УДК 622.378 Ю.В. Кобазова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДА ЧИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Профессионально развивающейся личности приходится решать ряд задач, который связан с принятием определенных карьерных решений, которые согласовались бы с индивидуальными способностями личности и социокультурными ожиданиями. Ключевые слова: профессиограмма, психологический анализ, профессиональный выбор, самоопределение, гендерные стериотипы, анализ труда и занятости, гендерный подход, выбор профессии.
~П нашем обществе существуют довольно устойчивые пред-
-Я-М ставления о разделении профессиональных занятий по признаку пола. Само наименование профессии зачастую имманентно содержит ее гендерную идентификацию, что не может не отражаться на традиционных представлениях о гендерных ролях и «естественном» разделении труда по половому признаку. Профессиональная сегрегация по признаку пола в немалой степени обусловлена перенесением этих стереотипов на сферу занятости
[4].
Профессионально развивающейся личности приходится решать ряд задач, который связан с принятием определенных карьерных решений, которые согласовались бы с индивидуальными способностями личности и социокультурными ожиданиями. В обществе всегда существует явно не декларируемое, но бытующее в повседневной социально-психологической практике четкое распределение профессий на «мужские» и «женские». Трансформационные процессы в обществе сдвинули гендерные стереотипы и позволяют женщине включаться в профессиональную деятельность, но сохраняют свое влияние при распределении сил на рынке труда. Так если осваиваемая профессия в обществе достаточно прямо ассоциируется с мужской» профессией (например, руководитель, политик, военный и т.д), то женщина ориентируется на «мужской» профессиональный эталон, так как не имеет альтернативного «женского» профессионального эталона. Уже при выборе профессионального пути девушка вынуж-
дена заботиться о решении проблемы: формировать собственный «женский» профессиональный образец или принять «мужской» [2]. В профессиональном плане гендерные стереотипы предстают в виде «гендерного образа рабочего места», которое может определяться как «мужское», «женское» или «гендернонейтральное». Гендерный образ профессии и гендерный образ рабочего места понятия не равнозначные, так как рабочее место, помимо общей профессиональной составляющей, характеризуется конкретными социально-культурными, технологическими и экономическими условиями [1].
С целью изучения гендерных стереотипов, и их учете в формировании профессионального самоопределения учащихся нами проведено анкетирование учащихся 10-11 классов гимназии №1 г. Нерюнгри с 2005 по 2007 учебный год. В ходе исследования принимало участие 220 обучающихся, в возрасте 15-17 лет. Анкетируемым были предложены 108 профессий, востребованных на рынке труда. Необходимо было определить типичные, на их взгляд, «мужские», «женские» и «гендерно - нейтральные» профессии. В результате был получен набор наименований массовых профессий, соответствующий гендерным представлениям о «естественном» разделении труда.
«Мужской» образ профессии у подростков ассоциируется с тяжелым физическим трудом, риском, ответственностью, работой с техникой (49% опрошенных). «Женский» - с социальной сферой, детьми, конторской работой (21% опрошенных). «Ген-дерно - нейтральные» - с работой более творческого характера (30% опрошенных). Для квалифицированной работы меньшая мускульная сила женщин является не столь значимым фактором, поэтому здесь для многих респондентов разделение «мужских» и «женских» профессий становится затруднительным. В ряде случаев они приходят к выводу, что специфически «женских» профессий не существует (есть только «мужские» и «гендерно - нейтральные» рабочие места, последние составляют подавляющее большинство).
По результатам исследования гендерных стереотипов старших школьников в профессиональной сфере рассматривались особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. При выделении качеств личности и способностей нами использованы профессиограммы и психологический анализ, предложенные Е.С. Романовой [3]. Интересен тот
факт, что иллюстрации к профессиям в 88% случаев идентифицируют их по мужскому полу, в 7% иллюстраций профессия идентифицируется по женскому полу, в 5% - идентификация затруднена. С одной стороны, этот факт свидетельствует о гендерно нейтральном предоставлении профессиограмм автором. С другой стороны, профессии, идентифицирующиеся по женскому полу, как нельзя лучше транслируют гендерные стереотипы. Иллюстрации женщин представлены к профессиограммам дефектолога, косметолога, манекенщицы, медицинской сестры, социального педагога, стюардессы, фотомодели.
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии на саму профессию отмечают 26% обучающихся. Сюда же входят обучающиеся, отмечающие внешнюю сторону профессиональной деятельности, чем оценивают степень успешности различных представителей профессий. К таким специальностям относят профессию тележурналиста (18%), манекенщицы (24%), дизайнера (24%), актера (16%), политика (26%).
В ходе исследования нами был получен набор наименований массовых профессий, соответствующий гендерным представлениям о «естественном» разделении труда. Старшие школьники к традиционно «мужским» относят профессии: бармен, водитель, геолог, участковый инспектор милиции, криминалист - эксперт, оператор ЭВМ, рекламный агент, следователь, физик - атомщик.
