Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, КАК ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, КАК ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное выдворение / административное правонарушение / иностранные граждане / лица без гражданства / финансовые обязательства / administrative expulsion / administrative offense / foreign citizens / stateless persons / financial obligations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савчук Снежана Вадимовна

Статья посвящена вопросам применения административного наказания в виде административного выдворения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Анализируется нормативно-правовое обеспечение процедуры административного выдворения, поднимается проблема исполнения данного вида наказания в части финансовой обеспеченности мероприятий по административному выдворению в связи с отсутствием законных оснований для дальнейшего пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Предложены способы решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS IN THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF THE INSTITUTE FOR THE EXECUTION OF ADMINISTRATIVE EXPULSION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

The article is devoted to the application of administrative punishment in the form of administrative expulsion against foreign citizens and stateless persons outside the Russian Federation. The article analyzes the regulatory and legal support of the administrative expulsion procedure, raises the problem of the execution of this type of punishment in terms of the financial security of administrative expulsion measures due to the lack of legal grounds for the further stay of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation. The ways of solving the problem are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, КАК ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ»

УДК 342.9

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, КАК ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО

НАКАЗАНИЯ

Савчук Снежана Вадимовна

Магистрант кафедры конституционного и административного права,

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет]»

Статья посвящена вопросам применения административного наказания в виде административного выдворения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Анализируется нормативно-правовое обеспечение процедуры административного выдворения, поднимается проблема исполнения данного вида наказания в части финансовой обеспеченности мероприятий по административному выдворению в связи с отсутствием законных оснований для дальнейшего пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Предложены способы решения проблемы.

Ключевые слова: административное выдворение, административное правонарушение, иностранные граждане, лица без гражданства, финансовые обязательства.

Возможные колебания масштабов и динамики миграционных потоков формируются за счет социально-экономических, политических и иных факторов, способствующих увеличению/снижению статистических показателей прибывших иностранных лиц. Существенные по своим объемам миграционные потоки в Российскую Федерацию сопровождаются рядом, как благоприятных, так и негативных последствий для государства, выражающиеся в потенциально высокой вероятности возникновения рисков и угроз государственной и общественной безопасности. В связи с этим органы государственной власти вынуждены применять превентивные меры реагирования на складывающиеся обстоятельства в миграционной сфере в целях регулирования миграционных потоков для обеспечения национальной безопасности страны, поддержания общественного порядка. Подтверждением вышесказанному служит мнение авторов Кулеш Е.А., Куликова К.А., Вафин М.О. относительно того, что миграция способна оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь общества и говорят о миграции, как об объективном явлении, которое невозможно остановить, но необходимо регулировать [4, с. 160].

Иностранные граждане и лица без гражданства с момента прибытия в Российскую Федерацию автоматически становятся субъектами административно-правовых отношений и как любой субъект правоотношений, в том числе административных, данные лица на полный период своего пребывания на территории России наделяются и обладают материальными правами и обязанностями и вправе реализовывать их посредством действий или бездействия, а также могут быть привлечены к ответственности в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения и соблюдения норм российского законодательства о чем свидетельствует ст. 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

За несоблюдение правил в области защиты государственной границы Российской Федерации исследуемая категория лиц под действие главы 18 Кодекса Российской

Страница | 54

Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ] и несут административную ответственность, в отношении которых возможно применение особого вида административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, предусмотренной нормой п. 7 ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ. Административное выдворение, по общей оценке, является наиболее строгим видом административного наказания по причине того, что последствия его применения ограничивают последующий въезд нарушителя на 5 лет, а в случае повторного применения процедуры административного выдворения - в течение 10 лет.

Стадия принятия решения об административном выдворении за совершение административного правонарушения иностранному лицу, в рамках которой судья обязан обеспечить баланс интересов личности и охраняемых законом интересов государства в процессе производства по делу об административном правонарушении при разрешении вопроса о назначении нарушителю административного выдворения -не единственная процессуальная стадия на которой правоприменители сталкиваются с трудностями. Проблемы существуют и на стадии исполнения постановления об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Стоит отметить, что тема обеспечения исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих процедуру выдворения иностранных лиц достаточно часто становится предметом исследования, как, например, статья Новичковой Е.Е., в которой автор говорит о проблемах, возникающих в ходе осуществления административных процедур по выдворению иностранных лиц, как о следствии недоработок организационно-распорядительного механизма деятельности органов внутренних дел, давая краткую характеристику этим проблемам и предлагая пути их решения [5].

