Криминология и профилактика преступлений
W 343 9 N.A. KOLOMYTTSEV, L.N. ODINTSOVA
EEK 67.518.9 K61
URGENT ISSUES OF THE IMPACT OF CRIME COMMITTED BY MIGRANTS IN RUSSIA
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с появлением в стране международных мигрантов, а также пути их решения.
Ключевые слова: международные мигранты, преступность мигрантов, предупреждение преступности мигрантов.
НИКОЛАЙ
АЛЕКСЕЕВИЧ
КОЛОМЫТЦЕВ*,
ЛЮБОВЬ
НИКОЛАЕВНА
ОДИНЦОВА**
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ МИГРАНТОВ В РОССИИ
Annotation'. The article deals with the issues connected with the appearance of international migrants in the country, as well as their solutions.
Key words: international migrants, migrants’ criminality, migrants’ criminality prevention.
В последние годы общественные отношения между представителями разных национальностей в Российской Федерации приобрели особую остроту и противоправный характер, став серьезной проблемой. Одна из ее причин -масштабная миграция выходцев из бывших республик СССР.
В литературе по социологии и юриспруденции миграция населения вполне справедливо рассматривается как социально-экономический и демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, регионами, по-селениями1 . Это массовое явление, которое может быть безвозвратным, с окончательной сменой места жительства, и временным, на довольно длительный, но ограниченный (сезонный) срок.
Миграцию разделяют на внешнюю (отъезд на постоянное место жительства из страны), внутреннюю (движение из села в город и обратно, между районами и т. п.) и иногда - маятниковую (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределами своего населенного пункта).
Причины миграции разнообразны: региональные различия уровня жизни, изменения в размещении производственных объектов и рабочих мест и т. д.
Раньше миграция воспринималась как положительное явление, способствующее более полному трудовому и социальному потенциалу населения, росту эффективности общественно полезной деятельности, и государство решало многие вопросы, связанные с трудоустройством
* Доктор юридических наук, профессор, почетный сотрудникМВД России, заслуженныйюрист Российской Федерации, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин (Владимирский государственныйуни-верситет);
** кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовногоправа и криминологии (Кузбасскийинститут ФСИН России).
E-mail: [email protected].
мигрантов, их бытом, обучением, сохранностью культурыи национального самосознания. Однако в конце ХХ - начале XXI в. интенсивность и размеры миграции все более возрастали, что привело к негативным последствиям.
Увеличению потоков вынужденных переселенцев в Россию способствовали развал СССР и дискриминация русских и других этнических наций в ставших независимыми республиках, межнациональные конфликты и военное противостояние, ухудшениеэкономическойситуации в результате краха общенациональной экономики.
Со временем состав мигрантов стал качественно другим. Прежде всего это лица, временно приезжающие в Россию с целью заработка. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС России), в стране находится более 8 млн мигрантов. Около 65 % из них живут нелегально и не платят налоги. Значительная часть мигрантов занимаются противоправной деятельностью. 74,6 % молодых жителей Кавказа, уезжая из дома в другие регионы России, забывают те неформальные принципы и обычаи поведения, которые должны быть воспитаны с детства: уважение к старшим по возрасту, женщине, детям, людям иных этнических групп.
Результаты нашего исследования показывают, что почти 25 % беженцев и вынужденных переселенцев отрицательно повлияли на криминальную обстановку, создали дополнительные проблемы для профилактики преступлений. Все это приводит к необходимости изучить проблему и найти пути ее решения.
Сотрудникам полиции следуетумело использовать имеющиеся методы и средства, знать стереотипы поведения, психологию мигрантов и отличие одной нации от другой.
Мировой финансовый кризис 2008 г., экономические трудности и, как следствие, массовые увольнения мигрантов и других категорий рабочих способствовали росту числа преступлений. Крупные города страны захлестнула так называемая этническая преступность. Установлено, что криминальные действия часто совершают приехавшие из Азербайджана, Грузии, Дагестана, Таджикистана, Узбекистана лица, причисленные сообществом преступников к «ворам в законе». Эти субъекты преступлений специализируются на кражах драгоценностей, денег, раритетов, компьютеров, дорогостоящей бытовой техники. Грабежи, разбойные нападения, вымогательство, другие преступления против собственности стали носить ярко выраженный социальный характер.
