Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / СТИЛИ ТАНЦЕВ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / КЛУБНЫЙ ТАНЕЦ / УЛИЧНЫЙ ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Брыжак Ольга Владимировна

Статья посвящена рассмотрению актуальных тенденций в современной танцевальной культуре. На сегодняшний день многообразие танцевальных стилей и направлений порождает необходимость в тщательном их изучении. Ежедневно рождаются и функционируют новые формы, движения, виды танцев, так как это динамично развивающийся вид искусства и культурная практика. В связи с этим необходимым становится разработка вопросов танцевальной культуры, тенденций развития и ее смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN DANCE CULTURE

The article is devoted to the consideration of current trends in modern dance culture. To date, the variety of dance styles and trends creates the need for a thorough study of them. New forms, movements, types of dances are born and function every day, as this is a dynamically developing art form and cultural practice. In this regard, it becomes necessary to develop issues of dance culture, development trends and its meanings.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»

заинтересованных сторон и широкой общественности о событиях, связанных с Интернетом и кибербезопасностью.

Необходимо содействие разработке структуры, связанных с контролем технологий новых медиа, а также координация информационно-просветительский программ Комиссии по кибербезопасности, направленных на информирование широкой общественности и заинтересованных сторон о рисках и основных мерах, которые могут быть приняты для снижения числа киберпреступлений путем сотрудничества с соответствующими местными агентствами и департаментами для определения мер укрепления доверия, норм и принципов приемлемого поведения в киберпространстве.

Выводы. Развитие, рост и совершенствование современных технологий (особенно в части цифровой платформы) создает условия для становления новых парадигм и концепций информационной безопасности. Само понятие безопасность уже вмещает совершенно иной специфический контент, требующих разработки и создания новейших подходов в системе защищенности данных и систем управления.

Законодательный базис системы защищенности контента в современных медиа также требует пересмотра, корректировки и усовершенствования в части обеспечения национальной безопасности страны, обеспечения соответственного уровня обороноспособности государства (особенно в части защиты национального киберпространства от информационных влияний, вбросов деструктивного и токсичного характера), а также в части эффективного противодействия злоумышленникам по несанкционированному доступу к персональным данным российских граждан.

Список литературы:

1. Бойченко, О.В. Информационная безопасность цифровизации экономики Республики Крым / О.В. Бойченко, А.В. Гунько // Ученые записки КФУ им. В.И. Вернадского (Экономика и управление). - Симферополь, 2019. - Т.5 (71). - №2. -С. 15-25.

2. Информационная безопасность в цифровом обществе : учебное пособие: [16+] / А.С. Исмагилова, И.В. Салов, И.А. Шагапов, А.А. Корнилова; Башкирский государственный университет. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. -128 с.: табл., ил. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=611084 (дата обращения: 19.03.2022). -Библиогр. в кн. - Текст: электронный.

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000-2012: Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Общий обзор и терминология: [PDF] // Росстандарт. - URL: http://gostexpert.ru/data/files/27000-2012/69110.pdf .

4. Лапина, М.А. Информационное право / М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. - Закон и право, 2004. - 335 с.

УДК 008:793.3

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Брыжак Ольга Владимировна,

кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных тенденций в современной танцевальной культуре. На сегодняшний день многообразие танцевальных стилей и направлений порождает необходимость в тщательном их изучении. Ежедневно рождаются и функционируют новые формы, движения, виды танцев, так как это динамично развивающийся вид искусства и культурная практика. В связи с этим необходимым становится разработка вопросов танцевальной культуры, тенденций развития и ее смыслов.

Ключевые слова: танцевальная культура, современный танец, стили танцев, танцевальные направления, клубный танец, уличный танец.

Annotation. The article is devoted to the consideration of current trends in modern dance culture. To date, the variety of dance styles and trends creates the need for a thorough study of them. New forms, movements, types of dances are born and function every day, as this is a dynamically developing art form and cultural practice. In this regard, it becomes necessary to develop issues of dance culture, development trends and its meanings.

Key words: dance culture, modern dance, dance styles, dance directions, club dance, street dance.

Постановка проблемы. Пространство культуры богато различными феноменами. Ежедневно человек сталкивается с многослойным миром, в котором нужно ориентироваться, наблюдать и взаимодействовать.

