это понятие применяют на основании того, что в организации име -ются расходы, приводящие к уменьшению экономических выгод в результате выбытия активов. В ПБУ 8/2010 приведена трактовка оценочных и условных обязательств. МСФО включают в обязательства суммы, находящиеся в пассиве, наряду с этим обязательства также имеются и в активе бухгалтерско -го баланса (дебиторская задолженность).

Правовой и бухгалтерский подходы связаны через категорию юридического лица. Юридическое лицо - это самостоятельный субъект права является и субъектом учета. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическое лицо имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам. По положениям бухгалтерского учета юридическое лицо должно организовать учет обязательств и отражать их в отчетности.

При определении обязательства по принципам ПБУ это понятие характеризуется так: это долги, образовавшиеся в результате проведенных хозяйственных операций, оплата которых уменьшает активы организации [3]. В этом понимании к обязательствам относят все долги организации, отраженные в пасси-

ве бухгалтерского баланса, за исключением раздела, отражающего обязательства собственникам, то есть собственного капитала. Причем это преимущественно внешние долги: кредиты, займы, отложенные налоговые обязательства, доходы будущих периодов, кредиторская задолженность. Итак, определение обязательств, отвечающее современным понятиям, раскрыто в Концепции бухгалтерского учета в России, в соответствии с этим документом обязательством является существующая задолженность организации, образовавшаяся из-за свершившихся проектов ее деятельности, расчеты по которой приведут к уменьшению его имущества.

В современном понимании аудит - это мероприятия по проверке бухгалтерского учета и отчетности аудируемых лиц. Экспертные проверки расчетов широко используются в мировой практике. Аудит подразумевает взаимный интерес государства и руководства организаций в правильности ведения учета и оформления отчетов организаций [4]. Выполнение экспертных мероприятий позволяет компаниям обоснованно принимать решения и разрабатывать тактику и стратегию взаимоотношений с контрагентами. Для индивидуальных предпринимателей востребованным является внутренняя форма контроля бизнеса, позволяющая собственнику определить эффективность работы предприятия, оценить риски и проблемы компании.

В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность любого экономического субъекта проводить внутренний контроль. Но многие бизнесмены игнорируют требования закона на том основании, что к внутреннему контролю закон не определяет требований и отсутствует ответственность. Обязательный аудит находит и правит проблемы отправки отчетности в налоговую инспекцию. Под обязательный аудит попадают компании, имеющие: выручку от продажи более 800 млн руб., объем активов превышает 400 млн руб. Остальные компании проводят внутренний аудит добровольно. Нужен ли внутренний аудит индивидуальному предпринимателю? Обязательный аудит, судя по определению федерального закона № 402, основан

на исследовании учетных сведений. Согласно ст. 6 индивидуальные предприниматели ведут учет доходов или доходов и расходов, ориентированный на расчетные налоговые операции. Более того, действуют указания Министерства финансов (№ 03-11-11/17116), что индивидуальные предприниматели не обязаны формировать бухгалтерскую отчетность. Соответственно, отсутствует бухгалтерия - нет и обязательного аудита. При этом индивидуальным предпринимателям не запрещено проводить внутренний аудит с привлечением независимых организаций. Заключение экспертов используется для улучшения финансовых результатов и состояния организации. Специфика состоит в том, что аудиторы будут исследовать не бухгалтерскую документацию, а экономические процессы индивидуального предпринимателя.

Учет расчетов как важный объект аудита требует повышенного внимания. Цель аудита расчетов организации - выработка мнения о достоверности показателей расчетов по обязательствам и соответствии организации их учета действующим положениям и законам. Наиболее актуальными объектами аудита расчетов являются: расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты по социальному страхованию и обеспечению, по налоговым обязательствам организации, по заемным средствам [2].

Цель аудита расчетных операций по оплате связана с проверкой законности отношений между работником и работодателем и подтверждение достоверности расчетов по оплате труда. Также проверяется соответствие обоснованности начисления сумм оплаты, документального отражения всех видов расчетов между организацией и персоналом. Специфика организаций в расчетах по оплате труда, трудоемкость работы по их проверке предполагают конкретику обязанностей аудиторской группы. В программе аудита выделяют участки, имеющие существенное значение для расчетов с персоналом. Результаты проверки по этим участкам важны для оценки состояния внутреннего контроля.

