УДК 342 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10048
ББК 67 © Э.В. Маркина, Ю.Н. Сосновская, 2018
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Юлия Николаевна Сосновская, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрываются актуальные вопросы административной ответственности как института административного права.
Ключевые слова: правовые нормы, юридическая ответственность, административное правонарушение.
TOPICAL ISSUES ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY, AS INSTITUTE OF ADMINISTRATIVE LAW AND ITS DIFFERENCE FROM OTHER TYPES OF LEGAL RESPONSIBILITY
Eleonora V. Markina, associate professor of administrative law, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Yuliya N. Sosnovskaya, associate professor of administrative law, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. In article topical issues of administrative responsibility as institute of administrative law reveal. Keywords: precepts of law, legal responsibility, administrative offense.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Актуальные вопросы административной ответственности как института административного права и ее отличия от других видов юридической ответственности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):235—237.
Действующие на территории Российской Федерации правовые нормы — общеобязательные правила поведения, которые имеют своей целью обеспечение законности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок применения мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности.
Реализация административной ответственности за различные правонарушения органами внутренних дел возможна только при наличии соответствующих осно-
ваний. Основанием применения мер административной ответственности является административное правонарушение. Таким образом, основополагающим определением, содержащимся в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ), является определение административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие их от правомерного по-
ведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и т.д.).
К числу таких признаков следует отнести административную противоправность, административную наказуемость, виновность.
Основаниями административной ответственности являются: 1) нормативное основание — нарушение административно-правового запрета; 2) фактическое основание — совершение административного правонарушения; 3) процессуальное основание — издание правоприменительного акта.
Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время, ей присущи специфические черты, характерные только для этого вида юридической ответственности.
1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов (в основном системы исполнительной власти) во внесудебном порядке, хотя и суды рассматривают определенное количество таких правонарушений. Все эти органы относятся к субъектам административной юрисдикции.
2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей.
3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания. Употребление здесь слов «как правило» обусловлено тем обстоятельством, что предусмотренный в ряде случаев административный штраф составляет большую, чем максимально возможный штраф в качестве уголовного наказания (больше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда).
4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнение с работы. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания.
5. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.
6. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных пра-
вонарушениях. В этой связи крайне важен вопрос о распределении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях.
Административная ответственность характеризуется множественностью правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т.е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.
Если основные признаки и юридическая характеристика административного правонарушения находят свое прямое отражение в ст. 2.1 КоАП РФ, то сформулированного легального определения административной ответственности в законодательстве об административных правонарушениях до настоящего времени не представлено.
Цель административной ответственности — это, по сути, желаемый результат, к которому стремится орган административной юрисдикции, применяя к виновному лицу меры административной ответственности. Если же речь идет о функциях административной ответственности, то их следует рассматривать как основные направления воздействия административной ответственности на общественные отношения, поведение субъектов, мораль, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность и социальное назначение.
Рассмотрим функции административной ответственности.
Воспитательная функция направлена на воспитание у граждан уважения к Конституции и законодательству РФ. Испытав на себе силу государственного принуждения, правонарушитель может отказаться от совершения в будущем административных проступков, осознав вред, причиняемый обществу последствиями своего деяния. Интересна позиция М.П. Трофимой, которая считает, что «воспитательная функция является общесоциальной функцией юридической ответственности». Иные функции юридической ответственности, по ее мнению, выступают в качестве критерия, определяющего вид юридической ответственности. Если санкция в большей степени направлена на восстановление имущественной сферы потерпевшего или на восстановление нарушенного права и в меньшей степени направлена на наказание виновного, то в данном случае речь идет о гражданско-правовых санкциях, которым, как и другим правовым санкциям, всегда присуща воспитательная функция.
236
Вестник Московского университета МВД России
№ 6 / 2018
Ругулятивная функция проявляется в том, что административная ответственность характеризуется установлением запретов, при помощи которых и происходит регулирование определенной сферы общественных отношений.
Превентивная функция направлена на предупреждение административных проступков в будущем как со стороны правонарушителя, так и других граждан. Данная функция включает в себя два элемента: общее и специальное предупреждение.
Компенсационная функция состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Проведя анализ нормативных правовых актов, можно выделить следующие отличия административной ответственности от других видов ответственности:
♦ административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством);
♦ основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда);
♦ субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности — только физические лица);
♦ за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления — меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания);
♦ административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами);
♦ применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания — увольнение с работы);
♦ меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).
Административное правонарушение является негативным социально-правовым явлением, так как причиняет вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным интересам. В силу этого государство вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов.
Интересы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности требуют, чтобы органы государства обеспечивали водворение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и меры принуждения.
Административная ответственность выражается в различных мерах взыскания, которые не влекут серьезных последствий после их применения, например, таких как после производства по уголовным делам.
Административное право в течение последних лет существенно изменилось. Зарождение рыночных отношений в стране и их дальнейшее развитие, разделение властей, необходимость укрепления государственности, стремление создать современное правовое государство, — все это не может не вызвать потребности установления адекватного административно-процессуального обеспечения происходящих перемен.
Институт административной ответственности в настоящее время реорганизуется (видоизменяется), затрагивая во многом права, свободы и интересы граждан.
Таким образом, учитывая функции института административной ответственности можно сделать вывод, что осуществление им своей деятельности является своеобразной «реакцией» на правонарушение. Правонарушение — основание ответственности: где есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.
Основываясь на этих положениях, ясно видна неразрывная связь таких двух юридических категорий, как правонарушение и юридическая ответственность. Определяя место административной ответственности в системе российского права, можно сделать вывод, что она представляет собой комплексный по содержанию, нетипичный по структуре правовой институт, охранительный по назначению; одновременно это и функциональный институт, регулирующий отношения методом наказания правонарушителей.