В XX-XXI вв. танцевальный мир находится в состоянии поиска новых решений и пластики. Различные выведенные подходы по отношению к телу, открыли разнообразные виды пластики в современном танце. На современном этапе мы становимся свидетелями огромного количества стилей и направлений танца, а также разных методик и техник. Которые впоследствии становятся важными составляющими сценического театра, спектаклей, терапии, образования и повседневного досуга людей. Добавляя в свою жизнь танец, люди получает огромный опыт в поиске нового, таким образом, становясь ближе к искусству самовыражения.

Цель данной статьи - анализ актуальных тенденций в современной танцевальной культуре.

Изложение основного материала. На сегодняшний день можно считать популярными следующие направления танцевального искусства: классическая и бальная школа, современный танец (джаз-модерн, контемпорари), народный танец и отчасти некоторые восточные танцы (танец живота, сальса, кизомба). Стоит сказать, что мы не берем во внимание гимнастику, так как на наш взгляд она не является танцем. Гимнастику мы относим к спорту, из-за выявления в ней определенных элементов для оценивания и все эти элементы являются одинаковыми для всех. В гимнастике нет ни одной черты, которая была бы присуща танцу, поэтому о ней мы не говорим.

Существует классификация уровней обучения, и деление групп по возрасту. Стоит понимать, что в современном мире научиться танцам может абсолютно каждый. От трехлетнего ребенка, до матери, вышедшей с декрета. Есть танцы для людей в возрасте. Особенно развиты парные стили: танго, сальса, чача, румба и др.

Статистически доказано, что взрослые женщины также проявляют интерес к танцевальным направлениям. Популярными являются восточные танцы, танцы на каблуках (хай-хилс), афро степы, дансхолл и стрип-пластика. Все эти стили направлены на разработку гибкости в теле и пластики движений. Они также раскрывают женскую сторону, придают каждой уверенность в себе и своем теле. Также они воспитывают гармонию, выносливость и помогают выплеснуть накопившуюся энергию. Такие танцы имеют и оздоровительную сторону, за счет ритмики укрепляются сосуды и улучшается обмен крови по всему организму.

Ссылаясь на хореографов постмодерна, мы можем утверждать, что уже в то время существовала мысль, что танцевать может каждый, вне зависимости от возраста и уровня, потому что любое движение подвергается трансформации в танец. Танец постмодерн появился в России на рубеже XX-XXI вв. и сейчас продолжает развиваться и удерживать свою актуальность.

«Духовным отцом» авангардного танца в период постмодерна считается М. Каннингхэм, который смог создать свою систему танца. Ее также называют «теорией случайности», в которой каждый танцор имеет свое собственное движение и ритм. Происходит глобальное переосмысление, так как новые фигуры постмодерна открывают новые грани танца, которые позволили углубиться в импровизацию.

В конце ХХ в. и до наших дней развивается такое направление танца, как контемпорари (contemporary dance), в которые входят многие технические аспекты и стили на основе европейского и американского танца модерн и постмодерн. На данный момент движение в контемпорари является выразителем внутренних ощущений и

формирует у каждого танцора этого стиля индивидуальную лексику. Исследователи (И.А. Борзенко, В.М. Исаков и др.) формулируют мысль, что современному танцу присуща «исследовательская сторона», которая вызвана синтезом танца некой философской составляющей движения [6, С. 178-183].

Также в это время появляется перформативный танец, как один из способов самовыражения и импровизации. Выделяют следующие виды импровизации: сольная (представители - М. Билс, С. Пэкстон Ф. Невилл), групповая (С. Форти, Б.Т. Джонс). Перед соло-импровизатором стоит задача отвечать за структурную составляющую танца, он также выбирает форму и содержание, поэтому такой импровизации характерна свобода и яркая индивидуальность. Что касается групповой импровизации, то здесь индивидуальность уходит на второй план, так как приоритетом является чувствование к группе и следование принципам взаимодействия [2, С. 45-69].

