Научная статья на тему 'Актуальные проблемы управления добычей подземных вод на территории Российской Федерации'

Актуальные проблемы управления добычей подземных вод на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1468
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ / ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ / ЛИЦЕНЗИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / НИЗКОДЕБИТНЫЙ ВОДОЗАБОР / ДОБЫЧА ПОДЗЕМНЫХ ВОД / ОЦЕНКА ЗАПАСОВ ПОДЗЕМНЫХ ВОД

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пашкевич Н.В., Головина Е.И.

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения. Современная система регулирования недропользования в области добычи подземных вод в настоящее время является несовершенной и имеет определенные недостатки, среди которых недостаточный контроль за недрами со стороны государства, коммерциализация этапов лицензирования, дефицитность бюджета, перекладываемая на другие сферы национальной экономики. В статье представлены общие сведения о состоянии подземного водообеспечения в России, выявлены негативные тенденции подземного водопользования, кратко описана система лицензирования подземных водозаборов в Германии, предложены мероприятия по совершенствованию системы управления фондом подземных вод России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы управления добычей подземных вод на территории Российской Федерации»

Геоэкономика и менеджмент

Geoeconomics and management

УДК 330.15

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОБЫЧЕЙ ПОДЗЕМНЫХ ВОД НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Н.В.ПАШКЕВИЧ, д-р экон. наук, профессор, nvp01@spmi.ru Е.И.ГОЛОВИНА, аспирант, golovinakate21@mail.ru

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург, Россия

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения. Современная система регулирования недропользования в области добычи подземных вод в настоящее время является несовершенной и имеет определенные недостатки, среди которых недостаточный контроль за недрами со стороны государства, коммерциализация этапов лицензирования, дефицитность бюджета, перекладываемая на другие сферы национальной экономики.

В статье представлены общие сведения о состоянии подземного водообеспечения в России, выявлены негативные тенденции подземного водопользования, кратко описана система лицензирования подземных водозаборов в Германии, предложены мероприятия по совершенствованию системы управления фондом подземных вод России.

Ключевые слова: подземные воды, полезное ископаемое, лицензия, регулирование недропользования, низкодебитный водозабор, добыча подземных вод, оценка запасов подземных вод.

Вода является важнейшим ресурсом и основным условием жизни для человека, а также составляющей любой производственной деятельности. Россия обладает более 20 % мировых запасов пресных вод, что делает ее в данном отношении одной из наиболее богатых стран мира. В перспективе России отводится особая роль в решении проблем рационального водопользования не только на ее территории, но и в мире. Следовательно, вода - стратегический ресурс Российской Федерации.

Подземные воды являются специфическим видом полезного ископаемого, так как запасы подземных вод возобновимы в процессе эксплуатации [1].

В настоящее время на территории Российской Федерации наибольшее количество подземной воды добывается и используется в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах, наименьшее - в Дальневосточном. По количеству добываемой воды лидируют Московская область, Краснодарский край, Кемеровская и Свердловская области [7].

Основная ресурсная база всех типов подземных вод (пресных питьевых, технических, минеральных, теплоэнергетических и промышленных) была создана благодаря широкомасштабным геологоразведочным работам, выполненным за счет госбюджетных средств до начала 1990-х гг. (рис.1). Из общего количества добываемых подземных вод в настоящее время потребляется в среднем 82 %; без использования сбрасывается до 18 % добытой воды. Структура использования подземных вод на сегодняшний день практически не меняется: на хозяйственно-питьевое водоснабжение расходуется примерно 76 %, на промыш-ленно-техническое - 22 % добываемых вод.

полная для рассредоточенных водопотребителей

не полная для рассредоточенных водопотребителей Рис.1. Обеспеченность субъектов РФ ресурсами пресных подземных вод, м3/(сут-км2) [7]

На сегодняшний день более половины месторождений подземных вод все еще не осваивается и находится в нераспределенном фонде недр. Большая часть из них требует переоценки или не может быть освоена вообще в связи с изменившейся экономической и экологической ситуацией (удаленность от потребителя, застроенность территории месторождения, неустойчивый химический состав подземных вод и т.д.) и возросшими требованиями к качеству воды.

