Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 222 — 230. Audit journal. 2024;(3):222 — 230.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 339.976
https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-222-230 NIION: 201 7-0074-3/24-111
EDN: https://elibrary.ru/EPVHOC MOSURED: 77/27-021-2024-03-311
Актуальные тенденции и проблемы развития транспортных коридоров между Китаем и Европой
Андрей Владимирович Минаков1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. С каждым годом торговые связи между Европой и Китаем укрепляются, что подчеркивает важность развития транспортных коридоров между этими регионами. При этом геополитическая нестабильность, вызванная украинским конфликтом и атаками хуситов на суда в Красном море, оказала существенное влияние на глобальные торговые маршруты, нарушив цепочки поставок и увеличив транспортные, страховые и коммуникационные расходы. В этих условиях возрастает значение развития транспортных коридоров как инструмента укрепления внешнеполитического влияния, повышения устойчивости к геополитическим рискам и обеспечения доступа к ключевым рынкам. Цель исследования — изучение актуальных тенденций и проблем развития транспортных коридоров между Китаем и европейскими странами. Исследованы транспортные коридоры, соединяющие Европу и Китай, а также показатели, характеризующие грузоперевозки между регионами. Сделаны выводы, что, несмотря на ограничения для европейских грузоотправителей в части отправки товаров через российскую территорию, в последние годы наблюдается наращивание перевозок между Китаем и Европой. Это объясняется развитием инициативы «Один пояс — один путь» — проекта развития транспортной инфраструктуры, а также внедрением технических инноваций. Основными факторами, сдерживающими развитие грузоперевозок между Китаем и европейскими странами, являются проблемы с инфраструктурой и административные барьеры. Поэтому важно развивать региональное сотрудничество между государствами, внедрять инновационные решения, позволяющие сокращать расходы и время транспортировки грузов.
Ключевые слова: грузоперевозки, транспортные коридоры, международные перевозки грузов, коридоры Китай — Европа, Один пояс — один путь
Для цитирования: Минаков А.В., Эриашвили Н.Д. Актуальные тенденции и проблемы развития транспортных коридоров между Китаем и Европой // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 222—230. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-222-230. ЕР1\1: https://elibrary.ru/EPVHOC.
WORLD ECONOMY
Original article
Current trends and problems of developing transport corridors
between China and Europe
Andrey V. Minakov1, Nodari D. Eriashvili2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Kikot, Moscow, Russia
Abstract. The relevance of the article is that trade relations between Europe and China are strengthening every year, which emphasizes the importance of developing transport corridors between these regions. Geopolitical instability caused by the Russian-Ukrainian conflict and Houthi attacks on ships in the Red Sea has had a significant impact on global trade routes, disrupting supply
© Минаков А.В., Эриашвили Н.Д., 2024
chains and increasing transport, insurance and communication costs. In these conditions, the importance of developing transport corridors as a tool for strengthening foreign policy influence, increasing resilience to geopolitical risks and ensuring access to key markets increases. The purpose of the study is to study current trends and problems of developing transport corridors between China and Europe. The transport corridors connecting Europe and China, as well as indicators characterizing cargo transportation between the regions, were studied. It was concluded that, despite the restrictions for European shippers in terms of sending goods through Russian territory, in recent years there has been an increase in transportation between China and Europe. This is largely due to the development of the One Belt, One Road initiative, a project aimed at developing transport infrastructure, as well as the introduction of technical innovations. The main factors hindering the development of cargo transportation between China and Europe are infrastructure problems and administrative barriers. Therefore, it is important to develop regional cooperation between states, implement innovative solutions that reduce the costs and time of cargo transportation.
Keywords: cargo transportation, transport corridors, international cargo transportation, China — Europe corridors, One Belt — One Road
For citation: Minakov A.V., Eriashvili N.D. Current trends and problems of developing transport corridors between China and Europe // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):222—230. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-222-230. EDN: https://elibrary.ru/EPVHOC.
Введение. Транспортные коридоры, являющиеся ключевыми элементами современных транспортно-логистических систем, представляют собой интегрированные сети, объединяющие различные виды транспорта и обеспечивающие предсказуемость и прозрачность маршрутов для всех участников глобального логистического рынка.
Исторически важнейшим маршрутом, связывающим Восток и Запад, является коридор между Китаем и Европой. Развитие транспортной инфраструктуры в этом регионе оказало значительное влияние на страны, стимулируя торговые связи и способствуя экономическому росту.
