Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»»

конференции, круглые стопы, семинары conferences, rounо tubles, seminurs

виде, не приняты ею от общества пассивно, они являются результатом усилий и интеллектуальных достижений»1, то есть предложенные выше суждения обоснованно предлагают нам рассматривать идеал образования как целостную систему «"взращивания" позитивных ценностей»2, ориентированных на развитие современного человека, где идеалы не навязаны извне, а исторически гармонично сложены и интуитивно понятны каждому.

Поиск идеала — это, безусловно, творческий, сложный процесс, сегодня ставший второстепенным из-за того, что «в постоянном, усиленном стремлении регулировать подробности, в непрекращающихся спорах только о них, о новых комбинациях предметов, о расширении или сужении их объема, о минутах, часах и точных во всем этом отчетах, была опущена общая основа дела»3, сам человек, который сейчас остается формально растерянным, находясь в состоянии нравственной пустоты и культурного замедления.

Целостный идеал, по нашему мнению, не может восприниматься лишь набором компетенций, они являются индикатором качества знаний, предлагаемых образовательной программой, которая на основе этих императивных критериев может сложиться в гносеологическую картину, воспринимаемую обучающимся, через призму подачи информации педагогическим работником, сводя ее к качеству учебного процесса.

В связи с чем целостный идеал в образовательном процессе следует искать в воспитательной функции, раскрывающей себя через формирование мировоззренческой картины будущего юриста в профессиональных (например, честь, долг, достоинство) и общечеловеческих (например, патриотизм, свобода, любовь, дружба) ценностных установках.

Заключаем, что целостный идеал современного юридического образования — это проводник человека в современном мире, оказывающий прямое воздействие на его духовно-душевный мир. Неслучайно в исследовании этот процесс представлен нами как чувственное восприятие, ориентированное на формирование глубинных ценностей будущего специалиста, базирующихся на культурном коде тысячелетней истории нашего народа.

Фирсова Анна Михайловна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России

Актуальные проблемы высшего юридического образования в «цифровом пространстве»

Цифровой разрыв между разными странами и регионами мира часто называют «глобальным цифровым разрывом». Люди, организации и государства, сегодня не имеющие или получившие ограниченный доступ к цифровым технологиям, лишены значительного преимущества по сравнению с теми, кто имеет такой доступ.

Цифровая трансформация юридического образования включает в себя такие темы, как Концепция цифровой трансформации юридического образования, комплекс целей и задач цифровой трансформации юридического образования, проблемы цифровой трансформации юридического образования, стратегии цифровой трансформации юридического образования, ожидаемые результаты цифровой трансформации юридического образования, платформы и сервисы для управления образовательными процессами4.

Что такое цифровая трансформация в современном юридическом образовании? На этот вопрос можно ответить следующим образом: цифровая трансформация образования — это обновление запланированных образовательных результатов, методов образовательной деятельности и

1 Ивашевский С. Л. «Идеалы и право в системе образования советской России». URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/idealy-i-pravo-v-sisteme-obrazovaniya-sovetskoy-rossii (дата обращения: 20.10.2022).

2 Там же.

3 Розанов В. В. Сумерки просвещения. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_sumerki_prosvechenia. html (дата обращения: 31.10.2022).

4 Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Современное юридическое образование: актуальные вопросы внедрения цифровых технологий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. 2022. № 2. С. 25—39.

конференции, круглые стопы, семинары

сснееренсе^, рйино гяйм, нмшйм

организационных форм, оценка результатов, достигнутых в стремительно развивающейся цифровой среде, и принципиальное улучшение образовательных результатов каждого обучающегося по данному направлению и специальности1.

Цифровая трансформация, таким образом — это планомерное обновление, то есть — актуализация и модернизация — фундаментальных компонентов образовательного процесса.