Правовое управление добычей подземных вод имеет в определенной степени двойное регулирование. С одной стороны, действуют нормы закона РФ «О недрах»*, с другой, - нормы водного законодательства (Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2007). Помимо того, что оба законодательных документа нуждаются в модернизации, необходимы разумное разграничение и взаимоувязка данных нормативных документов [2].

Основным документом, регламентирующим налогообложение водных объектов, является Налоговый кодекс РФ, гл.25.2 «Водный налог», введенная федеральным законом от 28.07.2004 № 83-ФЗ.

Современная система лицензирования подземных водозаборов является основным механизмом государственного управления и регулирования добычи подземных вод. В соответствии с законом РФ «О недрах» геологическое изучение и добыча подземных вод осуществляется на основании предоставленного права пользования участком недр, которое оформляется государственным разрешением в виде лицензии. Согласно ст. 9 закона «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в

том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Населению разрешено пользоваться только грунтовыми водами, т.е. некачественными водами, бесплатно. Добыча подземных вод из оцененных водоносных горизонтов индивидуальными пользователями запрещена законом РФ «О недрах», что в корне неправильно, так как приводит к вынужденному нарушению права населения на получение источника питьевого водоснабжения.

Обоснование возможности использования подземных вод для водоснабжения включает разработку методики и технологии проведения геологоразведочных работ, их производство, оценку запасов и проектирование эксплуатации. Все перечисленные виды деятельности сопровождаются получением разрешительной документации и различных согласований [4]. Полный перечень данных документов представлен в следующих государственных актах:

• приказе Министерства природных ресурсов РФ от 15.03.2005 № 61 (ред. от 20.08.2010) «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)»;

• приказе Министерства природных ресурсов РФ от 29.11.2004 № 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности»;

• приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.04.2013 № 139 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации экспертизы проектов геологического изучения недр».

Составить требующуюся документацию пользователю недр, не имеющему специального гидрогеологического образования, невозможно, поэтому он вынужден самостоятельно искать подрядчика (специалиста либо организацию), готового выполнить все регламентные работы. Стоимость «условного пакета» для получения разрешения (лицензии) на добычу подземных вод на сегодняшний день составляет от 600 тыс.руб. до 1,5 млн руб. и более в зависимости от условий эксплуатации месторождения и рыночных цен на проведение всех видов работ. При этом стандартные государственные пошлины за выдачу лицензий на геологическое изучение и на эксплуатацию водозабора составляют всего около 1-2 % от рыночной стоимости необходимых проектов и отчетов (рис.2).

Размер государственной пошлины (сбора) за предоставление лицензии составляет 2600 руб. (предоставление государственной услуги осуществляется на платной основе в соответствии с п.92 ч.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ). Нередко стоимость строительства самой низкодебитной водозаборной скважины во много раз меньше стоимости подготовки документации. Таким образом, поступления в государственный бюджет от предоставления права пользования недрами, а именно подземными водами, составляют лишь незначительную часть от общих издержек, которые несет водопользователь при получении лицензии на геологическое изучение и добычу подземных вод.

Поскольку качество и стоимость всех выполняемых видов работ пользователь недр оценить не может, нередко возникают проблемы с получением лицензии на добычу подземных вод. Жесткие тре-

2 %

98 %

государственный сбор за выдачу лицензии

стоимость проектно-отчетной документации (коммерческая)

Рис.2. Стоимость «лицензионного пакета» на водозаборную скважину

бования Департамента по недропользованию, соответствующие современному законодательству для получения лицензии на добычу подземных вод, создают, однако, значительные сложности для недропользователя в подготовке документации и выполнении аналитических и натурных наблюдений.

