УДК 658.8:622.33(510) © В.Б. Воронцов, О.А. Тимофеев, Ф.Ф. Шарипов, 2019
Актуальные тенденции рынка угля в Китае во втором полугодии 2018 года
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-4-110-112
ВОРОНЦОВ Виктор Борисович
Канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109542, г. Москва, Россия, тел.: +7 (910) 405-75-55, e-mail: vb_vorontsov@guu.ru
ТИМОФЕЕВ Олег Анатольевич
Канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109542, г. Москва, Россия, тел.: +7 (968) 482-25-24, e-mail: timooa@mail.ru
ШАРИПОВ Фанис Фалихович
Канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109542, г. Москва, Россия, тел.: +7 (916) 148-10-48, e-mail: fanissh@rambler.ru
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на принимаемые правительством КНР меры по замещению угля на более экологически чистые энергоресурсы, уголь продолжает играть заметную роль в общем энергобалансе КНР. Лишь за ноябрь 2018 г. добыча угля составила 315,4 млн т, что обеспечило рост на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. [1]. Во втором полугодии 2018 г. рынок угля в Китае испытывал на себе влияние ряда факторов.
РЫНОК УГЛЯ В КИТАЕ ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ 2018 ГОДА Продолжилась концентрация добычи в трех западных регионах: Автономном районе (АР) Внутренней Монголии, провинциях Шаньси и Шэньси), на которые в первой половине 2018 г. приходилось 68% общенационального уровня производства (см. таблицу)
Добыча угля в регионах КНР в первом полугодии 2018 г.
Добыча угля Уровень
Регион за 6 мес. 2018 г., к 6 мес. 2017 г.,
млн т %
АР Внутренняя Монголия 442,9 105,6
Шаньси 424 101,2
Шэньси 287,9 115,9
Синьцзян-Уйгурский АР 76,9 105,3
Гуйчжоу 71,1 97,3
Шаньдун 63 98,0
Аньхой 57,9 97,8
Хэнань 56,5 102,4
Нинся-Хуэйский АР 37,4 102,4
Хэбэй 28,8 89,5
Хэйлунцзян 26,1 99,9
Юньнань 22,5 114,1
Сычуань 22,2 89,2
Ганьсу 18,8 103,5
Ляонин 16 84,1
Хунань 8,5 102,5
Цзилинь 7,9 96,0
Цзянсу 6,4 100,1
Чунцин 6,1 112,7
Фуцзянь 4,7 84,9
Цинхай 4,3 110,2
Цзянси 2,7 83,5
Гуанси-Чжуанский АР 2,4 133,8
Пекин 1,1 75,8
Хубэй 0,5 42,8
Всего 1 696,6 103,9
Зависимость энергетики КНР от угля была и продолжает оставаться важным вопросом с точки зрения планирования, даже несмотря на все меры, принимаемые правительством КНР по замещению угля на более экологически чистые виды энергоресурсов. Но в зависимости от региона страны на угледобывающую отрасль оказывают влияние различные факторы, что, с одной стороны, приводит к снижению объемов добычи в одних регионах, а с другой, - концентрации добычи в регионах, лидирующих по добыче угля, что в общенациональном масштабе вызвало рост объемов добычи во втором полугодии 2018 г. Все эти факторы, например инфраструктурные проблемы, сезонные колебания в спросе, снижение прогнозов потребления угля в стране, вызывают высокую волатильность цен на уголь. Тем не менее угольный рынок в КНР еще не исчерпал потенциал роста и еще долгое время будет занимать значительную долю в энергобалансе КНР.
Ключевые слова:энергобаланс, энергоресурсы,угледобыча, угольная отрасль КНР, цена на уголь, сезонные тренды, факторы волатильности рынка.
Рис. 1. Прогноз производства бытовых бойлеров в КНР в 2018-2023 гг., млрд юаней
нетто-вывоз ^ нетто-ввоз
л -J ,J о ол 1 1
__
'~j|!llllElg=üSHj5
Рис. 2. Объемы нетто-вывоза, нетто-ввоза (х 100 млн т) и основные маршруты транспортировки угля в КНР
[2]. Кроме того, по словам научного сотрудника Китайской академии экономического планирования железнодорожного транспорта Ли Хуа, в настоящее время на эти три региона приходится около 80% всех межрегиональных перевозок, что обеспечивает около половины используемых мощностей железнодорожного транспорта в КНР [3].
