— ЖУРНАЛИСТИКА —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-2-17 УДК 070
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ
Чжан Сяосяо
Московский государственный университет им. M.B. Ломоносова
Аннотация. Данная статья посвящена такому явлению современной эпохи, как Интернет-журналистика, которая представляет собой вид цифровой журналистики инновационного типа, становление которого началось в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Цель статьи - совершив краткий экскурс в историю интернет-журналистики, рассмотреть особенности интернет-СМИ и выявить их преимущества перед традиционными СМИ. Методы исследования: исторический метод, сравнительный метод, метод аналитического анализа. Результаты исследования покапывают, что интернет-журналистика как отдельный вид информационной деятельности имеет перспективы дальнейшего развития. Автор статьи делает вывод, что феномен интернет-журналистики изменил изменившимся подход к профессии журналиста. Теперь журналистом может стать любой пользователь, не имеющий специального образования, но создающих интересный и увлекательный контент.
Ключевые слова: интернет-журналистика, СМИ, новые медиа, цифровая эпоха, сетевое издание.
ACTUAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF INTERNET JOURNALISM
Zhang Xiaoxiao
M.B. Lomonosov Moscow State University
Abstract. This article is devoted to such a phenomenon of the modern era as Internet journalism, which is a type of digital journalism of innovative type, the formation of which began in the late 20th century with the development and spread of the Internet. The purpose of the article is to make a brief excursion into the history of Internet journalism, to consider the features of Internet media and identify their advantages over traditional media. Research methods: historical method, comparative method, method of analytical analysis. The results of the study show that Internet journalism as a separate type of information activity has prospects for further development. The author of the article concludes that the phenomenon of Internet journalism has changed the approach to the profession of journalist. Now any user who has no special education, but who creates interesting and fascinating content, can become a journalist.
Keywords: Internet journalism, mass media, new media, digital age, online edition.
Введение. Еще 25 лет назад основными каналами СМИ были печать и аналоговое вещание (радио и телевидение). Но в начале XXI века журналистика «переселилась» в онлайн-пространство: появилось огромное количество сетевых СМИ, пришедших на смену традиционным телепрограммам, радио-каналам, печатным изданиям. Подобное явление породило новый вид журналистики - Интернет-журналистику, в которой форма подачи информационных материалов существенно отличалась от привычно известных методов создания контента.
Результаты. Первой страной, где интернет-журналистика стала активно развиваться, стали США. Еще в 1994 году 57 % ежедневных американских газет были подключены к электронной сети, что позволяло осуществлять широкий обмен базами данных.
В России первым электронным СМИ стала «Учительская газета», сайт которой появился в мар-
те-апреле 1995 года, хотя домен данного издания (ug.ru) прошел регистрацию в 1996 году. В апреле 1995 года появился первый русскоязычный электронный журнал ОеЬ^упе, имеющий литературное направление [1].
Рубеж ХХ-ХХ1 веков ознаменовался появлением в России новостных интернет-СМИ. Сразу, один за одним, в онлайн-пространстве появилось четыре Интернет-ресурса - Gazeta.ru, Lenta.ru, NewsRu.com, Postfactum.Ru, представляющие собой информационные «площадки», освещающие политические события, происходящие в России и в мире, а также события экономической и культурной жизни. Несмотря на то, что Интернет в то время еще только развивался, первые сетевые СМИ пользовались большой популярностью. В первую очередь, это связано с тем, что традиционные СМИ, большинство из которых лишилось государственной поддержки, стали закрываться [2, с. 49]. Сетевые СМИ, благодаря коммерциализации (в первую очередь, ре© Чжан Сяосяо
— ЖУРНАЛИСТИКА —
кламным проектам), которую проводили, ориентируясь на опыт своих западных коллег (как правило, американских), сумели не только выстоять, но и, благодаря быстрому технологическому совершенствованию Интернета и возможностям, которые предоставляет онлайн-среда, дальше развиваться, создавая новые формы подачи материала, меняя структуру самого издания, делая более привлекательным содержание контента.