Таблица 2 - Программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Направления аудита Цель аудиторских процедур Аудиторские процедуры, необходимые для аудиторских доказательств

Аудит правомерности (законности) трудовых отношений работников с аудируемым лицом Инспектирование предпосылки "Права и обязанности" Проверка правильности оформления коллективного договора или трудовых договоров, приказов о приеме на работу, приказов о прекращении трудового договора

Аудит исполнения законодательства в части расчетов по оплате труда Инспектирование предпосылки "Права и обязанности" Проверка наличия штатного расписания, положения об оплате труда, положения о премировании. Контроль за правильностью определения тарифных ставок, расценок

Аудит правильности начисления заработной платы Возникновение, полнота, точность измерения, стоимостная оценка Инспектирование наличия и оформления первичных документов по учету труда и заработной платы

Аудит правомерности и полноты удержаний из заработной платы Возникновение, полнота, точность измерения, стоимостная оценка Арифметический контроль расчетов НДФЛ

Аудит своевременности выплаты заработной платы и депонирования невыплаченных сумм Существование, возникновение, полнота Проверка документальной подтвержденности операций по выплате заработной платы. Сверка данных расчетно-платежных ведомостей с записями в регистрах учета по счету 70

Аудит правильности синтетического учета операций по оплате труда Представление и раскрытие Инспектирование учета операций по расчетам с персоналом по оплате труда

Аудит полноты и правильности раскрытия информации о затратах труда и заработной плате в отчетности Представление и раскрытие Сверки соответствия показателей финансовой отчетности с данными главной книги, регистрами синтетического и аналитического учета по счету 70

Программа проверки корректируется с учетом состояния системы внутреннего контроля. По результатам ее тестирования и оценки аудиторского риска определяются характер, масштаб и сроки проведения аудиторских процедур по существу. В отношении банковских документов, авансовых отчетов, кассы проводится сплошной контроль. При проверке анализируется документация, на основе которой была начислена зарплата и на основании которой произведены необходимые удержания. К таковым относятся: трудовые и гражданско-правовые договоры с сотрудниками, положения об оплате труда, о премировании, приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, расторжении трудового договора, расчетные и платежные ведомости, больничные и т. п.

При проверке особое внимание уделяется состоянию расчетов по налогам и сборам для проверки правильности удержания подоходного налога, расчетам по социальному страхованию по правильности начисления страховых взносов, расчетам с персоналом по оплате труда для оценки правильности на -числения заработной платы, а также расче-

там с разными дебиторами/кредиторами для оценки законности расчетов по алиментам и прочим удержаниям и др. По результатам поверки разрабатываются рекомендации для конкретной организации, направленные на оптимизацию расчетов по оплате труда и не повторение ошибок.

Все работодатели обязаны платить страховые взносы. Размер платежей зависит от размера зарплаты, категории работника и работодателя и тарифов. Страховые взносы меняются и напрямую влияют на размер отчислений. Аудитор этого участка должен владеть информацией о ставках страховых взносов, которые бывают базовые, льготные и дополнительные. Базовые тарифы в 2021 г. не изменились, причем у платежей на ОПС (обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование) и ВНиМ (страховые взносы в ФСС по временной нетрудоспособности и материнству) установлены двойные тарифы: до и после достижения лимитов. У отчислений в медстрах лимита нет, действует единая ставка 5,1 %. А платежи на травматизм устанавливаются индивидуально для каждой фирмы и ИП.

Таблица 3 - Базовые ставки страховых взносов в 2021 г. (НК РФ)

Для организаций малого бизнеса действуют пониженные ставки, отраженные в табл. 4.

Для организаций индивидуального предпринимательства установлены два вида социальных платежей. Если ИП нанимает работников, на него возлагается обязанность по уплате тех же отчислений, какие делают организации - работодатели. Независимо от наличия работников индивидуальный предприниматель платит фиксированные взносы за себя. В итоге ИП без работников делает отчисления только за себя. Индивидуальный предприниматель с работниками платит за себя и за персонал. Фиксированные взносы увеличиваются ежегодно с 1 января. Но на 2021 г. законодатели оставили ставки на уровне 2020 г. Это одна из мер поддержки малого бизнеса в коронавирусный период.