Помимо высокой стоимости подготовительного этапа к получению лицензии на недропользование, существенным отрицательным фактором для пользователя недр является длительный период выполнения работ в целях геологического изучения недр, который устанавливается в соответствии с условиями лицензионного соглашения от 2 до 5 лет. Это приводит, как правило, к нелицензионному водоотбору в течение подготовительного периода, без разрешения на добычу.

Основные недостатки современной системы лицензирования геологического изучения и добычи подземных вод следующие:

1) невозможность получения совмещенной лицензии на геологическое изучение и добычу подземных вод (с 2011 г.);

2) недостаточная и не всегда достоверная отчетность добывающих компаний перед лицензионными органами и службами мониторинга. Это проявляется в отсутствии систем замеров уровней воды в скважинах, информации по изменениям химического состава подземной воды и т.д. Департамент по недропользованию, выдающий лицензии на добычу подземных вод, не заинтересован и не имеет функциональных обязанностей по контролю разработки месторождений подземных вод, что приводит к несоответствию заявленных в лицензии объемов добычи величине фактического водоотбора;

3) отсутствие и неточность измерительной аппаратуры, что приводит к заниженным показателям при добыче воды;

4) нехватка, а иногда и отсутствие в большинстве районов системы наблюдательных скважин, которые не позволяют проводить исследования и анализ сработки запасов подземных вод (из-за отсутствия финансирования);

5) наличие огромного количества как старых заброшенных водозаборных объектов, так и сети частных водозаборов, не поддающихся учету и контролю. Сложная и дорогостоящая процедура лицензирования водозаборов приводит к массовому безлицензионному недропользованию;

6) отсутствие контроля за фактической добычей подземных вод водопользователями со стороны Департамента по недропользованию и службы мониторинга. Как правило, эти ведомства не имеют полевых групп, способных контролировать деятельность водозаборов на местах;

7) не согласованное с Роспотребнадзором сокращение поясов санитарной охраны на действующих водозаборах, вызванное резким скачком стоимости земель в последние 10-15 лет (граница зоны первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора*);

8) низкая ставка водного налога, которая не стимулирует рациональное и бережное использование подземных вод. Например, особо ценные по своему типу питьевые подземные воды используются в значительных объемах для технических и технологических целей [3];

9) полный запрет на добычу питьевой подземной воды частным лицам для своих нужд (при невозможности подключения к системе централизованного водоснабжения из-за удаленности объектов), который приводит к строительству индивидуальных водозаборных сооружений без всяких разрешений. Эта тенденция связана также с массовой жилищной застройкой и

возникновением поселений на бывших сельскохозяйственных землях и лесных угодьях. Соответственно общая картина по объемам добычи подземных вод в рамках целых регионов становится весьма размытой и неточной;

10) привлечение частного капитала в сектор водоснабжения населения в виде инвестиционных программ (например, федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»). Эта мера приведет к росту тарифов на водоснабжение, но не решит проблемы рационального водопользования в масштабах регионов, так как деятельность любой водозаборной скважины оказывает влияние на работу соседних водозаборов, и наоборот. Роль федеральных целевых программ сводится к модернизации инженерных сетей, систем водоочистки и сброса канализационных вод. В то же время ни в одной из программ не уделено внимания самим водозаборам, ремонту и реконструкции водозаборных скважин, пробуренных зачастую более 30-50 лет назад. Такие объекты требуют отдельного обследования, внедрения современных материалов и технологий при добыче подземной воды;

11) приоритетное право при получении лицензии на добычу подземной воды, предоставляемое помимо юридических лиц, иностранным гражданам (ст. 9 «Пользователи недр» закона РФ «О недрах»). В связи с этим возникает вопрос о нарушении конституционного права российских граждан;

12) отсутствие критериев оценки бухгалтерского баланса предприятия-заявителя при подаче документов для получения лицензии на геологическое изучение подземных вод. Например, заявитель, являющийся садоводческим некоммерческим товариществом (СНТ) или дачным некоммерческим партнерством (ДНП), не имеют годового бухгалтерского баланса, а ведут бухгалтерский учет по упрощенной методике. Основной документ, регламентирующий их деятельность, - протокол общего собрания членов СНТ или ДНП.