Сейчас в России существуют сотни, если не тысячи Интернет-изданий, официально зарегистрированных либо как сетевые, либо как электронные периодические издания. Сегодня интернет-СМИ стали не только хорошими партнерами, но и сильными конкурентами традиционных СМИ, закрепив за собой позицию чрезвычайно популярного средства коммуникации. Более того, российские исследователи считают, что «традиционные СМИ вскоре полностью будут заменены их сетевыми клонами и новыми изданиями в сети Интернет» [2, с. 47]. Н.С. Геге-лова и А.А. Исмаилова обращают внимание на то, что даже Закон РФ «О средствах массовой информации» упоминает сетевое издание, определяя его как «сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации» [2, с. 47].
Обсуждение. Теперь коснемся особенностей интернет-журналистики как направления, являющегося отличительным знаком современной, цифровой, эпохи. интернет-журналистика выполняет те же функции, которые свойственны были и традиционной журналистики, под знаком которой прошел почти весь ХХ век. Однако в новых условиях эти функции приобретают определенную специфику, обусловленную интернет-средой.
Основной функцией в интернет-журналистике, как и в традиционной журналистике, является коммуникативная функция. Но в силу специфических условий, созданных определенной средой, коммуникация в интернет-журналистике является не односторонней, а двусторонней. Если в традиционных СМИ аудитория является только получателем информационных сообщений, то интернет-СМИ организует процесс обмена информацией между сетевым изданием и аудиторией, причем такого рода двусторонняя коммуникация может проходить и в режиме реального времени. Что касается форм этой коммуникации, то они достаточно обширны: от обсуждения статьи или видео-репортажа в комментариях до оценки работы интернет-канала, обсуждения его контента и работы отдельных корреспондентов через заполнение анкет и тестов, проведение социологических опросов, электронных писем в редакцию. Иными словами, Интернет-журналистика способна поддерживать постоянный контакт создателей контента с аудиторией.
Отличается интернет-журналистика от традиционной журналистики также двумя особенностями, помогающими реализовывать информационную функцию. Речь идет о мультимедийности и гипертекстуальности.
Мультимедийность - это сочетание видео-, аудио-, текстового и иллюстративного материала в одном репортаже, что помогает пользователю глубже осмыслить предоставленную ему информацию.
Гипертекстуальность представляет собой набор гиперссылок, отсылающих пользователя к другим интернет-ресурсам, благодаря чему расширяются его знания относительно того или иного информационного сообщения.
Таким образом, мульмедийность, гипертекстуальность, а также оперативность, т.е. высокая скорость подачи информации, и интерактивность, которая «позволяет читателям не только получать, но и отправлять в режиме реального времени актуальную, эксклюзивную информацию [4, с. 18], являются теми ярко выраженными свойствами, которые отличают интернет-журналистику от традиционной журналистики.
Если говорить о специфике функционирования самого сетевого издания, то она определяется:
• инновационностью - процессом создания, распространения и использования новшеств, т.е. совокупности новых идей и предложений;
• трансмедийностью - процессом преобразования контента во все возможные медиаформа-ты: печать, аудио, кино/видео;
• конвергентностью - процессом слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс;
• фрагментарностью - процессом дробления, который идет в двух направлениях: фрагментация аудитории (аудитория перестала быть массовой, и сегодня мы наблюдаем большое число относительно небольших групп, каждая из которых имеет свои специфические интересы и предпочтения) и фрагментация контента (пользователи получают возможность выбирать информацию, расположенную в интернет-СМИ, исходя из своих интересов и предпочтений).
К особенностям сетевых СМИ, отражающих взаимодействие журналиста и аудитории, следует отнести:
• глобальный масштаб;
• скорость передачи даннях;
• децентрализация рабочего процесса;
• открытость;
• контроль со стороны пользователя;
— ЖУРНАЛИСТИКА —
• экономичность (времени, материальных средств) [6, р. 104].