Качества личности, описанные в профессиограммах, необходимые типично «мужским» профессиям: эмоциональная стабильность, выносливость, ответственность, аккуратность, систематичность в работе, дисциплинированность, терпеливость, организованность, настойчивость, уверенность в себе. Способности, необходимые в «мужских» профессиях: высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, физическая сила и выносливость, координация движений, аналитичность мышления, техническое мышление, психоэмоциональная стабильность, коммуникативные навыки, умение убеждать.
Юноши и девушки к традиционно «женским» относят профессии: архивариус, кондитер, манекенщица, парикмахер, повар -кондитер, продавец, социальный педагог, социолог, специалист по связям с общественностью, технолог приготовления пищи, фармацевт, художник - оформитель. Традиционно «женских» профессиям необходимы следующие личностные характеристики, выделен-
ные в профессиограммах: терпеливость, доброжелательность,
этичность, внимательность, чуткость, отзывчивость, добросовестность, терпимость к людям, креативность, обязательность, аккуратность, исполнительность, усидчивость. В «женских» профессиях необходимы следующие способности: преподавательские, организаторские, коммуникативные способности, высокий уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, способность к сопереживанию, развитость мелкой моторики рук.
К «гендерно - нейтральным» учащиеся относят профессии: адвокат, археолог, биолог, ведущий радио и телевидения, ветеринар, врач - стоматолог, дизайнер (79,5%), журналист, защитник окружающей среды, инспектор по кадрам, певец, переводчик, политолог, фотомодель, химик, эколог, профконсультант.
Типично «гендерно - нейтральные» качества личности в профессиональной сфере, описанные в профессиограммах: усидчивость, ответственность, аккуратность, исполнительность, эмоционально-психическая устойчивость, коммуникабельность, уверенность в себе, экспрессивность (выразительность), эмоциональность, чувствительность, настойчивость, оригинальность, стремление к самопознанию, саморазвитию. Способности, необходимые в «гендерно - нейтральных» профессиях: способность к эмпатии, высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, способность переносить физическое и психическое напряжение, хорошая психическая и физическая выносливость.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Гендерные стереотипы влияют на профессиональное самоопределение старших школьников, у большинства учащиеся сформированы представления о разделении профессиональной сферы по половому признаку. Требования, выделенные в профессиограммах и предъявляемые профессией в личностной сфере, способностях старшеклассников соответствуют гендерным стереотипам о наборе традиционно женских и мужских качеств личности формируемых в процессе социализации. С одной стороны, учащиеся выбирают профессии в соответствии со склонностями и способностями, сформированными у них в процессе социализации, с другой стороны, требования к личностным качествам, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной сферы, соответствует гендерной социализации и сформированным гендерным стереотипам старших школьников.
Девушки и юноши выбирают профессии в соответствии с их личностными характеристиками и сформированными гендерными стереотипами разделения профессиональных занятий по половым признакам. В процессе профориентационной работы необходим учет не только сформированных гендерных стереотипов, но и гендерной социализации, так как она непосредственно влияет не выбор профессии старшими школьниками.
Динамики трансформации стереотипов «мужских» профессий в «женские» или «гендерно - нейтральные» не обнаружено. Трансформации стереотипов «женских» профессий в «мужские» или «гендерно - нейтральные» не выявлено. Нами выявлена трансформация профессий определенных ранее стереотипами как «гендерно
- нейтральные», такие как архивариус, специалист по связям с общественностью в «женские» профессии.
Анализируя проведенное исследование гендерных стереотипов в профессиональной сфере, можно отметить, что у обучающихся сформированы стойкие стереотипы о роли и направленности в сфере труда женщин и мужчин. Рассматривая сформированность гендерных стереотипов юношей и девушек, можно отметить, что в основной массе стереотипы больших различий не имеют, однако, девушки более прогрессивны в своих взглядах, юноши более консервативны.
Таким образом, влияние гендерных стереотипов, как один из видов социальных стереотипов. Хотя молодежь является наиболее динамичной частью современного российского общества, в основном ее гендерные представления соответствуют существующим в массовом сознании россиян гендерным стереотипам.
---------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем [Текст] / Под ред. И.М. Семашко. - М.: ИЭН РАН, 2003. - 272 с.
2. Разумникова, О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии [Текст] / О. М. Разумникова // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 76-80.
3. Романова, Е.С. 99 популярных профессий [Текст]. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. / Е. С. Романова. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.: ил.
4. Хоткина, З.А. Гендерный подход к анализу труда и занятости [Текст] / Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. / З. А. Хоткина. - М.: Изд-во Астрель, 2001.
- 127 с. ЕШ
Kobazova U. V.
ACTUAL VOCATIONAL GUIDANCE PROBLEMS OF PREPARATION OF MINING BRANCH EXPERTS
Professionally developing person should solve a number of problems that is connected to certain career decision-making which should be in the concordance with individual abilities of the person and sociocultural expectations.
Key words: occupational predisposition, psychological analysis, professional choice, self-determination, gender stereotypes, work and employment analysis, gender approach, occupational choice.
— Коротко об авторе -----------------------------------------------
Кобазова Ю.В. - аспирант, Технический институт (филиал) ГОУ ВПО Якутского гоуниверситета им. М.К. Амосова в г. Нерюнгри, [email protected]