Современные реалии диктуют новые требования к строительству и развитию транс -портных коридоров, которые должны быть направлены на стимулирование экономического развития стран-участниц, обеспечение безопасности и надежности перевозок, а также соответствовать принципам экологической безопасности. Внедрение инноваций является актуальной задачей для оптимизации логистических процессов и повышения эффективности транспортных систем.
Многими отечественными авторами рассматриваются вопросы развития транспортных коридоров между странами, в их числе
A.Г. Липатов, С.А. Сухинин, Н.В. Власова,
B.С. Сидорова, А.Г. Суханова, В.И. Совцов и др. Однако в литературе нет актуальных исследований тенденций и проблем развития транспортных связей между Китаем и европейскими странами, которые будут раскрыты в данной статье.
Цель исследования состоит в изучении развития транспортных коридоров между Ки-
таем и Европой. В статье поставлены такие задачи, как: изучение транспортных коридоров, соединяющих европейские страны и Китай; анализ показателей, характеризующих грузоперевозки между данными регионами; выявление проблем и предложение путей их решения.
Методы исследования. В данной статье применяются такие методы исследования, как анализ теоретических источников, изучение статистических данных и сравнительный анализ. Проанализированы показатели, характеризующие грузоперевозки между Китаем и Европой за 2021—2023 гг. и за I полугодие 2024 г.
Результаты исследования. В условиях развития международной торговли и возникновения новых рынков на глобальном уровне возникла острая необходимость в оптимизации логистических процессов, обеспечивающих эффективное перемещение товаров между странами. Для ускорения и удешевления трансграничных перевозок стали формироваться международные транспортные коридоры (МТК) [1].
По мнению С.А. Сухинина, МТК представляют собой комплексные транспортно-логистические системы, имеющие четко определенное пространственное расположение и оснащенные необходимой инфраструктурой. В точках пересечения таких коридоров формируются специализированные транспорт-но-логистические узлы, выполняющие ключевую роль в перераспределении существующих грузопотоков и создании новых транспортных связей [2]. Н.В. Власова, В.С. Сидорова и А.Г. Суханова отмечают, что МТК играют важную роль в развитии экономики, ло-
гистических процессов и международной торговли [3]. Развитие МТК находится под влиянием множества факторов, среди которых ключевую роль играют геополитические интересы стран-участниц.
Динамика развития МТК отражает технологический прогресс в сфере транспорта, тен-
денции глобализации и регионализации мировой экономики. Деятельность международных организаций также играет значительную роль в формировании и развитии МТК.
Основные коридоры, соединяющие европейские страны и Китай, представлены в табл. 1.
Таблица 1. Транспортные коридоры между Китаем и Европой [4]
Транспортный коридор Продолжительность, дни Маршрут
Западный 28—30 Китай — Казахстан — Россия — Беларусь — Польша
Северный 30—32 Китай — Россия — Беларусь — Польша
Средний (Транскаспийский) 50—55 Китай — Казахстан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Турция
Южный 28—30 Китай — Суэцкий канал — Европа
44—45 Китай — мыс Доброй Надежды —Европа
В настоящее время ведется активная работа по созданию нового международного транспортного коридора, соединяющего Китай с Европой через Центральную Азию, Иран и Турцию. Транспортные ведомства стран-участниц — Китая, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Турции — совместно разрабатывают соглашение о реализации данного проекта [5].
Доставка товаров по маршруту Китай — Европа осуществляется морским, воздушным и железнодорожным транспортом. Морские контейнерные перевозки, несмотря на длительность транспортировки, предлагают максимальную грузоподъемность, что компенсирует затраты времени. Воздушный транспорт,
являясь наиболее скоростным вариантом, отличается высокой стоимостью. Железнодорожные перевозки осуществляются по более доступным тарифам по сравнению с воздушным транспортом, менее зависимы от погодных условий, однако имеют ограниченное количество маршрутов, т.е. менее гибкие [6].
Затраты на контейнерные перевозки по морю между Китаем и европейскими странами выросли с июня 2023 г. по июнь 2024 г. в 3,2 раза. Причинами этого стали прежде всего изменения в маршрутах движения контейнеровозов, которые стали использовать альтернативные пути вокруг Африки, а также сокращение транспортных мощностей и дефицит контейнерного оборудования (рис. 1).
6000 о ?000 © 4000 ^ 3000 § 2000 я 1000 0
5085
3237
-У 44 2980 зиз / я
Ш "*** 3088 3289
» -♦- -♦—; .