Еще одной, очень важной особенностью интернет-журналистики, о которой нужно сказать особо, является тенденция к созданию онлайн-контента непрофессионалами. Как известно, на различных интернет-площадках любой пользователь, не имеющий отношение к профессии журналиста, может разместить эксклюзивный материал, что открыло путь к постепеннму стиранию грани между «профессиональной» и «непрофессиональной» журналистикой. И как бы к этому явлению ни относились журналисты-профессионалы, так называемая «народная журналистика» год от года будет становиться более и более востребованной [4, с. 18].
Цифровые технологии привели к тому, что в журналистике произошло обновление жанровой палитры. Иными словами, появились новые жанры, вызванные «адаптацией» привычных, устоявшихся текстовых форм к новым коммуникативным реалиям [3, с. 67]. В целом, в сетевых СМИ в той или иной степени представлены те же три вида жанров, которые функционировали в журналистике ХХ века: информационные, аналитические и художественно-публицистические [5, с. 203]. Но в интернет-журналистике начала оформляться и своя система жанров.
На современном этапе развития интернет-журналистики наиболее популярным жанром является веб-блог.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Блог, или веб-блог - довольно специфический сетевой жанр, носящий, как правило, непрофессиональный характер. По форме блог - это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный, комментарий. Авторы блогов (блогеры), как правило, пишут о себе, своей яркой, по их мнению, жизни, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, комментируют публикации в Интернете, давая на них гиперссылки.
Заключение. Сегодня интернет-журналистика развивается «семимильными шагами». Не только мировые, но и российские СМИ довольно активно «переселяются» в Интернет, создавая новые медиа, чем сокращают дистанцию между журналистом и читателем. В цифровую епоху изменилась и организация работы журналиста, который в новых условиях приобретает навыки универсального специалиста и умеет не только найти информацию и написать материал для различных типов СМИ, но и снять, смонтировать, обработать фото, видео и аудиоматериал, после чего разместить интегрированный контент на интернет-площадке.
Таким образом, сегодня интернет-журналистика представляет собой интересный и очень востребованный вид информационной деятельности, возможности и перспективы которого огромны и в дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. URL : https://boralovtext.ru/wp-content/uploads/2020/08/Am zin-Zhurnalistika.pdf
2. Гегелова Н.С. Становление журналистики в сети Интернет / Н.С. Гегелова, А.А. Исмаилова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 3(177). С. 47-52.
3. Машкова С.Г. Интернет-журналистика. Тамбов : Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2006. 80 с.
4. Олешко Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2015. 128 с.
5. Раскладкина М.К. Сетевая пресса как объект коммуникативных исследований. Ростов-н/Д. : ИУБиП, 2002. 317 с.
6. Murodjonova I. Development Trends of Internet Journalism / I. Murodjonova // Asia Pacific Journal of Marketing & Management Review. 2022. Vol. 11. № 6. P. 103-105.
References:
1. Amzin A. Internet news journalism. URL : https://boralovtext.ru/wp-content/uploads/2020/08/Amzin-Zhurnalis tika.pdf.
— ЖУРНАЛИСТИКА —
2. Gegelova N.S. Formation of journalism in the Internet / N.S. Gegelova, A.A. Ismailova // Bulletin of Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture. 2018. Vol. 24. № 3(177). P. 47-52.
3. Mashkova S.G. Internet journalism. Tambov : Tambov State Technical University Publishing House, 2006. 80 p.
4. Oleshko E.V. Convergent Journalism: Professional Culture of Subjects of Information Activity. Yekaterinburg : Ural University Publishing House, 2015. 128 p.
5. Raskladkina M.K. Network press as an object of communicative research. Rostov-on/D. : IUBiP, 2002. 317 p.
6. Murodjonova I. Development Trends of Internet Journalism / I. Murodjonova // Asia Pacific Journal of Marketing & Management Review. 2022. Vol. 11. № 6. P. 103-105.
Информация об авторе
Чжан Сяосяо
магистр,
факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова [email protected]
Zhang Xiaoxiao
Master,
Faculty of Journalism,
M.B. Lomonosov Moscow State University
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