В 2021 г. предприниматели делают отчисления, показанные в табл. 5.

Таблица 5 - Ставки социальных платежей для индивидуальных предпринимателей в 2021 г. (НК РФ)

Субсчет 69.06.5 Обязательное пенсионное страхование предпринимателя используют физические лица в статусе индивидуального предпринимателя и выплачивают взносы во внебюджетные фонды «за себя». Сумма страхового взноса зависти от уровня годового дохода (больше или меньше 300 тыс. руб.). Начисления по счету и выплата взносов в ПФР осуществляется вне зависимости от того, получает ли предприниматель доход или ведет ли деятельность.

Аудит обязательств организаций как система мер по их упорядочению направлен на конкретизацию: цели, предмета, объекта и задач аудита обязательств; методики проведения аудита обязательств и выявлению типичных и возможных нарушений в учете обязательств, а также мер по их недопущению или исправлению.

Аудит учета кредитов и займов основан на обширной документации. Речь идет о нормативных документах, регулирующих аспекты бухгалтерского учета, получения заемных средств, налогообложения операций и т. п.; регистрах синтетического и аналитического учета; договорах и первичных документах, где оформляются и отражаются кредитные и займовые операции (дополнительные соглашения к кредитным договорам по повышению/изменению процентов по кредитам и займам, мемориальные ордера, договоры займа/кредитов и пр.); бухгалтерской отчетности [1; 5].

Профессиональный аудит кредитных ресурсов дает возможность определить, применяются ли ресурсы по назначению и каким образом производится погашение задолженности. Также предоставляется информация о полноте и своевременности выплат, наличии/отсутствии необходимой документации. Таким образом, аудиторский подход к исследованию обязательств позволяет сделать вывод о состоянии системы учета и выявить ошибки, которые могут стать причиной ухудшения финансового состояния. Зная свои слабые стороны, компания сможет исправить недочеты и выйти на новый уровень развития.

Главная установка аудита обязательств: доказательная основа для выражения мнения о правильности, своевременности и полноте закрепления имеющихся в организации обязательств в отчетной и учетной базе. Объектами аудита обязательств являются: учет-

Вид страхования Ставка

ОПС 32448 руб. плюс 1% с доходов более 300 тыс. руб., максимально - 259584 руб.

ОМС 8426 руб.

Вид страхования Ставка,% Примечание

Пенсионное 22 Пока суммарный годовой доход работника не достигнет 1465 тыс. руб.

10 После превышения лимита 1465 тыс. руб.

Социальное на ВНиМ 2,9 До достижения лимита 966 тыс. руб.

0 После превышения лимита 966 тыс. руб.

Медицинское 5,1 Лимита нет

Травматизм Индивидуально от 0,2 до 8,5

Таблица 4 - Ставки страховых взносов для малого бизнеса в 2021 г. (НК РФ)

Зарплата свыше МРОТ Зарплата до МРОТ

Социальные отчисления

ПФР - 22% ПФР - 10%

ФСС - 2,9% ФСС - 0%

ФОМС - 5,1% ФОМС - 5,0%

ная политика организации, осуществленные операции по расчетам, записи в первичных документах и регистрах учета и отчетности, а также сведения об обнаруженные нарушениях в учете, нашедшие подтверждение в актах ревизии, проверок, заключениях аудиторов и постановлениях правоохранительных органов.

Отношения организаций и физических лиц с банками формируются на основе кредитных договоров, и первое условие, которое необходимо соблюсти: соответствие его содержания ГК РФ. Аудит кредитов и займов аудитором направлен на оценку реальности этих обязательств и обоснованности выдачи средств. Эффективность аудиторской проверки учета кредитов и займов определяется тем, насколько правильно аудитором выполняются контрольные процедуры, соблюдается последовательность действий и выбираются источники доказательств. Обязательным условием является и знание проверяющим типовой корреспонденции счетов по операциям с займами/кредитами.

В ходе проведения аудита займов проверяются: соблюдение условий договора; своевременность возврата основного долга и уплаты %; правильность расчета %; целевое использование полученных займов; достоверность баланса организации; законность отражения операций по получению займов, а также их целесообразность.