13) отсутствие резервных водозаборов подземных вод на случай стихийных бедствий (наводнения, пожары и т.п.);

14) жесткая регламентация административных процедур при одновременной нечеткости формулировок и соответственной неоднозначности их трактовок, а также избыточность требований к проведению работ и представлению их результатов, не учитывающая разнообразие рассматриваемых объектов и решаемых задач.

Анализируя комплекс недостатков системы лицензирования подземных водозаборов в Российской Федерации, целесообразно обратиться к зарубежному опыту, рассмотрев регламент добычи подземных вод на примере Германии.

Современная Германия - одна из наиболее развитых стран мира. Методология в сфере геологического изучения и добычи подземных вод в стране является одной из передовых в Европе. Особую роль в области добычи подземных вод играет рациональный подход к управлению подземными водными ресурсами и экологический менеджмент. Доля использования подземных вод в Германии достигает 75 % от потребления для хозяйственно-питьевых целей и промышленного водоснабжения.

Основополагающими моментами, приоритетными для немецких специалистов в области гидрогеологического изучения и добычи подземных вод, являются, в первую очередь, рациональность, во-вторых, безопасность, в-третьих, контроль.

Особую роль в управлении добычей подземных вод играют сугубо государственные организации - Департамент водных ресурсов, водные ведомства. Например, Водный департамент Саксонии отвечает за выдачу и отмену лицензий для разных типов водозаборов (Erlaubnis - мелкие проекты; Bewilligung - крупные объекты), проведение мониторинга, а также оценку запасов.

Сам процесс получения лицензии на добычу подземных вод в Водном департаменте Саксонии четко регламентирован. Для физических лиц эта процедура проста и достаточно прозрачна. Список документов для получения лицензии на малый водозабор состоит из следующих пунктов:

• заявление с указанием планируемого объема водопользования;

• план участка;

• конструкция водозабора.

После получения от заказчика данных документов Водный департамент рассматривает заявку. В первую очередь проверяется правильность оформления документации, затем осуществляется расчет влияния лицензируемого водозабора на соседние водозаборы. Водный департамент самостоятельно выполняет отчет о влиянии нового водозабора, а также проводит оценку запасов на участке. Если негативного влияния водозабора на водоносный горизонт и соседние скважины не выявлено, Водный департамент выдает заказчику лицензию. При более сложных гидрогеологических условиях Водный департамент может потребовать дополнительные отчеты или документы у заказчика. Если недостающие документы не будут представлены в определенный срок, возможен отказ в лицензии.

Затраты Водного департамента четко регламентированы. При расчете стоимости лицензии на 10 лет с объемом менее 10000 м3 затраты составят от 75 до 767 евро. При объеме откачки от 10000 до 100000 м3 затраты составят 767 евро, к которым прибавляется 15,34 евро за каждые следующие 1000 м3 [6]. Лицензия на мелкий или средний подземный водозабор может обойтись заказчику около 1000-2000 евро, в то время как в России средняя коммерческая стоимость получения лицензии составляет от 600 тыс.руб. до 1,5 млн руб.

Зона I санитарного пояса (Еа88и^820пе) в Германии имеет радиус 10 м [5]. В России минимальный радиус 30 м, т.е. при диаметре 60 м участок под водозабор занимает площадь около 3600 м2, что затрудняет согласование водозаборов, выдачу лицензий, делает невозможным получение лицензии физическими лицами. Именно этот момент является одной из причин запрета на выдачу лицензии индивидуальным водопользователям в России.

В самом процессе эксплуатации подземных водозаборов в Германии особое внимание уделяется поддержанию качества вод. Водопользователи обязаны не реже одного раза в год отбирать пробы подземных вод и проверять их качество. В случае получения положительного экспертного заключения о качестве подземных вод добыча продолжается. Если качество подземных вод низкое, требует дополнительной водоочистки или содержание вредных веществ превышает норму и опасно для жизни людей, то эта информация подается в Водный департамент, который решает дальнейшую судьбу подземного водозабора.

