Научная статья на тему 'Актуальные профориентационные задачи подготовки специалистов для горнодобывающей отрасли'

Актуальные профориентационные задачи подготовки специалистов для горнодобывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРИОТИПЫ / АНАЛИЗ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кобазова Ю. В.

Профессионально развивающейся личности приходится решать ряд задач, который связан с принятием определенных карьерных решений, которые согласовались бы с индивидуальными способностями личности и социокультурными ожиданиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные профориентационные задачи подготовки специалистов для горнодобывающей отрасли»

УДК 622.378 Ю.В. Кобазова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДА ЧИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Профессионально развивающейся личности приходится решать ряд задач, который связан с принятием определенных карьерных решений, которые согласовались бы с индивидуальными способностями личности и социокультурными ожиданиями. Ключевые слова: профессиограмма, психологический анализ, профессиональный выбор, самоопределение, гендерные стериотипы, анализ труда и занятости, гендерный подход, выбор профессии.

~П нашем обществе существуют довольно устойчивые пред-

-Я-М ставления о разделении профессиональных занятий по признаку пола. Само наименование профессии зачастую имманентно содержит ее гендерную идентификацию, что не может не отражаться на традиционных представлениях о гендерных ролях и «естественном» разделении труда по половому признаку. Профессиональная сегрегация по признаку пола в немалой степени обусловлена перенесением этих стереотипов на сферу занятости

[4].

Профессионально развивающейся личности приходится решать ряд задач, который связан с принятием определенных карьерных решений, которые согласовались бы с индивидуальными способностями личности и социокультурными ожиданиями. В обществе всегда существует явно не декларируемое, но бытующее в повседневной социально-психологической практике четкое распределение профессий на «мужские» и «женские». Трансформационные процессы в обществе сдвинули гендерные стереотипы и позволяют женщине включаться в профессиональную деятельность, но сохраняют свое влияние при распределении сил на рынке труда. Так если осваиваемая профессия в обществе достаточно прямо ассоциируется с мужской» профессией (например, руководитель, политик, военный и т.д), то женщина ориентируется на «мужской» профессиональный эталон, так как не имеет альтернативного «женского» профессионального эталона. Уже при выборе профессионального пути девушка вынуж-

дена заботиться о решении проблемы: формировать собственный «женский» профессиональный образец или принять «мужской» [2]. В профессиональном плане гендерные стереотипы предстают в виде «гендерного образа рабочего места», которое может определяться как «мужское», «женское» или «гендернонейтральное». Гендерный образ профессии и гендерный образ рабочего места понятия не равнозначные, так как рабочее место, помимо общей профессиональной составляющей, характеризуется конкретными социально-культурными, технологическими и экономическими условиями [1].

С целью изучения гендерных стереотипов, и их учете в формировании профессионального самоопределения учащихся нами проведено анкетирование учащихся 10-11 классов гимназии №1 г. Нерюнгри с 2005 по 2007 учебный год. В ходе исследования принимало участие 220 обучающихся, в возрасте 15-17 лет. Анкетируемым были предложены 108 профессий, востребованных на рынке труда. Необходимо было определить типичные, на их взгляд, «мужские», «женские» и «гендерно - нейтральные» профессии. В результате был получен набор наименований массовых профессий, соответствующий гендерным представлениям о «естественном» разделении труда.

«Мужской» образ профессии у подростков ассоциируется с тяжелым физическим трудом, риском, ответственностью, работой с техникой (49% опрошенных). «Женский» - с социальной сферой, детьми, конторской работой (21% опрошенных). «Ген-дерно - нейтральные» - с работой более творческого характера (30% опрошенных). Для квалифицированной работы меньшая мускульная сила женщин является не столь значимым фактором, поэтому здесь для многих респондентов разделение «мужских» и «женских» профессий становится затруднительным. В ряде случаев они приходят к выводу, что специфически «женских» профессий не существует (есть только «мужские» и «гендерно - нейтральные» рабочие места, последние составляют подавляющее большинство).

По результатам исследования гендерных стереотипов старших школьников в профессиональной сфере рассматривались особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. При выделении качеств личности и способностей нами использованы профессиограммы и психологический анализ, предложенные Е.С. Романовой [3]. Интересен тот

факт, что иллюстрации к профессиям в 88% случаев идентифицируют их по мужскому полу, в 7% иллюстраций профессия идентифицируется по женскому полу, в 5% - идентификация затруднена. С одной стороны, этот факт свидетельствует о гендерно нейтральном предоставлении профессиограмм автором. С другой стороны, профессии, идентифицирующиеся по женскому полу, как нельзя лучше транслируют гендерные стереотипы. Иллюстрации женщин представлены к профессиограммам дефектолога, косметолога, манекенщицы, медицинской сестры, социального педагога, стюардессы, фотомодели.

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии на саму профессию отмечают 26% обучающихся. Сюда же входят обучающиеся, отмечающие внешнюю сторону профессиональной деятельности, чем оценивают степень успешности различных представителей профессий. К таким специальностям относят профессию тележурналиста (18%), манекенщицы (24%), дизайнера (24%), актера (16%), политика (26%).

В ходе исследования нами был получен набор наименований массовых профессий, соответствующий гендерным представлениям о «естественном» разделении труда. Старшие школьники к традиционно «мужским» относят профессии: бармен, водитель, геолог, участковый инспектор милиции, криминалист - эксперт, оператор ЭВМ, рекламный агент, следователь, физик - атомщик.