Качественная программа аудита кредитов и займов зависит от наличия и действенности системы внутреннего контроля, особенно для ИП, для которого отсутствуют требования обязательного аудита. Для составления программы аудита этого участка одним из эффективных приемов является тестирование системы внутреннего контроля кредитов и займов. Примерные вопросы для оценки системы внутреннего контроля кредитов и займов [4]:

- аудируемый субъект получал заемные средства только в одном/нескольких банках;

аудируемый субъект получал средства на расчетный счет;

- при отражении % по кредитам и займам учтены требования действующего ПБУ;

- по долгосрочным кредитам, полученным на создание инвестиционных активов, после

принятия их к учету начислялись ли соответствующие %;

- заемные средства использованы в соответствии с целями, для которых они предназначались;

- % по заемным средствам отражаются вместе с кредитом и займом, в отношении которого они были начислены; и др.

С учетом результатов тестирования системы внутреннего контроля кредитов и займов аудитор оценивает риск, по уровню которого корректируется его программа. Вопросник может быть дополнен новыми ситуациями в зависимости от новшеств в организации бухгалтерского учета кредитов и займов и методики проведения аудита этого участка.

По итогам изучения основных параметров организации аудита разрабатываются рекомендации по устранению замечаний и ошибок, которые предоставляются руководству организации. В целом, аудит расчетов и обязательств является важным инструментом бизнеса за счет содержательного и своевременного реагирования на недостатки учетного процесса, предоставления достоверной информации, являющейся основой для принятия управленческих решений.

Таким образом, уточнение актуальных вопросов аудита расчетов и обязательств организаций позволило определить приоритетные для решения направления контрольной работы в связи со значением расчетов и обязательств для финансовой стабильности организаций и функционированием их в рамках действующих базовых учетных и аудиторских норм. Определены акцентные направления программы аудита расчетов и обязательств организаций. Установлены особенности методики аудита расчетов и обязательств организаций, обусловленные организационно-правовой формой субъектов рынка, а именно, аудита индивидуального предпринимателя, приобретающего форму внутреннего добровольного аудита расчетов и обязательств. Определены узловые аспекты аудита расчетов и обязательств для индивидуальных предпринимателей. Определена роль системы внутреннего контроля индивидуальных предпринимателей для конкретизации программы аудита расчетов и обязательств.

Список литературы

1. Бодяко А. В. Мониторинг средств внутреннего контроля экономических субъектов / А. В. Бодяко // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2018. - № 6. - URL: http://www.ipbr.Org/vestnik/editions/2015/6/bodyako (дата обращения: 01.09.2021).

2. Ваганова О. Е. Методика аудита деятельности предприятия по различным аспектам и участкам учета / О. Е. Ваганова // Синергия Наук. 2017. - № 10. — С. 308-334.

3. Голованова К. Е. Система внутреннего контроля в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью компании / К.Е. Голованова, Д. И. Кузьмичев // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. -2019. - № 19-2

4. Евдокимова А. В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации / А. В. Евдокимова, И. Н. Пашкина. - Москва : Дашков и К, 2020. - 208 с.

5. Заварихин Н. М. Внутренний аудит: сущность и содержание / Н. М. Заварихин // Аудитор. - 2019. — № 4.-С. 28-35.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bodyako A.V. Monitoring sredstv vnutrennego kontrolya e'konomicheskix sub"ektov. Vestnik professional'nyx buxgalterov. 2018. № 6. URL: http://www.ipbr.org/vestnik/editions/2015/6/bodyako (data obrashheniya: 01.09.2021).

2. Vaganova O. E. Metodika audita deyatel'nosti predpriyatiya po razNchny'm aspektam i uchastkam ucheta. Sinergiya Nauk. 2017. № 10. S. 308-334.

3. Golovanova K.E., Kuz'michev D.I. Sistema vnutrennego kontrolya v upravlenii debitorskoj i kreditorskoj zadolzhennost'yu kompanii. E'konomika i upravlenie vXXI veke: tendencii razvitiya. 2019. № 19-2

4. Evdokimova A.V., Pashkina I.N. Vnutrennij audit i kontrol' finansovo-xozyajstvennoj deyatel'nosti organizacii. Moskva : Dashkov i K, 2020. 208 s.

5. Zavarixin N.M. Vnutrennij audit: sushhnosf i soderzhanie. Auditor. 2019. № 4. S. 28-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.