Согласно ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение может реализоваться путем, как контролируемого самостоятельного выезда нарушителя, так и в форме принудительного выезда лица из страны под контролем органов исполнительной власти. При контролируемом самостоятельном выезде процедура административного выдворения финансируется за счет личных денежных сбережений лица, подлежащего выдворению, либо пригласившего органа или иных лиц, также указанных в ч. 6 ст. 3.10 КоАП РФ, но на практике ситуация складывается иным образом. Финансирование рассматриваемой процедуры, в конечном итоге, является расходным обязательством Российской Федерации из-за отсутствия у выдворяемого лица необходимого количества денежных средств, а также невозможностью установить пригласивший орган по причине предоставления мигрантами фиктивных приглашений без учета уже дополнительно выделяемых средств из федерального бюджета на приобретение проездных документов должностным лицам, уполномоченных на сопровождение выдворяемого и иных действий, связанных с процедурой выдворения. Складывающаяся таким образом практика свидетельствует о серьезной проблеме в системе реализации института исполнения выдворения, негативным образом влияющей на устойчивость всей бюджетной системы страны.

На сегодняшний день подпунктом 10 ст. 27 Федерального закона от 18.07.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — ФЗ № 114] установлен запрет на последующий въезд иностранному лицу на территорию России в случае имеющейся у выдворенного лица задолженности по его выдворению в период своего предыдущего пребывания до момента осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Санкция вышеуказанной нормы позволяет гарантированно обеспечивать поступление денежных средств в федеральный бюджет, затраченных раннее на исполнение решения об административном выдворении, но только в том случае, если выдворенное лицо планирует повторно въехать в страну. Однако, лица, незаинтересованные в повторном въезде в страну откуда были выдворены — не попадают под действие нормы закона, тем самым уклоняясь от обязательств по уплате долга. Кроме того, возможны риски подделки документов иностранными гражданами в части изменения своих данных в миграционной карте во избежание возмещения расходов и осуществления повторного въезда.

Автор статьи придерживается однозначной позиции: достижение максимально необходимого результата, - полное снятие финансового бремени с федерального бюджета при реализации процедуры исполнения выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, возможно только посредством внесения поправок в законодательство Российской Федерации. В частности,

во-первых, путем закрепления положения в КоАП РФ, дающего право привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к обязательным работам в необходимом количестве часов для полной компенсации затрат на их выдворение в случае полного или частичного отсутствия необходимой суммы на приобретение билета в обратную сторону. Аналогичное положение возможно закрепить также и на случай отсутствия возможности иностранными лицами компенсировать выплаты в размере назначенного административного штрафа. Стоит отметить, что наложение такой обязанности на мигрантов может способствовать возникновению финансовых обязательств даже у незаконно ранее пересекших границу иностранных лиц.

во-вторых, путем внесения изменения в статью 24 ФЗ № 114, дополнив ее новой частью, изложенной в следующей редакции: «Обязательным условием для въезда и пребывания на территории Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства является наличие отметки в миграционной карте, подтверждающей факт зарезервированной суммы денежных средств самим иностранным лицом или пригласившей его стороной в размере выше среднегодовой стоимости билета в обратную сторону».

В перспективе внесение вышеперечисленных поправок позволит повысить правовую грамотность и осведомленность мигрантов за счет установления в отношении таковых лиц жестких финансовых обязательств перед Российской Федерацией как на стадии въезда в страну, так и в период пребывания, налагая на них полную финансовую ответственность за реализацию процедуры их собственного выдворения, а также оптимизировать работу органов исполнительной власти, осуществляющих данную процедуру. Таким образом будет разрешена проблема финансирования процедуры исполнения административного выдворения мигрантов.

Список использованных источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 06.09.2023].

2. Федеральный закон от 15.8.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 06.09.2023].

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 02.09.2023].

4. Кулеш Е.А., Куликова К.А., Вафин М.О. Актуальные проблемы механизма реализации административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. — 2020. — №11 (191]. - С.160 - 162.

5. Новичкова Е. Е. Исполнение постановлений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции, Иркутск, 06-07 июня 2019 года / Восточно-Сибирский институт МВД России. - Иркутск: ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - С. 314-317.

Страннца | 56

ACTUAL PROBLEMS IN THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF THE INSTITUTE FOR THE EXECUTION OF ADMINISTRATIVE EXPULSION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Savchuk S.V.

The article is devoted to the application of administrative punishment in the form of administrative expulsion against foreign citizens and stateless persons outside the Russian Federation. The article analyzes the regulatory and legal support of the administrative expulsion procedure, raises the problem of the execution of this type of punishment in terms of the financial security of administrative expulsion measures due to the lack of legal grounds for the further stay of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation. The ways of solving the problem are proposed.

Keywords: administrative expulsion, administrative offense, foreign citizens, stateless persons, financial obligations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.