В 2010 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 490 тыс. преступлений, что, однако, на 15,5 % меньше, чем за январь -декабрь 2009 г., в том числе гражданами государств - участников СНГ - 446 тыс. преступлений (16,0 %), их удельный вес составил 91,0 %2. Некоторый спад уровня преступности мигрантов обусловлен, на наш взгляд, незначительным улучшением экономических процессов в стране, а также правовыми мерами, предпринятыми по привлечению к труду мигрантов и упрощенной системой их пребывания на территории Российской Федерации.
Учитывая необходимость многоаспектного воздействия на преступность мигрантов, надо отметить следующее Многие ученые (Т.В. Аверьянова, С.Е. Вицин, Л. Д. Гаухман, Н.Ф. Кузнецова, В. А. Номоконов) в криминологическое предупреждение преступлений включают меры уголовно-правового, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного воздействия. Эта позиция подтверждает, что способность предупреждать преступления приезжих лиц свойственна всей системе воздействия на противоправные деяния.
Лишение свободы в качестве уголовно-правовой меры, избрание судом меры пресечения в виде заключения под стражу, применение основных средств исправления к осужденным предупреждают преступления, охраняют права и свободы каждого гражданина, обеспечивают выполнение международно-правовых стандартов по борьбе с преступностью в России и многих развитых зарубежных государствах.
Предупреждение преступности мигрантов должно основываться на общеотраслевых принципах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права (ст. 3-7 УК РФ, ст. 6-19 УПК РФ, ст. 8 УИК РФ), а также на виктимологической профилактике, которая помогает избежать опасности стать жертвой преступников. Все это в целом позволит охватить превентивным воздействием массу людей - потенциальных жертв преступлений со стороны мигрантов3. В интересах предупреждения рецидива преступлений должны широко использоваться разнообразные методы устранения ситуаций, содержащих угрозу причинения потенциальным потерпевшим вреда.
Формулировки законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов4 регулируют учет зарубежных мигрантов, их правовое положение, определяют контрольные функции органов исполнительной власти за миграцион-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
ными процессами в субъектах Российской Федерации и стране в целом. Правовая основа миграции оказывает определенное положительное влияние на состояние, динамику, уровень, характер и иные ее составляющие характеристики.
Как известно, нелегальная миграция обеспечивает отечественную экономику самыми дешевыми рабочими кадрами. В то же время надо отметить, что это нерентабельный способ экономики. Мы согласны с Г. В. Антоно-вым-Романовским в том, что ориентация на такую рабочую силу препятствует совершенствованию условий производства и улучшению его технологий. Активное использование мигрантов из других стран не повышает производительность труда, обостряет экономические, социальные проблемы, включая проблемы преступности5 . Эти факторы руководителям организаций, предприятий разных форм собственности, сотрудникам миграционной службы в регионах следует учитывать в период приема на работу иностранных граждан и лиц без гражданства.
Мигрантам, проживающим в России, запрещено работать продавцами на рынках, в помещениях розничной торговли вне магазинов. Рассматриваемой категории лиц также запрещается розничная торговля алкогольными напитками и фармацевтическими товарами. Иностранные граждане имеют право заниматься общественно полезным трудом в качестве подсобных рабочих на любых ранках.
Так называемая квота на продавцов была установлена для того, чтобы освободить рабочие места жителям нашей страны, а также в целях снижения безработицы. Эксперты считают, что реально эта мера направлена на уменьшение нелегальных миграционных потоковв Российскую Федерацию. Одновременно вводятся льготы для высококвалифицированных специалистов, на которых квота не распространяется.