Импровизация дает мощный толчок и является катализатором высвобождения внутренних переживаний и эмоций. Открывая для себя импровизацию, люди поняли, что участвовать в ней на много интереснее, нежели просто смотреть. Импровизационный подход стал настолько популярным, что данный метод переняли многие классы и студии. Танцтерапевты внедрили импровизацию как метод работы с клиентами. Такая терапия стала отдушиной для людей с ограниченными возможностями или с людьми, у которых нарушен слуховой аппарат. Также танцевальная импровизация получила широкое распространение в других отраслях человеческой деятельности: сценическое искусство, образование, театр, терапия, досуг людей.

Не смотря на все вышеперечисленное, самые большие обороты набирают современные уличные направления, которые захватывают глаз зрителя, имеют богатую культуру и являются в центре внимания сейчас. Самыми популярными стилями выступают: хип-хоп, брейк-данс, джаз-фанк, вог, паппинг, дансхолл, хай-хилс, крамп, авторская хореография, экспериментал, вакинг и много других. У каждого направления есть своя аудитория, которая осведомлена об истории стиля и активно продвигает ее в массы. Отличительной чертой современных уличных направлений, является их целостность. Помимо наличия базовых движений и принципов стиля, существует целая культура, которая проявляется в одежде, музыке, транслировании себя как личности и образ жизни в целом.

Говоря о современных направлениях танца, стоит отметить несколько главенствующих и особо активно развивающихся, не только во всем мире, но и в России, а также на полуострове Крым.

Как мы уже сказали ранее, танцевальные стили тесно связаны с музыкой. Однако, рассматривая хип-хоп культуру, мы приходим к мнению, что не все так просто. Хип-хоп - многоструктурная культура, которая берет свои корни в опасных районах гетто Нью-Йорка и начинает развитие в конце шестидесятых годов. На современном этапе хип-хоп культура включает в себя музыку, танец, одежду, граффити и диджейство. Бытует мнение, что изначально хип-хоп был брейк-дансом, но мы должны понимать, что тогда не существовало разделений в танце, и только тогда, когда стили стали активнее развиваться у каждого из них появились свои характерные черты. Брейк-данс стоит рассматривать отдельно от хип-хопа, так как у него оформлена своя база и основы.

В восьмидесятых годах хип-хоп стал одной из дисциплин на конкурсных соревнованиях. Ему были характерны прыжковые движения, пружинные (hip-hop -«подскакивать, мелко прыгать»). Благодаря постоянному взаимодействию музыкальных стилей, визуально хип-хоп подвергается изменению, впитывая в себя элементы других направлений танца (брейк-данса, локинга, паппинга и др.). Хип-хоп помогает почувствовать ритм музыки и овладеть своим телом. Также его учились танцевать, чтобы чувствовать себя увереннее в клубах.

Говоря о брейк-дансе, стоит понимать, что он возник в США в конце 1960-х гг., примерно в одно и то же время с хип-хопом. В 1970-80-е гг. брейк-данс становится одной из составных частей хипхоп культуры обитателей черных гетто американских мегаполисов. Его популяризатором среди темнокожего населения был легендарный Afrika Bambaata. Именно он первый стал устраивать «баттлы» (battle) на картоне. И по сей день, одним из основных векторов развития танцора, является сфера баттлов.

В современной культуре танец становится чрезвычайно популярным медиа-феноменом. Игровая специфика современного танца проявляется в соревнованиях, конкурсах, баттлах, выступлениях на публике. На сегодняшний день существует огромное количество организаций, которые занимаются танцевальными фестивалями. Это и локальные организации, которые занимаются проведением мероприятий в маленьких городах, а также крупные фестивали, которые из года в год проходят в столице России - Москве, или в Питере. Отличие более масштабных фестивалей в том, что на них съезжается огромное количество зарубежных и отечественных танцоров, есть большой призовой фонд и легендарные, компетентные судьи.

Современный танец, на данный момент, можно рассматривать с точки зрения медиа среды. Например, коммерческая хореография занимает значительное место в массовой культуре, так как ее ориентир - обыватель, которому будет интересно. Поэтому все чаще появляются танцевальные телевизионные шоу, онлайн мастер-классы, реклама, фильмы и сериалы, модные показы и «фэшн» съемки [11].