Таким образом, модель лицензионных соглашений в Германии, подразумевает короткие, прямые отношения между заказчиком и Департаментом. При оплате стоимости лицензии (фиксированная ставка) Департамент самостоятельно или при помощи приглашенных специалистов производит все регламентные работы и в конечном варианте выдает лицензию на жестко квотированный водоотбор, что особо контролируется в дальнейшем. Такой механизм удобен как для заказчика, так и для самого Департамента, который имеет реальную информацию по объему водопотребления, запасам и ресурсам всех водозаборов региона.

Возвращаясь к проблеме рационального использования подземных водозаборов в России, можно сделать вывод, что государственная система управления добычей и потреблением подземных вод для различных целей национальной экономики требует определенной реформы. В первую очередь, воду как особое полезное ископаемое необходимо рассматривать как общенародную государственную собственность. И следовательно, саму добычу подземной воды, распределение фондов по регионам, целевому назначению и т.д. необходимо производить под контролем государственных специализированных организаций и налоговых органов, но при условии реструктуризации основополагающих законов (закона РФ «О недрах», Водного кодекса).

Также необходима функциональная централизация системы управления подземными водами в рамках эксплуатации водоносных горизонтов. На данный момент большинство действующих водозаборов оказалось вне должного контроля со стороны специалистов в области геологии, гидрогеологии и экологии. Поэтому целесообразно создать единый орган государственной регистрации (лицензирования), который примет на себя также функции

«заказчика», т.е. производство регламентных работ по требованиям лицензии на принципах привлечения конкурсных подрядных специализированных организаций. Соответственно, контроль над лицензионными работами будет упрощен, а стоимость пакета лицензионных документов будет фиксирована и регламентирована в зависимости от класса и типа водозабора.

Предлагается централизация (в рамках одного государственного органа) следующих основных лицензионных действий:

• приемка заявочной документации;

• приемка регламентных документов для открытия лицензионного дела;

• составление проекта на геологическое изучение предполагаемого участка водозабора;

• приемка технической и геологической информации после строительства водозабора;

• составление проекта зон санитарной охраны;

• составление отчета об оценке запасов с комплексом полевых мероприятий;

• проведение государственных экспертиз проектов;

• согласование проектов с надзорными ведомствами (Центр государственного мониторинга состояния недр, Роспотребнадзор);

• прием и аналитическая обработка отчетной документации;

• контроль водозаборов в течение всего срока их службы (обычно 25 лет);

• проведение конкурсов на подрядные работы (производство опытно-фильтрационных работ, замеры уровней, взятие проб на различные виды анализов, составление проектов и отчетов);

• аналитические работы, составление региональных геологических отчетов в структуре фондов геологической информации;

• консультационная деятельность;

• планирование перспективных геологоразведочных работ.

Недропользователь, оформляющий лицензию как на поисково-оценочную скважину, так и на эксплуатацию водозаборного сооружения, должен получить всю необходимую юридическую и специализированную поддержку в одном центре регистрации водозаборов по фиксированным и понятным тарифам. Стоимость регламентных работ должна быть уменьшена не только из-за сокращения объема работ, но и из-за коммерческой составляющей при ценообразовании (отсутствие плановой прибыли). Например, в Германии при производстве регламентных работ прибыль не закладывается, что позволяет сдерживать рост тарифов на водопользование.