Свыше 50 % мигрантов не имеют разрешения на работу, но, несмотря на это, трудоустроены продавцами, менеджерами, занимают и другие, более квалифицированные и доходные должности. Следовательно, администрациям ряда организаций и предприятий, служб занятости необходимо тщательно изучать документы мигрантов при оформлении их на работу. Такой подход позволяет снизить число мигрантов, работающих нелегально, на 9 %.
Сотрудникам территориальных управлений ФМС России надо осуществлять более целенаправленный и достаточно жесткий контроль
за прибывшими мигрантами, который предполагает усиление внимания к нелегально прибывшим мигрантам и в определенных случаях -применения административного воздействия в отношении лиц, нарушающих действующее законодательство.
Установлено, что общее число преступни-ков-мигрантов и количество совершенных ими преступлений в два раза выше показателей раскрытых преступлений и выявленных преступников. Для мигрантов характерно совершение многоэпизодных грабежей (ст. 161 УК РФ), хищений сотовых телефонов, ценных вещей с угрозами потерпевшим (ст. 158, 162, 163 УК РФ).
Как правило, преступные группировки мигрантов формируются по этническому признаку. Группировки уроженцев Закавказья и Средней Азии совершают убийства (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), угоны автотранспорта (ст. 166 УК РФ), хищения имущества водителей автотранспорта, занимаются теневым бизнесом и незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ).
В преступных группировках мигрантов есть лица, ранее неоднократно судимые. Рассматриваемые нами преступники имеют значительные криминальные навыки и умело маскируют следы своих противоправных деяний. Эти факты подтверждают важность знания сотрудниками внутренних дел характера, степени общественной опасности совершенных субъектами рецидива новых преступлений и их личностных особенностей.
В связи с изложенным представляется необходимым создание подразделений по борьбе с этнической преступностью в структуре уголовного розыска. Сотрудникам таких подразделений нужно не только обеспечивать исполнение нормативно-правовых актов, но и владеть основами психологии и этноса. Полагаем, что реализация этого предложения может способствовать укреплению законности и минимизировать преступное поведение мигрантов.
Надо учитывать и различия в территориальном распределении преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе мигрантов. Так, данные Главного управления внутренних дел по г. Москве свидетельствуют
о том, что 75 % всех преступлений в столице совершают мигранты. Результаты проведенного нами исследования подтверждают, что пре-
ступность мигрантов во Владимирской, Кировской и Кемеровской областях выше уровня преступности местного населения и ниже, чем в Москве (от 53 до 56 %). Видимо, интенсивность преступной деятельности опосредована экономическими, демографическими, социально-психологическими, нравственными, правовыми, организационно-управленческими, межнациональными факторами и явлениями. Именно они могут осложнить профилактическую деятельность правоохранительных структур, их взаимодействие с предприятиями, службами занятости, органами местного самоуправления и общественностью.
Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» призван повысить защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств. В связи с этим органам исполнительной власти в сфере внутренних дел, другим правоохранительным структурам необходимознать тенденции возникновения криминальных ситуаций среди мигрантов, анализировать эффективность своей деятельности, укреплять взаимодействие между подразделениями, с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества. Мероприятия подобного рода способны усилить охрану общественной безопасности и снизить преступность мигрантов.
Принимая во внимание многоаспектность воздействия на преступность приезжих лиц, можно отметить необходимость учета региональных различий в характере, динамике, интенсивности миграционных процессов и объеме порождаемых ими экономических, демографических и иных последствий, которые оказывают определенное влияние на состояние и динамику преступности в целом.
Особое значение для криминогенных последствий преступности мигрантов имеет деятельность государственных органов власти и управления, общественных объединений по организации миграционных потоков, созданию условий, препятствующих преступности.
Значительный интерес вызывает практика Липецкого областного центра временного размещения мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, где они могут жить до получения российского гражданства или в течение 6 месяцев. Учредителем центра стало управление труда и занятости области.
Липецкая область вошла в число 12 пилотных регионов, которые принимают зарубежных мигрантов. За 4 года реализации про-
граммы в регион приехало 2087 семей (4918 человек).