Интернет, как один из инструментов распространения и сохранения информации является многоканальным и достаточно удобным механизмом для танцевальной индустрии. Медиа-технологии позволяют быть танцу более интересным и интерактивным, так как можно проводить различные мероприятия в формате онлайн (мастер-классы, баттлы, уроки, интервью с педагогами и др).

Медиа-среда способствует популяризации танца, благодаря своей мобильности. Танцорам же достаточно зафиксировать качественный контент (танцевальное видео или обучающий урок) и результат не заставит себя ждать. Большое количество начинающих танцоров всегда в поиске нового и свежего продукта для своего танцевального роста и вдохновения. Также, данный контент формирует облик студии, школы или любого другого танцевального пространства. В век визуальной культуры, человека привлекает эстетика и чувство стиля.

Можно привести огромное количество танцевальных проектов, которые являются двигателем танца в массы. В Америке это шоу So You Think You Can Dance, «Короли танцпола» и их аналоги, в Украине «Танцуют все», а в России «Танцы на ТНТ». Данные проекты делают огромный вклад в культуру, так как они транслируют танец с разных сторон, показывают широкий спектр направлений и стилей. Ну и в конечном итоге для них это продаваемый продукт, так как поклонников данных шоу огромное количество, и все они впоследствии хотят попасть на мастер-классы тех танцоров, приобрести футболки с их автографом и т.д.

Поскольку танцевальные образы теперь отражают «другие фрагменты реальности», меняются и формирующие его выразительные элементы. Прежде всего, это проявляется в танцевальных движениях: например, характерная для уличных стилей танца пластика агрессивных форм соответствует состоянию современных молодых людей, пытающихся преодолеть внутренние конфликты, стремясь к гармоничному существованию в современном мире [2, С. 110-117].

Можно говорить о том, что танец в современном мире дуалистичен. Для одних он будет являться способом самовыражения, для других коммерческой жилкой и способом заработать на хлеб. В первом случае танец функционирует как способ самоопределения человеческой личности, ее самовыражения, а во втором случае - поскольку стремление культуры к тотальной коммерциализации отрицательно для человека - ощущается тенденция к утрате идеального содержания и подрыва духовных основ танца.

Важно отметить, что окончательно разорвать единство духовного и телесного в танце невозможно - танцевальная форма всегда притягивает к себе содержание. Это может быть самовыражение танцора или принятие эмоций и т. д. Нормой является универсализация культуры вообще и танцевальной культуры в частности. Одна и та же музыка, одни и те же движения на всех типически организованных площадках мира.

Выводы. Эпоха, в которой мы находимся, крайне стремительна и динамична. Ускорение ритма времени говорит о прогрессе в жизни. И ритм современных танцев соотносится с состоянием современного человека и соответствует его ритму жизни. Танец всегда сопровождался музыкой. И анализирую предыдущие этапы развития танца, мы приходим к выводу, что облик, например, уличных танцев ассоциируется с преобладанием ударных инструментов.

Стоит сказать, что танец в подсистеме современной культуре полностью отражает человеческую действительность, несет «историю» обыденности через движение. Танцуя и при этом как-бы рассказывая, человек высвобождает застоявшуюся энергию, очищает ум и наполняется вдохновением.

В заключение можно сказать, что современный уличный танец стал следствием тех трансформаций культурного пространства, которые происходили на протяжении последних десятилетий. И все отмеченные нами изменения можно проследить и в других видах искусства, что показывает нам общее действие культурных механизмов.

Список литературы:

1. Абросимова, Л.В. Историко-философский анализ концепций диалогизма XX века (М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, М.М. Бахтин) / АбросимоваЛ. В. - автореферат дисс... философских наук. - М., 2008. - 26 с.

2. Бейнс, С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн / Салли Бейнс. - М.: ООО «Арт Гид», 2018. - 312 с.

3. Брыжак, О.В. Текстуальность танца в контексте диалога культур на примере танцев народов Крыма (славянская и крымскотатарская культуры) / Ольга Владимировна Брыжак // Текст и коммуникация в пространстве культуры: коллективная монография / под общ. ред. Д.С. Берестовской, И.А. Андрющенко. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - С. 66-73.