Предлагаемому государственному органу совсем не обязательно создавать собственный дополнительный (расширенный) штат специалистов. Целесообразно вести регламентную работу с привлечением коммерческих профессиональных профильных организаций. К таким видам работ можно отнести производство опытно-фильтрационных работ, обследование водозаборов, отбор образцов проб воды, расчетные и аналитические работы с составлением отчетов, топогеодезические и исследовательские работы. Организация, выдающая лицензии, осуществляющая контроль и водно-балансовый анализ добычи подземных вод, должна давать прогнозные оценки развития вододобывающей отрасли для ее планирования, а также развития смежных отраслей. Подобная задача, несомненно, должна координироваться с научными центрами, институтами, а также с отраслевыми плановыми организациями и комитетами. Например, для Северо-Западного региона такими организациями могут стать ОАО «Севзапгеология», ФГУП «Петербургская комплексная геологическая экспедиция». Возможно и создание исследовательско-аналитических районных групп при Департаменте по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу «Севзапнедра» [3].

Как уже указывалось, текущий режим лицензирования пользования недрами подземных вод излишне усложнен и требует от недропользователя сначала получить поисково-оценочную лицензию, а затем отдельно лицензию на добычу подземных вод. Одну и ту

же процедуру недропользователь проходит дважды. Поэтому еще одним из методов совершенствования системы управления добычей подземных вод является возможность предоставления недропользователям совмещенной лицензии на геологическое изучение и добычу подземных вод. Это позволит уменьшить сроки получения лицензии, а также сократить затраты на составление проектов, отчетов, согласований, избежав дублирования многих из них.

Предлагается также создание региональной численной модели для расчета запасов подземных вод в системе мониторинга для многочисленных одиночных водозаборов, в том числе низкодебитных. Это подразумевает реорганизацию лицензионной документации в области подсчета эксплуатационных запасов и параметров водоносных горизонтов при геологоразведочных и геолого-оценочных работах.

Необходима организация единой сети контроля над системой водообеспечения, включающая следующие виды контроля:

• контроль тарифных ставок между структурами, добывающими подземную воду, и потребителями;

• контроль санитарно-эпидемиологического качества воды как готового продукта;

• контроль объема добычи и потребления подземной воды;

• контроль целевого использования ресурсной базы;

• контроль санитарных поясов водозаборов и состояния инженерных сетей;

• контроль инженерно-экологического состояния систем водоотведения.

При проведении обязательного лицензирования необходимо использовать целевые сборы для финансирования региональных, экологических и исследовательских гидрогеологических программ.

Важнейшим из факторов реформы отрасли является назревшая необходимость регистрации, лицензирования и постановки на налоговый учет всех частных одиночных и групповых подземных водозаборов. К таким относятся низкодебитные скважины (до 1 м3/сут), колодцы, каптированные родники. Каждый из таких объектов должен получить геологический и экологический паспорт, пройти процедуру лицензирования по упрощенной программе и быть оборудованным системой учета.

Привлечение сегмента недропользователей к единой базе данных позволит получать бесценную гидрогеологическую и экологическую информацию и пополнит отраслевой бюджет через систему налогообложения. Финансирование геологоразведочной отрасли за счет потребителей должно повысить уровень изучения новых и поддержания безопасных факторов добычи на уже разведанных месторождениях подземных вод, переоценить запасы, улучшить экологическую составляющую и обеспечить все население страны качественной питьевой водой в полном объеме.

В то же время необходим строгий государственный контроль над тарифной политикой добывающих и эксплуатирующих компаний в сфере водоснабжения и водоотведения. Это приведет к постепенному уходу с «рынка услуг» недобросовестных посредников и к замене их на профессионалов, понимающих, насколько хрупок баланс природных ресурсов и человека.

Помимо предлагаемых мер, совершенствование лицензирования недропользования подземных вод должно быть направлено на соблюдение баланса интересов недропользователей (за счет сокращения сроков и затрат на лицензирование разрешением совмещенных лицензий на геологическое изучение и добычу подземных вод) и государства путем учета и регистрации всех водопользователей.

