А
Актуальные проблемы уровня жизни населения Республики Армения
^ ТОРОСяН Арцруни Ерджаникович
Доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Армянский государственный
экономический университет
0025, Республика Армения, г. Ереван,
ул. Налбандяна, 128
Тел.: +3(74010) 22-86-04
Е-mail: [email protected]
Ключевые слова
доходы
домашнее хозяйство трансферты оплата труда уровень жизни структура
потребительские расходы коэффициент джини
соотношения «полярных» групп населения уровень бедности населения
Аннотация
В статье на основе анализа доходов и потребительских расходов домашних хозяйств Республики Армения сделана попытка оценить уровень жизни населения страны. С этой целью за 2004-2012 гг. проанализированы, с одной стороны, изменения структуры совокупных доходов домашних хозяйств РА, в том числе по городскому и сельскому населению, а с другой - структура потребительских расходов, в том числе по децильным группам, домашних хозяйств, коэффициент Джини, а также динамика соотношений доходов и расходов как по децильным, так и по квинтильным группам самых богатых и самых бедных слоев населения республики. В результате обосновывается необходимость государственного участия в решении этой проблемы.
JEL classification
D10, I38
Основным показателем, характеризующим уровень жизни населения, является совокупный доход. Этот показатель охватывает как все денежные поступления, так и денежное выражение потребленных продуктов собственного производства и непродовольственных товаров и услуг, бесплатно полученных или предоставленных другими лицами или родственниками.
За 2004-2012 гг. в Армении произошли существенные изменения в структуре доходов домашних хозяйств. Так, удельный вес денежных доходов в структуре совокупных доходов увеличился с 85,7% в 2004 г. до 92,9% в 2012 г., а доля натуральных поступлений уменьшилась соответственно с 14,3 до 7,1%. Однако эти процессы существенно различаются по городскому и сельскому населению республики. Так, если в городских местностях удельный вес денежных доходов домашних хозяйств достиг в 2012 г. 97,2%, то в сельских местностях - 84,1%.
Изменение структуры совокупных доходов домашних хозяйств республики в целом свидетельствует о положительных результатах формирования рыночных отношений в Армении. Между тем последнее отражает отставание этих процессов в сельских местностях и недостаточное развитие рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве республики.
За рассматриваемый период подверглась существенным изменениям также структура денежных доходов.
Как видно из данных табл. 1, за этот период произошли положительные сдвиги в увеличении доли оплаты наемного труда. Так, доходы от оплаты наемного труда с 41,6% в 2004 г. за счет роста минимальной заработной платы в 2009 г. увеличились до 50,2%. Однако этот закономерный процесс был прерван под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. В результате в 2012 г. удельный вес доходов от оплаты наемного труда понизился, составив 48,7%.
На достаточно низком уровне находятся доходы от собственности, что сви-
детельствует о низких темпах развития рыночных отношений как в городе, так и на селе, об отсутствии формирования корпоративной собственности и арендных отношений.
В то же время значительно выросла доля государственных пенсий и пособий, составив почти 1/5 часть доходов населения. Причем этот процесс более интенсивно происходил в домашних хозяйствах сельских населенных пунктов.
Сохраняется значительная роль трансфертов из-за рубежа в формировании денежных доходов населения РА.
Важнейшим показателем, характеризующим уровень жизни населения, являются также потребительские расходы домашних хозяйств.
Как видно из данных табл. 2, преобладающая часть потребительских расходов приходится на продукты питания.
Так, если в 2004 г. на продукты питания затрачивалось 56,1% потребительских расходов домашних хозяйств, то в последующие годы, после незначительного их роста, происходит постепенное снижение их удельного веса до 51,1% в 2009 г. Однако в 2010-2011 гг. этот показатель несколько ухудшился, что, на наш взгляд, обусловлено снижением уровня жизни населения РА вследствие всемирного финансово-экономического кризиса.
В 2012 г. этот показатель резко снизился, составив 48,9%. Это однозначно свидетельствует об улучшении уровня жизни населения республики. При этом наилучшего уровня этот показатель достиг в городских населенных пунктах, в 2012 г. составив 46,9%. Это свидетельствует о более высоком уровне жизни в городах республики, главным образом, по нашему мнению, за счет населения столицы.