Цена на уголь превысила уровень спроса и нуждается в рациональной корректировке. В течение лета в связи с ужесточением контроля за импортом угля, ростом отпускных цен и ограничениями в работе железнодорожного транспорта цена на уголь отклонилась от фундаментальных показателей спроса и предложения. Психологические факторы привели к росту рыночных цен, при этом происходило постепенное системное накопление указанных факторов. Исходя из анализа нынешней ситуации, характеризующейся высокими запасами и снижением прогноза по потреблению угля населением, особенно явным стал тренд к снижению спроса в национальном масштабе. В первую очередь цена на уголь упала в индустриальной зоне, расположенной
вдоль реки Янцзы и в прибрежных регионах [4]. Впоследствии, в связи с завышенными тарифами на перевозку угля морским транспортом, цены на уголь в портах Северного Китая также продемонстрировали нисходящую динамику. Например, 25 октября 2018 г., в течение только одних суток, цена упала на 8 юаней за тонну [5].
Амбивалентные тренды действуют в даунстриме и апстриме угольной отрасли. В регионах северовосточного (Дунбэй) и северного Китая в октябре начался отопительный сезон (29 октября температура воздуха в самом северном уезде Китая - Мохэ -снизилась до -9 °C [6]), что увеличило спрос на бытовой уголь. В сочетании со стремлением руководства ТЭС пополнить складские запасы это привело к повышению цены EXW. С другой стороны, происходит ужесточение природоохранной и экологической политики со стороны китайских властей. Так, например, рост производства бойлеров в бытовой сфере - одного из основных потребителей угля - прогнозируется лишь на уровне 15% (рис. 1) [7]. Все эти факторы приводят к закрытию десятков шахт.
Растет спред между ценами ап-стрима и даунстрима, при этом верхние значения испытывают сильное давление, а нижние - получают поддержку со стороны фундаментальных факторов. В конце октября рыночная цена FAS в портах северного Китая (экскавация + отгрузка до станции + перевозка железнодорожным транспортом + обслуживание в порту) превысила 650 юаней за тонну [8]. По мнению китайских экспертов, способствовать волатильности цен будут инфраструктурные проблемы мидстрима. В 2017 г. 55% всего объема транспортировки угля из западных регионов КНР в восточные приходилось на северный маршрут: железные дороги Датун - Циньхуандао [9], Пекин - Бао-тоу [10] и Пекин - Тайюань [11] (рис. 2) [12]. Так, например, в 2017 г. по маршруту Датун - Циньхуандао было перевезено 432,4 млн т угля, что превысило на 23,1% уровень 2016 г. [13].
Во втором полугодии 2018 г. заметно снизилась роль сезонного фактора в процессе формирования цен на уголь. Чтобы избежать дефицита угля в период пикового потребления и связанного с этим роста себестоимости, китайские ТЭС значительно нарастили объемы закупок в третьей декаде сентября - первой декаде октября [4]. В результате складские запасы угольных терминалов железнодорожного, морского и речного транспорта значительно превысили объемы прошлых лет. По мнению известного китайского эксперта
АПРЕЛЬ, 2019, "УГОЛЬ"
111
Ван Цзяньмэя, значительные объемы складских запасов угля, а также прогнозируемые относительно высокие уровни температур сформируют в зимний период 2018-2019 гг. ситуацию, когда «рынок не находится на пике в пиковый сезон» [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок угля в Китае, несмотря на структурные изменения в энергетической сфере, не исчерпал потенциал роста. Вместе с тем, на его перспективы существенное влияние оказывают сезонные и конъюнктурные факторы.
References (Список литературы)
1. East Money. ШШйШшЩЙШЙ:
тгашшт±яжт^тт\\тагтт [Electron-
ic resource]. 2018. Available at: http://stock.eastmoney. com/a/201812171007774165.html (accessed 15.03.2019).
2. ФЯЯШт% 2018 ^^^ШМЕЛИ*?*
ЯШ&'АШ [Electronic resource]. 2018. Available at: http:// www.cctd.com.cn/show-361-182719-1.html (accessed 15.03.2019).