Проблема освоения запасов подземных вод особенно актуальна не только для субъектов Российской Федерации, но и для районов пограничных территорий. Добыча подземных вод в Европейском Союзе регламентируется Директивой Европейского парламента и Совета 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г, которая признает необходимость действий с целью предотвращения долгосрочного ухудшения качества и сработки запасов пресной воды и

выполнения программы мероприятий, направленных на устойчивое управление пресноводными ресурсами и на их защиту. Регламентные и правоустанавливающие документы должны быть унифицированы с международными нормами. Предлагаемые в статье мероприятия требуют дальнейшего межведомственного и экономического анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боревский Б.В. Подземные воды: состояние обеспеченности питьевыми и техническими водами / Б.В.Боревский, Л.С.Язвин, С.П.Пугач // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2008. № 4. С.5-9.

2. Головина Е.И. О расчете платежей за водопользование и сборов при эксплуатации подземных водозаборов // Экономист: ежемесячный науч.-практ. журнал. 2013. № 11. С.66-72.

3. Головина Е.И. Основные предпосылки реформирования системы управления фондом добычи подземных вод России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 6-1(185). С.75-82.

4. Язвин А.Л. Критический обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих изучение и использование питьевых и технических подземных вод // Разведка и охрана недр. 2014. № 5. С.3-7.

5. Wasserhaushaltsgesetz § 52 WHG (Ausfertigungsdatum: 31.07.2009).

6. Wassergesetz-2008 SACHSEN Stand: 1. August 2008. http://www.mineral.ru/Facts/russia/131/291/index.html

REFERENCES

1. Borevskij B. V., Jazvin L.S., Pugach S.P. Podzemnye vody: sostojanie obespechennosti pit'evymi i tehnicheskimi vo-dami (Underground water: the state of provision of potable and technical water). Mineral'nye resursy Rossii. Jekonomika i upravlenie. 2008. N 4, p.5-9.

2. Golovina E.I. O raschete platezhej za vodopol'zovanie i sborov pri jekspluatacii podzemnyh vodozaborov (About calculation of payments and fees for water use in the operation of underground water intakes). Jekonomist: ezhemesjachnyj nauchn.-praktich. zhurnal. 2013. N 11, p.66-72.

3. Golovina E.I. Osnovnye predposylki reformirovanija sistemy upravlenija fondom dobychi podzemnyh vod Rossii (Basic background of underground waters extraction management reforms in Russia). Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Jekonomicheskie nauki. 2013. N 6-1 (185), p.75-82.

4. Jazvin A.L. Kriticheskij obzor normativno-pravovyh dokumentov, reglamentirujushhih izuchenie i ispol'zovanie pit'evyh i tehnicheskih podzemnyh vod (Critical review of legal documents governing the study and use of drinking and technical groundwater). Razvedka i ohrana nedr. 2014. N 5, p.3-7.

5. Wasserhaushaltsgesetz § 52 WHG (Ausfertigungsdatum: 31.07.2009). Zakon o regulirovanii vodnogo balansa (Za-kon vodnyh resursov v redakcii ot 2 maja 2013 g.)

6. Wassergesetz-2008 SACHSEN Stand: 1. August 2008 (Vodnyj zakon Saksonii). http:// www.mineral.ru / Facts / russia / 131 / 291 / index. html

TOPICAL ISSUES OF THE MANAGEMENT OF EXTRACTION OF UNDERGROUND WATERS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.V.PASHKEVICH, Dr. of Economics, Professor, nvp01@spmi.ru

E.I.GOLOVINA, postgraduate student, golovinakate21@mail.ru

National Mineral Resources University (Mining University), St Petersburg, Russia

Water is a key component of our environment; it is a renewable, limited and vulnerable natural resource, which provides for the economic, social, and environmental well-being of the population. The modern system of taxation and regulation of subsoil use in the extraction of groundwater is currently imperfect and has definite disadvantages, among them not enough control of natural resources by the state, the commercialization stage of licensing, and the budget deficit, which is passed on to other areas of the national economy.

General information about the state of the underground water supply in Russia, and the negative trends of underground water use are presented. The system of licensing underground water intakes in Germany is briefly described; some measures to improve the system of management of Russia's underground waters fund are suggested.

Key words: groundwater, natural resource, license, subsoil regulation, low debit intake, groundwater extraction, assessment of groundwater resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.