Качества личности, описанные в профессиограммах, необходимые типично «мужским» профессиям: эмоциональная стабильность, выносливость, ответственность, аккуратность, систематичность в работе, дисциплинированность, терпеливость, организованность, настойчивость, уверенность в себе. Способности, необходимые в «мужских» профессиях: высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, физическая сила и выносливость, координация движений, аналитичность мышления, техническое мышление, психоэмоциональная стабильность, коммуникативные навыки, умение убеждать.

Юноши и девушки к традиционно «женским» относят профессии: архивариус, кондитер, манекенщица, парикмахер, повар -кондитер, продавец, социальный педагог, социолог, специалист по связям с общественностью, технолог приготовления пищи, фармацевт, художник - оформитель. Традиционно «женских» профессиям необходимы следующие личностные характеристики, выделен-

ные в профессиограммах: терпеливость, доброжелательность,

этичность, внимательность, чуткость, отзывчивость, добросовестность, терпимость к людям, креативность, обязательность, аккуратность, исполнительность, усидчивость. В «женских» профессиях необходимы следующие способности: преподавательские, организаторские, коммуникативные способности, высокий уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, способность к сопереживанию, развитость мелкой моторики рук.

К «гендерно - нейтральным» учащиеся относят профессии: адвокат, археолог, биолог, ведущий радио и телевидения, ветеринар, врач - стоматолог, дизайнер (79,5%), журналист, защитник окружающей среды, инспектор по кадрам, певец, переводчик, политолог, фотомодель, химик, эколог, профконсультант.

Типично «гендерно - нейтральные» качества личности в профессиональной сфере, описанные в профессиограммах: усидчивость, ответственность, аккуратность, исполнительность, эмоционально-психическая устойчивость, коммуникабельность, уверенность в себе, экспрессивность (выразительность), эмоциональность, чувствительность, настойчивость, оригинальность, стремление к самопознанию, саморазвитию. Способности, необходимые в «гендерно - нейтральных» профессиях: способность к эмпатии, высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, способность переносить физическое и психическое напряжение, хорошая психическая и физическая выносливость.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Гендерные стереотипы влияют на профессиональное самоопределение старших школьников, у большинства учащиеся сформированы представления о разделении профессиональной сферы по половому признаку. Требования, выделенные в профессиограммах и предъявляемые профессией в личностной сфере, способностях старшеклассников соответствуют гендерным стереотипам о наборе традиционно женских и мужских качеств личности формируемых в процессе социализации. С одной стороны, учащиеся выбирают профессии в соответствии со склонностями и способностями, сформированными у них в процессе социализации, с другой стороны, требования к личностным качествам, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной сферы, соответствует гендерной социализации и сформированным гендерным стереотипам старших школьников.

Девушки и юноши выбирают профессии в соответствии с их личностными характеристиками и сформированными гендерными стереотипами разделения профессиональных занятий по половым признакам. В процессе профориентационной работы необходим учет не только сформированных гендерных стереотипов, но и гендерной социализации, так как она непосредственно влияет не выбор профессии старшими школьниками.

Динамики трансформации стереотипов «мужских» профессий в «женские» или «гендерно - нейтральные» не обнаружено. Трансформации стереотипов «женских» профессий в «мужские» или «гендерно - нейтральные» не выявлено. Нами выявлена трансформация профессий определенных ранее стереотипами как «гендерно

- нейтральные», такие как архивариус, специалист по связям с общественностью в «женские» профессии.

Анализируя проведенное исследование гендерных стереотипов в профессиональной сфере, можно отметить, что у обучающихся сформированы стойкие стереотипы о роли и направленности в сфере труда женщин и мужчин. Рассматривая сформированность гендерных стереотипов юношей и девушек, можно отметить, что в основной массе стереотипы больших различий не имеют, однако, девушки более прогрессивны в своих взглядах, юноши более консервативны.

Таким образом, влияние гендерных стереотипов, как один из видов социальных стереотипов. Хотя молодежь является наиболее динамичной частью современного российского общества, в основном ее гендерные представления соответствуют существующим в массовом сознании россиян гендерным стереотипам.

---------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем [Текст] / Под ред. И.М. Семашко. - М.: ИЭН РАН, 2003. - 272 с.

2. Разумникова, О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии [Текст] / О. М. Разумникова // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 76-80.

3. Романова, Е.С. 99 популярных профессий [Текст]. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. / Е. С. Романова. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.: ил.

4. Хоткина, З.А. Гендерный подход к анализу труда и занятости [Текст] / Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. / З. А. Хоткина. - М.: Изд-во Астрель, 2001.

- 127 с. ЕШ

Kobazova U. V.

ACTUAL VOCATIONAL GUIDANCE PROBLEMS OF PREPARATION OF MINING BRANCH EXPERTS

Professionally developing person should solve a number of problems that is connected to certain career decision-making which should be in the concordance with individual abilities of the person and sociocultural expectations.

Key words: occupational predisposition, psychological analysis, professional choice, self-determination, gender stereotypes, work and employment analysis, gender approach, occupational choice.

— Коротко об авторе -----------------------------------------------

Кобазова Ю.В. - аспирант, Технический институт (филиал) ГОУ ВПО Якутского гоуниверситета им. М.К. Амосова в г. Нерюнгри, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.