По числу трудоустроенных мигрантов область занимает первое место в стране. Перечень специальностей для трудоустройствапри-ехавших лиц широк. Многие из них выбирают рабочие профессии - слесаря, электрика, бульдозериста, водителя. Тем, кто имеет высшее образование, предлагают должности инженеров, бухгалтеров, юристов, педагогических и медицинских работников. Кроме федерального пакета государственной поддержки (компенсации расходов на проезд к месту проживания, расходов по оплате госпошлины за оформление гражданства), мигранты в период поиска работы получают помощь за счет средств областного бюджета в виде услуг в службах занятости, социальной защиты, образования, здравоохранения. Тем, кто выбирает постоянное место жительства в Тербунском районе, выплачиваются и подъемные пособия6 .
Только в 2011 г. в Липецкую область должны приехать для постоянного проживания 455 семей - участниц указанной программы.
Итак, можно сделать вывод о том, что во многих регионах есть целый комплекс недостаточно используемых организационных, технических, правовых, экономических, воспитательных мер, которые в состоянии привести в действие резервы размещения, трудового устройства, досуга зарубежных мигрантов, а также воздействия на преступные проявления в обществе и государстве.
Федеральная миграционная служба все более активизирует свою деятельность, применяя новые, более совершенные приемы и методы выявления нелегальных мигрантов. Дежурства сотрудников этой службы у станций метрополитена в крупных городах, в других местах концентрации иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся зоной риска, помогают выявлять и задерживать нелегальных мигрантов, а также изымать изготовленнуюими контрафактную продукцию.
Опрос сотрудниковтерриториальных управлений ФМС России свидетельствует о том, что 72 % из них считают нужным улучшить действующее законодательство для решения рассматриваемой проблемы.
Очевидно, следует пересмотреть и усилить правовую регламентацию временной регистрации лиц, приезжающих в Российскую Федерацию. Эта норма, на наш взгляд, способна положительно влиять на состояние общественного порядка и преступности в стране, учитывая при этом рекомен-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
дации международно-правовых стандартов и национальные возможности их реализации.
Миграция рабочей силы - это черта современности. В условиях модернизации экономики особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки рабочих разных специальностей. Повышению престижа рабочих профессий могут способствовать региональные программы развития профессионального
технического образования и надлежащего финансирования.
Обоснованные нами выводы, рекомендации практикам, региональным органам управления и предложения по совершенствованию законодательства направлены на решение сложных социально-правовых проблем перемещения мигрантов и удержания этой категории лиц от совершения новых преступлений.
1 См.: Краткий словарь по социологии/ под общ. ред. Д.М. Гвишпиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова М., 1988. С. 159; Криминология: учеб. для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 818.
2 См.: Состояние преступности в России за январь - декабрь 2010 года // Общие сведения о состоянии преступности иКЬ: http://mvd.ru/presscenter/statistics.
3 См.: Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы государственнойполитики борьбы с преступностью в России. Теоретическаямодель. М., 1997. С. 42-43; ГлуховаА.А., Изосимов С.В. Виктимологические факторы преступности: история, современность и перспективы предупредительноговоздействия: учеб. пособие. Н. Новгород, 2010. С. 23-26.
4 См., напр.: О миграционномучете иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации: Федер. закон от 18 июля 2006 г. N° 109-ФЗ // Собр. законодательстваРос. Федерации 2007. № 49. Ст. 6671; Об утверждении административного регламента по исполнению государственнойфункции контроля и надзора за соблюдениемположений миграционного законодательстваРоссийскойФедерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда: приказ МВД России № 338, ФМС России № 97 от 30 апреля 2009 г. и др.
5 См.: Антонов-РомановскийГ.В. Причинный комплекс преступностимигрантов-иностранцев в свете противодействия ей // Миграционное право. 2009. № 2. С. 23.
6 См.: ГласуноваО. Вид на жительство // Рос. газ. 2011. 13 янв.