Можно предположить, в свете современных условий существования высшего образования в принципе, что цифровая трансформация системы юридического образования включает в себя стратегические действия по следующим направлениям: формирование современной инфраструктуры образовательных учреждений, реализация услуг в сфере образования в электронном виде, реализация функций в сфере образования в электронной форме, современное управление на основе сбора и обработки данных, подготовку кадров к работе в цифровой образовательной среде.

Целями цифровой трансформации юридического образования, исходя из этого, являются:

1. Обеспечение устойчивости образовательного процесса (его независимости от быстро меняющихся внешних условий). Добиться этого можно только путем создания смешанной, «разноформатной» образовательной среды, в которой образовательный процесс может быть быстро переведен из одного формата в другой (без потери качества и ритма обучения).

2. Обновление содержания образовательных программ — требование времени, связанное с бурным технологическим развитием общества и появлением потребности в новых компетенциях выпускников системы высшего юридического образования.

3. Повышение мотивации и вовлеченности обучающихся, что является одним из основных атрибутов современного высшего образования и «краеугольным камнем» любой образовательной программы.

4. Оптимизация времени, затрачиваемого как учениками, так и преподавателями — несомненно, эта цель очевидна2.

Актуальными задачами цифровой трансформации высшего юридического образования, таким образом, становятся:

1. Реализация моделей «интеграционного обучения» предполагает создание «мультиформат-ных» сред, внедрение элементов дистанционного обучения в традиционные системы, поддержка и развитие навыков использования технологий дистанционного обучения. Это важная часть про-свещенческо-обучающей деятельности университета.

Смешение форматов работает только при тщательном рассмотрении всех трудностей и проблем этого способа обучения. Выбор того или иного формата должен, в первую очередь, определяться его адекватностью для достижения желаемых результатов обучения.

2. Персонализированное и практико-ориентированное обучение как приоритетное направление подготовки выпускников юридической направленности. Актуальность данной задачи обусловлена, с одной стороны, возрастающей индивидуализацией образовательных потребностей людей (не только молодежи), различиями в мотивации и познавательных способностях, а с другой стороны, использование дистанционных технологий обучения. Широкий спектр возможностей открывается для такой индивидуализации посредством расширения использования всего спектра инструментов цифровой среды.

3. Актуализация инноваций в системе высшего образования. Быстро растущая потребность общества в профессионалах с новыми компетенциями обуславливает необходимость, как упоминалось выше, постоянной (и очень быстрой) модернизации образовательных программ.

В современных реалиях университетская наука не может быть замкнутой системой. Другими словами, системе высшего юридического и не только образования необходимо разработать механизмы эффективной «трансляции и репродукции» знаний.

Итак, актуальные проблемы трансформации в сфере юридического образования могут быть обозначены следующим образом:

1. Новые концепции создания цифровых материалов и авторского права, а также методы создания и распространения образовательной и правовой информации.

2. Влияние цифровизации на юридическую теорию и практику.

1 Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. С. 30—82.

2 Гаврилова Ю. А. Проблема смысла права в цифровом обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 3. С. 608—628.

конференции, круглые столы, семинары

сснееренсе^, рйино гяйм, нмшйм

3. Содержание основных образовательных программ1.

Юридическое образование неизбежно будет становиться все более разветвленным и сложно-составным, что создаст невозможность формирования единого стандарта качества юридического образования. Вместе с тем в современную информационно-цифровую эпоху и ускорения динамики конкурентных процессов ценности и цели юридического образования должны быть незыблемы. Лишь благодаря этому постулату можно будет обеспечить востребованность выпускников высших учебных заведений юридических направлений. Таким образом, сегодняшняя образовательная деятельность не может осуществляться без использования цифровых технологий, прикладного программного обеспечения для подготовки учебных материалов и практических заданий, а также цифровых инструментов, которые преподаватели сегодня активно применяют в образовательном процессе.

Цифровые услуги и платформы должны стать общедоступными для всех участников образовательного процесса и гармонично интегрироваться в современное сообщество.

1 Гаврилова Ю. А. Проблема смысла права в цифровом обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 3. С. 608—628.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.