В сельских населенных пунктах этот показатель за указанные годы значительно улучшился, составив в 2012 г. 52,9% против 62,5% в 2004 г., но тем не менее уступая этому показателю в 2012 г. по республике в целом.
Actual Problems of a
Living Standards of e
the Republic of Armenia i
/
Ol <
Таблица 1 - Структура доходов домашних хозяйств РА в 2004-2012 гг. (в среднем за месяц в расчете на душу населения), %*
В том числе
Годы городские сельские
Виды доходов населенные пункты населенные пункты
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2004 2012 2004 2012
Денежные доходы, в том числе: 85,7 85,2 85, 8 88,8 90,8 91,8 91,6 92,3 92,9 93,1 97,2 71,6 84,1
оплата наемного труда 41,6 43,9 40,7 48,8 49,0 50,2 48,6 48,9 48,7 52,9 58,0 20,0 29,3
самостоятельная занятость 6,9 7,8 12,4 9,1 8,1 5,0 6,4 6,3 7,2 8,1 9,3 4,6 3,1
продажа сельхозпродукции и скота 9,5 8,6 7,9 6,5 6,0 5,5 3,4 4,7 5,3 1,5 0,4 24,7 15,4
от собственности (арендная плата, дивиденды) 0,1 0,2 0,4 0,2 0,1 0,1 0,1 0,4 0,3 0,2 0,4 - -
государственные пенсии и пособия 11,6 12,0 11,9 12,2 16,5 18,4 17,1 17,5 17,1 11,0 16,9 12,9 17,6
трансферты от родственников, 10,8 9,0 7,9 9,4 9,1 8,7 11,4 11,1 10,0 13,6 10,0 5,3 10,2
проживающих:
в Армении 2,3 1,8 1,5 1,5 1,5 1,2 1,4 1,5 1,1 3,1 1,6 0,6 0,4
за пределами Армении 8,5 7,2 6,4 7,9 7,6 7,5 10,0 9,6 8,9 10,5 8,4 4,7 9,8
другие доходы 5,2 3,7 4,6 2,6 2,0 3,9 4,6 3,4 4,3 5,8 2,2 4,1 8,5
Неденежные доходы, в том числе: 14,3 14,8 14,2 11,2 9,2 8,2 8,4 7,7 7,1 6,9 2,8 28,4 15,9
потребление продовольствия с собственных хозяйств 12,4 13,3 13,0 9,6 8,2 7,3 7,4 6,7 6,4 4,8 2,0 26,9 15,4
бесплатно полученные непродовольственные товары и услуги 1,9 1,5 1,2 1,6 1,0 0,9 1,0 1,0 0,7 2,1 0,8 1,5 0,5
Совокупный доход, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100, 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
^Составлено по: [1. P. 78-79; 2. P. 93-94; 3. P. 91-92].
Таблица 2 - Структура потребительских расходов домашних хозяйств РА в 2004-2012гг. (в среднем за месяц в расчете на душу населения), %*
В том числе
Годы городские сельские
Статьи расходов населенные населенные
пункты пункты
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2004 2012 2004 2012
Потребительские расходы, 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
продукты питания 56,1 57,0 56,5 53,5 51,9 51,1 51,8 52,7 48,9 53,1 46,9 62,5 52,9
алкогольные напитки 0,8 0,8 0,9 0,9 0,8 0,9 1,0 0,8 0,7 0,8 0,6 0,9 0,9
сигареты 4,2 4,0 4,1 3,8 3,5 3,7 3,5 3,4 3,4 4,3 3,5 4,0 3,3
непродовольственные товары 14,5 14,3 14,0 15,6 16,4 15,5 15,5 15,4 17,6 13,6 16,6 16,4 19,6
услуги, в том числе: 24,4 23,9 24,5 26,2 27,4 28,8 28,2 27,7 29,4 28,2 32,4 16,2 23,3
здравоохранения 7,8 6,8 4,9 4,7 3,6 3,2 4,0 2,1 2,5 8,6 2,7 6,1 2,2
образования 3,7 3,8 4,6 4,4 4,2 3,0 0,5 0,5 1,3 4,7 1,4 1,6 0,6
жилищно-коммунальные 6,0 6,5 7,1 7,8 9,1 10,7 10,5 10,9 12,3 6,6 13,8 4,6 9,3
транспорта 3,6 3,8 3,4 3,0 3,3 4,0 3,2 3,1 3,5 4,4 3,8 1,8 2,9
связи 1,5 1,6 2,6 3,7 4,9 4,6 5,0 4,8 5,8 2,0 6,2 0,5 4,7
другие услуги 1,8 1,4 1,9 2,6 2,3 3,3 5,0 6,3 4,0 1,9 4,5 1,6 3,6
^Составлено по: [1. P. 85-86; 2. P. 101; 3. P. 100].