4. Брыжак, О.В. Диалогичность праздника (на примере культуры народов Крыма): дисс. на соискание научной степени канд. культ.: 26.00.02 - Мировая культура и международные культурные связи / Брыжак Ольга Владимировна. - Симферополь, 2011. - 179 с.

5. Герасимова, И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления / Герасимова И.А. // Эволюция. Язык. Познание / Ин-т философии РАН; под общ. ред. И.П. Меркулова. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 112 с.

6. Захаров, Р.В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1989. - 236 с.

7. Назарчук, А.В. Философское осмысление диалога через призму коммуникативного подхода / А.В. Назарчук // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2010. - № 1. - С. 51-71.

8. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника /

B.Ю. Никитин. - М.: Айрис-Пресс, 2014. - 414 с.

9. Самойленко, Е.В. Бытовой танец в контексте социокультурных изменений в России ХХ в. / Е.В. Самойленко // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 1. -

C. 21-26.

10. Самойленко, Е.В. Феномен танцевальной культуры: особенности генезиса, функционирования и трансформации (на материале культуры России ХХ-ХХ1 вв.) / Е.В. Самойленко. - Екатеринбург, 2012. - 137 с.

11. Тихомирова, Е.Е. Анализ текстов культуры : учебно-методическое пособие / сост. Е.Е. Тихомирова; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 277 с.

12. Толстова, Д.А. Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности / Д.А. Толстова - автореф. дисс. .канд. психол. наук. - М., 2014. - 24 с.

13. Хамфри Д. Искусство сочинять танец. Эмансипация Спящей Красавицы / Дорис Хамфри. - М.: ООО «Арт Гид», 2019. - 192 с.

14. Худеков, С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков - М.: Эксмо, 2010. - 608 с.

15. Цорн, А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А.Я. Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 с.

16. Чурко, Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной хореографии / Ю.М. Чурко. - 2-е изд. - Минск: Полымя, 2009. - 224 с.

УДК 37.013

ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЫ

Везетиу Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте (г. Ялта);

Вовк Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные термины «медиаобразование» и «медиаграмотность», а также проведен анализ основных моделей медиаобразования и медиаграмотности и их внедрение в образовательный процесс.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, образовательный процесс, итеграция образования.

Annotation. This article discusses the basic terms "media education" and "media literacy", as well as an analysis of the main models of media education and media literacy and their implementation in the educational process.

Key words: media education, media literacy, educational process, integration of education.

Постановка проблемы. Развитие современного обществе неотъемлемо связано с развитием образования. Следовательно, современное образование диктует использование и применение новых методов и технологий для развития молодого поколения. Однако, в течении значительного времени теория и практика медиаобразования как становления современной школы окончательной определенности нет.

Отметим, что важную роль в становлении и развитии медиаобразования сыграло ЮНЕСКО. Считается, что впервые термин «медиаобразование» был употреблен в 1973 г. на совместном заседании сектора информации ЮНЕСКО и Международного совета по кино и телевидению. При этом задача медиаобразования состоит в сформированности у учащихся информационной культуры и подготовки их к жизни в информационном обществе [3].

В документах ЮНЕСКО указывается, что медиаобразование - это процесс обучения теории и практики, с целью овладения и применения технологий в современных масс-медиа, которые рассматриваются, в свою очередь, как сферу самостоятельной области педагогических учений; ее необходимо отличать от применения медиа как вспомогательного средства в педагогической практике [2]. Как видим, специалисты ЮНЕСКО четко отделяют овладение медиа от их использования как орудия при обучении другим наукам.

Считается, что медиаобразование объединяет все виды медиа (печатными, графическими, звуковыми, визуальными), а также различными технологиями. Оно должно дать учащимся возможность понять, какая массовая коммуникация используется в обществе, научиться использовать медиа в коммуникации с другими респондентами; обеспечивает знание того, как: анализировать, критически мыслить и формировать медиатексты; определять источники медиатексты, их политические, социальные, коммерческие, культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и распространяющие медиа ценности; подбирать соответствующие медиа для создания и распространения собственных медиатекстов и приобретение заинтересованной в них аудитории; получение возможности свободного доступа к медиа как для восприятия, так и продукции на мнение специалистов ЮНЕСКО, медиаобразование является частью основных прав каждого человека любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию, и является инструментом демократии [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.