1576 1522
/
# с?
Л>
^ # #
■стоимость морских контепнерных перевозок ■стоимость железнодорожных грузоперевозок
Рис. 1. Динамика индексов контейнерных перевозок на направлении Китай — Европа — Китай [7]
Нестабильная обстановка в Красном море повысила привлекательность евразийского железнодорожного маршрута в качестве более надежного варианта для грузоперевозок.
При анализе развития транспортных коридоров, используемых для перемещения грузов между Китаем и европейскими странами, нельзя не упомянуть масштабную инициативу «Один пояс — один путь», которая представляет собой комплексный проект, направленный на развитие транспортной инфраструктуры, торговли и инвестиций между Китаем и другими странами мира, на улучшение усло-
вий жизни населения стран-участниц, а также повышение роли национальных валют в международных расчетах [8]. «Пояс» включает в себя сухопутный маршрут, соединяющий Китай с Центральной и Южной Азией, а далее — с Европой, а морской маршрут связывает Китай со странами Юго-Восточной Азии, странами Залива, Восточной и Северной Африкой и далее — с европейскими странами.
В последние годы участие Китая в инициативе «Один пояс — один путь» набирает обороты. Инвестиции за 2021—2023 гг. выросли на 34% и достигли 92,4 млрд долл. США (рис. 2).
Рис. 2. Динамика китайских инвестиций в инициативу «Один пояс — один путь» [9] Развитие транспортной инфраструктуры стоимость экспорта из Китая в страны, участ-способствует развитию торговли и в целом вующие в инициативе «Один пояс — один экономики Китая. Так, за 2021—2023 гг. путь», выросла на 62,8% (рис. 3).
Рис. 3. Стоимость экспорта из Китая в страны, участвующие в инициативе «Один пояс — один путь» [10]
Компания China Railway Express (Китайский железнодорожный экспресс), являясь ключевым логистическим элементом инициативы «Один пояс и один путь», за последние годы стала важнейшим каналом поставок китайского экспорта в Европу. Эта трансконти-
нентальная сеть проходит по маршруту Китай — Центральная Азия — Западная Европа.
Согласно данным China Railway Express, количество контейнерных поездов, курсирующих между Китаем и европейскими странами, в 2023 г. выросло на 5,2% (рис. 4).
Рис. 4. Динамика количества контейнерных поездов, совершивших поездки по маршруту Китай—Европа [11]
За семь месяцев 2024 г. показатель соста- Количество перевезенных контейнеров
вил 6276 поездов, что выше аналогичного по- между Китаем и Европой в 2023 г. относи-казателя за предыдущий год на 16% [11]. тельно 2022 г. выросло на 16,4% (рис. 5).
Рис. 5. Динамика количества контейнеров, перевезенных между Китаем и европейскими странами [11]
За семь месяцев 2024 г. показатель составил 681 тыс. ДФЭ, что выше аналогичного показателя за предыдущий год также на 16% [11].
С января по июнь 2023 г. в железнодорожных перевозках товаров между Китаем и Европой преобладали грузоперевозки в сторону Китая и другие страны из России и Беларуси. Однако в первые шесть месяцев 2024 г. наблюдается значительный сдвиг в структуре перевозок, где более половины грузооборота
приходится на транзитные грузы по маршруту Китай — Европа — Китай (рис. 6).
Анализ данных портала ERAI свидетельствует о том, что в 2023 г. в структуре перевозок по железнодорожному маршруту между Китаем и европейскими странами преобладали три основных товарных группы: механическое оборудование, электрические устройства и автотехника, составляющие более 40% общего грузооборота (рис. 7).
Рис. 6. Основные направления перевозок в рамках евразийского ж/д маршрута в I полугодии 2023— 2024 гг. [7]
Рис. 7. Структура железнодорожных грузоперевозок между Китаем и европейскими странами в 2023 г. [12]
В 2023 г. в структуре маршрутов поставок из Китая в Европу доминировали направления Сиань — Малашевиче, Чэнду — Малашевиче и Чунцин — Малашевиче, в то время как основные потоки из Европы в Китай шли по маршрутам Дуйсбург — Иву, Мангейм — Сиань и Гамбург — Чжэнчжоу.
Доля контейнерных перевозок по евразийскому маршруту через погранпереходы Дос-тык и Алтынколь и далее через Россию и Беларусь достигла в 2023 г. 96% (рис. 8)
В условиях поиска грузоотправителями альтернативных континентальных маршрутов доставки грузов наблюдается стремительное развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в последние годы.