► Artsruni Ye. ToRoSYAN
Dr. Sc. (Econ.), Accosiate Prof. of Economic Theory Dept.
armenian State University of Economics 0025, Republic of armenia, Yerevan, Nalbandyana St., 128 Phone: +3(74010) 22-86-04 Е-mail: [email protected]
Из данных табл. 2 видно, что возросла доля непродовольственных товаров и услуг в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, причем доля последних возросла в большей степени. Интересно, что доля непродовольственных товаров традиционно выше в сельских населенных пунктах республики. Наиболее быстро росли жилищно-коммунальные расходы и расходы на связь, в том числе в сельских населенных пунктах.
К сожалению, существенно уменьшились расходы на образование -с 3,7% в 2004 г. до 0,5% в 2010 г.; в 2012 г. они составили 1,3%. Снижение уровня расходов на образование в республи-
ке происходило начиная с 2007 г. Причем это отмечалось как в городских, так и в сельских населенных пунктах, что свидетельствует об утрате былой заинтересованности населения в повышении образовательного уровня, видимо, вследствие недоступности для большинства домашних хозяйств республики.
Определенный интерес представляет динамика структуры потребительских расходов за этот период по децильным группам населения. Как свидетельствуют данные табл. 3, преобладающее большинство населения республики более половины потребительских расходов направляет на приобретение продуктов
Keywords
INCOMES
HOUSEHOLD
TRANSFERS
LABOUR REMUNERATION LIVING STANDARDS STRUcTURE CONSUMER EXPENSES GINI cOEFFIcIENT
RATIO BETWEEN "POLAR" GROUPS OF POPULATION LEVEL OF POPULATION'S POVERTY
Summary
The article assesses the living standards of population of the Republic of Armenia based on the analysis of incomes and household consumption expenditure. To that end, the author has analysed the changes in the structure of total household incomes of both urban and rural population in Armenia, examined the structure of consumer spending according to decile groups, households, Gini coefficient and studied the dynamics of the ratio between income and expenditure for both decile and quintile groups of the richest and the poorest segments of the population. As a result, the necessity of government participation in resolving this problem is justified.
Таблица 3 - Структура потребительских расходов домашних хозяйств РА по децильным группам в 2004 и 2012 гг. (в среднем за месяц в расчете на душу населения), %*
Потребительские расходы
'ос ки е ы н н
Децильные Годы го ан п ап н е ы те Cfi ьр ги
группы с _Û аг
со тк уд о Пр ьн л ог оглк ^ CÛ о от д о р п
«с е
1 2004 100,0 73,4 0,4 5,1 8,6 12,5
2012 100,0 63,2 0,3 4,3 7,8 24,4
v 2004 100,0 66,6 0,6 5,2 11,5 16,1
2012 100,0 54,6 0,4 4,1 15,1 25,8
x 2004 100,0 38,0 1,1 2,9 18,6 39,4
2012 100,0 36,2 1,1 2,5 22,3 37,9
^Составлено по: [3. Р. 102-104].
Примечание. 1 Включая стоимость потребления продуктов собственного производства.
Таблица 4 - Коэффициент Джини в РА в 2004-2012 гг.*
Коэффициент Джини 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Доходы 0,395 0,359 0,369 0,371 0,339 0,355 0,362 0,371 0,372
Потребление 0,260 0,257 0,263 0,288 0,242 0,257 0,265 0,267 0,269
^Составлено по: [1. P. 44; 2. P. 47; 3. P. 48].