_3. Sina Finance. ^ Щ ^^ЙШтЛЖ^Ш^МИФЁ
zlffiK. [Electronic resource]. 2018. Available at: http:// finance.sina.com.cn/money/future/fmnews/2018-08-22/doc-ihhzsnec1150159.shtml (accessed 15.03.2019).
4. ФНШяЯгт ФЯЯШШЫЭД
: S J*: Т&ЯМШШШ^&Ш [Electronic resource]. 2018. Available at: https://www.cctd.com.cn/index.php?m=content&c=i ndex&a=show&catid=554&id= 185758 (accessed 15.03.2019).
5. ОИЙ. Ж 38: »ЙШЯЙЙЛЙМ» ЯШАЫНЗЩЁ^Т. [Electronic resource]. 2018. Available at:
https://finance.sina.com.cn/money/future/fmnews/2018-10-25/doc-ihmxrkzw6028173.shtml (accessed 15.03.2019).
6. AccuWeather. jÜ M , cflll [Electronic resource]. 2018. Available at: https://www.accuweather.com/zh/cn/ beiji-township/59012/month/59012?monyr=10/01/2018 (accessed 15.03.2019).
7. it^Mif Ȇ: ummmr ssiiii5
^MÄfRT A. [Electronic resource]. 2018. Available at: http:// huanbao.bjx.com.cn/news/20180911/926957.shtml (accessed 15.03.2019).
8. st mm. jnfr
Available at: http://news.cqcoal.com/blank/ nc.jsp?mid=87903 (accessed 15.03.2019).
_9j?f m rag. ^m m --m m *-a m &
Ü5Ü/I3 [Electronic resource]. 2018. Available at: http://fi-nance.sina.com.cn/roll/20150725/005322786605.shtml (accessed 15.03.2019).
10. ASI umm.
Hl^sSiSzrfjlliSfe+Siii [Electronic resource]. 2018. Available at: http://finance.people.com.cn/GB/1038/4655567.html (accessed 15.03.2019).
11. *SSTH. im. «fHJnttiißaii'^Äfissus mm-m^
[Electronic resource]. 2018. Available at: https://www.china5e.com/news/news-152303-1.html (accessed 15.03.2019).
12. 2018 ^ Big j^ir^S:
MMVOfrtit. [Electronic resource]. 2018. Available at: http:// www.chyxx.com/industry/201806/646659.html (accessed 15.03.2019).
13. ^SUTH. 2017 ^m^mmmmmm 43239
^Bifelt-K23.1% [Electronic resource]. 2018. Available at: https://www.china5e.com/news/news-1017266-1.html (accessed 15.03.2019).
ABROAD
UDC 658.8:622.33(510) © V.B. Vorontsov, O.A. Timofeev, F.F. Sharipov, 2019
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 4, pp. 110-112 Title
CURRENT TRENDS IN THE COAL MARKET IN CHINA IN THE SECOND HALF OF 2018
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-4-110-112
Authors
Vorontsov V.B.1, Sharipov F.F.1, Timofeev O.A.'
1 State University of Management, Moscow, 109542, Russian Federation
Authors' Information
Vorontsov V.B., PhD (Economic), Associate Professor, tel.: +7 (910) 405-75-55, e-mail: vb_vorontsov@guu.ru
Timofeev O.A., PhD (Economic), Associate Professor, tel.: +7 (968) 482-25-24, e-mail: timooa@mail.ru
Sharipov F.F., PhD (Economic), Associate Professor, tel.: +7 (916) 148-10-48, e-mail: fanissh@rambler.ru
Abstract
Dependence of China's energy sector on coal has been and continues to be an important issue from a planning perspective, even though the government of China attempts to replace coal with more environmentally friendly types of energy resources. Depending on the region of the country, the coal
industry is influenced by various factors which on the one hand lead to decline of production in some regions, and on the other, conduce to concentration of production in the regions leading the field of coal-mining, which on a national scale resulted in increase of production in the second half of 2018. All these factors like infrastructure problems, seasonal fluctuations in demand, decrease in domestic coal consumption forecasts cause high volatility in coal prices. Nevertheless, coal market in China has not yet exhausted its growth potential and is expected to keep a significant long-term share in China energy balance.
Keywords
Energy balance, Energy resources, Coal mining, Coal industry of China, Coal price, Seasonal trends, Factors of volatility in the market.