В 2022—2023 гг. объемы перевозок по данному маршруту стали расти высокими темпами и составили в 2023 г. 2764 тыс. тонн (рис. 9).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
82 87.2 95.8
6 3.8
2 7 9.3 1 5.4 7. i 0.7 2 2 1 4
2022 г.
2023 г.
2021 г.
■ ТМТМ ■ Прпмор скин кр ан
I [аушкн (Бурятия) ■ Забайкальск (Забайкальский кр ай) До стык и Алтынколь (Казахстан)
1500 1000 500 0
Рис. 8. Структура контейнеропотока по ж/д маршрутам в сообщении Китай — Европа — Китай [7]
3000 2500 ^ 2000
Jk2764
♦ 164
♦-J^IS 784 •41)20
—4^86
/ У
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. (6
мес.)
♦ Объем перевозок по ТМТ. тыс. тонн Рис. 9. Динамика объема перевозок по ТМТМ [13]
Несмотря на то, что время транзита по ТМТМ примерно в три раза превышает показатели маршрутов, проходящих через территорию России, его актуальность для грузоотправителей обусловлена геополитической ситуацией. Ожидается, что в будущем запуск 1 июля 2024 г. нового регулярного сервиса грузовых перевозок из Китая в Азербайджан (China —Europe Trans — Caspian Express) обеспечит дальнейший рост перевозок по этому маршруту [14].
Заключение. Международные транспортные коридоры создаются с целью расширения экономических контактов и развития транзитных перевозок между странами.
Доставка товаров по маршруту Китай — Европа осуществляется морским, воздушным и железнодорожным транспортом. Основными МТК, соединяющими Европу и Китай, являются Западный (через Казахстан, Россию и Беларусь), Северный (через Россию, Беларусь), Транскаспийский, Южный (через Су-
эцкий канал и мыс Доброй Надежды). Развитию транспортных маршрутов между Китаем и европейскими странами содействует инициатива «Один пояс — один путь». С 2021 по 2023 г. выросли инвестиции Китая в данную инициативу и, как следствие, в последние годы выросло количество контейнерных поездов, курсирующих между Китаем и Европой, и количество перевезенных контейнеров. Развитие транспортной инфраструктуры положительно сказалось на росте китайского экспорта в страны, участвующие в инициативе «Один пояс — один путь».
Большая часть товаропотока из Китая в европейские страны идет через Казахстан, Россию и Беларусь, однако на фоне геополитических проблем в последние годы наблюдается активное развитие Транскаспийского маршрута, а также ведется работа по созданию транспортного коридора через Центральную Азию, Иран и Турцию.
Несмотря на растущую потребность в международной торговле между Китаем и Европой, ряд факторов ограничивает ее развитие и объемы грузопотоков. К числу таких факторов относятся геополитические риски (санкции против России и др.), недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры и терминально-логистических комплексов, слабое развитие мировой контейнерной индустрии (нехватка контейнеров), наличие административных барьеров и др.
Развитие инфраструктуры, внедрение инноваций, цифровых технологий могут значительно сократить расходы и время транзитных перевозок товаров, способствуя дальнейшему росту объемов торговли. Например, навигационные пломбы играют ключевую роль в повышении безопасности и надежности транс -портировки грузов, сокращая необходимость в проведении контрольных мероприятий на протяжении всего маршрута.
Для эффективного развития транспортных коридоров между Китаем и Европой необходимо активное региональное сотрудничество между государствами, направленное на создание прозрачной, гармонизированной и упрощенной системы пограничного оформления, а также унификацию таможенных и документарных процедур.
Список источников
1. Липатов А.Г. Система международных транспортных коридоров, современное состояние и перспективы развития // Modern Economy Success. 2022. № 2. С. 31—37.
2. Сухинин С.А. Концептуальные подходы к формированию и развитию международных транспортных коридоров // Транспортное дело России. 2022. № 6. С. 3—5.
3. Власова Н.В, Сидорова В. С., Суханова А.Г. Перспективы развития транспортных коридоров с целью улучшения торговых отношений // Школа молодых новаторов: сб. науч. ст. 5-й Межд. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. С. 61—65.
4. Транзитное время и возможные транспортные коридоры по маршруту Китай — Европа — Китай // URL: https://index1520. com/analytics/obzor-rynka-zheleznodorozhnykh-perevozok-iyun-2024/
5. Новый транспортный коридор из Китая в Европу обсуждают в Центральной Азии // URL: https://ru.sputnik.kz/20231013/novyy-trans-portnyy-koridor-iz-kitaya-v-evropu-obsuzhdayut-v-tsentralnoy-azii-39337666.html
6. Совцов В.И. Перспективы развития транспортных коридоров для перевозки грузов из Китая в страны ЕС // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сб. науч. ст. 12-й Межд. науч.-прак. конф. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 507—511.
7. Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в первом полугодии 2024 года // URL: https://index 1520.com/analytics/konteynernye-zheleznodo-rozhnye-perevozki-na-evraziyskom-prostranstve-v-pervom-polugodii-2024-goda/
8. Петрова А.А. «Один пояс — один путь»: что нужно знать о проекте // URL: https:// www.kommersant.ru/doc/6282836
9. China Belt and Road Initiative // URL: https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2024/ 02/Nedopil-2024_China-BRI-Investment-Re-port-2023.pdf
10. Статистика экспорта Китая // URL: https://www.statista.com/statistics/1269017/chin a-export-value-with-the-belt-and-road-initiative-countries/
11. Корпорация Китайские Железные Дороги // URL: https://www.crexpress.cn/py/ #/allTraffic
12. Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в 2023 году // URL: https://index1520.com/upload/ medialibrary/fab/j7k6hh16cv4tirn6kqtip7wfge0p5 peg/_ru_.pdf
13. Trains-Caspian International Transport Route // URL: https://middlecorridor.com/en/
14. Новые транскаспийские маршруты свяжут Китай и Европу // URL: https://zdmira. com/news/novye-transkaspijskie-marshruty-svyazhut-kitaj-i-evropu
References
1. Lipatov A. G. The system of international transport corridors, the current state and prospects of development // Modern Economy Success. 2022. No. 2. pp. 31-37.
2. Sukhinin S.A. Conceptual approaches to the formation and development of international transport corridors // Transport business of Russia. 2022. No. 6. pp. 3—5.
3. Vlasova N.V, Sidorova V.S., Sukhano-va A.G. Prospects for the development of transport corridors with a number of improvements in trade relations // School of young innovators: collection of scientific articles Between 5. scientific conference of promising developments of young scientists. Kursk: CJSC "University Book", 2024. pp. 61—65.
4. Transit time and possible transport corridors on the China — Europe — China route // URL: https://index1520.com/analytics/obzor-ryn-ka-zheleznodorozhnykh-perevozok-iyun-2024/
5. The new transport corridor from China to Europe will be bypassed in Central Asia // URL: https://ru.sputnik.kz/20231013/novyy-transport-nyy-koridor-iz-kitaya-v-evropu-obsuzhdayut-v-tsentralnoy-azii- 39337666.html
6. Sovtsov V.I. Prospects for the development of transport corridors for the transportation of
goods from China to the EU country // Strategy of socio-economic development of society: managerial, legal, economic aspects: collection of scientific articles Between 12. scientific-practice. conf. Kursk: Southwestern State University, 2022. pp. 507-511.
7. Container rail transportation in the Eurasian space in the first half of 2024 // URL: https://index1520.com/analytics/konteynernye-zheleznodorozhnye-perevozki-na-evraziyskom-prostranstve-v-pervom-polugodii-2024-goda/
8. Petrova A.A. "One belt, one way": what you need to know about the project // URL: https://www.kommersant.ru/doc/6282836
9. China Belt and Road Initiative // URL: https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2024/ 02/Nedopil-2024_China-BRI-Investment-Re-port- 2023.pdf
10. Chinese export statistics // URL: https:// www.statista.com/statistics/1269017/china-ex-port-value-with-the-belt-and-road-initiative-coun-tries/
11. Chinese Railways Corporation // URL: https://www.crexpress.cn/py/# /allTraffic
12. Container rail transportation in the Eurasian space in 2023 // URL: https://index1520. com/upload/medialibrary/fab/j7k6hh16cv4tirn6k qtip7wfge0p5peg/_ru_.pdf
13. Trains-Caspian International Transport Route // URL: https://middlecorridor.com/en/
14. New trans-Caspian routes connect China and Europe // URL: https://zdmira.com/ news/novye-transkaspijskie-marshruty-svyazhut-kitaj-i-evropu
Информация об авторах
А.В. Минаков — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;
Н.Д. Эриашвили — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.
Information about the authors A.V. Minakov — Professor, Department of Economics and Accounting, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economics, Professor;
N.D. Eriashvili — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Laureate of the Russian Government Prize in Science and Technology.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.07.2024; одобрена после рецензирования 16.08.2024; принята к публикации 16.09.2024.
The article was submitted 16.07.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 16.09.2024.