Таблица 5 - Соотношение доходов и расходов самых богатых и самых бедных слоев населения РА в 2004-2012 гг., раз*
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
ли ли ли ли ли ли ли ли ли
Показатель ли ли ли ли ли ли ли ли ли
еД еД еД еД еД еД еД еД еД
Денежные доходы 10,6 2 8 9,5 17,9 7,6 13,9 8,0 15,6 7,8 14,1 8,0 14,5 8,0 14,2 8,0 14,8 8,5 15,9
Потребительские 5,8 9,5 6,0 10,0 5,4 8,7 5,6 8,9 5,2 8,0 5,1 7,9 5,2 8,1 5,4 8,5 5,2 8,2
расходы
^Составлено по: [3. P. 101].
питания. В наименее обеспеченных семьях на эти цели направляется почти 2/3 потребительских расходов. Исключение составляют лишь наиболее обеспеченные слои населения, у которых расходы на приобретение продуктов питания составляют немногим более 1/3 потребительских расходов. Почти столько же они расходуют на предоставляемые им услуги.
Для характеристики дифференциации распределения доходов и расходов между отдельными группами населения используется также коэффициент Джини. Этот индекс характеризует степень отклонения фактического распределения от линии абсолютно равного распределения.
Как видно из данных табл. 4, поляризация населения республики по доходам более существенна, чем по потреблению.
Коэффициент Джини по доходам в
2004 г. был достаточно высок и составил 0,395. В 2005 г. этот показатель улучшился, однако в 2006-2007 гг. увеличился, тем самым характеризуя обострение неравномерного распределения доходов в республике. В 2008 г. удалось стабилизировать этот коэффициент. Однако в 2009-2012 гг. предшествующий отрицательный процесс увеличения этого коэффициента возобновился, он достиг, а в дальнейшем и превзошел уровень
2005 г.
По тому же сценарию изменялся коэффициент Джини по потреблению, с той лишь разницей, что неравномерное распределение не носило такой остроты.
Наиболее полное представление об уровне дифференциации доходов и потребления дает коэффициент соот-
ношения «полярных» групп населения. Причем целесообразнее проанализировать их как по квинтильным, так и по децильным группам населения. Эти коэффициенты определяются отношением доходов или потребления в первом случае 20%, а во втором - 10% наиболее обеспеченного населения к уровню доходов или потребления соответственно 20 или 10% наименее обеспеченного населения.
Как видно из данных табл. 5, неравномерность распределения доходов в РА намного глубже, чем потребления, о чем свидетельствует и коэффициент Джини. Причем как по доходам, так и по потреблению неравномерность распределения намного ярче выражена при расчете коэффициента соотношения по дециль-ным группам населения.
Так, если коэффициент соотношения денежных доходов по квинтильным группам населения в 2004 г. составлял 10,6 раза, то в 2012 г. - 8,5 раза, по децильным группам соответственно 20,8 и 15,9 раза. То же самое наблюдается при сопоставлении коэффициентов по потребительским расходам. Так, если по квинтильным группам населения в 2004 г. соотношение составляло 5,8 раза, а в 2012 г. -5,2 раза, то по децильным группам соответственно 9,5 и 8,2 раза.
Это обстоятельство позволяет сделать вывод о глубокой поляризации населения республики по уровню жизни.
Таким образом, проведенный анализ дифференциации доходов и расходов населения республики свидетельствует о необходимости государственного участия в решении этой проблемы.
Источники
1. Social snapshot and poverty in Armenia. Statistical Analytical Report. Yerevan: National Statistical Service of the Republic of Armenia, 2009.
2. Social snapshot and poverty in Armenia. Statistical Analytical Report. Yerevan: National Statistical Service of the Republic of Armenia, 2011.
3. Social snapshot and poverty in Armenia. Statistical Analytical Report. Yerevan: National Statistical Service of the Republic of Armenia, 2013.
References
1. Social snapshot and poverty in Armenia. Statistical Analytical Report. Yerevan, National Statistical Service of the Republic of Armenia, 2009.
2. Social snapshot and poverty in Armenia. Statistical Analytical Report. Yerevan, National Statistical Service of the Republic of Armenia, 2011.
3. Social snapshot and poverty in Armenia. Statistical Analytical Report. Yerevan, National Statistical Service of the Republic of Armenia, 2013.
■o я